Сулейман Ходжаев – ташкентский мастер, резчик по дереву Tашкентцы История

Источник - UzbekArt.uz.

Искусство резьбы по дереву является одним из наиболее распрастраненных и древних видов узбекского народного творчества.

В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву встречаются три основных стиля:

  1. Багдади — Резьба с геометрическими орнаментами
  2. Ислими — Резьба с растительтными орнаментами
  3. Паргори — Резьба с круговыми сетчатыми орнаментами

В нашей сегодняшней статье речь пойдет об известном народном мастере Узбекистана – Сулейман Ходжаев, посвятившем свою творческую жизнь только одному из этих стилей, так называемому Паргори.


Сулейман Ходжаев

Оригинальный стиль паргори представляет собой сетчатые узоры в основе которых лежат круги. Данный стиль получил свое название от слова «паргор» – циркуль. Особенность стилья паргори это мелкие орнаменты с плоско-рельефной резьбой. Глубина фона узоров низкий, составляет около 1,0-1,5 мм.

Шаблоны с орнаментами паргори

Техника резьбы паргори довольно сложная: для построения композиционных основ орнамента от мастера требуется определенные знания геометрии и большое терпение. Так как, резьба мелких узоров долгая и кропотливая работа.

Время возникновения стиля паргори не точно, так как ее старых образцов не обнаружено.

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что резьба паргори появилась лишь в конце XIX века.

В конце XIX – начале XX века резьба паргори была распространена в Ташкенте и Коканде. Из Кокандских мастеров известны мастера Хайдар Нажмиддинов и его сын Кадыр Хайдаров.

Работы Кадыра Хайдарова выполненные в стиле паргори

Сулейман Ходжаев родился в 1866 году в махалле «Сузук ота» Ташкента. Его отец Насрулла Ходжа был потомственным плотником и мастером по изготовлению деревянных решеток «панджара».

В детстве Сулейман учился в школе и помогал отцу в его ремесле.

Юношей он работал у мастера Искандера Мирзаякубова. Позже, овладел мастерством обработки дерева, Ходжаев заинтересовался художественной резьбой и поступил учится к известному в то время старому потомственному мастеру, резчику по дереву Ташпулату Аюбходжаеву.


Мастер Сулейман на своем рабочем месте

Сулейман стремился постигнуть сложный процесс резьбы и постепенно овладел основами этого интересного искусства. После смерти старого мастера Ходжаев оказался единственным продолжателем его искусства. От учителя к нему перешел и весь ценный набор инструментов для резьбы.


Инструменты мастера

Работая самостоятельно, Ходжаев выполнял заказы на резные изделия бытового назначения. Когда таких заказов не поступало, он занимался столярной работой: делал двери, ставни, рамы и т. п. В работе мастеру помогала его жена Шарафат Атаходжаева, дочь потомственного резчика по дереву.

В начале XX века, когда в Ташкенте особенно увеличился спрос на шестигранные и восьмигранные резные столики и различные мелкие изделия, Ходжаев, выполняя заказы частного мебельного магазина в Ташкенте, занялся исключительно украшением этих вещей.


Восьмигранный столик в стиле паргори

Усто Сулейман был очень живым, любознательным и способным человеком; он много путешествовал и знал несколько восточных языков. Будучи в Мекке, Стамбуле, Аддис-Абебе и других городах Ходжаев особенно живо интересовался произведениями народного искусства.

Усто Сулейман охотно общался с русскими мастерами-столярами и резчиками, работавшими в Ташкенте. По их советам он послал на Вторую Всероссийскую культурную выставку (1913) резной столик и клетку для птиц. Его работа была отмечена дипломом и большой бронзовой медалью «За полезные труды».

Много лет усто Сулейман работал инструктором столярного дела и преподавал художественную резьбу по дереву в различных учебных и производственных мастерских в Ташкенте.

В 1935 году Ходжаев работал в качестве художника консультанта на ситчепечатной фабрике Ташкентского тектильного комбината.

Усто Сулейман не бросал и творческой работы. Его изделия к этому времени несколько раз экспонировались успешно на республиканских и всесоюзных выставках. Искусная резьба усто Сулеймана была отмечена вместе с работами других узбекских резчиков на Международной выставке 1937 году в Париже, где Узбекистан получил золотую медаль за резьбу по дереву.

Некоторые примеры из работ Сулеймана Ходжаева

Усто Сулейман – первый народный мастер Узбекистана, которому в 1932 году за долголетнюю работу было присвоено звание Героя Труда.

Ушел из жизни усто Сулейман в 1947 году на 81-м году жизни. Образцы его работ имеются в музеях Узбекистана и в Музее восточных культур в Москве.

Усто Сулейман оставил после себя талантливых учеников как, Мухаммадвали Аскаров (1909-1949), Максуд Касымов (1905-1965).

Орнаменты композиций созданных Сулейманом Ходжаевом, вот уже спустя целый век, до сегодняшних дней используются узбекскими мастерами.

Разные работы в стиле паргори

При подготовке статьи использовались материалы из книги «Паргори» (1958 г.)

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.