В Нукусе идет подготовка к столетию со дня рождения Игоря Савицкого Разное Фото

Борис Бабаев.

 

По мнению многих крупнейших искусствоведов,  Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Савицкого - уникальная сокровищница каракалпакского народно-прикладного и русского изобразительного искусства. Здесь хранятся поистине подлинные шедевры Фалька, Кузнецова, Машкова, Лентулова и многих других подлинных мастеров русского авангарда начала и середины 20 века. И это все стало возможно благодаря неустанной подвижнической деятельности основателя музея, талантливого художника и собирателя картин Игоря Витальевича Савицкого. Он оставил такой добрый след в Каракалпакстане, что о нем вспоминают с гордостью и отдают должное его заслугам. Четвертого сентября 2015 года в музее пройдут юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Игоря Савицкого.

На страже сокровищ нукусского музея с 80-х годов прошлого века стоит его бессменный директор, известный искусствовед Мариника Бабаназарова. Вот, что она рассказала в интервью сайту Kultura.uz

Мариника Маратовна, когда Игорь Витальевич Савицкий впервые оказался в Узбекистане и что побудило его остаться здесь навсегда?

М. Бабаназарова:

- Савицкий впервые попал в Узбекистан в годы Второй  Мировой войны. В 1942 году Суриковский художественный институт в Москве, где учился  Игорь Витальевич был эвакуирован в Самарканд. Несмотря на трудности военного времени, Савицкий был очарован Самаркандом. Его поразили не только архитектура и восточная экзотика. Особый свет, воздух и краски этой земли повлияли на его художественное дарование. Он состоялся как художник именно в Узбекистане.

Впоследствии, когда его пригласили в 1950 году работать в Каракалпакию, в Хорезмскую  археолого – этнографическую экспедицию, которой руководил Сергей Толстов, он с удовольствием согласился. И проработав 7 лет на сезонной основе, переехал в Нукус навсегда,  в 1957 году, подарив свою квартиру на Арбате  знакомой.

Рождение и воспитание в семье известного ученого – слависта  Т.Д.Флоринского (дед по материнской линии) обеспечило Савицкому прекрасные знания гуманитарных дисциплин, а любовь к искусству, по всей видимости, прививалась и поддерживалась  бабушкой, находившейся в эмиграции. До поступления в высшие учебные заведения (Полиграфический (1939-1941) и Суриковский (1941-1946)) институты, Игорь Савицкий берет частные уроки у Р.Мазеля и Сахновской. В те годы ему  посчастливилось учиться у Е.Крамаренко, Н.Ульянова, Р.Фалька и других видных художников.

С 1957 по 1966гг Игорь Витальевич Савицкий работает в Каракалпакском филиале АН Узбекистана, куда его принимает на работу известный каракалпакский ученый М. К. Нурмухамедов, которого Игорь Витальевич Савицкий назвал «крестным отцом» Государственного музея искусств в Нукусе. Нурмухамедов открывает для Савицкого лабораторию по изучению каракалпакского народно – прикладного искусства, затем сектор искусствознания и всячески содействует Савицкому в открытии музея искусств. В 1966 году Савицкий возглавил музей и руководил им до конца своей жизни (1984г).

 - Почему французские искусствоведы  называют музей в Нукусе  «Лувром в пустыне», каким образом Игорю Витальевичу удалось собрать эту уникальную коллекцию произведений русского искусства?

- Как известно, Государственный Музей Искусств  Республики Каракалпакстан обладает уникальной и весьма разнообразной коллекцией древнего, народно – прикладного и современного искусства. Особую известность в мире получил именно благодаря последней. Общая численность экспонатов составляет около 100 тысяч единиц хранения. Это крупнейшее  художественное собрание всего центрально – азиатского региона. Высочайший уровень коллекции и ее масштабность, современное состояние музея, его активность на международной арене, сделавшая его доступным для любителей прекрасного во всем мире и в большей степени  французам, которые уже много лет лидируют среди всех иностранных посетителей, показ выставки во Франции в 1998году под патронатом президентов Узбекистана и Франции – все это стало причиной такого высокого признания нашего музея французской общественностью.

Французы традиционно ценят прекрасное . Не зря Савицкий говорил, что «наступят времена, когда к нам будут  приезжать из Парижа увидеть музей». Игорь Витальевич никогда не сомневался в высочайшем качестве коллекции нукусского музея, он просто ждал наступления времени, когда ее оценят по достоинству.

Нахождение музея на периферии, вдали от центра, с одной стороны способствовало появлению, формированию уникальной коллекции искусства I-ой половины XX века, огромный пласт которого был фактически исключен из художественного оборота. С другой стороны Савицкому повезло в Каракалпакии с единомышленниками, благодаря которым он мог сотворить Чудо своего видения музея. Он не только чувствовал моральную поддержку, ему выделяли деньги на закупки, а когда Савицкого не стало, ученики расплатились с огромными долгами музея, тем самым сохранив коллекцию в том виде, в каком ее задумал Игорь Витальевич.

Годы собирательской деятельности Савицкого пришлись на время, когда ни один музей СССР не осмеливался показывать творчество «изгоев», тем более приобретать. Таким образом, почти не имея конкуренции, Савицкий, опережая время, сумел сосредоточить в Нукусе тысячи полотен и графических произведений, представляющих целый пласт культуры начала ХХв.

 Как долго вам посчастливилось работать с Савицким и чем вам эти годы особенно памятны?

-  Савицкого я знала с детства. Он был другом нашей семьи. И, как уже упомянула выше, мой отец, академик М.Нурмухамедов, сделал много для Савицкого и для музея. Непосредственно работать с Савицким мне довелось  лишь чуть более одного года. Но мне были близки и понятны задачи Савицкого, и я в общем – то с детства сформировалась под его влиянием. Я была свидетелем многих жарких споров Савицкого с моими родителями о судьбах искусства и непосредственно музея. Он делился  с отцом и особенно с мамой многими проблемами, взглядами на существующее  положение дел и музея в частности.

Папа его часто предостерегал от необдуманных действий, не раз спасал от неприятностей, брал под защиту от жалобщиков, анонимщиков и даже серьезных комиссий. Для нас его пассионарность и фанатизм были чем-то святым, хотя обыватели считали Савицкого нездоровым человеком  и не воспринимали его всерьез. Некоторые смеялись над его неординарностью. Для многих чиновников и бюрократов он был анекдотическим персонажем. Некоторые просто злобствовали  и где – то завидовали, что Савицкому удается коллекционировать то, что пока еще не в цене, и он увозит в какую – то «тьму – таракань» множество шедевров.

Игорь Витальевич много рассказывал о себе, о художниках, об их вдовах, которых он посещал, приобретая картины. Для нас это был особый мир, наполненный духовностью. Сам Игорь Витальевич был человеком высокой культуры, интеллигентности, необычной щедрости, остроумия. Не имея своей семьи, он уделял нам свое свободное время, когда останавливался у нас в Ташкенте, (когда мы переехали туда), делал с нами уроки, занимался со мной французским языком, которым владел в совершенстве, рассказывал о найденных им картинах, которые хранил у нас дома до отправки в Нукус.

И хотя мое первое образование связано с романо – германской филологией, он пригласил меня в музей и впоследствии предложил должность директора, считая, что это изменит положение музея, оказавшегося в кризисной ситуации к 1983 году из – за гигантских долгов, скопившихся в результате многолетнего собирательства, остановки строительства музея, едва начавшегося в 1979 г. и многое другое.

Признание к Савицкому пришло не сразу, даже после смерти. У меня на памяти ответ из газеты «Правда» 1985г., когда мы попытались почтить память публикацией, посвященной его 70 – летию и получили отказ с мотивировкой о том, что Савицкий не является  личностью всесоюзного масштаба.

Не буду даже комментировать этот ответ, так как время уже расставило все на свои места.

Савицкий  повлиял на мою судьбу.  Это не пафос. Вся моя личная, семейная жизнь, трудовая деятельность были отданы музею. Я изменила свою профессию, отказалась от многого ради музея, его сохранения и процветания. Для меня главным в жизни стало моральное обязательство перед памятью Савицкого и моего отца сберечь музей и сделать все для его процветания.

 - В 2003 году новая экспозиция музея была открыта главой нашего государства, Президентом Исламом Каримовым. Какие изменения произошли здесь  после этого события?

-  С открытием 1-го корпуса из строящегося ныне грандиозного музейного ансамбля, не имеющего аналогов в Центральной Азии, по крайней мере, в 2003году с участием главы нашей страны, а также после посмертного награждения Игоря Витальевича Савицкого орденом «Буюк Хизматлар Учун» Указом президента Ислама Абдуганиевича Каримова в 2002году, признание музея и его популярность стали еще более возрастать.

Нукус вошел во многие мировые рейтинги экстраординарных туристических направлений, стал 4-м по популярности туристическим маршрутом Узбекистана после Самарканда, Бухары и Хивы. Правительство разработало ряд инвестиционных программ по развитию туристических инфраструктур и осуществило беспрецедентные инвестиции в развитие нашего музея.

Музей удостоен многих наград, ежегодно становится победителем всевозможных номинаций, развивает всевозможные контакты, живет полнокровной жизнью, не уступая в своей активности всемирно известным музеям.

- Какова программа празднования  юбилея Игоря Савицкого?

-  В этом году мы отметим 100-летие нашего основателя, первого директора. Эта дата привлекает к музею поистине планетарный интерес. Ожидается много гостей, которые приедут отовсюду. Этой дате посвящены наши новые публикации, которые будут презентованы в рамках торжества.  Состоится премьера двух новых документальных кинолент о Савицком. Откроется персональная выставка Игоря Витальевича Савицкого. Состоится вечер воспоминаний с участием близких друзей, художников, почитателей. Ожидается присутствие всего состава Правления Клуба «Friends of the Nukus museum», которое также внесло большой вклад  в развитие музея. Наши спонсоры, представители международных организаций примут участие в торжестве.

- Как в эти дни идет подготовка к этому празднику?

Музей ведет большую подготовительную работу. Изданы с помощью наших спонсоров каталог и две довольно основательные  книги – альбомы. Готовим выставку произведений Игоря Витальевича Савицкого и конечно же решаем массу организационных вопросов, связанных с приемом большого количества гостей не только из Ташкента, Москвы, но и  дальнего зарубежья.

  БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

4 комментария

  • Andrey:

    «- Савицкий впервые попал в Узбекистан в годы Первой Мировой войны. В 1942 году Суриковский художественный институт в Москве, где учился Игорь Витальевич был эвакуирован в Самарканд.»

    В 1942 году, вообще-то, шла уже Вторая мировая, а для нас — Великая Отечественная война…

      [Цитировать]

  • Nravshanov:

    Надо бы ему памятник в Нукусе поставить, а у нас в Самарканде улицу назвать в его честь… Достоин!

      [Цитировать]

  • tahir:

    Хотя бы к 100 летию поставить бюст у здания музея. Игорь Витальевич дружил моим отцом, и часто бывал у нас дома. За счет его не устанного усилия, о музее и о нашем городе идет слава по всему миру!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.