Шара-бара История

Михаил Книжник пишет в своем ЖЖ.

В махаллю, как я теперь понимаю, чужие заходили редко.
Приходил стекольщик с ящиком на плече, точильщик, со своим прибором для портативных фейерверков, заезжала маленькая пахучая цистерна, запряженная ишаком. Седок кричал «Кирасина». У него на тележке еще была стенка, выложенная туркестанским кирпичом хозяйственного мыла. Заходил торговец попкорном нашего детства, с большим мешком за спиной.
Но главным был Шара-бара. Мячики, наполненные опилками, обернутые фольгой и по меридианам перетянутые нитками весело прыгали на толстой венгерке, надутые резиновые соски, расписанные анилином, литые свинцовые смит-вессоны с теми же анилиновыми узорами на рукоятке. Обмен происходил на пустые бутылки. Пацанва сбегалась со всех окрестных улиц: с Курской, с Краснодонской, из Курского проезда.


Потом они стали исчезать, эти визитеры, пока не исчезли совсем.
Последний лихой Шара-бара заехал все на той же арбе, запряженной все тем же ишачком в 1991 году. У меня как раз гостил Юра Липиченко, перед которым я, как торговец шёлком, расстилал рулоны старой ташкентской жизни.  И мы оба радовались, разглядывая их. Из-за заборов долетел полузабытый крик:
– Шара-бара!
Мы взяли бутылки из-под пива кибрайского завода и пошли на зов. Махаллинские воспитанные детишки почтительно расступились. Мы степенно выменяли себе по жестяной свистульке. Хотите покажу?

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

12 комментариев

  • Хайдарыч:

    Помню такую свистульку. Но это скорее не свистулька, а мини-сурнай. Так как звук издавал родственный звуку сурная. Свистулька у них была глиняная кажется, темно-красного цвета. Потом были свистульки пластмассовые, которые при наполнении водой издавали трели соловья, а без воды — просто свист. Не помню эти свистульки были у шара-бары или не у них, но скорее всего у них. Мячик, обернутый в фольгу, был у шара-бары, если не ошибаюсь, самым дорогим продуктом (в эквиваленте бутылок :)) В наше время они же продавали и «бодро» — попкорн, слепленный в форме шариков. У меня была даже версия, что «шара-бара» произошло от «ширин бодро», произносимого нараспев. Шара барой занимались исключительно цыгане, исключительно на ишак-арбе.

      [Цитировать]

    • Марат:

      Попкорн, слепленный в форме шариков — это, по версии продавцов, «жарены кукруз». Продавали ее все-таки отдельно от «шара-бары». По крайней мере, у нас, на массиве Куйлюке. В один день приезжала телега с шара-барой, в другой — с жаренной кукурузой.

        [Цитировать]

  • Ольга:

    О, те же цвета, какими раскрашивали воздушные шарики… Зеленые и ярко-розовые по 20 копеек на длинной ниточке на каждое Первое Мая и Седьмое ноября… И не было ничего красивее этих шаров…

      [Цитировать]

  • Фахим Ильясов:

    Маленькие цветные свистульки продавались, в основном, в дни религиозных праздников — Рамадан Хайит и Курбан Хайит, или как его еще называют Катта Хайит. Стоил свисток 10 копеек. Ровно через пару — тройку дней, как раз к концу праздника, эти «мини Сурнаи» выходили из строя. Но пацаны от души и с удовольствием свистели в них, только, в первый день праздника. Потом они надоедали, да и взрослые могли по пятой точке хлопнуть за нарушение конвенции о тишине. А для кукчинских пацанов более старшего возраста, любой праздник без похода в кинотеатр, не был настоящим праздником. Сам праздничный набор для джентльменов десяти — двенадцати лет состоял из следующих ингредиентов: ожидание отца и других родственников из мечети после праздничной молитвы. Сами малолетние джентльмены, будучи поголовно пионерами, практически, не ходили на праздничные намазы. Они, только, поздравляли старших с Праздником. Отец и другие родственники, в ответ на поздравления с Хайитом, вручали мальчишкам по целому рублю, а то и больше. С чувством исполненного долга юные пионеры бежали на кольцо восьмого трамвая, где продавалась всякая всячина. Набив карманы семечками, курутом и еще чем нибудь, напрочь забыв о приличных манерах, пионеры — джентльмены набивались в трамвай и, без всяких билетов, ехали в один из кинотеатров города. Кинофильм выбирался исключительно про войну, допускались варианты с поцелуями героя и героини в конце фильма, естественно, только после победы над врагом. После фильма праздничный банкет имел продолжение у лотка с мороженым, которое запивалось газированной водой с «дабл» сиропом. Запачкав мороженым новые рубашки или брюки, группа празднично, аккуратно и чисто одетых юных джентльменов, за несколько часов превратившись в бригаду трубочистов, возвращалась в свою махаллю. Сам праздник забывался уже на второй день, а вот обсуждение увиденной картины смаковалось еще много дней. Особенно эпизоды с поцелуями.

      [Цитировать]

  • Zelina Iskanderova:

    Не в первый раз обращаюсь я к Фахиму Ильясову, даже через глубокоуважаемого ЕС пыталась недавно передать — книгу, книгу, книгу (!) — пора уже ему издать!
    Даже название предлагала : — «Кукча и многое другое — мой любимый Ташкент!» .
    А мы все, соответственно, «пора- пора- порадуемся на своем веку» — так хотелось бы!

      [Цитировать]

  • Ящеров:

    шара-бора….может быть «шары бор»?

      [Цитировать]

  • Farro_Kh:

    Буквально на днях вспоминал про эти дудки и рассказывал девушке своей. Там же внутри свинцовая «начинка» с лепестком из жести была. Такие либо у Шары-бары выменивали на бутылки (хотя в нашу махаллю он редко заезжал, да и я вовремя понял, что неравноценный это обмен — за одну безделушку он просил 5 бутылок, которые можно было сдать по 20 коп — итого на рупь), либо на первомайских гуляниях на Хадре, либо, как выше указал глубокоуважаемый Фахим Ильясов, на Курбан Хайит (когда ещё в гости к родственникам, которые жили на Ц-26, ходили. А гуляния на Хадре — помню ещё такое блюдо ,как варенный горох с думбой на тарелочке — как я ненавидел это блюдо вы детстве :) И было это всё там, где аллея от ГУМа до подземного перехода на площади. А ещё помню, как мячик на резинке (узбекский йо-йо) лопнул и было обидно, что под такой красивой обёрткой всего лишь опилки :)

      [Цитировать]

  • Дмитрий:

    В моем детстве тоже была Шара-бара, с той же ишак-арбой и мрачной небритой личностью неопределимой национальности, только кричал главный шара-барист не «Шара-бара» а что-то типа «бутыи-и-льки!!!» «Бутыи-льки пакпаим!!!». Вся арба была почти доверху заполнена грязными бутылками из-под кефира и лимонада, а рядом с сидушкой шара-бариста лежал заветный потрепанный чемоданчик с СОКРОВИЩАМИ…:) Но видимо из-за того, что «банда» нашей улицы была целиком пацанячья, шарики, свистульки, пистолетики и другая мишура нас не очень интересовала. Для нас Шара-бара была единственным и неиссякаемым источником совершенно другого, крайне дефицитного, но архиважного для нас материала — резины для рогаток. :) О-о-о… какой только резины там не было…. самая простая и дешевая была серая резина в виде широкой полосы (на самом деле это был медицинский жгут), но она практически не годилась даже на самую захудалую рогатку… Чуть-чуть получше были те же медицинские жгуты, но светло-коричневого или красного цвета. Из них уже выходили более-менее сносные но крайне недолговечные рогатки. Потом была «венгерка» — белая или серая тонкая круглая резина, используемая в текстильных и трикотажных изделиях, для нас в основном в резинках от трусов:). Но самая крутая и дорогая была авиамодельная резина… На хорошую рогатку необходимо было связывать эту резину в жгуты, и это было целой наукой, т.к. от количества нитей в каждом жгуте зависело усилие натяжения, от длины всего жгута — скорость полета снаряда. Шара-бара менял нам эту резину пучками объемом со средний детский кулак, причем такой пучок стоил очень дорого — не то 10 не то 15 бутылок из-под лимонада (точно не помню)… и из одного такого пучка получалась только одна хилая рогатка. И поэтому у нас в детстве всегда была конкретная и недостижимая цель — накопить (найти/собрать/поменять) достаточное количество бутылок, чтобы поменять их на резину, чтобы сделать себе самую-самую классную, мощную и супер удобную рогатку…:)

      [Цитировать]

    • Усман:

      Хорошие воспоминания. Точные. До сих пор ляжка болит. Отец нашел у меня рогатку и орал: «Что это такое? По птицам стрелять? Вот этими скобками?» А сам натягивал резину. Так и выстрелил случайно. Чуть меня не убил.

        [Цитировать]

  • Алексей:

    Кто это может теперь осознать? Раз или два раза в неделю к нам на Балыкчинскую, что выходила к зоопарку, приезжал «Старый вещь покупаем». Радости нам не было предела. У нас был обмен — круглый шарик кукурузы на одну бутылку. А из резинок из трусов мы стреляли скобками, сделанными из бумаги, на уроках на учеников, кто сидел на первых партах. Стреляли резиночкой, держа скобочку во рту. .Для информации — школа 64. Школьные годы (до 7 класса) — 1947 — 1954. Потом «поумнели» и стали самым золотым выпуском этой школы.

    А помните лянгу?

      [Цитировать]

  • Павел:

    О да! Лянга- маленький кусочек овчины или другой шкурки, к которому медной проволокой крепился кусочек свинца в виде плоской неровно-округлой формы пластины! Чем длиннее был ворс, тем лучше считалась лянга. Игра была почему-то под запретом учителей, играли на заднем дворе школы, подальше от учительских глаз. Там процветала другая сторона школьной жизни, как другая сторона монеты- в школе-учеба, классы, официоз, линейки, самодеятельность, форма, «за школой » примерные ученики превращались в подмастерье двоечников и хулиганов, там курили, играли в лянгу, выясняли отношения (дрались), матерились. Висы, джанджи, это была специальная терминология элементов игры в лянгу. Если учителя заставали нас за этим занятием, («за школу», как правило, заглядывали учителя физкультуры или труда), то лянга изымалась, а нарушители школьного распорядка доставлялись на разбрку и для наказания к классному руководителю, или, если не повезет, к завучу. Да, школа 47, задний двор!

      [Цитировать]

  • Ostap Bender:

    Считалось, что лянга неминуемо ведет к паховой грыже. так утверждали мои родители, которым я верил безоговорочно, таков был их авторитет передо мной. К слову, в одном ряду с запретом на лянгу были запреты на «turbo», запрет на рогатку и недовольство той же шара-барой. Но, неудовольствие не мешало нам тайно мечтать о заветном чемоданчике шара-бары. мое детство прошло в 80-90 годы. помню, были и свистелки, и свистульки-свирели, и пистоны для пистолетов, и резинка для рогатки. а еще был тот характерный запах, исходящий от осла. мне кажется, именно этот запах погружал нас, детвору, в таинственный мир шара-бары

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.