Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1) Разное

Очень большое число людей, узбекистанцев и иностранцев, с удивлением узнали об увольнении Мариники Маратовны Бабаназаровой и, тревожась за судьбу уникального музея Савицкого, просят Министерство по делам культуры и спорта объяснить такое решение.

Хорошо иллюстрирует вклад Мариники Маратовны в развитие музея статья Тамары Санаевой, опубликованная в Новостях Узбекистана. ЕС.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)
М.М. Бабаназарова на совещании в музее.

До встречи 24-й годовщины Независимости нашей страны остались считанные дни. В эти праздничные дни в Нукусе планируется введение в строй второй очереди комплекса Каракалпакского государственного музей искусств имени Савицкого и проведение юбилейных торжеств в честь 100-летия И.В. Савицкого.

Но вместе с объявлением выставки «С любовью и восхищением», открытие которой намечено на 4 сентября, на главной странице официального сайта museum.kr.uz 24 августа 2015 года объявлен «Протест коллектива музея» - сотрудники протестуют против давления, оказываемого на них, и необоснованного увольнения директора.


Это ЧП отнюдь не местечкового масштаба – оно ставит под удар честь музея с мировой славой и его не менее известного руководителя. И, что тоже немаловажно, срывает проведение торжеств – многие гости отказываются прибыть в Нукус, если ничем и никогда не запятнавшая себя преемница Савицкого будет отстранена от управления музеем. Высказывая свое несогласие с принятым решением об увольнении М.М. Бабаназаровой с должности директора, считаю необходимым представить еще одну сторону ее работы, связанную со строительством музейного комплекса, в возведение которого она внесла неоценимый вклад.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

Об истории грандиозной стройки, запланированной в 70 – 80-е годы прошлого века и осуществленной в новом столетии, я вкратце рассказывала два года назад в интервью на страницах журнала «Экономическое обозрение». Пришла пора описать все более подробно. Довелось своими глазами видеть строительство второй очереди музейного комплекса. В поездке, организованной Швейцарским бюро развития в Узбекистане в июле 2013 года, кроме знакомства с коллекцией и работой музея наблюдала строительство второго этажа в блоках №2 и №3 и беседовала об этой грандиозной стройке. В Нукусе - с директором музея Мариникой Маратовной Бабаназаровой, начальником строительного участка и рабочими, а в Ташкенте - с главным архитектором проекта строительства второй очереди музея Серго Михайловичем Сутягиным и его коллегами. Их рассказы представляю вниманию читателей в двух частях публикации «Музейный комплекс в Нукусе – стройка века».

Часть 1
Рассказывает Мариника Маратовна Бабаназарова, директор КГМИ имени Савицкого, заслуженный работник культуры Республики Каракалпакстан, удостоенная орденов «Дустлик» и «Фидокорона хизматлар учун» Республики Узбекистан и почетной награды Франции - ордена «За заслуги в области искусства и литературы»:
- Музей у нас сравнительно молодой, он создан в 1966 году на основе коллекции, собранной и сформированной И.В. Савицким. В 2016 году музей будет отмечать 50-летие, а 4 сентября 2015 года- 100-летие со дня рождения своего создателя, чье имя он носит с 1984 года – Игоря Витальевича Савицкого. На эту дату запланировано и открытие нового музейного комплекса, проектирование которого началось еще при жизни Савицкого, но сам проект был утвержден уже после его кончины, в 1989 году.

Можно сказать, это был долгострой. Правительство независимой республики Узбекистан приложило огромные усилия, чтобы воплотить в жизнь задуманные Савицким идеи и сделало все необходимое, чтобы новые музейные корпуса были введены в срок как можно раньше. В 2003 году музей получил замечательный первый блок, а в 2015 году завершено строительство всего музейного комплекса.

Как все начиналось? В 2012 году проектной организацией ГУП «Узшахарсозлик-ЛИТИ», которая является автором специального проекта действующего с 2003 года экспозиционного блока № 1 КГМИ, велась разработка проектно-сметной документации на строительство второй очереди музея, а также экспозиционного блока №2, фондохранилища - блока №3, реконструкции действующих инженерных коммуникаций. Предусмотрено было и благоустройство прилегающей к музейному комплексу территории, оно выполнено городским хокимиятом. Строительство не останавливалось ни на день, велось, практически круглосуточно с помощью новейшей техники и самого сильного подрядчика. Машины, задействованные на нашем объекте, были снабжены табличкой: «Музей» и их беспрепятственно пропускало ГАИ. То есть везде и во всем строительству музея давался зеленый свет.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

 

Схема будущего комплекса в холле КГМИ, 2013 г.

Конечно, проектировать и строить такие объекты – особое и очень сложное дело. В нашей стране не столь богата практика возведения современных музеев, и мы думали учесть как образцы лучшие европейские музеи. По приглашению голландских участников «Фонда друзей Нукусского музея» (FONM), штаб-квартира которого расположена в Амстердаме, группа узбекистанских архитекторов побывала в Нидерландах. Целью нашей поездки было изучение богатого зарубежного опыта музейного строительства, современных фондохранилищ и других вспомогательных объектов, то есть всей необходимой общемузейной инфраструктуры. Ведь музей служит не просто местом для хранения, изучения и показа исторических и художественных ценностей - время предъявляет новые требования. Современные музеи – это большие комплексы, включающие как экспозицию, так и хранилища, кино- и конференц-залы, реставрационные мастерские, информационно-ресурсные центры. Посетители должны иметь в возможность не только осматривать экспозицию, но и получать необходимые сведения в наиболее удобном для них виде, отдохнуть, пообедать.

Все это мы хотели учесть в новом проекте. Важны были для нас и эстетические параметры - внешний вид здания, его декор, учет традиций, продуманность архитектурного решения, привлекательность, соразмерность и гармония всего музейного комплекса. Состоялись в ту поездку также встречи с директором Музея истории г-жой П.Круземан и директором Кунстхаале г-жой Х.Ансен. С этими музеями добрые партнерские связи у нас сложились еще с 2007 года, когда группа музейных сотрудников ГМИ Республики Каракалпакстан впервые побывала в Голландии.

Думая, кому доверить столь сложное строительство, для определения генерального подрядчика на данный объект 9 мая 2013 года в Каракалпакском консалтинговом центре по ценообразованию и конкурсным торгам в строительстве провели конкурсные торги (тендер) на строительство второй очереди КГМИ. В них приняли участие пять претендентов. Тендер выиграло ООО «Уй-жай курылыс» - оно и стало генподрядчиком строительства всего музейного комплекса. Стартовая стоимость составляла 42,3 млрд. сумм на весь комплекс, и ООО «Уй-жай курылыс» выиграло тендер на комплекс со стоимостью 41,2 млрд. сумм. Еще при подаче заявки на тендер этот подрядчик обязался завершить строительство и сдать весь комплекс второй очереди за 1382 дня, то есть за 46 месяцев.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

Мы довольны тем, как велись строительные работы. Должна сказать, музей всегда жил и живет активно. Все более растет число местных посетителей и туристов со всего мира. Раньше такого интереса не было. Когда мы в 1984 году остались без Игоря Витальевича, ситуация была иной: популярность музея была неофициальной, о нем знал очень узкий круг любителей искусства начала XX века, и приезжали к нам отечественные посетители из республик Союза ССР - никаких иностранцев или исследователей не было. Даже знаменитый искусствовед Джон Колл, эксперт по русскому авангарду, живущий в Америке, зная о коллекции Савицкого, не мог попасть в Нукус - ему отказывали, ссылаясь на отсутствие гостиницы Интурист в городе.
Что мне хотелось бы добавить к рассказу М.М. Бабаназаровой? Да, были времена, когда музей был малоизвестным. Но после 1985-го и в особенности после утверждения в республике независимости в Нукус стали приезжать дипломаты, журналисты, искусствоведы. Много приезжает студентов, волонтеров. Работа кипит – от массово-просветительской до научно-исследовательской и связанной со строительством и вводом в строй новых зданий. Эта работа подробно освещена на сайте музея, приводила ее примеры в других статьях – повторяться не буду. Главное – музей нужен народу Каракалпакстана, его подрастающему поколению, которое не менее сверстников в других странах нуждается во внимании учреждений и деятелей культуры и самом высоком искусстве.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

 

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

 

На экскурсию в музей с дедом.

 

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

 

"Музей на колесах" в лагере детского отдыха под Нукусом.

За тридцать с лишним лет после кончины своего основателя коллектив под руководством М.М. Бабаназаровой, самоотверженно отдающей себя служению культуре, много и упорно работал. В итоге в 2010 и в 2015 годах КГМИ признан лучшим в Узбекистане по посещаемости. Музей отмечен дипломом министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан в категории «Музей, привлекший внимание туристов». Он удостоен сертификата на включение в самый большой в мире сайт путешествий, имеет подтверждения в виде сертификатов своей значимости в сфере мирового туризма. КГМИ имени Савицкого обладает одной из крупнейших коллекций авангардного искусства, занимая второе место среди музеев мира. В Международный День музеев в 2012 году КГМИ получил диплом и специальный приз за огромный вклад в развитие музейного дела и недавно вошел в ряд престижных рейтингов туристической экстраординарности.

Музейный комплекс в Нукусе – стройка века (Часть 1)

 

Главная достопримечательность Нукуса - музей имени Савицкого.

Вновь повторю за сотнями, если не тысячами сограждан, что нынешних успехов музей достиг во многом благодаря профессионализму и таланту руководителя. И оставлять его без преемницы И.В. Савицкого, пока она не взрастила себе достойную смену, на что, безусловно, нужны годы, не годится. Именно Мариника Маратовна Бабаназарова наладила здесь работу на уровне лучших мировых образцов музейного дела. И кому, как не ей продолжать и развивать далее эту работу в обновленном музейном комплексе, выпестованном ею с нуля?

В следующей части – слово главному архитектору проекта строительства второй очереди музея Серго Михайловичу Сутягину.

Тамара САНАЕВА, фото автора.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

  • Ирина:

    Вылезает одна из причин увольнения — при строительстве она не дает разворовывать средства. У Гейнцельмана В.С. также при постройках был четкий контроль. Правда, должность была более весомая, его столкнуть было трудно.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.