О Турции с восхищением История Разное

Стамбул выстоит!
Как и сто лет назад.
Стамбул выдержит любой удар.
В этом нет никаких сомнений.
Жаль, невинных людей, жертв террористов.
Стамбул, я с тобой!

Эти слова поддержки жителей столицы Турции после теракта в Стамбуле опубликовал Турсунали Каримович Кузиев вместе с фотографией интересного памятника. В ответ на мой вопрос, кому это памятник, Турсунали Каримович опубликовал небольшое эссе о Турции, я собрал его из фрагментов и убрал обращения ко мне, с которых начинался каждый фрагмент как отдельный этюд. Уверен, всем будет интересно прочесть.

t01 t02

1

Вы знаете, я люблю эту площадь!
Бывал в Стамбуле десятки раз, и каждый раз меня тянуло туда, на Таксим.
Благодаря вашему вопросу и моему обещанию сказать про скульптурную композицию, теперь специально сходил и прошелся по всем камешкам Таксима.
С единственной целю — понять дух этой площади, где на протяжении тысячи лет происходит столкновения цивилизаций, эпох, религий, идеологий, культур, народов, людей...
Пишу Вам опять с Таксима — это площадь в самом центре древнейшего, красивейшего из городов мира — Стамбула.

2
Сначала был Император. В 306 году нашей эры Флавий Валерий Аврелий Константин(272-337 гг) был провозглашен Римским Императором.
В 323 году Император Константин признал христианство наряду с другими религиями официально разрешенной религией Византии.
В 330 году Константин Великий перенес столицу своей империи на поселение Византий и провозгласил Константинополь Новым Римом — Константинополем. И превращает город в одну из самых красивейших городов Европы.
На Востоке Константинополь получает почетное название — РУМ.
За столетия этот город осаждали месяцами, годами, десятки, сотни раз, и крестоносцы, и арабы , и русы ....
Но город не сдавался ....

t05t03 t04

В 1453 году турки завоевали Константинополь.

29 мая 1453 года. После длительной осады, сломив героическую защиту воинов и добровольцев из многих христианских стран, Император Мехмед-II вошел со своей армией в столицу Византийской Империи.
Последний Император Константин XI Драгаш пал защищая город.
С падением Константинополя прекратила существование Восточная Римская Империя.
Константинополь становится столицей Оттоманской Империи вплоть до ее падения в 1922 году.

t08 t07 t06

 

3

В 1494 году оттоманский трон унаследовал десятый и самый величайший из династии Османов — Султан Сулейман I.
При Султане Сулеймане Великолепном Османская Порта достигает своего апогея развития. При всех достоинств этого везучего императора было еще одно: он дал дорогу и возможность реализации таланта величайшего архитектора Мимар Синана.
В Стамбуле, да и по всей Турции, у любого из более чем 300 величайших творений гения Мимара Синана, жители с удовольствием вам расскажут целую серию легенд про диалог между Сулейманом Великолепным/Справедливым и Мимар Синаном Великим.

t09 t10 t11 t12

 

4

Вы наверняка знаете что Мимар Синан, грек по рождению, нареченный именем Иосиф, рекрутированный в янычары в 1512 году, принял ислам. Впоследствии он стал отважным янычаром, проявлял примеры отваги и доблести, руководил возведением многих важных фортификационных сооружений и мостов при переправах через реки. Этим он проявлял большой талант военного инженера.
При взятии целого ряда городов Европы во время военных походов Султана Сулеймана Великолепного Синан показал себя как настоящим воином чем заслужил уважение среди военных. За свои боевые доблести Синан был отмечен целым рядом воинских званий и наград. После военной службы Мимар Синан получает прекрасное образование, он познал секреты астрономии, геометрии, математики и т.д.
1539 году Мимар Синан получает назначение на должность главного архитектора Константинополя.
Именно тогда раскрывается настоящий талант архитектора.

t13 t14 t15

 

 

 

t16 t17

 

Зодчий интересно определил три свои творения. Есть в долгой творческой жизни Зодчего Синана интересная страница. Как то он оглядывая все свои творения сказал что комплекс Шехзаде была его ученической работой, Сулеймания — это стала его работой подмастерья, вот комплекс Салимийю Зодчий назвал работой достойного Мастера.

t18 t19

 

 

t20 t21

 

 

5

Закат Халифата, поражение в первой мировой, конец Османской империи,
звезда по имени Гази Мустафа Кемаль.
Конец XIX начало ХХ столетия ознаменовался глобальными изменениями.
Человечество пережило самую чудовищную войну, рушились одна за другой империи, утверждался новый миропорядок. Пришел конец двум империям так долго, целые столетия жившие войнами друг против друга.
Окончательно ушла в историю, проигравший Первую Мировую Войну Османская Империя.
Тут спасителем от окончательного исчезновения турецкой нации вышел на политическую сцену спаситель мессия — Кемаль Ататюрк.
В 1881 году, в ныне греческом, городке Салоники, в семье иудея Алия Реза эфенди из секты денмэ и его жены Зубейда-ханим, набожной мусульманки, родился сын.
Когда Мустафа пошел учиться его удивительные способности заметил его учитель и дал ему второе имя Кемаль (Совершенство).
Именно Мустафе Кемалю суждено было стать одним из ста великих деятелей в истории человечества. Стать выдающимся реформатором, политиком, военачальником, спасителем турецкой нации, и конце концов и отцом основателем светского государства — Турецкой Республики. Благодаря его качествам военачальника Константинополь не сдался превосходящим силам победителей.

 

6

Знаете, есть интересные совпадения в истории двух наших стран.
Первая Мировая принесла конец Османской и Российской империям. (Австро-Венгерская империя тоже исчезла. ЕС)
Но только архивам пока известно какими чудовищными масштабами обернулись все это народам входившим в эти империи.
Восстание Осипова 1919 года в Ташкенте закончилось поражением и расстрелом заговорщиков.
В Турции восставший против беспомощных временных властей Турции Мустафа Кемаль успел бежать и был заочно приговорен к смерти.
И все таки t22он смог объединит политические силы и нацию, в 29 октября 1923 года он провозгласил светское государство — Турецкую Республику.
Вместе с тем переживший почти схожие процессы Туркестан, окраина Российской империи, тоже размежевался и обрел свою государственность и 27 октября 1924 года была провозглашена Узбекская ССР.
Мустафа Кемаль одержал ряд побед над врагами, оккупантами, интервентами, внутренними врагами, коллаборционистами, религиозными силами-сторонниками халифата и т.д.
Он умело пользовался сотрудничеством и благосклонностью военно-политического руководства Советской Власти и лично В.И. Ленина, которые обеспечивали ему материальную, военную, международную поддержку.
В Анкаре есть прекрасный и достойный музей Кемаля Ататюрка.
Там на экспозиции выставлены очень много экспонатов показывающих тесную дружбу Мустафа Кемаля с советским лидерами.
Это подарки от Ленина, Сталина, Буденного, Калинина, Ворошилова и т.д.
Внимательно рассматривая их по отдельности, я заметил интересный факт: все эти вещи подаренные Ататюрку, из вещей Правителей Туркестана, из награбленных во время завоевания Самарканда, Коканда, Хивы, Бухары ...
Итак, вернемся же к Вашему вопросу, площади Таксим и скульптурной композиции в центре у которого я часто фотографируюсь на память каждый раз.
Этот 12 метровый монумент "РЕСПУБЛИКА" со скульптурной композицией был установлен в центре исторической площади Таксим, сложившейся в XVI веке, со времен Султана Сулеймана Великолепного и Великого Зодчего Синана.
Монумент был воздвигнут в 1928 году по проекту ПЬЕТРО КАНОНАКИ (1869-1959) известного итальянского скульптора, художника, композитора.

 

7

Огромный по тем временам Константинополь, город ставший уже столицей еще большей Империи нежели византийской, испытал неимоверный наплыв и рост количества жителей, строительный бум.
Находясь на райской природе и окруженный морями, Константинополь испытывал страшную жажду.
Питьевая вода стала причиной возникновения нескольких эпидемий в истории города.
Султан Сулейман I пригласил Зодчего Синана и поставил задачу — обеспечить чистой питьевой водой огромный город.
Зодчий выбрал в городе самую высокую точку, составил проект, утвердил его у Правителя.
Зодчий был единственным человеком в империи у кого было право принимать решение о сносе какого либо строения.
Для сооружения сложнейшей системы забора питьевой воды из разных источников, подвода сложнейшей системы акведуков придуманных еще древними римлянами, из дальних горных источников и для сбора дождевой воды в один пункт Мимар Синан дал указание очистить этот квартал от всех сооружений.
Так на этом центральном возвышении Константинополя появилось еще одно уникальное воплощения гения — огромное водохранилище для огромного города. Сооружение, откуда распределялась вода и уходила по трубам во все краны города. Сооружение невиданное и немыслимое для Европы тех времен.
Таксим-распределитель питьевой воды!

t23 t24 t25

 

t26 t30

 

 

8

На Мимаре Синане (свет исламской архитектуры "клином сошелся") сочетался восток и запад, Европа и Азия, христианство и ислам, Римско-Византийская и Османская империи. Грек по национальности, крещеный по рождению, но принявший ислам совершеннолетним, отважный янычар, непревзойденный инженер фортификационных сооружений своего времени. Он получил разностороннее, самое лучшее образование в школах Константинополя. Учился всему уже совсем взрослым.
Он знал латынь, греческий, тюркский, арабский, фарси...
Он строил все что пожелает и поручит его покровитель Султан Сулейман I Справедливый. А у Султана Сулеймана и его возлюбленной Роксоланы были образование, знания, культура , вкус.
Мимар Синан своим умом и талантом отвечал их высоким требованиям.
Мимар Синан переживет Султана Сулеймана, он переживет и правление его сына, Султана.
По преданиям, он мог бы пережить даже правление внука Султана, но он предпочтет смерть, но не изменит своим принципам.
За свою долгую (для его эпохи , когда у самого Султана Сулеймана Великолепного трое сыновей и пятнадцать внуков были казнены и младенцами были задушены по приказу их деда, прожить столько, и не погибнуть в боях, не стать жертвой дворцовых интриг?) жизнь — 99 лет — Мимар Синан построил более триста шедевров зодчества.
Он строил все: мосты через европейские реки, куллияты (комплексы воспитания, образования и науки) куда входили начальная школа, больница, средняя школа, медресе, мечеть, мастерские-лаборатории, бюро и т.д.
Он строил великолепные Дворцы правителей, Богча Долма, Топ-Капы, (их было сотни), это он построил знаменитые по сей день бани для Роксоланы.
Преодолевая неимоверные усилия своих недоброжелателей при дворе Мимару Синану часто приходилось превосходить самого себя в изобретательности, находя моментальные, но вместе с тем фантастические решения которых и выполнять приходилось ему самому.
С одним из таких связано появление седьмого минарета в самой Мекке, которая тогда входил в состав империи Османской.
И таких примеров, благодаря которым возведены сооружения по всей огромной территории Османской Империи, очень много.
Но любое свое свободное время Мимар Синан приходил к стенам своей Альма-Матерь, к своей любимой учительнице к мечети Ае София, к непревзойденному по своей красоте византийскому православному храму.
Мне кажется, великий зодчий все-таки тогда тайно поклонялся к своим истокам, к истокам древнего Константинополя.
Он не скрывал своего восхищения сооружениями византийских зодчих, это он переубедил Султана Сулеймана в сооружении всего нового в любой части Константинополя только в соответствии канонам, историческому образу древнего Константинополя.
И даже сегодня, несмотря на изменившиеся требования времени, все что строится в этом древнем городе, не разрушает образ Древнего города.
Даже при появлении бесчисленных небоскребов, дух древнего города сохраняется при своем величии и никуда не исчезает, не растворяется в дымке тысячелетий, портрет Константина, образы христианские...
Знаете, в этом сила великого Мимара Синана?
Он не могуществом Султанов, ни мечом завоевателя, а любовью к красоте и людям жил, творил и оставил все для будущих поколений, для всего человечества.
В скудных записях Мимара Синана историки читают, что у великого зодчего первой и заветной мечтой было преодоление величия и архитектурных чисел, примененных в храме Святой Софии.
Ему это удалось вполне.

t27
А ведь спустя пол тысячи лет все его творения пережили все войны, землетрясения, разрушения, и теперь весь мир, все поклоняются этим шедеврам Зодчего Синана.
Имена великих Султанов Османских, чьи требования, поручения, вкусы, удовлетворял и созидал Зодчий, они все остались конечно в анналах, в названиях, в портретах и т.д.
А вот имя Мимара Синана носят сотни, даже тысячи улиц, проспектов, по всей Турции, его именем назван один из престижных Университетов, школы, колледжи, студии и т.д.
Во Вселенной, на других планетах есть кометы, кратеры, астероиды и т.д.
Издаются и переиздаются тысячи альбомов, книг, учебников посвященных Мимару Синану.
В изданиях имя великого зодчего во много раз больше упоминается чем все имена Османских Султанов, вместе взятые.
Когда я с гордостью и благодарностью к Зодчему посещаю, прикасаюсь к его творениям, то одно не дает покоя моим мыслям.
Ведь и наши древние города тоже ведь строились не только волей и силой всемогущих правителей, наверняка и у этих архитектурных шедевров возведенных были такие же талантливые зодчие?

t28 t29

 

 

9

Вот, "слушайте" мраморные изваяния Пьетро Каноники.
Ценители его таланта говорили что Каноника создает в камне музыку, а нотами "лепит" сочинения.

t31 t32

 

 

t33 t34

 

t35 t36

 

t37 t38

 

t39

 

10
Так, слушайте дальше...
Мустафа Кемаль Ататюрк и Ворошилов.
1926 год.
Каноника, итальянский скульптор давно уже не получает заказы из России.
Ему даже не доплатили оставшуюся сумму за памятник Александру II.
Он активно работает над заказами из Турецкой Республики.
Вдруг его приглашают к Отцу нации — Ататюрку, который уже обладает непоколебимым авторитетом, его как жесткого реформатора и диктатора побаиваются как в стране, так и в европейских столицах и соседние правительства.

Кемаль Ататюрк поручает скульптору внести в композицию монумента "Республика" для площади Таксим центре Константинополя (город еще не переименован) две фигуры советских товарищей. Командарма Климента Ворошилова и Семена Аралова.
Скульптор с удивлением, но потом с радостью выполняет это поручение Ататюрка.
Таким образом, на монументе "Республика", самом главном монументе Турции, рядом с отцом основателем Турецкой Республики увековечивают две фигуры советских военных, внесших, по мнению Ататюрка, неоценимую помощь в победе турецких войск над врагами.
Кстати тогда Турция и сам Ататюрк получал военную, политическую, финансовую помощь еще со многих стран, в частности из Великобритании.
Но Кемаль Ататюрк выбирает только двух иностранцев для включения их в собирательный образ создания своей Республики.

t40

t41

 

t42 t43

 

t44

 

11

А Вы знаете, что Пьетро Каноника был, между прочим, вхож в Императорский дом Романовых.
Он часто бывал в Петербурге, приезжал на открытие памятников, бюстов, надгробий.
Да и члены царской семьи по случаю часто позировали в мастерской скульптора в Италии.
Кроме рисунков, живописных портретов Каноника выполнил ряд памятников для России:
-Бюст Великой Княгини Марии Павловны,
-Бюст Императора Николая II ,
- Памятник Великому Князю Николай Николаевичу (СПб , 1913 г. , в 1918-м разрушен)
- Памятник Александру II ,
и тд.

t45 t46 t47

 

t48 t49 t50

 

t51

 

12

За что, все-таки, на памятнике в увековечили советских военных как борцов за свободу Турции? 20-е годы ХХ века одна за другой турецкие войска одерживают одна за другой победы в турецко-армянских войнах.
В 1921-24 годах Климент Ворошилов командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, член Юго-Восточного Бюро РК КПб.
В те же годы РСФСР принимает решение в целях поддержки молодого турецкого государства передать в состав турецкого государства как "царский подарок" - Карскую область и Сурмалинский уезд.
Так говорят турки в ответ на мой вопрос: знают ли современные турки по какой причине два советских военных запечатлены рядом с Ататюрком на этом монументе?
Турки уверены, что даже для самого Ататюрка, привыкшего получать огромную военную и финансовую помощь от Советов, такой дар — передача больших территорий бывшей Российской империи, было совершенно неожиданным.
В мировой истории факт передачи территорий одного государства другому — это всегда удел побежденных, проигравших.
Уважаемый ЕС, я все еще пишу ответы вашему вопросу, с площади Таксим, где нервный узел древней, новой, современной истории Турции.

t52 t53

 

t54 t55

 

t56 t57

 

t58

 

13

Мустафа Кемаль Ататюрк дал поручение итальянскому скульптору Каноника увековечить на монументе "Республика" двух иностранцев, внесших огромный вклад в становлении Турецкого государства. Это Климент Ефремович Воршилов и Семен Иванович Аралов.
С Ворошиловым все ясно.
Вот фигура Аралова удостоенного резца самого Каноника удивила многих.
Вы знаете, что даже один наш дипломат стоял и спорил со мной, что тут на монументе запечатлены Ворошилов и Фрунзе.
С. Аралов сыграл для Ататюрка не менее важную роль, чем даже Ворошилов.
Потому что Аралов обеспечивал лидера Турции ценнейшей военной разведывательной информацией.
Благодаря именно данных полученных от Аралова, Ататюрк одержал победу на трех жизненно важных для Турции битвах с соседями Турции.
Семен Иванович Аралов (1880-1969)
Сов.военный и государств. деятель. Революционер, создатель и первый руководитель советской военной разведки (ГРУ), участник Первой, Второй Мировых войн.
В 1923-25 годах Постпред РСФСР, потом СССР в Турции.
Награжден пятью орденами Российской Империи, 12 орденами СССР, в том числе шестью орденами Ленина, медалями.

t59 t60 t61

 

 

t62

 

14

И так, Пьетро Каноника ( 1869-1959), выдающийся итальянский скульптор, художник, композитор. Он был чрезвычайно востребованным скульптором своего времени.
Власть имущие и дворы монархий ждали очереди с заказами. Одновременно скульптор выполнял портреты даже заклятых врагов.
Например, он создал и несколько памятников и портретов Кемаль Ататюрка, и также он установил памятник Фейсала I, короля Сирии, Ирака, самого ярого противника и врага Турции.
Создал памятник Короля Эдуарда II для Букингемского Дворца и т.д.
Его скульптуры украшают многие музеи, дворцы мира.
Как талантливый композитор он создал ряд прекрасных музыкальных сочинений. Но все таки его работы в мраморе - это как застывшие звуки. Не зря современники говорили, что ваяния Каноники нужно не смотреть а скорее, слушать.

t63 t64

 

t65 t66

 

15

Тут "Первомай" такой!
История главной политической площади многомиллионного Стамбула весьма богата событиями.

t67 t68
И не всегда мирными.
Почти пять веков именно из этой площади молниеносно уходят по всей Анатолии новости.
Именно тут в мечетях на Джума имамы объявляют фетвы по тем или иным актуальным проблемам дня.
На Таксиме все знают все.
Тут ты можешь узнать, какой будет курс монгольского тугрика через год, что будет в цене через пять лет в Париже...
Удивительные есть совпадения и с историей России и с историей Узбекистана.
ЕС, помните хрестоматийный 1905 год в России?
Так вот, и на Таксиме тогда происходили такие же волнения.

t69
Со времен Ататюрка на Таксиме принято праздновать Первое Мая. Тут его отмечают как день труда.
В 1977 году первомайские манифестации трудящихся закончились кровавыми столкновениями с полицией, погибли 46 человек.
В 2013 году, всего пару лет назад тут опять прошли демонстрации горожан, оппозиционных партий и движений против вырубки деревьев и строительства на бульваре прилегающего к площади. Оппозиционные партии, радикалы решили Таксим переделать на Майдан, турецкий.
Не вышло, авторитет Президента Эрдогана и Мэра Буюкшехира собрали мощную волну и все опять вошло в свое русло. Таксим остался опять тем Таксимом, где в каждые сутки раздается 24 часа радости.

 

16

Гляньте-ка… Такие исключения происходили в истории России.
Государственно-Административные территории переданные в 20-х годах Советским Правительством в состав Турецкой Республики.

t70 t71 t72

 

17

Дописываю свой "ТАКСИМ МОЙ, ТУРЕЦКИЙ"
Дни и ночи Таксима, они всегда светлые, мажорные, радостные , звонкие..
Днями и ночами тут все в движении.
Тысячи туристов, молодежи, богатых, вальяжных, сытых, довольных жизнью ...
Из много, очень много, люди разных рас, религий,
Тут все счастливые, и богатые с показным снобизмом своим, уборщики улиц, продавцы смет (баранки с кунжутом), цыгане с детьми расставленными по периметру расставленные и играющие на разных музыкальных инструментах, с шапочкой на мостовой, и продавцы сладкой ваты, наперсточники-шулера, продавцы дешевых носков "стопка -5 тл", даже собаки или коты, потерянные на этом Вавилоне современном, все спокойны и доброжелательные.
Бытует про Париж определение — Город где всегда праздник.
Так и Таксим — это площадь, где всегда радость.
Гуляя в этом Вавилоне ты как бы забываешь обо всем на свете, о том что надо беречь карманы от "неслучайного" взгляда карманника, забудешь что сейчас нужно поменять билет твой на завтра, что тебе позвонить домой, другу.
Тут и греческий монастырь с кладбищем утопающее в цветах, через дорогу мечеть на втором этаже, где читают намаз всего десять прихожан.
Тут много магазинов со всеми брендами... курсирует трамвай как и сто лет назад на площади.
Одна за другой проезжают то полицейская машина, то ребята с соседнего квартала пришли на Таксим похвастаться своим новым авто, кабриолет.
Продавцы цветов зазывают покупателей, старик продавец дарит красивой блондинке букет цветов, бесплатно...

t73 t74

 

 

t75 t76

 

18

А знаете, Таксим — это уже площадь Узбекская.
Третий год подряд в самом сердце любимого самим Мимар Синаном детища - подземного водохранилища питьевой воды, в устроенной внутри водоема современной галерее, с успехом проходят совместные художественные выставки узбекских художников с турецкими художниками.
На Таксиме много престижных, дорогих и очень дорогих галерей, но Галерея Таксим — это выставочные залы -это бренд.
И эта галерея принадлежит городскому управлению культуры.
А какая красавица Директор галереи Таксим! С именем Айша!
Евгений Семенович, мне кажется ТАКСИМ — это город в городе.
Тут никто не говорит о Стамбуле, представляете!
Но в любом уголке Стамбула можно услышать ссылку что новость, модная штучка, дорогая машина — все это вызовет интерес если она из Таксима.

t77 t78

 

 

 

t79 t80

 

 

19

Евгений Семенович, ну что, ответил я на ваш вопрос?
Таксим мой, турецкий. Будете в Стамбуле, не забудьте, не поленитесь, побудьте на Таксиме, обязательно. Не пожалеете.
Тут все по любому карману, и самые дорогие гостиницы в городе, и самые недорогие в стране.
Тут столько ресторанов и кафэшек, что голодным никто не останется, даже если вы забыли портмоне в гостинице. Стамбул как Рим, весь город в музеях.
Но в Стамбуле есть большое преимущество перед Римом.
Как Иерусалим, Стамбул собрал у себя памятники всех времен, эпох, религий.
Всего этого культурного и духовного богатства увидеть — не хватит одной жизни.
Поверьте моим словам, даже сами стамбульцы, прожившие всю жизнь в этом легендарном городе, не видели все памятники и музеи своего города.
Так что, вы можете какой то памятник не увидеть, какой то музей не посетить, но если вы не побываете на Таксиме, вы никогда не поймете душу этого живого города — Стамбула!

t81 t82

 

20

Так еще история то продолжается.
Устад Иса Хан, (1558-1648), выдающийся архитектор, любимый ученик великого зодчего Мимар Синана, (с Устад Ахмад Лахури, сыном уроженца Самарканда, придворным зодчим Бабуридов)
Устад Иса Хан — автор проекта и руководил строительством Тадж Махал, одного из Чудес Света.
До начала работы над строительством Тадж Махала Устад Иса Хан совершил поездку в Самарканд и Бухару и участвовал в возведении двух медресе.
После он вернулся из Моварауннахра в Индостан.
В ходе строительства Тадж Махала, который продолжался с перерывами целых 22 года, зодчий осуществил возведение еще около сорока пяти значимых зданий, мавзолеев, дворцов.

t83 t84

 

t85 t86

 

21

А какие драмы-то случались...
Великий зодчий Мимар Синан построил ( по разным данным) более 360 крупных объектов, которые в наше время считаются историческим или культурным наследием.
В их числе 136 больших и не очень мечетей, 58 медресе, 7 школ, 22 крупных мавзолея, 7 плотин, 8 мостов, 17 высоких минаретов, 21 караван-сараев, 35 прекрасных дворцов, 48 бань, 7 подземных водохранилищ и т.д.
Благодаря инженерному гению Синана были восстановлены и приведены в единую систему акведуки и водопровод Константинополя.
За сооружение подземного водохранилища Таксим и обеспечение горожан чистой питьевой водой Султан Сулейман I своим Указом закрепил за Мимар Синаном пожизненное право пользоваться водой бесплатно.
Уже когда Зодчему было под сто лет, взошедший на трон Султан Мехмед III, недолюбливающий Зодчего, аннулировал Указ своего великого деда.
Зодчий Синан потребовал от Султана отменить свой позорный Указ.
Султан естественно, не смог пойти на попятную перед старцем, но он не учел какая была сила воли у этого старца, повидавшего в жизни столько "черно-белого", пережившего трех Падишахов.
Мимар Синан так и не прикоснулся к воде, несмотря на все мольбы учеников, знатных деятелей своего времени и умер в возрасте 99 лет.

t87 t88

 

 

t89 t90

 

 

 

 

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

  • Искандер:

    Огромное спасибо автору за интересное эссе и фотографии. Конечно, Стамбул выстоит. Позор террористам. Да благословит Всевышний погибших.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.