Архитекторы Ташкента: Вильгельм Гейнцельман Фото

VOT об авторе зданий-символов Ташкента: кадетский корпус, дворец князя Романова, банк на сквере и другие.

Знакомые и любимые нами с детства линии стен построек старого Ташкента, мозаика кирпичной кладки и, конечно, атмосфера величественности. Проходя мимо них, невольно, выпрямляешь спину и поднимаешь голову — статность здания обязывает. Поблагодарить за появление этих архитектурных шедевров в нашем городе нужно архитектора Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана.


Компаниям, предлагающим туристические услуги, пора подумать об архитектурных турах по Ташкенту. Маршрут имени Гейнцельмана мог бы включать в себя посещение Дворца князя Романова (ныне Дом дипломатических встреч МИД), Кадетского корпуса («старое» ТашМИ), банка на сквере, военного госпиталя с ориентиром Госпитальный рынок, музея прикладного искусства, сиротского приюта (сегодня институт эндокринологии) и реального училища, где сегодня располагается Министерство внешних экономических связей. Каждое из этих строений по праву является символом столицы.

 

Путевка в Туркестан

Вильгельм Соломонович Гейнцельман оказался в наших краях благодаря приказу военного ведомства, определившего его на службу коллежским секретарем и младшим архитектором строительного отделения Сырдарьинского областного правления в Туркестанском генерал-губернаторстве. Так, в 1879 году, уроженец Одессы прибыл в Туркестан, благодаря чему в Ташкенте появились здания из туркестанского кирпича. Именно так первым стал строить Вильгельм Соломонович. Ушедший из жизни в 1922 году архитектор оставил след в сердцах ташкентцев и печать неповторимости в мировой истории градостроительства.

Старый-новый Ташкент

Когда деревья были большими, привычный нам «старый» Ташкент был «новым». Строительство нового города началось в 1865 г. с разрушения имеющихся построек на левом берегу Анхора. Были снесены полуразрушенные стены старой кокандской цитадели — Урды и стены, окружавшие примыкавшие к Урде земли. Первые новые постройки, возводившиеся летом и осенью 1865 г., носили военный характер. Постепенно Ташкент обрел черты уже знакомого нам города.

 

Ярким элементом Ташкента был и остается Дворец Великого князя Н. К. Романова, где вместе с элементами традиционного стиля, просматривались зачатки модерна. Это сейчас у Ташкента остался только дворец, а первоначально это была широкая площадь с целым комплексом построек, занимавшим около полутора гектаров. Все постройки, окружавшие площадь, были одноэтажными, именно поэтому когда здесь был построен крупный военный Спасо-Преображенский собор, он стал первой скрипкой в архитектуре района.

Спасо-Преображенский собор

Собор построен был в 1888 г. под руководством В. С. Гейнцельмана. Также он спроектировал и построил отдельно стоящую колокольню. Здания собора были из жженого кирпича без наружной штукатурки. Собор имел четко выраженную форму равноконечного греческого креста. В каждую грань строения были вписаны арочные удлиненные окна. Вход в собор подчеркивался трехпролетным металлическим портом на тонких изящных колонках.
Отдельно стоящая трехъярусная колокольня, высотой около 33 м, имела эффектное арочное венчание. Наряду с собором, колокольня была выполнена в близких по стилю формах романо-византийской архитектуры.
Интерьер собора был выполнен в светлых тонах и строгих формах, сочетающих византийские элементы и классические принципы русской архитектуры. Спасо-Преображенский собор был одной из лучших церквей, построенных в конце XIX в. Туркестанском крае. Долгое время собор был единственным крупным сооружением на площади.

Дворец Романовых

Вторым после Спасо-Преображенского собора примечательным зданием города стал особняк великого князя Николая Константиновича Романова. Это было небольшое здание, в сравнении с другими строениями, принадлежавшими царской семье и многим чиновникам.
У здания один этаж, но поднятый на высоком цоколе, в котором есть небольшие складские помещения. Дворец был воздвигнут в 1889 — 1890 гг. по проекту А. Л. Бенуа и под руководством В. С. Гейнцельмана, что чувствуется по стилю, присущему этим мастерам.

Дворец располагается за кованной металлической решеткой и большим цветником. К центральному дому, увенчанному куполом с высоким флагштоком, подводит пологий пандус. По краям здания находятся два ризалита, также увенчанные куполами, но более пологой формы.
Планировка здания абсолютно симметрична. Через проходное тамбурное помещение вход ведет в центральный вестибюль, откуда можно пройти прямо в гостиную, выйти в боковые галереи и по винтовой лестнице подняться в небольшой кабинет. Из кабинета можно выйти на балкон, находящийся над главным входом; такой же балкон примыкает на северной стороне дома, к помещению гостиной.


Расположение дворца в тенистом парке решило его архитектурную судьбу в романтическом духе. Скульптуры охотничьих собак, олени и головы породистых коней в овальных медальонах на фасадах флигелей, создали образ охотничьего загородного особняка.

Государственный банк

Одним из наиболее выразительных зданий, окружающих нынешний сквер Амира Темура, остается здание Государственного банка, построенное после 1895 г. В. С. Гейнцельманом. Композиция постройки представляет собой сочетание двухэтажного прямоугольного объема и асимметрично врезанного в него многогранника перекрытого пологим куполом. На фасаде есть небольшие оконные проемы с монументальными формами обработки.

 

Стремясь создать единую композицию, Гейнцельман всем архитектурным формам придал красивый рисунок.

Реальное училище

Крупным учебным заведением было Реальное училище, построенное В. С. Гейнцельманом в 1898 г. Здание имело Н-образную форму и занимало большую площадь.

В передней части училища расположились просторные классы и кабинеты, связанные с одной стороны широким коридором. В задней части находилась библиотека, служебные помещения, изолированные от учебных помещений ученические квартиры. Там же в одноэтажном крыле располагалась церковь. Центральная угловая часть фасада подчеркнута повышающимся к середине зубчатым завершением, большим арочным проемом входа, парадным крыльцом и подвешенным на цепях большим металлическим козырьком. В рисунке металлических элементов козырька, в обработке контрфорсов и других внешних формах очень заметно влияние модерна.

Внешне здание и сегодня выглядит солидно. Как и в Кадетском корпусе, над входом размещен открытый балкон на кирпичных арочных устоях. Рельефный кирпичный карниз с арочными раскреповками над пристенными контрфорсами обегает все здание. Архитектор стремился придать зданию не только видимую прочность, но и прочность фактическую, учитывая высокую сейсмичность нашей столицы.

Казенная палата

Из построек административного назначения старого Ташкента рук Гейнцельмана, нужно рассказать и о Казенной палате. Сегодня здесь расположен Фонд «Соглом авлод учун».

Здание Казенной палаты со строгой угловой композицией построено в 1902 г. Центром здания стала высокая многогранная башня, увенчанная высоким пирамидальным куполом с ажурной металлической решеткой по верху. Внутри находятся входной вестибюль, небольшой операционный зал на втором этаже и связывающая их лестница.
Сюда же подходили коридоры, по бокам которых, находились служебные помещения. В основе внешней архитектуры фасада фактура великолепной кирпичной кладки. Как и в большинстве зданий автора, вход подчеркнут небольшим арочным портиком, несущим балкон второго этажа.

Применение аналогичных форм в зданиях собора, дворца великого князя, казенной палаты и банка подтверждает авторскую принадлежность этих построек и своеобразие творческого почерка мастера В. С. Гейнцельмана.

Мнение горожан

Роман Сайфутдинов,
Студент Ташкентского Архитектурно-строительного института

О том, кто такой Гейнцельман нам рассказывали на лекциях. Очень интересно и увлекательно узнавать историю человека, создавшего их и историю самих построек. Все в Ташкенте знают эти места, они стали излюбленным местом для многих из нас.
Очень радует, что на фоне современных построек столицы остаются и постройки с вековой историей. Эти здания, наряду с восточными базарами и медресе, придают колорит Ташкенту.

Юля Бес (Аухадеева),

Гид по Узбекистану

Ташкент конца 19-го века - особое явление в среднеазиатской культуре. Период, когда после завоевания Ташкента Российской Империей в город стали переезжать не только военные, но и писатели, ученые, архитекторы. Одним из них был Вильгельм Соломонович Гейнцельман, глава строительного ведомства Туркестанского края в 1878—1908 годах. Здания, построенные из туркестанского кирпича, сделали Вильгельма Соломоновича известным всему краю. Работал он не только в Ташкенте, но и в Самарканде, Коканде и Южном Казахстане. Щедро делился своим талантом со всем Туркестанского и активно работал до самой своей отставки в 1908 году.

Без зданий, построенных Гейнцельманом уже невозможно представить так называемую «русскую» часть Ташкента. Разве можно вообразить, что, проходя от площади Мустакиллик к Бродвею, не увидишь шикарного здания в стиле модерн, утопающего в тени столетних дубов? Или что рядом с Центральным банком не было бы симпатичного здания Реального училища? Жаль, конечно, Спассо-Преображенский собор, что был построен на нынешней площади Мустакиллик. Судя по документам и фотографиям того времени, здание было просто великолепным. Уже не говоря о том, что там были похоронены фон Кауфман (первый генерал-губенатор Туркестанского края) и Великий князь Константин Романов. Я очень люблю показывать своим гостям эти здания. Для них всегда становится сюрпризом, что в Узбекистане можно посмотреть что-то кроме медресе, мавзолеев и мечетей. Да, безусловно, Самарканд, Бухара и Хива прекрасны, но когда окунаешься в атмосферу Ташкента конца 19- начала 20 века - это особенные впечатления. Меня всегда радует, что туристы хотят узнать и о немного другой истории нашего края. Единственное, хотелось бы, конечно, чтоб такие здания, как дворец Князя Романова и Реального училища можно было бы показывать и изнутри, а не только снаружи. Это привлекло бы еще больше внимания к архитектуре того периода. В заключение хочу сказать, что, конечно, без зданий, построенных Вильгельмом Соломоновичем Гейнцельманом облик Ташкента был бы иным. Возможно не менее любимым, но не таким уникальным и разнообразным.


Фото: Финат Разяпов

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

8 комментариев

  • Олег Николаевич:

    Очень странное впечатление от этого рассказа о ВС, который будучи главным административным должностным лицом при генерал-губернаторах «возглавлял и направлял» всё строительство в новом Ташкенте. Отсюда и ложное мнение о «великом архитекторе». Не надо путать «под руководством В. С. Гейнцельмана» или «Реальное училище, построенное В. С. Гейнцельманом» с ремеслом архитекторов… Проект Дворца ВК это работа Бенуа, а здание Реального училища, самого примечательного по архитектуре здания Ташкента, это проект гражданского инженера А.П.Максимова. Собственные проекты ВС, возможно сделанные его руками, это скорее всего здание электростанции для городского трамвая и здание Кауфманского приюта (кстати, там уже не живет институт автоматики и энергетики АН ?). Масса таких неточностей и «слепые» фотографии, сделанные сегодня в очень неудачных ракурсах, после множества «перестроек, улучшений и реконструкций», еще больше огорчают. Конечно, после Нильсена, писать об архитекторах Ташкента это большое нахальство, тем более на таком дилетантском уровне…

      [Цитировать]

  • Олег Николаевич:

    Юля! «Великий князь Константин Романов» был похоронен отнюдь не в Ташкенте… поаккуратней надо с такими моментами. Великий Князь Константин Константинович Романов. Место погребения: Петропавловский собор в СПб.

      [Цитировать]

    • Усман:

      И папа явонный великий князь Константин Николаевич тоже там же. Он же был и папой великого князя Николая Константиновича, чья могила утрачена в Ташкенте и который предпочитал именоваться Искандер-Романовым.

        [Цитировать]

  • Ирина:

    «Уже не говоря о том, что там были похоронены ….. и Великий князь Константин Романов». Где похоронен великий князь на ПоТ уже обсуждали вот здесь

    Борис Голендер о Великом князе Н.К.Романове. Часть I: «Августейший изгнанник»

      [Цитировать]

    • aida:

      Великий князь Константин Романов похоронен в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Гиду по Узбекистану нельзя так ошибаться. Вы пишете о совершенно другом человеке

        [Цитировать]

  • O.Талибов:

    благодарите бога, что пока эти памятники архитектуры еще стоят, будете часто про них писать = это может не понравиться одному человеку и их не станет

      [Цитировать]

  • Очередная бредовая статья, которую выбросили для быдла, которое «очень лаввв Ташкент». Очень много натянутого, лживого и пафосного.

    Ляпов очень много.

    Да, кстати, в Бухаре и Самарканде очень много «русских» зданий, построенных примерно в то же время, что и описанные в статье здания.

    Олег Николаевич, Институт автоматики и энергетики АН РУз до сих пор расположен в здании Кауфмановского приюта.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.

Яндекс.Метрика