Ташкент. Часть 3: Ташкентский метрополитен Фото

Из ЖЖ varandej.

Ташкентское метро - это почти как Львовское метро, с той лишь разницей, что оно во-первых существует на самом деле, во-вторых там не убивают, а только задерживают, и в третьих - не за русский язык, а за фотосъёмку. Один из крупнейших и красивейших метрополитенов бывшего СССР - одновременно и самый загадочный, и более-менее системных его фотообзоров я сходу и не припомню. Значит, думал я по дороге в Ташкент - надо сделать такой самому! Вот только качество получилось ужасное - мой фотоаппарат в принципе слабоват для подземки, а на тёмных станциях я снимал быстро, не всегда успев сфокусироваться, прицелиться или оценить конфигурацию людей в кадре. Но зато - 22 станции из 29, самый полный обзор в рунете.

В прошлых частях - общий колорит Ташкента и прогулка вдоль городских каналов к телебашне.

Метрополитен в Ташкенте начал строиться в 1968 году как часть программы обновлённого Ташкента после землетрясения. Первая очередь из 9 станций открылась в 1977 году, и метрополитен стал в СССР лишь 6-м по счёту (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку и Харькова), но первым и до 2011 года (когда открылся Алматинский метрополитен) единственным в Средней Азии. Но поздний старт компенсировался быстрым ростом: по протяжённости трёх линий своего метро (36км) Ташкент уступает Москве, Петербургу, Киеву и Харькову, а по числу станций (29) с последним держит паритет. Ныне он включает "красную" Чиланзарскую линию (1977, последние станции - 1980), "синюю" Узбекистанскую (1984-1991) и "зелёную" Юнусабадскую (2001), но новых станций не открывалось уже 15-й год и видимо ни одна не была построена в независимом Узбекистане полностью. Система, тем не менее, довольно "зрелая" и я ей пользовался активно, вот только в Черняевку ни от одной из станций не уехать - что от "Шахристана" (на этой схеме он ещё "Хабиб Абдуллаев") до Юнусабадского рынка, что от "Олмазора" до базара-Ипподрома идти ещё прилично. Да, по переименованиям станций Ташкентское метро явно вне конкуренции - несколько названий успели смениться за те полгода, что прошли с моей поездки!

1а. по клику откроется более широкая картинка, в том числе с русскоязычными правилами пользования

А специфика Узбекистана начинается уже на входе (на врезке - советский и нынешний логотипы), где обязательно и часто под специальным зонтиком стоит изумрудно-зелёный милиционер с палкой-обыскалкой, заглядывающий пассажирам в сумки. Этот проверяет выборочно, меня где-то в 80% случаев, явно местных - ещё реже, но он на входе в метро не последний.

2.

Общения с ним не избежать даже если вы хотите просто воспользоваться подземным переходом. Наземный вестибюлей у ташкентского метро то ли почти нет, то ли вообще нет - лишь необычайно капитальные подземные переходы:

3.

С кассой у метродверей, где за 1000 сумов (10-15 рублей по нашему) продают пластиковые жетончики, которые я забыл сфотографировать (фото из википедии):

3а.

А за стеклянными дверьми у старых советских турниктов - ещё один пост проверки, где обычно стоят простоватый изумрудный полицейский и серьёзный чекист в коричневой форме, при которых рамка металлоискателя и специальный столик. Эти уже более въедливые, смотрят не только вещи, но и документы, задают вопросы (например, "Почему так часто ездите?") и за все дни пребывания в Ташкенте меня не проверяли всего один раз (хотя встречал людей, которых не проверяли за время пользования этим метро вообще ни разу!). На обоих постах сотрудники почти всегда очень вежливы и у туристу доброжелательны, напоследок извиняются за беспокойство и желают счастливого пути, но извиняться им, прямо скажем, есть за что - например, когда попадаешься им с большим рюкзаком, который разобрать и собрать целое дело. А вот сфотографировать этот пост мне так и не удалось, а что фотосъёмка запрещена, они обычно не забывают напомнить.

4.

Запрещена она тут вполне официально (см. правила по ссылке), и до поездки мне описывали Ташкентское метро как полупустые залы, в которых ментов больше, чем пассажиров, а пассажиры тоже все сплошь переодетые менты, и замеченный с фотоаппаратом человек влипает минимум на 3 часа задержания с угрозами пришить ему шпионаж, терроризм или ещё что похуже. Ну, утрирую, конечно, и хотя всё оказалось несколько проще, всё же я был тут предельно осторожен, постоянно следил за расположением людей в форме и камер, прикидывал углы их обзора, фотоаппарат же с настроенными в переходе на полутёмное помещение параметрами выхватывал из чехла буквально на секунду, от груди через поворотный экран... и все эти шпионские игры - лишь для того, чтобы заснять какую-нибудь безобидную мозаику или майолику. Разрешение на съёмку получить, как писали знающие люди на своих форумах, тоже нереально. В комментариях, конечно, неизбежно найдётся кто-нибудь, кто "фоткал в Ташкентском метро сколько хотел на виду у ментов, и впервые из вашего поста узнал, что запрещено" - ну что же, аномального везения никто не отменял. На других фото вы ещё увидите, как тревожно на меня косились пассажиры, и я каждый раз опасался, что они "доложат куда следует". Вот такие плакаты попадаются регулярно и на станциях, и в вагонах:

4а.

Поезда в Ташкентском метро самые обычные - составы "Метровагонмаша" по 4 вагона, на всех трёх линиях работающие с момента их открытия. Точных данных о количестве поездов (в двух электродепо) я не нашёл, но интервалы тут очень большие, в среднем 7-9 минут, в час пик бывает 4 минуты, хотя это и недолго в сравнении с 12-минутными интервалами в метро Алма-Аты:

5.

Википедия пишет, что пассажиропоток Ташкентского метро неуклонно сокращается, упав с советских времён почти втрое (до 150 тыс. человек в день) - правда ли это, и если да - то от чего, не ясно. В целом, каким-то особо пустым, равно как и особо загруженным, мне это метро не показалось: свободнее, чем в Киеве и Минске, но многолюднее, чем в Нижнем Новгороде или Алма-Ате. Дальше несколько фото из вагонов, ташкентская публика:

6.

Объявления все без исключения на узбекском, но в общем из контекста понятны (станция - "бекати"), да и в переводе мало отличаются от стандартных в московском метро. Надписи в половине где-то случае дублируются, и значительная часть на советской узбекской кириллице.

7.

Как видите, вагоны выглядят довольно дряхло. Реклама есть, но не очень много, равно как и на станциях.

8.

И ещё, думаю, вы заметили неприятную особенность ташкентского метро - темноту. На большинстве станций горит да бог треть светильников. Вероятно иногда загорается больше - по крайней мере мэтр Чистопрудов незадолго до меня сумел сфоткать несколько станций в ярком свете, но я видел ташкентское метро неизменно таким (здесь же типичный указатель):

8а.

В целом, кроме системы безопасности да потёмков каких-то ярких "фишек" Ташметро в целом я не припомню. Главная его достопримечательность - архитектура станций, о которой даже есть легенда, будто строить метро запустили команду московских и команду ленинградских метростроевцев, и те на волне вечного соперничества двух столиц напроектировали лучше, чем дома. Некоторые считают Ташкентское метро красивейшим в мире, на мой взгляд до сталинской классики Московского метро оно не дотягивает, и всё же в списке красивейших метрополитенов мира ему явно есть место. Архитектура ташкентских станций в основном удивительно для своей эпохи бетонных коробок вычурна и ориентальна, местами напоминая начало то ХХ, то XXI веков. Вообще, хорошо заметно сходство архитектуры матрополитенов Ташкента, Баку (по чужим фотографиям), Казани и Алма-Аты - всё больше убеждаюсь, что в (пост)советской школе метростроения образовалась полноценная "тюркская ветвь".

Моё знакомство с Ташкентским метро началось на Юнусабадской линии (6,4км, 6 станций, 10 минут пути), её конечной "Хабиб Абдуллаев", которую с той поры успели переименовать в "Шахристан". За турникетами - самоцветная карта Узбекистана, сами турникеты и зелёного мента можно различить на дисплее справа:

9.

Хабиб Абдуллаев был крупным советским геологом, президентом Академии Наук УзССР, но вот же ж незадача - родился в кишлаке Араван в нынешней Южной Киргизии (а тогда - Ферганской области). Кто он был сам по национальности, я не знаю, Араван вроде бы в основном узбекский кишлак, но и киргизы Хабиба Мухаммедовича очень уважают. Что, видимо, и стало поводом переименовать станцию. В паре километров от неё находится Юнусабадский рынок, куда прибывают маршрутки с пограничной Черняевки, так что был я здесь трижды. Сама по себе "Шахристан" для Ташкента нетипична своим двухплатформенным устройством. Фотография особенно неудачна, так как снял я её почти что на ходу, торопясь на поезд:

9а.

На короткой Юнусабадской линии я заснял все станции. За крошечным открытым метромостом через Бозсу под нависающей телебашней - следующая станция "Бадамзар". Название - по району, в переводе значит "фисташковая роща". В оформлении впечатляет бионический дизайн. Кстати, к следующем фотографиям - обратите внимание, сколько раз нам ещё встретится восьмиконечная "зороастрийская" звезда:

10.

Рядом с "Бадамзаром" - показанные в прошлой части телебашня, парк "Ташкентленд", деловой центр, ВДНХ, словом - один из самых пафосных уголков узбекской столицы. Подавляющее большинство станций тут мелкого заложения (чтобы легче откапывать было после землетрясений), а спуски от турникетов на платформу почти всегда интересно оформлены. Скажем, на "Бадамзаре" - фисташками:

11.

Станция "Минор", в переводе "Башня", оправдывает своё название общей "вертикальностью" облика. Название - не по Телебашне, а по огромному мусульманскому кладбищу Минор, близ которого недавно построили одноимённую мечеть.

12.

Станция "Абдулла Кадыри" близ Алайского базара названа в честь узбекского писателя начала ХХ века, говорят, культового среди узбеков, но почти неизвестного на других языках (и вдобавок - жертва репрессий: за романы "Минувшие дни" и "Скорпион из алтаря" он был расстрелян). Связан ли дизайн станции с его творчеством - увы, не знаю:

13.

Станция "Юнус Раджаби" названа в честь советско-узбекского композитора, и в Ташкентском метро она самая глубокая - 24 метра (для сравнения, в Москве максимум - 63 метра, а в Алма-Ате - 57 метров), едва ли не единственная глубкого заложения. Оформление простое, но очень впечатляющее:

14.

А лестница в центре зала ведёт в переход с очень эффектным сечением - на том конце станция "Сквер Амира Тимура" красной линии:

15.

Конечная "Мингурюк" (в переводе - "Тысяча урючин", но на самом деле это название древнего городища) - одна из самых невзрачных.

16.

Зато из неё ведёт неприятно длинный (140м) и извилистый, но довольно красивый переход на станцию "Ойбек" синей линии:

17.

Но, возможно, вы прибыли в Ташкент с запада, оставив позади Хиву, Бухару и Самарканд? Тогда весьма вероятно, что встретит вас красная Чиланзарская линия (15,5км, 12 станций, 27 минут в пути), её юго-западная конечная станция "Олмазор" (или "Алмазар") у автовокзала и рынка "Ипподром" (куда опять же с Черняевки приходят маршрутки) на юго-западной окраине города. Планируется, что здесь будет переход на Сергилейскую линию, обходящую Ташкент по южной окраине, но вряд ли эти планы сбудутся хоть когда-нибудь. По моим впечатлениям, кстати, тут самые вредные менты - со мной они просто разговаривали немного хамовато, но основная их "жертва", как в Москве 1990-2000-х - гости из провинции:

18.

Эта станция, как и все, что я покажу на "красной" линии - часть первой очереди (1977). "Победный" дизайн напоминает о том, что до 2010 года станция называлась "Сабир Рахимов" - это герой войны, "Железный генерал", освобождавший от фашистов Данциг и погибший за неделю до Победы... но вот незадача - казах, хотя и родился в окрестностях Ташкента. Для казахов, русских да и значительной части самих узбеков это переименование было как пощёчина, в обиходе станцию по сей день называют по-старому.

19.

Надо заметить, "соцреалистических" станций мало даже в первой очереди. Например, следующая "Чиланзар" уже вполне ориентальна:

20.

"Чиланзар" я заснял из двери вагона, следующие "Мирзо Улугбек" (до 1992 года - "50 лет СССР") и "Хамза" (с тех пор переименованая в "Новза") я заснять уже не успел. Фото их (ещё хуже, чем у меня) есть здесь и здесь соответственно. Так что следующая в моём обзоре станция уже совсем недалеко от центра и называется, извиняюсь, "Милый Бог"... то есть "Миллий бог", что в переводе значит "Национальный сад". Изначально она была "Комсомольская", а в 1992-2005 годах "Ёшлик" ("Молодёжная"), но при всей важности своего расположения - одна из самых невзрачных, даром что с резьбой по ганчу вдоль колонн:

21.

Следующую станцию "Бунёдкор" я заснял лишь из окна вагона, но она гораздо интереснее внешне. Название в переводе "Творец" или "Созидатель", а до 2008 она называлась "Халклар Дустлиги", то есть "Дружбы Народов". Те же метаморфозы пережил и проспект над ней. "Дружбу народов" изгнали не только из названия, но и из дизайна - на стенах раньше были гербы всех 15 ССР, ныне заменённые чем-то более национальным (точно не понял, чем):

22.

А дальше самая, на мой взгляд, красивая пара станций "красной" и "синей" линии, благодаря оформлению перехода образующие по сути единый ансамбль. На красной - "Пахтакор" ("Хлопкороб"):

23.

При общей примитивности планировки, тут реализована простая и гениальная идея - покрыть стены "самаркандскими" мозаиками. Очень люблю такое приём - привнесение в метроархитектуру средневекового искусства. Здесь же обратите внимание на указатель линии над путями, причём его цвет с цветом линии не всегда совпадает:

24.

А спортивная мозаика у выхода в город напоминает, что "Пахтакор" здесь - это как "Динамо" или "Спартак" в Москве, название станция получила по близлежащему стадиону. Своей стилистикой мозаика почему-то вызывает у меня ассоциации с хорошей советской фантастикой:

25.

Переход на станцию "Навои" тут не "труба", как на на обеих пересадках "зелёной" линии, а подъём-спуск через вестибюль. В вестибюле - свои майоликовые панно:

26.

Спуск к "Алишер Навои" - по короткому эскалатору с потрясающей мозаикой над ним, напоминающей потолки древних айванов (здесь же обратите внимание на явную кореянку на переднем плане - я уже писал, что этот народ в Ташкенте очень заметен):

27.

Ну а сама "Алишер Навои" - наверное, красивейшая станция бывшего СССР за пределами Москвы, местная "Маяковская":

28.

На стенах - всё те же майолики по мотивам произведений Алишера Навои, этого великого поэта 15 века:

29.

Честно говоря, не знаю, сколько здесь куполов, но явно очень много (вручную по фото насчитал 30), и кажется, ни один из них действительно не повторяет другие:

30.

31.

Но вернёмся на "красную" линию. За "Пахтакором" следует "Мустакиллик майдони" ("Площадь Независимости"), до 1991 года соответственно "Площадь Ленина", высокая и очнь тёмная.

32.

А вот "Амир Тимур хиёбони" ("Сквер Амира Тимура") оказалась удивительно невзрачной. Такое ощущение, что проектировали метро какие-то фанаты резьбы по ганчу, считавшие, что если она есть - всё остальное уже не важно. До 1992 года станция называлась "Октябрьской революции" ("Октябрь инкилоби"), а до 1995 - "Марказий хиёбони" ("Центральный сквер"). В центре зала виден переход на "Юнуса Раджаби" с кадра №15.

33.

Дальше начинается вторая очередь "красной" линии (1980), но ни одну из трёх её станций ("Хамид Алимджан", пока не переименованная "Пушкинская" и "Биюк Ипак Йули"/"Великий Шёлковый путь", до 1997 года "Максима Горького") я не посетил. Так что покатаемся напоследок по "синей" Узбекистанской линии (14км, 11 станций, 25 минут пути), которая показалась мне самой красивой. Она открывалась аж в 4 захода в 1984-1991 годах, а пойдём по ней с востока на запад. Две крайние станции открылись второй очередью в 1987 году. Тёмная и строгая конечная "Дустлик" ("Дружба"), до 2012 года "Чкаловская":

34.

Она обслуживала Ташкентское авиацианное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) и его соцгород, живший в советское время своей обособленной жизнью как бы вне полувосточного Ташкента. Сам авиазавод сюда эвакуировали в войну из подмосковных Химок, и он стал одним из крупнейших в Советском Союзе, выпуская, например, знаменитые Ил-76. Но финал у такого предприятия на окраине бывшей империи конечно же был предсказуем: по факту последний самолёт тут построили в 2002 году, официально авиастроение закрыто в 2012, и ныне на огромной площадке делаются всяческие бытовые товары для населения типа дверных замков; название "ТАПОиЧ" также упразднено, и даже самолёты-памятники и стелу с макетом Ил-76 у проходной по узбекской традиции демонтировали.
У станции метро исключительно разветвлённая система выходов, один из которых, напоминая о былом значении завода, ведёт прямо в его проходную, по-прежнему весьма оживлённую.

34а.

Соседняя станция "Машинасозлар" ("Машиностроителей") обслуживала другой завод и до 1992 года имела звучно-бездушное название "Ташсельмаш", вполе кстати похожее на какое-нибудь слово из древней истории этих мест. Обратите, кстати, внимание на типично ташкентское устройство - "сороконожка" со сводчатым потолком:

35.

Дальше станцией "Ташкент" начинается первая очередь Узбекистанской линии:

36.

Странное название (если это "Ташкентская", то остальные тогда какие?!) как бы намекает, что над станцией находится Северный вокзал, или Ташкент-Пассажирский, то есть это символическое прибытие в город для гостей столицы. Тут - самые красивые майолики:

37.

"Ойбек" (или "Айбек") названа в честь поэта Мусы Ташмухамедова, более известного под таким псевдонимом. Длиннейший переход на неё с "зелёной" станции Мингурюк - на фото №17. Вид самой станции у меня как-то уж совсем плохо получился, поэтому вот её роскошные барельефы, за которыми виден характерный оранамент колонн:

38.

Здесь же обратите внимание на одинаковую "бахрому" трёх плакатов со всех станций - требование быть бдительными, указатель станций и коммерческая реклама.

39.

Следующая "Космонавтлар" ("Космонавтов", а до 1992 года "Проспект..." оных, пока таковой не переименовали) стала в Ташкенте "моей" станцией - все 4 приезда я ночевал в хостеле близ неё, о котором рассказывал в прошлой части. Один из образцов "космических станций" ("Проспект Космонавтов" в Екатеринбурге, "Гагаринская" в Новосибирске и унылейшего вида "Байконур" в Алма-Ате), возможно самый удачный.

40.

На стенах панно-портреты людей, связанных с космосом, от Терешковой до хана-астронома Улугбека, которого я называл про себя Космодед. Блюдо со звёздами же я использовал как ориентир - выходить мне надо было с той стороны, где его нет.

41.

На следующей "Узбекистанской" мне как-то стабильно не везло - то поезд встанет на противоположном пути, то кадр нерезкий выйдет, а сойти да осмотреть её отдельно как-то не задалось.

41а.

За ней следует великолепная "Алишер Навои", которую я уже показал на кадрах №27-31, а дальше ещё две станции третьей (1989) очереди - "Гафура Гуляма" (опять же в честь писателя) с очередной порцией отличных майолик:

42.

Причём не только на станции, но и в её наземном вестибюле:

43.

И эффектная "Чорсу" у одноимённого великого базара. Дальше, на последние станции (1992) "Тинчлик" ("Мир") и "Беруни" я уже не добирался, но надеюсь, что в следующий приезд доберусь и расширю ими этот же пост.

44.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

13 комментариев

  • Не понимаю причину запрета на фотографирование станций метро. Ну вот не понимаю,бестолковая старушенция,ни как.

      [Цитировать]

  • Ольга:

    Увы… что-то с ноутом — не вижу ни одной фотки :(

      [Цитировать]

  • татьяна:

    Какое же оно малолюдное,наше красивое метро!

      [Цитировать]

  • natalia:

    Можно, добавлю? На станции Алишера Навои (фото № 28-30), если встать под куполом и говорить не громко, голос значительно усиливается эхом. Акустический эффект. Спасибо автору за чудесную экскурсию!

      [Цитировать]

  • Bekhzod:

    Портал Бигпикча.ру внес станцию Алишера Навои в ряд красивейших станций метро по всему миру, наряду с «пещерным» стокгольмским метро.

      [Цитировать]

  • Халдар:

    Вопрос к профессионалам метро: «Подавляющее большинство станций тут мелкого заложения (чтобы легче откапывать было после землетрясений)» — на сколько это соответствует правде? Я об «откапывании». Впервые встречаю такое утверждение.

    «Амир Тимур хиёбони» («Сквер Амира Тимура») оказалась удивительно невзрачной», «Миллий бог»… одна из самых невзрачных, даром что с резьбой по ганчу вдоль колонн»: фанат советской школы метростроения, точнее оформления метро. Должно быть, какое-нибудь парижское или нью-йоркское метро вообще не «достойны» называться метрополитен (скорее всего «китайцы» и Дубай тоже). )))))))

      [Цитировать]

  • Gangut:

    Об экономии в метро. Автор не попал в метро на праздники — тогда включаются все светильники, а не треть их.
    Пик экономии был в первой половине 80-х. Тогда не только выключали всё что возможно и невозможно, сокращали время работы касс и закрывали некоторые из них, отключали эскалаторы на спуск, но даже вырабатывали поездами электроэнергию и выдавали её в сеть. Одно время я стал замечать, что поезда подъезжая к станциям необычно тормозят. Пропала плавность торможения и ощущался некоторый дискомфорт. Не сразу, но догадался, что ко всем прочим мерам экономии добавилось так называемое «рекуперативное» торможение — т.е. энергия поезда не сгорала в тормозных сопротивлениях, а генерировалось электричество и поступало в питающюю сеть, что и было выгодно. На первый взгляд. Через месяц, другой от этого отказались. Встретив одного своего знакомого с метро я поинтересовался этим вопросом. Действительно, применяли рекуперативное торможение, но получая выгоду в экономии электроэнергии, теряли на более быстром износе некоторых дефицитных деталей. Подсчитали всё и отказались от этого метода.

      [Цитировать]

    • genezone:

      Gangut:

      Одно время я стал замечать, что поезда подъезжая к станциям необычно тормозят. Пропала плавность торможения и ощущался некоторый дискомфорт. Не сразу, но догадался, что ко всем прочим мерам экономии добавилось так называемое «рекуперативное» торможение

      Неправильная у Вас(и вашего знакомого с метро) догадка была. На вагонах серий Еж и 81-717/714 рекуперативное торможение не предусмотрено.
      Просто одно время в метро испытывалась система автоматического торможения(может она не точно так называлась, это спецы знают) с датчиками установленными в междупутье. Может в ней дело было… Потом её демонтировали.

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.