Следы современного человека в Музее Истории Узбекистана Разное

Автор Юлианна Юсупова

В Ташкенте свежие, бархатные, в буйных волшебных красках ноябрьские деньки. Кто-то проводит выходные, укутавшись в мягкое одеяло, и житейской суете, а мы собрались и пошли в музей истории. Странный выбор как провести выходной, подумают многие... Возможно. Но он был определенно волнующим и очень интересным, как и сама старушка история.

Давно вы ходили в музей по собственному желанию, не потому, что со школы направили, или на работе обязали, а просто собрали группу интересных, интересующихся людей, встретились и пошли?!
Мы это сделали, и я хочу поделиться своими теплыми и удивительными эмоциями.

Удивление началось уже на входе. Я много раз была в музее истории, который расположился в бывшем музее Ленина, но никогда не знала о том, что геометрическая форма здания в виде куба символизирует вечность в восточный архитектуре. Поэтично и к месту.
Экскурсовод встретила нас у центрального входа. Ей отдельный поклон за насыщенный интересный рассказ и аргументированные ответы на вопросы. Центральный зал, на который открывается вид с любого из четырех этажей музея, сразу же раскрывает связь древности и современности, прошлого и настоящего. Шесть древних деревянных колонн XV-XVII вв. стоят вдоль стен главного зала, как столпы истории, на которых держится наше сегодня и завтра. И большая электрифицированная рельефная карта Узбекистана, на которой отмечены все уникальные памятники цивилизации, находящиеся на территории нашей Родины. Огромное художественное панно напротив входа поражает своим масштабом, но отражает в себе богатство и гармонию теплых красок моего края.
На третьем этаже начинаются экспозиции с эпохи камня. Непосредственно перед входом нас встретил вот такой милый зверь. Думаю, дети были бы от него в восторге, как и от его друзей.
А мы пошли дальше. Реконструкция питекантропа наводит легкий ужас. Какими крупными и основательными в строении тела, хоть и невысокими, были наши предки. Орудия из камня пещеры Селенгур эпохи раннего палеолита, костные останки, культурные элементы, зародившиеся из необходимости выжить. Средний палеолит уже приносит нам первые доказательства зарождения религиозного элемента культуры, пантеизма и анимизма.
На стоянке Тешикташ обнаружили захоронение мальчика восьми лет (100-40 тыс. лет до н.э.), грустно, что он умер таким маленьким, но он остался жить в веках. Хорошо сохранившаяся могилка позволила реконструировать внешний вид неандертальца, и узнать о том, что древний человек поклонялся горным козлам. Да, да, уже тогда знали: нужно почитать то, что дает нам пропитание, одежду и создает жилищные условия. Неандертальцы хоронили умерших вместе с рогами и костями горного козла, считая, что он будет охранять их дух. А заупокойный культ в эпоху бронзы очень похож на таковой в Древнем Египте.
В поселении Сапаллитепа обнаружили захоронение женщины. Её похоронили вместе с домашней утварью, керамическими сосудами, наполненными едой и даже водой, украшениями (сразу виден женский подход и стремление к прекрасному), которые должны были дать ей пропитание и одеяние, все, что потребуется после вокрешения. Всё как у фараонов, с их верой в реинкарнацию. Только тело уложили не в каменный саркофаг, а в определенный участок земли, по форме похожий на большой ящик. Женщина лежала в форме эмбриона. Этот факт удивляет, уже в древности люди знали о том, что внутриутробно эмбрион лежит в такой позе, и считали, что это положение поможет переродиться духу после смерти. Древние повитухи, не имея под рукой узи, и не проводя глубоких психологических исследований, имели архаичные знания о психологии и физиологии человека. Меня поразил масштаб поселения Сапаллитепа (1750-1500 гг. до н.э.), это целый город с жилыми комплексами, многокомнатными домами, мастерскими, ткаческими центрами и зернохранилищами.
Уже тогда были бронзовые и каменные печати у знатных людей, что говорит о классовом делении общества. Печати имели звездчатую форму, в том числе одна по виду соответствует звезде Давида. Помнится, когда к нам в Университет приходил физик, интересовавшийся древней символикой, которая встречается на архитектурных памятниках Узбекистана, он много раз говорил о том, что символ звезды был уникальным для многих народов, и несут в себе трансцедентальный смысл связи с потусторонним миром. Очевидно, уже тогда небо и его элементы имели значение верховного начала.
Здесь доступен для обозрения знаменитый сохский амулет с изображением двух пятнистых змей. Это самый дорогой экспонат, который выставлен в музее, его много раз вывозили на мировые выставки. Он сделан в форме подковы, из хризолита, и раньше имел вставки из горного хрусталя. Раньше змея почиталась как священное животное, и символизировала доброе и злое начало. Прям как в законе единства и борьбы противоположностей. Удивительно, что многие философские проблемы были актуальны для людей, основной ежедневной задачей которых было выживание и поиски пропитания.
В III-I вв. до н.э. уже зарождается государственность и цивилизация на территории Узбекистана. Чеканятся монеты, которые стали первыми денежными эквивалентами в торговых отношениях, поселения стали укрепляться, появились цитадели и оборонительные стены.

Немного расстроило то, что некоторые очень важные исторические документы и предметы в какое-то время были вывезены из-за сложной политической обстановки, и теперь мы не можем их вернуть в культурный фонд нашей страны. Амударьинский клад теперь хранится в Британском музее, Авеста, священная книга зороастрийцев, была вывезена в период нашествия арабов, и теперь хранится в Дании.

Четыре стихии зороастрийцы почитали как священные — воду, землю, огонь и воздух. В эпоху владычества зороастризма, как культовой религии, для умерших стали изготавливать оссуарии — керамические чаши, в которых хранились кости умерших после того, как дикие животные съедали все мясо с останков. Оссуарии красиво украшали,  в музее хранится один оссуарий со скульптуркой женщины — богини Ардвисуры Анахиты, матери всего живого, по мнению зороастрийцев, и владычицы царства мертвых. И здесь мы видим тесное переплетение жизни и смерти, цикличности человеческого бытия.

На больших обрядовых котлах по окантовке выплавлены фигурки горных козлов и радужных кругов. Горные козлы считались «солярными» животными, олицетворяли силу солнца. А круги также олицетворяют собой Солнце, божественное начало, их много было найдено в символике пирамид Египта. Круг является древнейшим символом Солнца и божестенного начала во всем мире. Кстати говоря, вкушение обрядовой пищи по праздникам сохранилось как традиция до наших дней, примеры тому — день Навруза, праздник Нового года по зороастрийскому календарю.
И конечно же, развитие цивилизации, накопление материальных благ повело за собой череду сражений, завоеваний и смен правителей на территории Средней Азии. Здесь и восстание Спитамена, и месть царицы Томарис, и Александр Великий — Македонский, объединивший огромную территорию и создавший богатейший обмен эллинистической (древнегреческой) культуры и культурных направлений народов, живших на этой территории.
В разделе о становлении государственности на территории Узбекистана представлены фрагменты захоронения богатой женщины. Женщина и после смерти остается женщиной. В её могиле — много украшений, более 300 золотых бляшек, ножницы, гребень, посуда и даже зеркальце. Женская красота всегда восхищала и манила людей.
2 в. до н.э. подарил нам крупнейшую торговую магистраль во всем мире, которая почитается и изучается и в наше время — Великий Шёлковый Путь, связавший Юго-Восточную Европу, Ирак, Кавказ, Центральную Азию, Монголию и Китай.
Удивительно еще и то, что жители территории Узбекистана в процессе культурного развития обогатились мудростью почти всех мировых религий. В том числе и буддистской (I-III вв. н. э.). У нас было около десяти буддийских монастырей и тысячи монахов. Монастыри содержали большие библиотеки и своеобразные университеты и мастерские. Элементы огромных статуй Будды, статуи монахов, Бодхисатвы, фризы с изображениями монахов и музыкантов, изображение божеств политеистической религии хранятся в музейных залах. Удивляет и поражает, в каком великолепном состоянии сохранилась скульптурная вариация «Триада» с изображением Будды, сидящего под священным деревом Бодхи и двух монахов, стоящих по обеим сторонам от Будды. Такое чувство, что эту скульптуру только вчера сотворили из цельной глыбы мергелистого известняка. Как оказалось, так она хорошо сохранилась благодаря тому, что лежала лицом вниз и удивительным образом не разрушилась за огромный промежуток времени. Это еще одно невероятное доказательство того, что останки, скульптуры с изображениями святых и картины сохраняются в веках чудесным образом.
Это лишь кусочки вкусного пирога исторических фактов и легенд, которые мы услышали на экскурсии; их вкус можно распробовать благодаря богатой коллекции экспонатов музея. Думаю, каждому человеку, считающему себя образованным и всегда стремящимся к развитию, стоит сходить в музей, и не спеша, со смаком насладиться миражами древних культур.
Здесь представлены разные варианты письменных источников, начиная с первого тысячелетия до н. э.: бактрийская, согдийская, тюркская, брахми, санскритская письменность, — богатейший материал дало смешение различных культур.
Когда мы пришли в отделение с экспонатами тюркского каганата (VI-VII вв. н. э.), меня просто поразили малюсенькие печати, которые можно рассмотреть только под лупой, если хорошенько приглядеться. Умелые мастера умудрились сделать объемные изображения людей и животных на таких миниатюрных печатях знатных людей. Фотографии замка Мингурик, богатые Самаркандские и Бухарские фрески, элементы декора дворцов, изображения воинов — гордости царства на территории Самарканда создают ощущение величия, монументальности и основательности в культурном и социальном развитии Средней Азии эпохи раннего средневековья.
В V-VI вв. н. э. погребальный обряд начинает все больше походить на современный. С одной лишь разницей, что хоронили только костяные останки. Но что возникло в этот период и сохранилось до наших дней — это изготовление скульптур, каменных «баб», внешне похожих на человека. Как в нынешнее время мы устанавливаем памятники-надгробия, так и в те времена эти скульптуры устанавливались в качестве памятников умершим. Оссуарии стали красиво украшать для знатных людей. Есть же такое мнение, что о культуре страны можно судить по тому, как народ обращается с больными, пожилыми и умершими. В стремлении украсить место погребения можно увидеть некоторую связь с заботой об умершем после его смерти, его почитанием и желанием памятно запечатлеть факт его жизни на земле.
VIII-XIII вв. — золотая эпоха культурного развития Средней Азии, связана с завоеванием арабов и распространением ислама. С тех времен отлично сохранился мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, бессмертные труды Исмаила аль-Бухари, Абдухалика Гиждувани, Мухаммада Термези, аль-Фергани, Абу Али ибн Сино, Абу Райхана аль-Беруни и других великих деятелей. Когда Европа претерпевала культурный застой, средневековый Восток, в том числе на территории Узбекистана, развивался небывалыми темпами и дарил труды, которые стали классическими на много веков вперед. Не знаю как у вас, но у меня появляется чувство гордости, за таких предков.
Монгольское нашествие в XIII веке дало развитие военному делу и прославило в веках имя Джалолиддина Мангуберды. В зале музея выставлен прекрасно сохранившийся костюм воина эпохи Тимуридов (XIV-XV вв.). Удивительно, но кожаные сапоги воина выглядят так, словно их изготовили совсем недавно и месяц-другой поносили. Поразительное мастерство и качество работы кожгалантерейных мастеров того времени.
Стоит посмотреть на огромную настенную картину художника А.Аликулова, посвященную теме Амира Темура в мировой истории. Для меня было открытием, что Тадж Махал был построен правнуком Амира Темура.
Мозаики, представленные в зале музея, поражают сохранившейся яркостью красок. Для сравнения стоят образцы глазированной мозаики, созданной не более века назад, уже немного поблекшей и выцветшей, в отличие от мозаики, которой уже более пяти веков, яркой, красочной и сочной.
Здесь также можно посмотреть макет обсерватории Улугбека, как она выглядела в XV веке.
В отделе, посвященном XVI-XIX вв. вы увидите волшебной красоты и тонкости в исполнении наряды и украшения женщин, костюмы и оружие мужчин той эпохи, изысканную расписную керамику, резные орнаментированные шкатулки, царский хан-атлас и медночеканные изделия из Бухары, Карши, Ирана и Китая.
Вот такая прогулка по сказочной истории моей страны была организована экскурсоводом музей.
Кстати, в музее созданы отличные условия для тех, кто хочет культурно развивать своих любознательных чад, или кому просто не с кем оставить ребенка на время похода в музей. Сотрудники музея сделали отдельную детскую зону, где малыши могут изучать историю в игровой форме, обучиться изготовлению и росписи керамики у опытных мастеров, вышивать и рисовать, учиться математике на счетах, посмотреть сценку из кукольного театра, поиграть в шахматы на большой доске с мягкими фигурами-шайбами и даже поучаствовать в археологических раскопках монетного клада. Можно посидеть в темной «пещере» или миниатюрной реплике жилища древнего человека и послушать интересные истории. Опытные специалисты-педагоги научат ваших детей ценить историческое прошлое и любоваться культурой родного края.
Очень скоро откроется уже обновленный и обогащенный материалами зал современной истории Узбекистана. Не упустите это событие. Берите всю семью и отправляйтесь в музей истории, заодно прогуляетесь по живописному яркому парку, который пестрит своим разноцветьем деревьев и бодрит чистым искристым воздухом.
Юлианна Юсупова 

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

2 комментария

  • Bekhzod:

    По поводу маленьких печатей. Отец рассказал одну историю. Одного человека назначили казием и он пришел к мастеру заказать себе печать на перстне. Он сказал мастеру, чтобы на печати разместились два аята из Корана — Ясин и Табарак (самые длинные), имя самого казия — Алланур и его тестя — Хушмубарак. Назавтра мастер изготовил печать как просил казий. На печати были следующие слова:
    Два аята из Корана
    Ясин и Табарак
    Казий Алланурбегим
    Тесть Хушмубарак

    Қуръондан икки оят
    Ёсин билан Таборак
    Қози Алланурбегим
    Қайната Хушмуборак

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Есть фраза – «многоточие – это ушедшие на цыпочках слова …»
    (c) Легенда : Однажды царь Соломон попросил мудреца
    помочь ему справиться со страстями . Мудрец принес ему кольцо :
    « Именно в кольце твое спасение от бурных эмоций .
    Крутится кольцо , крутится мир , крутится судьба . Так и проходит жизнь человека .
    Надо относиться философски к пониманию того , что всё на земле меняется .
    Надень кольцо ! Когда будешь гневаться , посмотри на него – ты успокоишься .
    Если тебе будет очень весело , тоже посмотри на него . Это тебя отрезвит .
    Кольцо поможет и выручит в трудные моменты Жизни »
    .
    И , действительно , в первом же порыве отчаяния ,
    Соломон внимательно взглянул на кольцо
    и не аверсе прочитал надпись : « всё пройдет» .
    Удивился , задумался и … успокоился .
    Он вспомнил , как часто гневался , грустил , отчаивался ,
    но довольно скоро забывал об этом и жизнь продолжалась .
    Когда ему было радостно – и взгляд падал на кольцо ,
    он опять видел эти слова , и понимал , что радость не будет длиться вечно .
    Впереди опять его ждут потери , печали
    .
    Соломону казалось , что он обрел гармонию …
    Но как-то раз , ему было так плохо , что даже кольцо ему не помогло .
    Царь Соломон сорвал его , хотел выбросить ,
    и вдруг увидел надпись на реверсе внутренней стороны – «и это тоже пройдет”…
    .
    Прошло много лет правления …
    Соломон стал понимать , что ему пора уходить в мир иной .
    В который раз он рассматривал кольцо , с которым не расставался никогда
    и , казалось бы , знал каждую щербинку на нем .
    С грустной улыбкой царь прочитал одну надпись «Все проходит» ,
    затем вторую – «И это тоже пройдет» и с тоской подумал : «Вот все и прошло»
    .
    И вдруг луч солнца осветил какие-то еле заметные буквы ,
    выступающие на РЕБРЕ гурта кольца .
    Он пригляделся и прочитал «Ничто не проходит»..
    .
    P.S. Поэт Маяковский подарил своей возлюбленной
    Лиле Юрьевне Брик кольцо с её (!) инициалами — «Л Ю Б».
    Будучи расположенными по кругу ,
    эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ» .

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.