Архитектор Серго Михайлович Сутягин Tашкентцы

Автор Э. Б. Мазинов

s1

Талантливые произведения литературы, искусства и архитектуры Узбекистана с её неповторимым многообразием, ярким колоритом являлись и являются национальным достоянием Узбекского народа, начиная с древнейших его времён и до наших дней. «Архитектор - это тот, кто занимается делами человеческими. Он же художник и поэт, и сведущий инженер». Эту формулировку, характеризующую зодчего, сказанную величайшим архитектором двадцатого столетия Ле Корбюзье, без всякого сомнения можно приобщить к великим зодчим, художникам, керамистам Узбекского народа. Тому пример десятки уникальных памятников архитектуры, расположенных в исторических городах Узбекистана. На протяжении столетий основная концепция узбекской архитектурной школы являла собой комплексное художественно-композиционное и научно-техническое образование, отражающая жизнь эпохи, сочетая широкую гуманитарную позицию. В основных направлениях экономического, социального и духовного развития Узбекистана ставилась и ставится задача, опережающими темпами развивать и совершенствовать высшее образование Республики. Архитектурное образование является одним из основных направлений в образовательной системе государства.

Подготовка архитектурных кадров в Узбекистане в советский период и на современном её этапе основывалась и опиралась на мировой опыт и традиции Узбекского национального зодчества во всех её проявлениях.       Именно этими принципами пользовался ещё будучи студентом Серго Михайлович Сутягин, студент Средне-Азиатского Политехнического Института, архитектурного факультета в городе Ташкенте. Института, считавшегося кузницей в подготовке кадров – архитекторов и строителей новой формации.

Забегая вперёд, отмечу: Серго Михайлович Сутягин ныне член Президиума Правления СА Республики Узбекистан, в прошлом на протяжении длительного времени являлся Членом Правления Союза Архитекторов в СССР. Серго Михайлович за многолетний труд и огромный вклад в развитие архитектурных обликов городов Узбекистана и, прежде всего города Ташкента, за свои высокие профессиональные достижения, удостоин многочисленных правительственных наград.

Многократный лауреат (дипломы 1й степени) ежегодных смотров «Лучший проект-объект», проводимый в СА Узбекистана и в МАСА (городов стран СНГ), финалист всемирного смотра – конкурса исламской архитектуры (Фонд АгаХана, 1989г. Театр в Коканде). Академик МААМ – Международной Академии Архитектуры (отделение в Москве), академик проектной академии «КАЗГОР» (Казахстан), профессор МАА – Международной Академии Архитектуры (София) является:

Лауреатом Гос. Премии Узбекистана (1966г)

Лауреатом Гос. Премии Узбекистана им. Навои (1991г)

Лауреатом Премии Совета Министров СССР (1987г)

Лауреатом Всемирного 3 БИЕНАЛЕ в Софии (1985г)

Почётным гражданином Коканда.

Все эти вехи и творческие достижения придут к зодчему Сутягину потом, а в 1937 году 23 февраля в интеллигентной семье Михаила Сутягина в столице СССР городе Москве, родился мальчик.

1936-1939 годы – годы жестоких репрессий. 1937 год. Умер Григорий (Серго) Константинович Орджоникидзе – «железный» НарКом, кумир всего советского народа. Это событие тяжело отразилось в сердце Михаила Сутягина, - скромного, порядочного, честного труженика. В семье твёрдо было решено именем Серго назвать только что родившегося сына. Если не суждено было Серго Орджоникидзе прожить долгую, полную тревог и противоречий жизнь, пусть сын Михаила Сутягина – Серго Сутягин, живёт долгую честную жизнь, неся в своём сердце надежды семьи быть достойным пламенному партийному коммунисту – Григорию Орджоникидзе. Это событие предопределило судьбу С. Сутягина. Успешно закончив школу и с отличием закончив в 1960 году Архитектурное отделение САЗПИ, поступил на работу в проектный институт – УзНИИП градостроительства. Путь молодого архитектора в жизнь, на раннем её этапе, несколько отличен от пути художника, музыканта или, скажем, писателя. Талант людей этих профессий может проявиться уже в ранней юности. Способности к архитектурному творчеству невозможно определить ни в школе, ни порой даже в ВУЗе. Поэтому нередки случаи, когда успешно занимавшийся в ВУЗе студент, получивший при выпуске диплом с отличием, позднее в творческом отношении «топчется на месте». И наоборот, неожиданный взлёт иной раз демонстрирует молодой архитектор, весьма посредственно занимавшийся в ВУЗе. Этой тенденции есть место в жизни, но не допустимо было для молодого архитектора Серго. Творческая жизнь Сутягина изначально была не нормирована. Стремление познания методики проектирования, нормативной документации, принципов и правил комплектования рабочих чертежей, - вот, что было первоочередной задачей молодого архитектора. Серго Михайлович твёрдо усвоил следующую истину: познания были, есть и будут сопровождать его на всём творческом его пути на протяжении всей жизни, а сегодня необходимо проявить большой интерес к вопросам национального своеобразия творческого осмысления опыта прошлого на современной технической основе и поиск верного пути для развития современной архитектуры социалистического Узбекистана. Эта выработанная концептуальная линия творческого подхода к работе Сутягина была изначальна, а пока молодому архитектору, приступающему к проектированию, весьма редко предоставляется возможность самому избрать близкую ему интересную тему и самостоятельную творческую работу. Наряду с проектированием проектов именитых архитекторов того времени, начинающий архитектор Сутягин, параллельно на стадии эскизов разрабатывает варианты этих проектов, чтобы выбрать наиболее оптимальный с архитектурной и технико-экономической точки зрения вариант. Эта методика и трудолюбие возымели свои успехи. Работа молодого архитектора (стажёра) под руководством опытных коллег довольно быстро научила составлять рабочие чертежи, проводить надзор на стройплощадке, чётко вникать и разбираться в десятках смежных разделах проекта, умение подгонять решение разных частей проекта друг к другу.   Этот период творческой жизни научил Серго Сутягина работать в большом коллективе, который состоял из людей разной квалификации, возраста и темперамента. Итогом всей этой кропотливой работы появилось не только уважение руководства института к молодому архитектору, но и полное доверие для предоставления Сутягину персональных заказов.

Именно на начальной стадии творческой карьеры Серго Сутягин прочувствовал искусство творческого процесса, умелое преодоление возникающих трудностей и настойчивое стремление к верхним пределам качества архитектуры в рамках жёстких индустриально-строительных требований. Архитекторы «шестидесятники» хорошо знают как трудно было порой осуществить задуманный проект, добиться его согласования в утверждающих инстанциях, найти подходящие материалы и конструкции.

Государство в 60-70 годы крайне нуждалось в массовом строительстве, а значит и в проектировании типовых проектов. Типовое проектирование в жилье – это по тем временам оптимальное правильное решение. Мнение Сутягина – типовое проектирование общественных зданий и сооружений (возможны исключения по отношению к детским садам и школам) считал ошибочным. Для индустриализации строительства нужны типовые детали стен, перекрытий, фундаментов, т.е. каталог изделий, но совсем не нужны типовые проекты, которые не только тормозят, а иногда удорожают строительство. Социалистическая идеология всё глубже проникала в строительство и проектирование. Нередко советские архитекторы тех лет ощущали требовательность «высокого начальства» не использовать зарубежный капиталистический опыт проектирования и строительства. «Зарубеж» обязан быть чуждым советской школе архитекторов. Творчество Палладио, Кваренги, Ле Корбюзье, Кензо Танге, Веснины, Жолтовский, Щусев изучались в институте, ног своими постройками грубо нарушали советские нормы СНиП, а значит были неприемлемы в проектировании и строительстве тех лет. Архитекторы «шестидесятники» Р.Блезе, В.Березин, Ю.Халдеев, С.Сутягин (Ташкент), Высотин, Ахмедов (Ашхабад), архитекторы Прибалтики и Москвы, Казахстана и Ленинграда мыслили иначе. В своих работах они были оригинальны и неповторимы. Создавался свой стиль – стиль эпохи. И свою лепту в создание этого стиля внёс Серго Михайлович Сутягин (кинотеатр Панорамный «Дворец Искусств»). Кредо Серго Михайловича сводилось – быть максимально современным, неповторимым, опережая своё время. 1972 год. При въезде в город Чирчик был установлен памятник «Аисты» («Журавли»). Этот монумент был посвящён «солдатам не вернувшимся с войны» 1941-1945 года. Он стал символом города Чирчик. Путник, проходя мимо, останавливался, преклонив голову перед памятником погибших. Машины замедляли свой ход. Более сорока лет монумент не оставлял равнодушным никого. Молодожёны, возлагавшие цветы в семидесятых годах к монументу, сегодня подходят к этому поистине «святому» месту, держась за руку своих внуков. Не это ли произведение и гениальность архитектора, - сумело создать памятник на века.

В 1976 году весь мир услышал песню Р. Гамзатова и композитора Яна Френкеля «Журавли». Голос Марка Бернеса, исполнявшего эту песню, заставило миллионы сердец вздрогнуть и трепетно слушать наполненные красотой и горечью слова этого произведения. Но вскоре настал тот момент, когда Расул Гамзатов увидел «свою песню», застывшую в бронзе на далёкой узбекской земле, ему не известного города Чирчик и неизвестного ему автора этой застывшей песни.

Можно представить, какие чувства и мысли посетили народного аварского поэта. С чувством глубокого уважения к Автору этого монумента, опередившего мудрого поэта гор, Р.Гамзатов передал сборник своих стихов «Журавли» с дарственной надписью автору бронзового чуда. В этом был и есть мэтр узбекской архитектуры.

Государство не всегда справедливо относится к творцам народного зодчества, архитекторам. Конструкторам самолётов, создающих наилучшие свои образцы, модели – выделяют деньги. Только создай самолёт, чтобы он летал выше, быстрее, дальше. Экспериментируй – вот Вам уважаемые конструкторы деньги. Можно привести ещё ряд направлений в народном хозяйстве, спорте, культуре, где выделяются средства на реализацию престижных проектов.

Архитектору, к сожалению, часто приходится слышать от государственных чиновников о том, что средств нет. Сотни, тысячи проектов при этом не реализовываются. Нет средств. К сожалению, такая же участь не обошла и Серго Михайловича. Гениальные творения мастера, отмеченных дипломами, премиями и просто техсоветом ГлавАПУ обретают «прописку» на полках проектной мастерской института. Так происходит во всём мире. Архитектор Сутягин и хочет, и может, да ему не разрешают или кардинально его лимитируют. Вот почему работа архитектора весьма сложна.

55 лет творчеству Серго Михайловича. Юбилей. Не всё из того, что спроектировано и построено мастером радует его, - меняется мировозрение, государственность, накапливается опыт. Но от всего созданного Сутягин никогда не отказывается. Ведь каждое сооружение – страница творческой биографии. С годами у Серго Михайловича проявляется большой интерес к вопросам национального своеобразия. Только творческое осмысление опыта прошлого на современной технической основе помогает мастеру находить верный путь для развития современной архитектуры Узбекистана. Пройдясь по фотографиям работ, выполненных на период независимости Узбекистана, прослеживается особый творческий почерк, в котором общекомпозиционные задачи переплетаются с пластикой по современному трактованию форм и деталей, свободных от архаизации и стилизации, связанных с традициями древней культуры родной земли. Жизненное кредо Сутягина С.М. – бережное прикосновение к истории культуры узбекского народа, изучение произведений, созданных мастерами прошлого, влияющих на формирование и интуицию художника – творца. Не случайно творчеству Сутягина характерны индивидуальные образы, наделённые формами, проникнутые гуманизмом, патриотизмом, любовью к родной узбекской земле и ответственностью перед народом.

Требовательный и взыскательный к нелёгкому труду зодчего, сегодня Сергей Михайлович, передаёт свой многолетний опыт и эти качества многочисленным ученикам.

Глава персональной творческой мастерской «Архитектор Сутягин С.М.» и одновременно руководитель мастерской проектного института – Зодчий со своим миром и кругом идей по-прежнему полон сил и энергии, без устали прокладывая новые пути национальной узбекской архитектуры и признанный её лидер с завидной энергией продолжает верно служить Родине и своему народу.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.