Виль Эммануилович Чудновский. Как рабочий с ТАПОиЧ стал выдающимся экзистенциалистом Tашкентцы История

Вчера, 9 января 2016 г., ушел из жизни вед.н.с. ПИ РАО, доктор психологических наук, профессор Чудновский Виль Эммануилович.
Виль Эммануилович родился в Одессе 24 сентября 1924 года. Свою трудовую деятельность будущий ученый начал в тылу, на ответственной работе, сборщиком военно-транспортных самолетов Ли-2. В 1949 г. окончил с отличием Ташкентский вечерний педагогический институт имени В.Г. Белинского. С 1949 по 1963 гг. преподавал. В 1961-1962 учился в аспирантуре НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР. В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Соотношение возрастных и типологических особенностей у дошкольников» под рук. Н.С. Лейтеса. В 1964 году стал сотрудником Психологического института, в 1981 году защитил докторскую диссертацию «Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника».

portret

С 1995 года и до последних дней своей жизни В.Э. Чудновский активно занимался исследованием психологических аспектов смысла жизни, руководил написанием кандидатских и докторских диссертаций, ежегодным Международным симпозиумом «Психологические проблемы смысла жизни и акме», научно-образовательным проектом для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?». Исследования В.Э. Чудновского в области смысла жизни стали первыми в российской психологии, а его концепция по глубине и системности опередила развитие идей по этой теме в мировой науке.
За свою долгую и добросовестную трудовую и научную деятельность Виль Эммануилович награжден медалями "За доблестный труд в Великой отечественной войне" (1946), "40 лет победы в ВОВ" (1985), "50 лет победы в ВОВ" (1995), "Ветеран труда", медалью К.Д. Ушинского (1999) за значительные достижения в области психологии, медалью Г.И. Челпанова (2007) за вклад в развитие психологической науки.
В 2014 г. решением Ученого совета ФГБНУ «Психологический институт РАО» ему было присвоено звание Почетного профессора Психологического института.
Виль Эммануилович навсегда останется в памяти коллег и друзей как крайне порядочный, отзывчивый человек, болеющий душой за судьбу молодого поколения и страны, и обладающий великолепным чувством юмора.


 

Статья А. Толоконникова «Как рабочий с ТАПОиЧ стал выдающимся экзистенциалистом» (отсюда)

Захотелось написать об этом именно в группе ташкентолюбов.
На днях услышал я такой пренебрежительный отзыв о ташкентской психологии советского времени, что захотелось вспомнить ташкентцев - ярких личностей, честных трудяг и глубоких интеллектуалов, которых я ещё застал. А тут как раз - сегодняшняя новость о Чудновском.

Родился он после смерти Ленина и был назван Вилен. В 1941 семнадцатилетний сын погибшего врага народа пошёл работать на только что эвакуированный в Ташкент Химкинский авиазавод сборщиком военно-транспортных самолетов Ли-2 (дуглас "Лисунов-2"). За это и был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Чудновский вспоминал о военных годах: «Часто работали сутками на авиазаводе, люди практически жили на нём. Поспим 2 часа и снова за
работу».
На заводе он проработал все военные годы. Но рабочий, бывший сыном профессора, хотел учиться. Он поступил на вечернее отделение Ташкентский пединститута (учитель истории в средней школе).

kniga

Специальности "психология" тогда ещё не учили. Но в вузе его покорили лекции ташкентского этнопсихолога П.И.Левентуева и юный
студент-историк с такой страстью кинулся изучать новую науку, что, хотя он и закончил с отличием историю, его оставили лектором на
кафедре психологии Таш.пединститута. В нём, а затем и в ПИРЯЛ он преподавал психологию до 1964 года.

Ещё в 1961 году Чудновский поступил в заочную аспирантуру Московского НИИ психологии, в ученики к выдающемуся учёному - строгому и принципиальному.
Уже давно опытный психолог, Чудновский привёз учителю огромное количество своих записей, а тот, прочитав их все, одобрительно сказал: «Вы – молодец: там есть целая пара стоящих фраз». У него Вилен научился предельной строгости к своему труду, повторяя, что, как и его Учитель, «редактировать себя он может бесконечно».

В 1964 году Чудновский стал сотрудником Московского НИИ психологии и трудился там 52 года - до 9 января 2016 года.
Работал он под руководством самых выдающихся советских психологов - Лейтеса, Теплова, Смирнова, Божович, пытавшихся защищать психологию от чрезмерного давления идеологов.

Чудновский вспоминал про Божович, что «в научной позиции Лидии Ильиничны было нечто “диссидентское” – она боролась за “психологический суверенитет” личности, за эмансипированность личности от социального давления, за право человека быть не только преобразователем окружающих обстоятельств, но и творцом самого себя».

Ведущие психологи доверили ему исследование очень тонкой для того времени темы - определение уровня сформированности личности. Сначала он показал, что изучать это нужно с помощью понятия "устойчивость личности".
Далее Чудновский научно пришёл к важнейшему для педагогики выводу, о том, что психологическую сущность устойчивости личности (а, значит, и её сформированности) составляет её ориентация на отдаленные факторы.

Его исследование показало, что высший уровень устойчивости личности предполагает ориентацию человека на цели, выводящие его за пределы не только наличной ситуации, или узколичных интересов и интересов близкой ему группы людей в более широкую сферу.

Чудновский не только оживил наследие Макаренко, реально исправлявшего юных уголовников, и обосновал его находки практика с позиции научной психологии, но и добился их применения в одной из московских школ. Удивительно, что и спустя 30 лет дух школы жив, директор и треть педагогического коллектива – бывшие ученики.

В исследованиях этого этапа своей работы Чудновский показал, что способности проявляются и развиваются сильнее, если одновременно с ними развивают и личность. А уже правильно развитые способности, в свою очередь, ускоряют рост личности!

Он показал важность для личностной устойчивости выработки правильных убеждений. Его книга для старшеклассников «Анатомия убеждений» победила на конкурсе, в котором участвовало 1500 книг.

Когда-то он обосновал наследие Макаренко. А в 1990-ых весь путь и все знания Чудновского закономерно привёли его к решению научно обосновать теорию смысла жизни.

Писали о нём многие, но Сёрен Кьеркегор, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр были писателями, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс - философами, Альфред Адлер, Виктор Франкл и Ирвин Ялом - психотерапевтами.
Чтение их текстов вдохновляет, но как превратить их взгляды в научно выверенную стратегию воспитания человека?

В возрасте 71 года Чудновский возглавил и 20 лет вёл огромный виртуальный коллектив учёных из шести стран. Писали, что ему удалось
«проинтегрировав огромный массив данных, создать стратегию и тактику инструментовки воспитания растущего человека, при которых у него формировался бы такой смысл жизни, который помогал бы ему стать высоконравственной личностью и творчески проявляющим себя профессионалом и Мастером в избираемом им виде труда».

Чудновский впервые в психологии описал фундаментальные характеристики смысла жизни (амбивалентность, интегральность, адекватность), выделил типы структурных иерархий, включающих «большие» и «малые» смыслы.

А в сегодняшнем некрологе читаю: "Концепция смысла жизни Чудновского по глубине и системности опередила развитие идей по этой теме в мировой науке". (использованы материалы Т.А.Поповой из Вестника МГОУ)

Вот такой юный рабочий с завода ТАПОиЧ.
---------------

P.S. А вы, современные ташкентцы, слышали о нём?

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

2 комментария

  • aida:

    Кто-нибудь может подробнее рассказать о вечернем педагогическом институте им. В. Белинского?
    Зухра Ашрабова предполагает, что он находился на Бешагаче в здании слева от входа в парк. И знает, что когда не хватало места, занятия проводились в 18-й школе.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.