Первый летчик-узбек Абдусамат Тайметов Tашкентцы История Старые фото

Лётчик военно-транспортной и гражданской авиации. В 1935—1941 гг. работал в ГВФ. С началом войны командовал учебной эскадрильей, перегонял на фронт самолёты Ли-2 с ташкентского авиазавода № 84. Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе 10 гв. авиадивизии, затем в 19 авиадивизии особого назначения. Совершил 109 ночных боевых вылетов в тыл противника к партизанам. В звании лейтенанта был вторым пилотом в составе легендарного экипажа ЛИ-2, доставившего из Берлина в Москву Акт о капитуляции фашистской Германии и Знамя Победы.

После войны работал в ГВФ. Был командиром 161 авиаотряда, начальником Ташкентского аэропорта.

В 56 (!) лет закончил юридический факультет при ТашГУ.

Работал Главным юрисконсультом Узбекского управления гражданской авиации.

Самая ранняя фотография Абдусамата 1925 г.

Абдусамат родился в 1909 году в семье бедного батрака Таймета в кишлаке Чернак Туркестанского района (ныне территория Казахстана). Потеряв в раннем детстве родителей, воспитывался [3] семьей Баймета, двоюродного брата отца. Едва исполнилось десять лет, пошел в советскую школу, продолжая учиться в мактабе у муллы Артыкбай-суфи. В утреннюю смену посещал школу, а вечером шел в старый мактаб. Учителем в советской школе был Карим, учитель из районного центра, человек образованный и, по всей видимости, участник революционных событий в Туркестане.

Абдусамат (слева) с братом 1927 г.

Абдусамат с братом лучше, чем другие дети кишлака, понимали идеи нового советского строя. Они выполняли обязанности секретарей сначала в батраккоме, затем в сельсовете и в партийной ячейке. В 1922 году Абдусамат вступает в комсомол и с момента образования комсомольской ячейки активно работает среди молодежи, проводит работу по разъяснению идей советской власти, привлекает сверстников в школу. Особое значение приобретала такая работа среди девушек.

1927-28 годах, во время организации колхозов, Абдусамат, поскольку почти все руководители были в ту пору неграмотными, становится секретарем сельсовета (кишлачного совета). После окончания начальной школы он считается грамотным человеком - зачитывает сельчанам письма из города, пишет решения сельсовета, партячейки. До тех самых пор, пока на селе не появились трактора.

В 1928 году кишлак получает два трактора «Фордзон», а в 1929 году Абдусамата посылают учиться на трехмесячные агрохимические курсы в Ташкент: с появлением техники кишлаку требуются свои специалисты. Вернувшись в свой родной Чернак, он так успешно проводит мероприятия по борьбе с вредителями хлопчатника, что его родной колхоз занимает первое место в социалистическом соревновании. Райцентр награждает победителей сельхозинвентарем: сохами, сеялками и боронами.

Вот так началась биография Абдусамата. Уже на следующий год он едет вТашкент и поступает в Среднеазиатский индустриальный хлопко-маслобойно-механический техникум. В 1932 году в связи с тяжелой ситуацией в молодой республике ЦК комсомола мобилизует сто лучших комсомольцев на борьбу с бандитизмом в Таджикистане, и в том числе Абдусамата. За парты комсомольцы вернутся в сентябре, но это время « в обнимку с винтовкой» станет для Тайметова первым боевым опытом.

В 1932 году «нелегально», втайне от всех, поступает учиться в Планерную школу при ОСОАВИАХИМе республики. Как когда-то в детстве - днем учится в техникуме, а вечером проходит теоретическую учебу планеристов.

Летом 1933 года вместо заводской практики он отправляется на учебные полеты на планере, за что разгневанный директор техникума объявляет «нерадивому» учащемуся строгий выговор.

Комсомольцы-активисты кишлака. Абдусамат 4-й вверху. 1928 г.

Перед отправкой в Таджикистан с комиссаром Кривенко,1932

Учеба в Ташкенте 1933 г.

Виньетка Техникума.

Планерная школа в Ташекнте.

Балашовская авиационная школа

Осенью 1933 года Абдусамат подал заявление в Балашовскую авиационную школу летчиков. Комиссия по набору в училище при совете ОСОАВИАХИМа работала в Ташкенте, и среди двадцати отобранных кандидатов в летную школу был и Абдусамат. Когда он приехал в город Балашов Саратовской области, то оказался единственным узбеком среди более чем двух тысяч курсантов, обучавшихся в школе. Русский язык знал еще плохо и уж тем более не владел терминологией, так нужной для изучения матчасти. Он очень старался учиться, чтобы не отстать, чтоб не отчислили, и теоретическую подготовку сдал на «отлично».

К счастью, его инструктором оказался летчик Константин Иванович Карташов, уроженец Джамбула , с детства владевший узбекским языком. Именно он очень помог молодому курсанту овладеть авиационной техникой и приемами высшего пилотажа.

 

Абдусамат (в центре) с курсантами в Балашовской авиа школе 1934

Балашов,1934

Занятия по летной подготовке (нижний ряд 2-й справа-курсант Тайметов). Балашов.1935 г.

На обороте подпись: «Бибинисе на память». 1935 г.

Балашов, старт двигателя зимой 1935 г.

Работа в Ташкенте, до войны

1936

В 1936 году Абдусамат успешно закончил авиашколу, стал летчиком III класса и прибыл в Ташкент, где стал первым летчиком-узбеком в истории авиации Узбекистана.

Бибиниса и Абдусамат 1936

Карташов передал Тайметову не только свой летный, но и преподавательский опыт. Летчик-узбек был как воздух нужен в деле подготовки будущих узбекских авиаторов. Лишь только молодой летчик вернулся на родину, ему тотчас поручили обучать летному делу группу новичков в аэроклубе.

Группа состояла из тринадцати юношей и девушек девяти национальностей, собравшихся с разных производств и учебных заведений и объединенных одним желанием – летать. Через полгода обучение первой группы узбекских курсантов было завершено. Среди выпускников были и девушки — первые парашютистки-узбечки Атаулаева Акила, Мирбабаева Башарат и Балтабаева Бибиниса[4]. А вскоре Бибиниса стала женой своего инструктора.
В ГВФ он летал не только на линиях, связывающие областные центры республики, но и в Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан.

Приходилось не только летать, но и организовывать работу аэродромов в районных центрах и прокладывать новые воздушные линии, чтобы перевозить почту и грузы. Особенно много приходилось работать по Хорезмской области, Каракалпакии и Таджикистану.

 

Абдусамат и Бибиниса 1938 год.

К 1940 году он уже летал на разных типах самолетов: У-2, Р-5, П-5, ПР-5, Г-2, ПС-9, Стал-3, Як-12, УТ-2.

Абдусамат, сын Марат и супруга Бибиниса 1939 год.

Абдусамат и брат 1938 год.

_

Начало войны

В марте 1941 года в поселке Сыр-Дарья организована учебная эскадрилья по подготовке летчиков, куда Абдусамата направили командиром.

Учебная эскадрилья.1941

Перед отправкой на фронт. На обороте надпись: «Абдусамату, на память от сына». Ташкент. 1943.

22 июня 1941 года началась война.

Задачей учебной эскадрильи была подготовка летного состава для фронта. За 1941-42 годы Абдусамат подготовил семьдесят одного летчика - целый авиационный полк - и просил руководство отправить его на фронт. К 1943 году он уже летал на новом двухмоторном самолете Ли-2. Эта прекрасная машины в небе войны становилась и транспортной, и санитарной, и ночным бомбардировщиком, и связной с партизанскими отрядами…

Партизанская работа.

В феврале 1944 г. вторую просьбу Абдусамата об отправке на фронт удовлетворяют и направляют в действующую армию. Тайметов попадает в 10 гвардейскую авиационную дивизию, которая базируется недалеко от Москвы. Его определяют во второй ночной полк, задача которого - летать к партизанам и помогать им всем необходимым для борьбы с врагом. Приходилось перевозить боеприпасы, медикаменты, питание, обмундирование, пополнять личный состав (это были, в основном, девушки-радистки), вывозить раненых в тыл и многое другое.

В течение 1944 года Абдусамат выполнил 109 боевых вылетов, и все - в ночное время. Полеты, в основном, были над территорией Украины, Белоруссии, Польши. Часто приходилось летать в глубокий тыл врага, чтобы сбросить парашютный десант. Во время таких заданий полеты длились от 10 до 18 часов, и нередко еле хватало бензина, чтобы долететь до базы.

 

В экипаже вторым пилотом был Петр Гордиенко

Второй пилот Петр Гордиенко 1944 г.

Обратная стона фотокарточки Петра Гордиенко 1944 г.

Полетные расчеты делал штурман Смирнов Николай Александрович, за режимами работы двигателей следил бортмеханик Демин Иван, а бортрадистом был Михаил Калинкин, который постоянно держал связь с Москвой и докладывал о ходе полета.

Единственная сохранившаяся фронтовая фотография[5] Абдусамата (верхний ряд, 6-й справа). г. Ровно. 1944 г.

Два экипажа - Абдусамата Тайметова и Дмитрия Барилова - перебазировали из Москвы в Ровно, ближе к линии фронта. Ими руководил специально назначенный главкомом начальник штаба польского партизанского движения полковник Притицкий. После войны Притицкий неоднократно избирался председателем Президиума Верховного Совета Белорусской ССР.

Ввиду дальнейшего продвижения войск на запад их перебросили на польскую территорию, в г. Люблин, откуда самолеты стали летать к польским партизанам. Экипаж Абдусамата переодели в польскую форму. Теперь на фуражке вместо советской кокарды сиял орел с распростертыми крыльями. К концу года за более чем 60 боевых вылетов Абдусамата Тайметова наградили боевым орденом Отечественной войны II степени, а в Варшаве он получил польскую медаль «Virtuti Militari». Так до 31 декабря 1944 года проходила «партизанская работа» Абдусамата.

Абдусамат остался в памяти знавших его людей как исключительно добропорядочный и отзывчивый человек.

 

Примечания

  1. Юлиус Фучик о Средней Азии. Юлиус Фучик в советской Средней Азии
  2. Энциклопедия УзССР, 1979
  3. сиротами осталось пятеро — две старшие сестры и три брата, Абдусамат был средним братом.
  4. Впоследствии супруга Абдусамата
  5. Фронтовые фотографии у летчиков, вообще явление очень редкое. Как известно летчики суеверны, а фотографироваться перед вылетом или возле своего самолета и по сей день считается дурной приметой. Так как полеты были ежедневно, то каждый кадр мог считаться «перед вылетом», поэтому летчики избегали фотографироваться на фронте. Скорее всего, это, а также статус полка «особого назначения» и объясняют почти полное отсутствие фронтовых снимков Абдусамата.

Ссылки

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

3 комментария

  • ruslan:

    Тимур говорил со всевышним на арабском, с друзьями на персидском, с родственниками на тюркском, с врагами на монгольском. Он бы поговорил и с Карлом V на испанском, но тот еще не родился.

    Ибн Арабшах, знавший Тамерлана с 1401 года лично, сообщает: «Что касается персидского, тюркского и монгольского, он знал их лучше, чем кто-либо другой».

      [Цитировать]

  • urman:

    Вот что сказано в Википедии о Тайметове: «9 мая 1945 года входил в состав экипажа, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии и Знамя Победы».
    Входил в состав экипажа…

    А вот что пишет М. Мержанов в своей книге «Так это было»:
    «Около трех часов ночи на Темпельхофский аэродром въехало несколько автомобилей с включенными фарами. Из легковой машины вышел советский генерал и направился к самолету. Экипаж ждал этого приезда.
    — Товарищи,— взволнованным голосом сказал генерал,— поздравляю вас с победой. Война кончилась, враг капитулировал.
    Члены экипажа переглянулись и бросились друг друга обнимать. У летчика Абдусамата Тайметова появились слезы.
    Генерал продолжал:
    — Незамедлительно возвращайтесь с этим пакетом. В нем находится документация о капитуляции…

    В четвертом часу утра 9 мая летчик Тайметов поднял в воздух самолет. Опытный пилот ведет машину и видит в ночной тьме сверкающие полосы трассирующих пуль, залпы пулеметов, автоматов. Наши воины салютовали победе!
    Но уже через час, кроме звезд, ничего не было видно. Тайметов вел машину по знакомой трассе. Больше ста раз он летал в этом направлении: сначала к партизанам, а затем в Варшаву и Берлин. Его самолет особого назначения за три года побывал над Северной Африкой и над Азией, над Южной и Западной Европой. По специальному заданию он приземлялся в Риме, Тегеране, Касабланке, Париже, Лондоне. А сейчас он выполняет первый мирный рейс, везет бесценный пакет — акт о капитуляции фашистской Германии.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.