Как Ташкент становился горнолыжным центром История Разное

На днях мне попалось несколько фотографий горнолыжных   трасс сегодняшнего Чимгана. Замечательная солнечная погода, довольные лица спортсменов и просто отдыхающих и неожиданно пришла мысль, что большинство из них считает, что так было всегда. Именно поэтому, я решил поделиться воспоминаниями почти шестидесятилетней давности, потому что ещё немного и о возникновении этой сказки просто не кому будет поведать.

Автор А. Бедер. Фото из Википедии

Ещё совсем недавно, в начале пятидесятых годов прошлого века, понятия Ташкент и горные лыжи были совершенно несовместимы. При этом именно тогда впервые появилась подобная идея. Кто вбросил эту мысль в массы не знаю, но я оказался в числе первых, кто заболел этой затеей. В городе, практически одновременно, были организованы не связанные друг с другом группы (на геологоразведочном факультете ТашПИ – наша группа, в САГУ, в Транспортном институте, наверняка были и другие объединения, но о них не знаю).

В состав нашей группы входили: Галина Болгова, её муж Дима Троянов, Игорь Шевченко, Володя Красников, Слава Чернозубов, автор этой заметки и ещё 3-4 человека, фамилий которых не помню.

Заболеть идеей конечно очень хорошо, но у нас не было НИЧЕГО для её реального воплощения. В спортивных магазинах Ташкента в те годы не было в продаже ни инвентаря, ни специальной обуви, ни костюмов, не говоря уже о защитных шлемах. Кроме того, у нас обычных студентов, не было денег для приобретения всего необходимого. Последнее мы решили проще всего – по ночам разгружали вагоны. Ну а дальше каждый как мог доставал всё необходимое. Лыжи мне привезли из Алма-Аты. Это были старые ужасно тяжелые деревянные лыжи желтовато-коричневого цвета, широченные, окантованные металлическими полосками с древними креплениями времён царя Гороха. К лыжам прилагались деревянные палки толщиной 2.5 см. Об этом сейчас смешно вспоминать, но это были МОИ (!) лыжи, моя гордость. С обувью вопрос решился на удивление просто непосредственно в Ташкенте. Мой школьный друг Лёня Агибалов, который в это время служил в спортроте при военном пехотном училище, через заведующего складом помог достать для всей группы списанные американские ботинки горных стрелков времён войны. Остальные члены группы решили вопрос с лыжами кто как мог. Кому то их привезли с кавказских трасс, кому то из Москвы и так далее.

Короче к февралю 1958 года (окончание зимней сессии) у нас всё было готово, и мы организовали первый наш выезд в Чимган. В те времена, вполне естественно, никаких гостиниц или зон отдыха не было. Мы арендовали в одном из домов посёлка две свободных комнаты где с устроились с достаточным комфортом. Было место для приготовления элементарной пищи и чая, а также для умывания. Больше нам ничего и не было нужно.

Следующим шагом был выбор места для трасс. За семь дней каникул мы опробовали несколько вариантов, в том числе на склонах Малого Чимгана. Но как основной вариант были выбраны склоны БольшогоЧимгана, где и расположены основные сегодняшние трассы. Поскольку у нас никакого транспорта не было, всё приходилось ежедневно таскать с собой. Но все мы были молоды, абсолютно здоровы и полны энтузиазма. Никто не думал, что нам на трассах может понадобиться медицинская помощь. Но как говорится – отчаянным везёт (можно сказать грубее). Но, ни разу за четыре зимы никому из нас врач не понадобился.

В 1958-1959 годах мы выезжали в Чимган практически каждую субботу и воскресение, позднее к ним прибавились дни зимних каникул и встреча Нового года. Место жительства на протяжении всех этих лет было одно и то же.

С каждым новым зимним сезоном количество любителей горных лыж становилось всё больше. Началось оборудование трасс, появились первые вагончики для жилья и склады хранения спортивного инвентаря, а также точки общественного питания. Постепенно создавалась вся инфраструктура туристической зоны.

По окончании института в 1962 году профессиональная судьба раскидала большинство из нас по различным полевым геологическим экспедициям страны. Но, несмотря на это, когда мы зимой оказывались в Ташкенте, то обязательно семьями, пригласив ещё кучу друзей, выезжали в родной нам Чимган. Кстати мой сын Андрей в январе 1992 года, будучи тогда студентом московского института электронной техники, после земней сессии приехал в Ташкент и летал над лыжными трассами на параплане.

Особых спортивных успехов большинство из нас не добилось, но на всю жизнь Чимган с его горными лыжами остался в наших сердцах.

Наиболее значительных спортивных успехов (в нашей группе) добилась, единственная представитель «слабого пола» — Гала Болгова. Она со временем выполнила норматив мастера спорта, а также, будучи уже кандидатом геолого-минералогических наук, многие годы была тренером молодых спортсменов.

В заключении хотелось сказать —
ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, РОДНОЙ ЧИМГАН!

9 комментариев

  • Фото аватара Фома:

    Ташкент?

      [Цитировать]

    • Фото аватара yultash:

      Фома, — до сих пор не верящий?
      На фото — все ташкентские геологи, Чимган, 1963 год. Некоторые живы до сих пор.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Фома:

        Вот именно — ЧИМГАН, а не — ТАШКЕНТ, как в названии темы.

          [Цитировать]

        • Фото аватара А.Бедер:

          Уважаемый Фома. Вы совершенно не правы — именно Ташкент, а не Чимган (хотя несомненно он является основным центром развития горно-лыжного спорта в Узбекистане). Вы или забыли или просто не знали о наличии трасс в других районах республики.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Галина Долгая:

    Спасибо за рассказ! Действительно, пройдут еще годы и мало кто о таком вспомнит. Мои воспоминания о первом катании на лыжах в Чимгане относятся к началу семидесятых. Точнее не скажу. Тогда мой отец работал в одной транспортных контор Ташкента водителем, и молодежь там увлекалась активными видами спорта, в том числе и лыжами. Как-то папа взял меня с собой в Чимган, как раз вез лыжников кататься. Ехали в кузове грузовой машины. Было весело. В Чимгане папа взял мне лыжи в прокате. Это были беговые лыжи, с соответствующими креплениями и ботинками. Я полезла на склон. Там мне показали «плуг» и я каталась. Промокла вся, падала неимоверное число раз, но была счастлива! Считала, сколько я проеду, не упав. И счет с каждым разом увеличивался. Не помню точно, но канатка, кажется была. Я-то на ней не поднималась, понятное дело! Интересно, кто-то помнит, когда была поставлена первая канатка, та самая «»швабра»?
    Тогда мне было лет 13-15. А потом, в институте я уже приобрела настоящие горные лыжи — до сих пор они у меня есть! храню как память! Деньги мне собрали всей группой, лыжи и все к ним необходимое — ботинки, крепления, палочки — привез мой товарищ, инструктор по альпинизму Георгий Остатнийгрош, из Москвы. Деньги друзьям я отдавала где-то с полгода, с каждой стипендии. Но это уже другая история!

      [Цитировать]

  • Да, Чимган многим привил любовь к горам и г/лыжам. Помнится, на рубеже 70-80-х годов в республиканском спорткомитете всерьёз рассматривался настолько мощный проект развития Бельдерсая, чтобы там проводить этапы Кубка Мира по горным лыжам.
    Но потом в СССР случилось сами знаете что …
    Хелиски в Узбекистане — http://www.heliski.uz/
    Хелиски в окрестностях Чимгана — https://youtu.be/eu_q8OpBkX4

      [Цитировать]

  • Фото аватара Алексей:

    Моё катание на лыжах в Чимгане я запомнил на всю жизнь. Помню год, месяц, день. 22 декабря 1967 года я, Алексей Свердлин, и Арон Черняк защитили наши кандидатские диссертации по применению нового алюминиевого сплава. Нашими руководителями были директор авиационного завода, проф. К.С. Поспелов и проф. И.Н. Фридляндер, зав. лаборатории Всесоюзного института авиацинных материалов в Москве. И.Н. Фридляндер был страстным любителем горнолыжного спорта. Поэтому он страстно хотел поехать в Чимган. Сказано сделано!
    На следующий день, 23 декабря мы отправились в Чимган. Всё было организовано на высшем уровне. Руководители по диссертации, оппоненты, преподаватели самолетостроительного факультета ТашПИ и мы, два новичка в этом виде спорта. Мы были одеты и обуты по первому классу. Не помню, как мы поднялись или нас подняли наверх, но хорошо помню, как я спускался с горы. Скорость росла, но я не знал как остановиться. Благо кто-то заметил мою проблему и слегка толкнул меня в снег. Приземление было благополучным. В спорте я был не новичок: борьба, гимнастика, штанга, акробатика, бег … Но горнолыжный спорт — не моё. Это был первый и последний раз моего катания в Чимгане.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимир К:

    В старом фотоальбоме, где были собраны когда-то снимки моей старшей сестры в годы ее юности, нашлось фото с надписью на обороте: «На Чимгане. 1967 год. 9 класс». Судя по забитой автобусами дороге, зимний отдых на Чимгане был тогда очень популярен.

      [Цитировать]

  • Фото аватара АЛЛА:

    ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНЫ БОЛГОВА БЫЛА МОИМ ТРЕНЕРОМ ПО ГОРНЫМ ЛЫЖАМ, ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.