Виктор Александрович Успенский Tашкентцы История

Виктор Александрович Успенский родился в 1879 году в гор. Калуге. Вскоре семья переехала в Среднюю Азию. Здесь, в городке Ош, прошло детство Успенского. Отец научил его играть на скрипке. Не прекратились занятия музыкой и в годы учения в Оренбургском кадетском корпусе, где Успенский немало времени посвящает игре на фортепиано. Окончив в 1898 году кадетский корпус, В.А.Успенский был направлен офицером в драгунский полк, находившийся на Кавказе.
В 1908 году он выходит в отставку и поступает в Петербургскую консерваторию. В 1913 году В.А.Успенский заканчивает Петербургскую консерваторию, получив звание свободного художника. Через год его призывают в армию, где он служит до 1917 года.
После Великой Октябрьской революции Успенский был командирован в Туркестан для записи народных песен местных национальностей.
В 1918 году он является одним из организаторов Народной консерватории. В.А.Успенский возглавил отделение Народной консерватории в Ташкенте, которое было открыто специально для учащихся-узбеков. В этом учебном заведении он читает курс гармонии. Много времени посвящает В.А.Успенский этнографической деятельности. Он принимает участие при Народном комиссариате просвещения музыкально-этнографической секции (1920 г.), записывает от певцов песни узбеков и других народов Средней Азии, организует при Народной консерватории фольклорный кабинет.

В 1923 году В.А.Успенский отправляется в Бухару для записи от народных музыкантов цикла монументальных произведений для солистов, одноголосного хора и ансамбля народных инструментов « Шашмаком» («Шесть макомов»). В 1924 году под редакцией Н.Н.Миронова « Шашмаком» был опубликован.
Вторая половина 20-х годов отмечена в деятельности В.А.Успенского рядом музыкально-этнографических экспедиций по Туркмении. За время трех экспедиций по Туркмении им записано более 350 песен и инструментальных пьес.
Вернувшись в Ташкент, В.А.Успенский вновь обращается у педагогической деятельности. С 1928 по 1934 годы он руководит отделом национальной музыки в Узбекском музыкальном техникуме. Со времени основания высшего музыкально-учебного заведения – консерватории - и до конца своих дней он является педагогом, читая курсы музыкально-теоретических дисциплин.
С 1932 по 1949 годы он заведует музыкально-фольклорным отделом экспериментальной лаборатории по реконструкции узбекских народных инструментов Научно-исследовательского института искусствознания. Он заканчивает теоретический труд о катта ашуля, а также исследования «Речитатив в узбекской опере» и «Аудж-и-тюрк».
Говоря о творчестве Успенского, прежде всего следует отметить его музыкальную драму «Фархад и Ширин». Она представляет собой один из первых в истории музыкально-драматического театра Узбекистана опытов замены унисонного звучания многоголосным при участии симфонического оркестра.
В 1937 году В.А.Успенским была осуществлена совместно с Г.А.Мушелем вторая редакция «Фархада и Ширин» в связи с подготовлением к декаде узбекского искусства в Москве. В 1940 году на материале музыкальной драмы «Фархад и Ширин» была создана опера (либретто Ш.Хуршида)
Первым по времени написания значительным симфоническим произведением В.А.Успенского является обработка «Четырех мелодий народов Средней Азии» (1934г.). В 1944 году В.А.Успенский создает симфоническую сюиту «Муканна». В 1945 году пишет новое произведение для симфонического оркестра –«Туркменское каприччио».
Последним симфоническим произведением В.А.Успенского, относящимся к 1947 году, является «Лирическая поэма».
В.А.Успенский был одним из первых в Узбекистане композиторов, обратившихся к фортепианной музыке. Он подготовил к изданию два сборника узбекских песен для фортепиано, представляющих собой сделанные им обработки народных песен. Делал он и переложение для фортепиано отрывков из своих симфонических произведений. Им написана пьеса для фортепиано «Новелла».
Композитор также писал музыку к кинофильмам «Шакалы Равата», «Потомок водовоза» и в соавторстве с Г.А.Мушелем музыкальное сопровождение к детской пьесе «Ёрил тош».
За широкую и многогранную научно-этнографическую, композиторскую и музыкально-просветительскую деятельность Успенский был удостоен звания народного артиста Узбекской и Туркменской республик Советского Союза.
Деятельность В.А.Успенского в последнее десятилетие его жизни сосредотачивается в Ташкентской консерватории. Он возглавляет историко-теоретический факультет. В 1943 году ему присваивают степень доктора искусствоведения. Девятого октября 1949 года, накануне 70-летнего юбилея, который должен был быть торжественно отпразднован, В.А.Успенский умер от тяжелой и продолжительной болезни.

Композиторы и музыковеды Узбекистана «Биографические очерки» Авторы-составители А.Джаббаров и Т.Соломонова. Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, Ташкент-1975 г.
Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

3 комментария

  • Усман:

    Так это имени его школа? Хоть буду знать…

      [Цитировать]

  • ulugbek:

    Да, школа его имени. Раньше называлась РССМШИ (республ.средн.спец.муз.школа, с 1979 г.интернат). Родная успенка. Когда это было… Ирма, Ефим, тётя Валя, Ванда, Эда, Марго, Стёпа, Мендель, Джума, Семён Яковлевич, Русак и многие-многие… Кто помнит? Эй, народ, кто где?

      [Цитировать]

  • Зухра:

    Я помню. Ирму Гулямовну и Семена Яковлевича. Очень хорошо помню. Соседи мои. Хорошие люди были… Я живу неподалеку и когда еду домой на такси, назвав Успенку как ориентир, рассказываю таксистам об Успенском, чтобы знали о людях, оставивших глубокий след в нашей культуре и передали свое знание другим. Они, думаю, перескажут….

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.