Узбекский фарфор История Разное

Пишет Михаил Книжник в своём ЖЖ.

Вовремя заданный вопрос правильному человеку – известному узбекскому художнику Турсунали Каримовичу Кузиеву – вывел нас на интересную тему. Большая часть снимков и рассказов прислал Кузиев, но и я кое-что накопал. Жалко, что Ташкентского фарфорового завода в прежнем его виде и славе уже нет. МК

Турсунали Кузиев:
ТАШКЕНТСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФАРФОР.
Получил в наследство от мамы.
Обратите внимание: до стилизации рисунка "пахта-гуль" ташкентский фарфор украшали более реалистической веткой хлопчатника, гузапая, курак, листья, цветок и наконец, раскрытая коробочка –пятисферная
Гузапая – стебли хлопкового куста, курак – нераскрывшиеся коробочки. МК

Турсунали Кузиев:
ТАШКЕНТСКИЙ  ГОЛУБОЙ ФАРФОР.
Известный узбекский классический "ПАХТА-ГУЛЬ" фарфор (ляганы, косушки, чайники, талинки, пиала)  выпускались вначале совсем другим рисунком, дизайном, и в другой цветовой гамме.
Вот такими были первоначальные образцы ташкентского "пахта-гуль".
Потом уже с прибытием на ТФЗ выпускников "Мухинки", "Строгановки", ХПИ,из Харькова, профессиональная команда художников по фарфору довела стилизацию рисунка хлопковой коробочки до той, классической, которую мы привыкли видеть.

Турсунали Кузиев:
УЗБЕКСКАЯ ПИАЛА
Это путь от греков Македонского, которые принесли в Трансоксиану слово "фиала", через фабрику Кузнецова, борьбу уйгурского фарфора за Туркестан  до история и традиции Ташкентского фарфорового...

МК:
Клейма ТФЗ
60 –е годы

С 73 –го и до конца.

Ну, и за компанию, Самаркандский завод.

Турсунали Кузиев:
"ПАХТА-ГУЛЬ"
Появился кобальт, как подражание "Кузнецову».
Но хлопок пошел тогда красным.
"Кизил пахта» – красный, то есть советский хлопок.

МК:
Это уже 60-е. Нащупывание пути к «синему канону».

Турсунали Кузиев:
ПУТЬ "ПАХТА-ГУЛЬ"
от Македонского, Гарднера, Кузнецова, Песочное, Дулево, и наконец – Ташкентский фарфоровый завод.
Сколько импровизаций , стилизаций, модернизаций прошел знакомый родной для всех узбекистанцев, популярного по всем миру бренда "пахта-гуль"
В одном сервизе соседа я насчитал одиннадцать вариаций пиалушек с рисунком "пахта-гуль"! Говорит, хозяйка не послушалась свекрови, не отметила донышко пиалушки краской.  Вот и результат, вроде все пиалушки "пахта-гюль", но все – разные.
В 1953 голу построили ТФЗ. Всех "цеховиков" и наккашей - художников по росписи собрали на этот завод. Ташкентский художник по фарфору, потомственный наккаш Рауф Арипджанов выполнил в 1961 году последнюю стилизацию "пахта-гуль".
Вот уже 55 лет как весь фарфоровый мир рисует вариации рисунка на фарфоре изобретенного ташкентским наккашем Арипджановым бренда "пахта-гуль"

МК:
Коллекционная вариация.

МК: А это – в израильском рекламном ролике. Первое, о чем вспоминаешь, произнося «узбекская тарелка» – это он, «пахта-гуль».

МК:
На втором месте  по популярности «Золотой олень».

МК: еще коллекционная тарелка. Как сейчас говорят - "винтаж".

Турсунали Кузиев:
«ЧИНАР»
Не получил развитие и популярность дизайн с зелеными оттенками.
У партийной номенклатуры в кабинетах не было ничего зеленого.
Помню, как сдирали старое (досоветское) сукно со стола , оно вызывало "аллергию" у идеологического секретаря партии, которая увидела в этом цвете что-то религиозное. Поменяли на синий бархат ленинабадского производства.
Этот 'Чинар”, производства ТФЗ, найденный Лилией Николенко, хозяйкой узбекской кухни на инете.

МК: Но кое-что зеленое все же было.Сервиз "Кук атлас". Ляган, чайник, тарелка, каса, пиалы. Мирзабаев. Самарканд 1970г. Роспись.

МК:
Сервиз "Ташкентский фарфор". Графин, тарелки, пиалы. Ташкент 1986год.Фарофор, роспись. Последние два - из экспозиции Музея прикладного искусства.

И на десерт интересная ссылка по теме.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

8 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.