Возвращение А.С.Балагина Tашкентцы

Автор Ефрем Рябов.
Когда я писал статью о ташкентском литераторе А.С.Балагине (1894-1937) "Забытый А.С.Балагин" , даже не подозревал, что рассказ о его непродолжительной жизни с грустным финалом получит такое быстрое продолжение. Была некая историческая несправедливость по поводу памяти об этом человеке. А.С.Балагин был одним из первых советских киносценаристов, дружил с С.Есениным, М.Цветаевой, а информация о его жизни и литературных трудах очень скудная. Был расстрелян в годы массовых репрессий, тогда это означало, что одновременно с человеком должны исчезнуть из истории плоды его материальной и интеллектуальной деятельности. Изымались из библиотек и уничтожались книги, статьи, фотографии, а в случае с А.С.Балагиным даже кинофильмы пропали, зачастую родственники отрекались. Но историю невозможно подчинить воле политического вождя или какой-нибудь партии. Рано или поздно в словаре появляются слова "реабилитация, незаконно репрессирован"... Разыскиваются фотографии, публикуются книги, история избавляется от навязанных однобоких трактовок.

И вот вскоре мне написали журналист В.Фетисов и двоюродная внучка самого А.С.Балагина Н.Гершенович. Оказалось, что литератор Александр Самойлович Балагин (Гершенович) - это младший брат известного ташкентского врача, педиатра, профессора, одного из основателей ТашМИ, заслуженного деятеля науки УзССР, члена-корреспондента Берлинского и Парижского обществ педиатров Рафаила Самойловича Гершеновича (1889-1960).

Возвращение А.С.Балагина

А.С.Балагин.

Теперь как пазлы складываются в рисунке генеалогического древа: литератор А.С.Балагин (А.С.Гершенович) и профессор Р.С.Гершенович родились в Ташкенте в семье фельдшера Самуила Гершеновича, который был кантонистом, а затем первым фельдшером в Самарканде в конце ХIX-го века и имел государственные награды за свои труды. Позднее он переехал из Самарканда в Ташкент, где и родились его дети. Очевидно, что фельдшер Самуил Гершенович понимал значение образования, оба его сына достигли заметных успехов в своих сферах деятельности благодаря базе, заложенной в семье. К примеру, литературные таланты Александра очень рано заметили в Ташкенте, и в дальнейшем он довольно легко вошел в столичные литературные круги.

Возвращение А.С.Балагина
Р.С.Гершенович.

А старший брат, Р.С.Гершенович, даже учился в Париже в Сорбонне на медицинском факультете. Как и младший брат, профессор Р.С.Гершенович не был лишен лингвистических способностей и владел русским, английским, немецким, французским, итальянским, испанским, идишем, а также разговаривал с пациентами на узбекском, таджикском и корейском языках, умел читать и по-арабски, так как узбекский язык до 1929-го года писался на арабской графике. А по свидетельству его внучки, Н.Гершенович, в солидном возрасте проявлял интерес к изучению китайского языка.

Женой А.С.Балагина в московский период его жизни стала актриса Камерного театра М.И.Кузнецова-Гринева (1895-1966), близкая к литературной сфере и цветаевскому окружению. Она оставила воспоминания о встречах с М.И.Цветаевой. В первом браке актриса М.И.Кузнецова-Гринева была замужем за Б.Трухачевым (1893-1919), который скончался в Крыму от тифа. Он же, в свою очередь, был женат первым браком на Анастасие Цветаевой (1894-1993), младшей сестре поэтессы М.И.Цветаевой. Несмотря на сложные переплетения судеб, М.И.Кузнецова-Гринева и А.И.Цветаева сохраняли дружеские отношения долгие годы. А.С.Балагин также подружился с сестрами Цветаевыми. В материалах для библиографического словаря Ю.А.Горбунова "Писательницы России" упоминаются несколько книг актрисы М.И.Кузнецовой-Гриневой, что интересно опубликованных под псевдонимом Балагина: Авт кн.: «Гринька и Гранька» (Повесть) (М., 1923) – Кузнецова Мария; «Девкин грех». Рассказ. (1929); «Ум хорошо, а два лучше», Ком. М., 1928; «Переполох», Ком. М,. 1929; «К новым берегам» Пьеса. М., 1930; «Город, слушай!». Пьеса в 9 эпиз. М., 1931; «Перегородка», пьеса. М. - Л., 1931. Масаноов; РНБ; Св. каталог. 21085. Однако следов этих книг мне найти не удалось.

В своих мемуарах о встречах с М.И.Цветаевой актриса М.И.Кузнецова-Гринева, к сожалению, ничего не пишет о своем бывшем пропавшем муже А.С.Балагине: "1939 год. Лето. Единственная моя дочь в 13 лет заболела неизлечимым недугом. Я была предельно несчастна и одинока." Можно ли по этим строкам догадаться, что в 1937 г. А.С.Балагин сгинул, а его единственная дочь заболела?

Вот и все. В Ташкенте ли, или позднее в Москве, А.С.Балагин связал свою свою судьбу с партией левых эсеров, за что, как думается, и пострадал в годы репрессий.

Возвращение А.С.Балагина

Старшему брату на память остались только стихи младшего на обороте присланной фотографии, где старший брат Рафаил упоминает под семейным именем Фоля:

На обороте мой портрет.
Взгляните Фоля и Дебора!
Ну, как? Худой я или нет?
Худой!- вы скажете без спора.
Меня измучил Петроград:
Я знал метель, морозы, вьюгу.
Теперь я весел, счастлив, рад
И возвращаюсь снова к Югу.
Я четверть года проживу
Под ярким солнцем Туркестана,
А там, обратно поплыву
В страну метелей и тумана.

Ваш Ал.Балагин
Петроград 2 мая 915г.

Внучка профессора Р.С.Гершеновича и, соответственно, внучатая племянница, литератора А.С.Балагина (Гершеновича) Н.Гершенович описывает свои детские впечатления от знакомства с запретными книгами родственника так:

"Отчего же всегда заперто на ключ? Спросить не решилась почему-то. Но однажды улучила момент, когда секретер был открыт, а бабушка отвлеклась на что-то и вышла из кабинета. Немедленно влезла в самую глубокую часть секретера и обнаружила три книги, пожелтевшие, отпечатанные на копеечной бумаге. Оформление непривычное - на розоватую картонку наклеены пожелтевшие листки с названием, все в амурчиках и цветочках. Названия совсем недавно выветрились из головы. Что-то вроде "Огней сердца" и ещё парочка подобных.

Автор везде один и тот же. Имя совершенно незнакомое - Александр Балагин. Но на одной из книг рядом с фамилией Балагин стоит и дедова - Гершенович. Я столбенею, и в этот момент в комнату входит бабушка.

- Нашла всё-таки? - спрашивает она. Я обречённо киваю. Думаю, что ждёт меня очередная выволочка. Могла и подзатыльник получить, несмотря на подростковый возраст, - бабушка была крута на расправу.

Но на этот раз она не ругает меня, тяжело опускается на стоящий рядом стул.

- Ладно, читай. Только у себя в комнате. Никому не говори и не показывай. Это брат твоего деда, его красные расстреляли.

- А он белый был? - спрашиваю я в ужасе.

- Левый эсер. Но молчи. Сейчас времена хорошие (ещё не закончилась хрущёвская "оттепель"), а что будет после Никитки, никто не знает. (Бабушка обожала Хрущёва и изучала все его речи с карандашом в руках, чтобы вечером зачитать семейству самые интересные моменты и реплики.) Прочитаешь, положи на место, - вот тебе ключ, - ты уже большая и с мозгами. Но не жди ничего особенного - книжки он писал так себе...

Книжки были тоненькие, одолела их за пару часов. Сборник многозначительных стихов с потугами на экзистенциальность, несколько рассказиков про любовь и странная пьеска, в основе которой был то ли инцест, то ли совращение, - не помню уже.

"Большой" и "взрослой" я пробыла ровно до следующего утра, когда в школе рассказала своей задушевной подруге о том, что обнаружила."

Точка в этой истории еще не поставлена. Но имя ташкентца А.С.Балагина постепенно выплывает из небытия.

Ефрем РЯБОВ.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

6 комментариев

  • НаталиМ:

    Спасибо, уважаемый Ефрем, за кропотливую работу, за поиск забытых всеми, кроме родни, имён.
    С вами было легко и интересно сотрудничать.
    Вам, ЕС, отдельная благодарность за публикацию.
    Хорошо, что взялись за мою родню. Есть среди них ещё несолько человек, которыми могут гордиться и Россия, и Узбекистан. Уверена, ещё будут статьи о моих дядьях — Льве Шварце и Георгии Пионтеке.
    Вот всяком случае, они заслужили, чтобы на родине их предков о них узнали больше.
    А то в музеи, приехав в Питер, ходят, с детства знакомые мелодии помнят, а об авторах не знают ничего. Даже того, что они напрямую связаны с нашим Ташкентом.

    Наташа Гершенович.

      [Цитировать]

  • yultash:

    Спасибо всем, причастным к исследованию. Таких работ на сайте всё меньше и меньше, но именно они украшают альманах ЕС, позволяя считать его как «художественный исторический»…

      [Цитировать]

  • Татьяна Вавилова:

    Спасибо! Очень важная публикация.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Этой девочке хоть что-то рассказали про ее предков; есть знакомая у меня, которая о своем отце знает только его имя, поскольку это ее отчество. Остальное мать категорически не рассказывала, боясь откровений дочери с задушевными подругами и последствий этого.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.