«У искусства нет границ»: история одной балерины Tашкентцы Фото

Амина Бабаджанова, балерина ГАБТа, рассказывает о том, как устроен Ташкентский балет, о конкуренции и открытии театра.

Наша редакция заинтересовалась тем, кто и как танцует в Ташкенте. Мы просмотрели основные танцевальные направления города и побеседовали с их представителями, чтобы узнать, что происходит с танцевальной культурой города, какие у нее проблемы, куда она развивается и что ее ждет дальше?

Новая героиня, балерина ГАБТ им А.Навои Амина Бабаджанова, рассказывает о сложностях балета, новом здании большого театра и карьерном росте.

Как все начиналось

Я любила танцевать с самого детства – смотрела, как танцуют Майя Плисецкая, Галия Измайлова, наша народная балерина. В детском саду, например, всегда была в первых рядах и любила выступать. В десять лет я узнала о детском наборе в Хореографический институт, куда и поступила, пройдя все четыре тура отбора.

Конкретной задачи поступить у меня не было – была бы рада любому раскладу. Но, как выяснилось, данные для балета у меня самые подходящие, и я поступила. Восемь лет я училась, после чего устроилась на работу в театр им. Алишера Навои. Как и все, начинала в массе, спустя какое-то время доросла до солистки, ну и, конечно, дошла до ведущих партий. Танцевала в таких постановках, как «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Томарис», «Хумо», «Спартак», «Жизель», «1000 и 1 ночь», – везде были ведущие партии. Спектаклей было много, перечислить все сложно.

Уже пять лет как мы работаем во дворце Туркестан. Естественно, сократился наш репертуарный план, потому что из-за нехватки штанкетов отсутствуют многие декорации, и ставить спектакли стало сложнее. Да и света там недостаточно. Остались «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и другие. Но все спектакли, вышедшие из репертуара, будут восстанавливаться, после того как мы вернёмся домой, в театр Навои.

Через тернии к звездам

Чтобы учиться в балетной школе, нужен сильный характер. Без него тяжело просто даже выстраивать отношения со сверстниками и другими студентами, постоянно присутствует конкуренция. Со слезами на глазах, несмотря на замечания педагогов и их недовольство, я ставила себе цель и добивалась своего. Были всякие неприятные мелочи между собой – например, однажды мне порвали костюм прямо перед выходом. Или однажды мне пришлось менять партнера за пять дней до спектакля, потому что предыдущий внезапно заболел. В нашем деле всегда нужно надеяться на себя, на свои силы, не опираясь ни на кого, кроме педагогов. Бывает, что человек не выдерживает такого психологического давления и уходит.

Конечно, подобные досадные мелочи бывают и сейчас, но я не реагирую на них – отнимает слишком много времени. Раз есть зависть, значит, я интересна остальным, им есть о чём поговорить. А я просто стараюсь делать свою работу.

Возрастной порог, или что балерине делать дальше

Наш стаж примерно 20 лет, и это очень короткий срок, который к тому же пролетает совершенно незаметно. Я уже проработала свои двадцать лет, но физически я ещё могу продолжать – мои данные позволяют, и я держу себя в форме. Я достаточно молодо выгляжу, у балерин есть такое качество. Но если балерина получает травму после двадцати лет постоянной практики – тяжело быстро восстановиться. И я считаю, если талантливая балерина пропустила практику и опыт через себя, она должна передавать свой опыт, знания и мастерство дальше, преподавать это ученикам. Потому что изучить всё самостоятельно сложно, а с помощью таких мастеров, которые прошли через всё, учиться гораздо проще.

Я планирую работать на сцене ещё лет пять, а может, больше. Секрет в том, чтобы выбирать дорогу правильно – брать роли, которые соответствуют возрасту. Я не буду Машенькой в «Щелкунчике», я буду играть ту роль, где можно выглядеть достойно, и пусть это будет мать, а не молодая девушка. К примеру, уже год я танцую мать Капулетте в «Ромео и Джульетте», и это очень драматичный образ. Зрелость балерины проявляется в таких образах.

Идеальный возраст для балета

Приходить заниматься балетом после двадцати лет уже поздно. Потому что все связки становятся тугими, позвоночник не гнется так сильно, как необходимо. Самый поздний возраст для профессиональных занятий балетом – 14-15 лет, можно танцевать хотя бы характерные узбекские народные танцы. А в балет лучше идти с десяти лет, а то и раньше. Но никогда ничего не поздно, и если человек одарённый, а его тело гибкое и позволяет ему гнуться во все стороны, то преодолевать преграды будет гораздо проще.

Я не могу сказать, что достигла своего профессионального максимума. Думаю, я буду идти ещё дальше. Я прошла творческий путь на сцене как балерина, сыграв определенные роли, а сейчас учусь на педагога, чтобы передавать свои знания. Я могу оценивать, как танцуют другие артисты, так как я часто сижу в жюри. Если ты хочешь развиваться и совершенствоваться, предела нет. Можно всегда развиваться и совершенствоваться. У искусства нет границ.

Плюсы и минусы профессии

Практически всё зависит от педагога, который даёт балетное образование в начальных классах. Если он правильно ставит девочку, и её тело развивается по законам классических движений, то травм не будет. Если артист балета работает в полноги, он может упасть, споткнуться, получить вывих или ногу сломать, опять же зависит от правильности движений. Если артист балета всегда делает движение как надо, в полную ногу, то травм можно избежать. Но и если его природные данные не позволяют делать эту правильность завёрнутой, то болезненных ощущений не избежать.

Также многое зависит от партнёра. Бывает, что при поднятии и поддержке он может не словить балерину, но школа балета обучает всему, чтобы рисков не было.

Ну и конечно определенную роль играет физиология человека. Есть люди, которые не могут выдерживать такую нагрузку - у них болят ноги, появляется варикоз. Если проблем нет, то выдержать можно всё – и балет, и народные танцы, и на каблуках, и на пальцах, и в тапочках. Балерина должна танцевать только на пуантах – если после пуант резко перейти на тапочки, то работает уже другая группа мышц, и ноги могут болеть. Аналогично, что на «характерках» это танец в туфлях на каблуках и работает другая группа мышц. Поэтому в театре должны быть балерины характерные, на каблуках, балерины выступающие на пуантах или в тапочках. Хотя есть и универсальные, которым не принципиально как и на чём танцевать.

Из плюсов - возможность танцевать в спектаклях образы с характером, где можно выразить судьбу героя, войти в этот образ и полностью прожить жизнь своего персонажа. И, заходя на сцену, я получаю удовольствие. Допустим, у Эсмеральды нежный, цыганский образ, у Томарис, это женственность в сочетании с воинственностью. Я всегда наслаждалась спектаклями, которые проходили у нас на сцене. Мне нравилось испытывать выброс адреналина, энергии, получать удовольствие от танца.

О востребованности

Наша профессия востребована хотя бы потому, что на правительственных праздниках типа Навруза или Дня Независимости, задействовано много танцоров, подготовка к ним продолжается около полутора месяцев. Кроме того, есть ещё всевозможные приёмы на праздниках Дня Конституции или Восьмого марта. На разных открытиях стадионов и гос объектов – везде нужен ансамбль, балет. В Узбекистане очень востребованы подобные танцы.

Плюс ко всему на гастролях прославляется наша культура: в Китае, в Индии. К нам приезжают иностранцы, которые интересуются узбекскими танцами и отечественным балетом. Иностранцы иногда приезжают автобусами, что очень приятно. У нас билеты дешёвые, они приходят и смотрят. Быть может, у нас качество балета не такое высокое, как в России, но совсем скоро откроется театр им. Алишера Навои, и весь уровень нашего балета будет подниматься. Будут восстанавливаться костюмы и декорации.

Оплата труда

В балете существуют определённые категории, от которых зависит оплата- одиннадцатый разряд самый высокий, но до него нужно дойти. Оплата труда балерин очень занижена. Девочки работают практически бесплатно, и многим приходится подрабатывать где-то ещё. В театрах зарплаты балерин, танцующих на кордебалете, 400 000 или 500 000 сум максимум. Ситуация в целом плачевна. У меня зарплата повыше, но я заслуженная артистка, и у меня идёт начисление по выслуге лет, но остальным тяжело.

В России у балерин часто проходят гастроли и они получают прилично. Когда мы ездили на гастроли, у нас тоже была хорошая зарплата, но сейчас, пока театр на ремонте, мы никуда не ездим.

Где и как можно заниматься

В Ташкенте много студий, куда дети приходят заниматься хореографией, в возрасте от четырех до двадцати лет, а то и выше. Есть студия Галины Халматовой, она занимается с детьми и они танцуют для себя. У Саиды Мансурходжаевой есть студия национального и классического танцев. В городе много людей, которым хочется развивать своё тело. Зачастую заниматься в студии – отличный вариант подготовки перед хореографическим училищем. И у нас в театре есть детская подготовительная студия «Солнышко».

Развитие балета в Узбекистане

Двигаться вперёд заставляет желание танцевать. И такой вид искусства, как балет – оно неземное, романтическое, классическое. Наш новый балетмейстер взялся за развитие балета. Стараются пригласить педагогов Мариинского театра, готовятся новые костюмы. Вскоре мы планируем открыть театр, и поэтому поводу намечается грандиозный концерт с новыми костюмами. Одним словом, работа кипит.

И сейчас это стимул для всех - наш театр снова откроется , и мы вернёмся в свой родной дом. Потому что все сцены дворца Туркестан – они концертные. Здесь нет должной акустики, нет оркестровой ямы внизу, нет нормального света и декораций. В том, чтобы заново открыть театр задействован почти весь Узбекистан, вплоть до министра культуры и президента. На сегодняшний день, культурному росту страны уделяется много внимания и я надеюсь это даст свои плоды. Вернутся уехавшие артисты, а балетное искусство снова вернется на свой уровень.

Текст: Андрис Молчанов
Фото: Финат Разяпов

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.