Улица моя. Чиланзарские были История Литература

Пришел первый отклик на призыв Зелины Искандеровой присылать воспоминания о любимых улицах.

Пишет Морской Святослав Георгиевич:

Чиланзарские были… (Часть 1)
Всем здравствуйте, уважаемые ташкентцы. Сегодня мы с Вами снова прогуляемся по одному из самых молодых районов Ташкента – Чиланзару, и послушаем рассказы его тенистых улиц. Это мой самый любимый район. Огромная часть моей жизни связана именно с ним. Поэтому его история, его памятники мне наиболее дороги. Как сейчас помню неглубокий, без облицовки, арык Чапан-ота, его летнюю прохладу, уютную старую чайхану под раскидистыми орешинами и убеленного сединами чайханщика, неторопливо рассказывающего древнюю легенду почтительно молчащим посетителям, в том числе и мне, первокласснику, сидящему рядом с отцом… В давние времена жил в окрестностях кишлаков Катартал и Махалля-тепе седобородый чабан, ухаживавший за отарами овец. И были отары на удивление многочисленными, принося большой доход своим хозяевам. Когда чабан ушел из жизни, благодарные жители Махалля-тепе возвели над его могилой небольшой – склеп – мазар, ничем не украшенный — ведь при жизни святой вел простую мирскую жизнь. Постепенно вокруг мазара разрослось кладбище, которое и поныне существует внутри 13 квартала, рядом с современным парком культуры и отдыха.

По другой версии, мазар был возведен по приказу Сахибкирана Тимура на месте, где жили калмыки, охранявшие святое место – кадамджой. Видимо, это сооружение было воздвигнуто на месте древнего святилища, а захоронения там, возможно, и нет… Еще одна версия говорит о том, что владыке Самарканда Мирзо Улугбеку во сне явился святой Чапан – ота, упрекнувший внука Тимура в пренебрежении к памяти святого, хранящего овечьи отары. Чтобы исправить ошибку, великий ученый немедленно приказал отправить в Чач большой караван со строительными материалами и мастерами. И был построен мазар на том самом месте, где пошла вода из-под посоха знаменитого Чапан-ота, именем которого названа современная улица. Так это или нет – никто не знает. Археологи и архитекторы считают, что комплекс возник в конце XVIII – начале XIX века, замыкая собой тополиную аллею на кладбище. Состоит он из входного сооружения – дарвозахоны, увенчанной небольшим минаретом – мизана, собственно мавзолея и мечети с многоколонным айваном. Вокруг царят тишина и покой, как и положено в последнем месте упокоения. От обозрения памятник закрыт высокими деревьями и жилыми домами. Видимо, поэтому современные экскурсоводы не уделяют ему особого внимания. А жаль – ведь даже жители близлежащего квартала не подозревают, что живут рядом с интереснейшим памятником истории.

 

Продолжая наше путешествие, мы с Вами продвигаемся к магазину «Шухрат», на ту самую улицу Катартал, что ведет в сторону ювелирной фабрики. Буквально рядом, на «кругу», находится еще один интересный памятник седой старины. Это то, что осталось от существовавшего некогда обширного поселения Ногай — кишлак. Согласно легенде, лет триста назад одному татарину (ногаю) во сне было сказано: «У порога твоей юрты скоро будет белый нар (верблюд). Сядешь на него и поедешь, куда глаза глядят. А когда нар остановится, то и будет место твоего счастья». Якобы это предсказание сбылось, нар привез Хайрабада на чиланзарский курган, где сейчас стоят мавзолей и мечеть. До недавнего времени там был и хауз. Данные археологов подтверждают время постройки памятника – он датируется XVIII-м веком. Причем невысокое (в отличие от других сооружений) качество кладки, неточности в разбивке плана, приземистость зданий говорят об упадке строительного искусства и тяжелой жизни местного населения. Скорее всего, строительство велось во время ташкентского чорхакимства – весьма мрачной страницы истории нашего города.

Я еще помню времена, когда этот памятник являл собой жалкое зрелище. Но заботливыми руками реставраторов он приведен в хорошее состояние, и хотелось бы попросить наших экскурсоводов уделять как можно больше внимания именно таким маленьким памятникам – ведь большие и так известны. Неподалеку от этого памятника древности пролегает трасса 41-го автобуса, на котором можно добраться до еще одного известного в археологических кругах места города.

Рядом с конечной остановкой данного автобуса, правда, уже под землей, протекает речушка Изза-сай. Именно в ее долине и был расположен еще один археологический памятник — Фазыл-курган, именуемый иногда Канглы-курган. Это название восходит к самоназванию племени канглы – кангар, проживавшего в этой местности и ведущего свою историю от государства Кангюй (Кангха). Этот памятник старше предыдущих и датируется IV-VI веками. Поселение было обнесено крепостной стеной и стояло на рукотворном фундаменте, возвышавшемся над прилегающей местностью. До арабского завоевания оно входило в округу местности Чач — Минг-Урюк. Раскопки выявили следы насильственного разрушения стен и произошедших пожаров. По всей видимости гарнизон небольшой крепости и жители поселения оказали яростное сопротивление захватчикам, вследствие чего оно было разрушено и кратковременно поселок оживал лишь в X-XII веках.

 

Завершая сегодняшнюю прогулку, хочу рассказать об одном историческом случае, в который трудно поверить, но это так… Вся местность Чиланзара была покрыта фруктовыми садами, а каналы – непроходимыми тугаями, в которых водились исчезнувшие ныне туранские тигры. К середине 70-х годов XIX века они чувствовали себя довольно свободно даже рядом с кишлаками Занги – ота и Ногай – курган, что возле 54 – го разъезда. Иногда они могли забрести чуть ли не на улицы поселений, вследствие чего жители боялись покидать свои дома даже днем. В январе 1879 года в Ташкенте выпал снег, чем и воспользовались двое охотников кишлака и зангиатинский бий. Втроем, вооружившись мультуками (это такое старинное шомпольное ружье), они решили уничтожить особо свирепого хищника, терроризировавшего округу. Подробности схватки неизвестны, но ее последствия были трагичными. Тигра с лежки удалось поднять, но он, видимо, напал первым, смертельно ранил бия, порвал остальных участников охоты и безнаказанно скрылся в тугаях. По свидетельству известного туркестанского охотника Е.Т.Смирнова, это был последний случай появления тигра в ташкентских пригородах. Может быть, и так, но один из моих добрых знакомых рассказывал, что еще в конце 50-х годов прошлого века его отец, возвращаясь с поста, вооруженный табельным оружием, уложил тигра, правда, в районе Карасу. Таким образом, охотникам не приходилось уезжать далеко от дома, тем более, что на Чиланзаре можно было настрелять какой угодно дичи. А во второй половине XX века в этой же, тогда еще загородной местности стали размещаться пионерские лагеря, находящиеся ныне между современными 13-м, 14-м и 15-м кварталами. Там же находилась часть бывшей «рощи», куда мы ходили собирать орехи, яблоки и прочее, что еще оставалось в моем детстве от знаменитых пригородных садов. Ныне их место занимают жилые дома, школы, магазины. Но все равно, оглядываясь назад, я вижу мой массив таким, каким он был в пору моего детства…
Чиланзарские были… (Часть 2)
Сегодня мы вновь прогуляемся по историческим местам Чиланзара, о которых известно разве что специалистам. И начнем нашу экскурсию от моста через канал Бозсу, что близ станции метро “Ешлик”. Неподалеку от нее находились одни из двенадцати ворот города – Камалон-дарвоза. У этих, как и двух других, южных – Самаркандских и Бешагачских, располагались обширные кладбища, на территориях которых находились мавзолеи почитаемых святых. На сохранившемся до нашего времени кладбище Камалон находится мавзолей Ходжи Аламбардора – бобо. В истории он известен как сподвижник Каффаля Аш-Шаши. Оба они распространяли ислам в ташкентской округе, и оба ушли из жизни в признании своих заслуг. Примечательно, что имя первого из них можно перевести как «знаменосец». По преданию, мавзолей, к которому ведет тополевая аллея, построен над могилой святого через 1300 лет после его смерти. Но точных данных нет, а различные исследования дали основания утверждать, что памятник возведен не ранее XVIII века. Пусть это будет так, но, тем не менее, мавзолей является одной из наиболее почитаемых святынь мусульманского мира.

Рядом с кладбищем проходит улица Байнал-Милал, по которой можно проехать к одной из площадей Чиланзара – Ак-Тепе. Свернув через мост, по улице С.Есенина мы подъезжаем к несуществующему ныне археологическому памятнику – здесь располагались остатки древнего замка, датируемые IV-XVI веками. Здание было довольно высоким, расположенным на высоком холме и окруженным мощными стенами, но бастионов не имело (они появились позже, в Европе в XIV-XV веках). По характеру археологических находок, это здание относилось к типу защищенных святилищ, построенных в честь одного из зороастрийских богов. Место его расположения относилось к округе столицы оазиса – Минг — Урюку. Еще один памятник археологии существовал на территории Чиланзара. Находится он, правда, неблизко от Ак-Тепе, на старой Самаркандской дороге, что слева от ипподрома, около железнодорожного разъезда №54. Называется он «Кугаит-тепа» и является остатком некогда обширного городища «Ногай-курган». Поселение также было обнесено крепостной стеной и датируется I-XVI веками. Несколько раз его жители принимали неравный бой с захватчиками, стараясь отстоять свое право на жизнь и свободу. Сначала это были арабы, затем монголо-татары, остановившие жизнь поселка до XV века. Лишь в XVI веке, во времена Шейбанидов, когда Бинкет стал центром Большого Ташкента, жизнь Кугаит-тепа прекратилась, и он был заброшен. Отсюда можно сделать вывод, что именно городища Чиланзара, в том числе и Шаштепа, позволили ученым установить, что столице нашей республике насчитывается не менее 2000 лет, а, вполне возможно, и много больше.

Чиланзарские холмы издавна, еще с конца XIX века, привлекали внимание археологов. Следы древних и русла существующих каналов, тепе необычной формы – все это говорило о скрытых памятниках древности. И пока на массиве не началось интенсивное строительство, эти возвышенности были более доступны для изучения. А сейчас участки Салара, Чапан-оты и весь Изза — сай, загнаны в трубы, холмы снивелированы, чем, несомненно, нанесен ущерб науке и окружающей среде. Памятники архитектуры, вещь, конечно, прекрасная, но остается один вопрос: откуда «есть пошло» название ЧИЛАНЗАР? На этот вопрос есть два ответа. Давайте послушаем, что нам расскажет улица Чиланзарская. В далекие времена жил на окраине Шаша благочестивый мусульманин. Долгое время он вел праведную жизнь, чем заслужил звание шейха, а под конец своей жизни прославился любовью к чилан-джиде и ее мучнистым плодам, обладающим целебными свойствами. Это неприхотливое дерево глубоко пускает свои корни и легко переносит даже засуху. Шейх, полюбивший это создание природы, старательно рассаживал вокруг своего жилища деревца джиды, поэтому еще при жизни его прозвали Чиланзар-ота, а местность – Чиланзаром. Так гласит легенда. Правду она говорит или нет, но на улице Чиланзарской.

Неподалеку от киностудии «Узбекфильм», можно увидеть невысокий, скромный мавзолей, посвященный Чиланзару-ота. По мнению археологов, памятник был возведен в начале XIX века. Вторая версия принадлежит ныне покойному бывшему «городскому голове» Ташкента Николаю Гурьевичу Маллицкому. Занимая свой пост задолго до 1917 года, он специально изучал историю города, использую для этого подлинные документы, переданные ему ташкентским мингбаши в 1907 году. Помогали ему в этом деле и помощники, добросовестно собиравшие жалобы и заявления населения, в которых, как правило, указывалось наименование местности (мауза) или махалли.

Результатом этого длительного труда стало появление (ныне очень редкой) книги «Ташкентские мауза и махалля». В ней можно найти пояснение этнонима «Чиланзар». Правда, Н.Г Маллицкий интерпретирует сие название как Чинорзор, то есть «чинаровый сад», что полностью опровергает народную молву. Как бы то ни было, этот район остается самым близким и родным для многих ташкентцев. К тому же, когда в 1966 году здесь развернулось массированное строительство в связи с землетрясением, массив сразу же получил прозвище «Черемушки» по созвучию с московским районом. Здесь всегда тихо и спокойно. Летом прохладно под, действительно, множеством чинар, а зимой теплее, чем в других районах. Приезжая сюда, я вспоминаю мою школу №228, неподалеку от Бозсу, старый, заброшенный сад, в котором сейчас парк. Я люблю этот район. Он все такой же. А у меня уже появилась седина, выросли дети. Счастья тебе, Чиланзар!

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

48 комментариев

  • Ильдар:

    Спасибо, интересно. Но к сожалению не хватает фотографий к рассказу для более полного осмысления.

      [Цитировать]

  • Дилором:

    Спасибо за увлекательный рассказ из истории Ташкента! В 1961 году я отдыхала в пионерлагере им .Гагарина.Находился он где-то в районе Актепы или Чиланзара. Помню, что за стеной лагеря было большое мусульманское кладбище. Потом я отдыхала ещё во многих других лагерях и поэтому. может быть, мама не могла вспомнить, где именно находился этот лагерь имени Гагарина. Когда я проезжаю мимо древнего захоронения на Катартале, всегда думаю: » А может быть это остатки того большого кладбища ?»

      [Цитировать]

    • Gangut:

      Если бы, Дилором, отдыхали в этом лагере несколько лет спустя, то вам могло бы очень даже повезти — туда приезжал сам Гагарин.
      А находилось это место посредине между Фархадским базаром и Уч-Тепинским хокимиятом напротив 21 квартала, чуть дальше нынешнего здания банка.

        [Цитировать]

    • Морской Святослав Георгиевич:

      Уточняю: пионерлагерь им.Гагарина находился «как бы в блоке» с лагерями «Звездочка» и «Орленок». Как раз «Звездочка» находилась напротив 21-го квартала и принадлежала ТППО «Матбуот» (совр ИПТД Узбекистан). В этом ТППО моя мама работала очень много лет. Ныне на территории лагеря дипгородок. А Ваш лагерь находился в глубине махалли, примыкая к современному и уже бывшему парку Акмаля Икрамова (первое название — Домостроитель). Ранее мы называли это место «роща». Там сохранялись (на то время) и вишня, и орех, и урюк — все, кто хотел, мог и успевал, собирали там все это на зимние запасы. «Орленок» же подходил прямо к 15-му кварталу Чиланзара. Мы туда лазили орехи собирать.

        [Цитировать]

      • Усман:

        До 1966 г. «роща» ближе к трамваю, где потом была 62-я школа — это летняя дача детдома Хлебушкиной. Там все деревья руками детдомовцев посажены. Долгие годы даже оставались остатки бассейна.

          [Цитировать]

        • Морской Святослав Георгиевич:

          Сам бассейн и сейчас есть. Вот только лет этак …надцать не действует, закрыт забором, там какая-то организация место арендует. Я еще помню, как с отцом ходили туда купаться, он меня там плавать учил… А рядом поликлиника стоит, бывшая 10-я детская…

            [Цитировать]

          • Усман:

            Это не тот бассейн, это в начале 15-го квартала. А детдомовский бассейн был на 14-ом квартале. Его закопали. Это территория 62-ой школы.

              [Цитировать]

            • Морской Святослав Георгиевич:

              Уважаемый Усман! ВЫ с 14-го квартала? Я там жил с самого детства. ЗАКОПАЛИ бассейн за 20-м домом нашего квартала. Я в детстве там себе еще руку обжег о нагревшуюся в костре металлическую модель танка. А на территории 62-й школы бассейн, точнее, его «корпус», остался. Но, как я и говорил, закрыт забором, там какая-то организация место арендует. Это место находится напротив 7-го, 8-го домов и детского сада № 178. Подробности — в справочнике «Мой Город.Ташкент». Скачайте с сайта MG.UZ, в справочнике все отлично и подробно видно. Удачи!

                [Цитировать]

            • Морской Святослав Георгиевич:

              Карты квартала на подтверждение — ниже. Удачи!

                [Цитировать]

      • Дилором:

        Пионерлагерь «Звёздочка » я помню, он был рядом. И орешины тоже . Помню, как пионервожатые проверяли руки у ребят. Если они были чёрными, то их ругали за то, что за орехами лазили:-)). А урюка было очень много и на территории самого лагеря. Каждое утро мы чистили свою территорию от упавшего за ночь урюка. Я тогда перешла во второй класс . Да, жаль, что Ю.Гагарин приезжал не в нашу смену!Спасибо всем, теперь я точно знаю, где находился этот лагерь! А кладбища, значит, уже нет?

          [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    фото 1

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    фото2

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    фото 3

      [Цитировать]

    • Ирина:

      Морской Святослав Георгиевич:
      фото 3

      Это — Мавзолей Каффаля-шаши, который на Хаст Имоме, он на Чиланзаре никогда не был.

        [Цитировать]

      • Морской Святослав Георгиевич:

        Это мавзолей ходжи Аламбардора на кладбище Камолон. Снимок НЕ мой, взят из Интернета. Потому все вопросы к автору фотографии.

          [Цитировать]

        • Ирина:

          Морской Святослав Георгиевич:
          Это мавзолей ходжи Аламбардора на кладбище Камолон. Снимок НЕ мой, взят из Интернета. Потому все вопросы к автору фотографии.

          Понимаю, что автор, поставивший это фото в Сети, не владеет темой и вводит других в заблуждение, поэтому и пишу. А вот мавзолей Аламбардора на кладбище Камолон — пожалуйста, прикрепляю.

            [Цитировать]

          • Ирина:

            Ирина:
            Понимаю, что автор, поставивший это фото в Сети, не владеет темой и вводит других в заблуждение, поэтому и пишу. А вот мавзолейАламбардора на кладбище Камолон — пожалуйста, прикрепляю.

            И табличка

              [Цитировать]

        • Ирина:

          Морской Святослав Георгиевич:
          Это мавзолей ходжи Аламбардора на кладбище Камолон. Снимок НЕ мой, взят из Интернета. Потому все вопросы к автору фотографии.

          Нашла это фото в Интернете — у автора с названием все в порядке, он правильно пишет, что это — «Мавзолей имама Абубакра Мухаммад Каффаль аш-Шаши (Kaffol al-Shoshiy Maqbarasi) в Ташкенте». Вот здесь
          http://www.capone-online.ru/uzbekistan_photo_tashkent_islamic.html
          http://www.capone-online.ru/phshow_uzbekistan.html?UW-0062
          Очень большую работу сделал блоггер и делает. Правда, почему-то пишет «махалле» вместо «махалля», наверно со слуха взял написание. «Типичное узбекское махалле в Ташкенте» на той же ссылке. А на Камаланском кладбище он не был, в маршруты экскурсий это место не входит, фотографий Камалона на его сайте нет. Значит, он был с тургруппой, а не индивидуально.

            [Цитировать]

          • LVT:

            Ирина дала хорошую ссылку. Там всё без вранья. Есть нормальные карты для туристов. Действительно, памятники архитектуры только широкоизвестные. В интернете надо быть очень внимательным и недоверчивым. Безответственные люди выставляют первые попавшиеся под руку фотографии. Много халтуры. Наверное, надо составить «чёрный список» таких врунов?

              [Цитировать]

            • Ирина:

              LVT:
              Ирина дала хорошую ссылку. Там всё без вранья. Есть нормальные карты для туристов. Действительно, памятники архитектуры только широкоизвестные. В интернете надо быть очень внимательным и недоверчивым.Безответственные люди выставляют первые попавшиеся под руку фотографии. Много халтуры. Наверное, надо составить «чёрный список» таких врунов?

              Автор фотографии в Интернете — не врун. Наоборот, поскольку он пишет, что путешествовал индивидуально, я просто восхищена представленным обширным материалом и глубиной изучения его. Такое в одиночку одолеть!

                [Цитировать]

          • capone-online:

            Спасибо за оценку потраченных усилий от автора фото )))
            Гулял я по Узбекистану индивидуально, но по рекомендациям путеводителя. Соответственно преимущественно по популярным туристическим местам.
            А «махалле» — это на турецкий манер, уж простите меня привык так. Обязательно поправлю на узбекское «махалля», чуть попозже, как появится время…
            Удачи!

              [Цитировать]

            • Ирина:

              capone-online:
              Спасибо за оценку потраченных усилий от автора фото )))
              Гулял я по Узбекистану индивидуально, но по рекомендациям путеводителя. Соответственно преимущественно по популярным туристическим местам.
              А «махалле» — это на турецкий манер, уж простите меня привык так. Обязательно поправлю на узбекское «махалля», чуть попозже, как появится время…
              Удачи!

              Спасибо Вам за такое прекрасное представление Узбекистана! Без помощи гидов — эскурсоводов самому расписать на таком уровне материал — такое мало кому под силу. Вы — отличный блоггер!

                [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    Извините за качество по первым 2-м фото. Может быть, у ЕС найдутся более четкие. А пока — такие…

      [Цитировать]

  • Фома:

    ЧИЛОНЗОР — (ЧИЛОН — КАМЫШ)..никакой джиды..выдумщики

      [Цитировать]

    • urman:

      Камыш — это qamish, а chilon jiyda — это особый (крупный) сорт джиды. А чилонзор — это сад из таких деревьев. Так что. скорее всего, этим и объясняется название Чиланзара.
      Объяснение ссылкой на сад чинар кажется искусственным (по созвучию). Однако, если будут найдены какие-нибудь следы платановой рощи, то это будет подтверждением версии Чинорзор.

        [Цитировать]

    • Морской Святослав Георгиевич:

      Потому и фома, что неверующий, а всё и всех пачкающий черным цветом. Сами хоть что-нибудь доброе написали бы, если способности есть. Вы ЯВНО НЕ ЧИЛАНЗАРЕЦ, а то говорили бы по другому. Не верите мне — поверьте Н.Г.Маллицкому. Хотя у Вас на все свое мнение, и оно особо правильное. Как у того поручика, который шагает в ногу, а вот вся рота — не в ногу…

        [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    Не помню точно в каком году, в середине 50-х, меня родители отправили в пионер лагерь «Орленок». Лагерь располагался под Ташкентом в Ореховой роще. Добирались туда на автобусе до конечной остановки Чапан-ата, а потом пешком по грунтовке до лагеря.

    Мое там пребывание запомнилось фотографией нашего отряда, на которой добрая половина пацанов стоят с поломанными руками в гипсе. Орешина — очень хрупкое дерево! А зеленые орехи, когда в арыке на камне чистишь их кожуру, пачкали так, что не возможно было отмыться, любые средства были бессильны, и все ребята ходили с черными руками.

    За несколько дней до конца смены за мной приехал отец, и мы с ним, не заезжая домой, отправились на стадион «Пахтакор». Там состоялся концерт великого друга советского народа, баса из США — Поля Робсона. До сих пор в памяти звучит его: «Широка страна моя родная…».

    А в первом отделении было выступление разных артистов, в том числе цирковых. Тогда-то и произошел трагический случай.

    Из тоннеля на огромной скорости выскочил черный жеребец с наездником в белой рубашке, стоящий в стременах. Сделал круг по стадиону, и тут, вместо того, чтобы продолжить движение по кругу, конь внезапно свернул в тоннель ( в цирке униформисты перекрывают проход), а наездник, вылетел из стремян, и, упав на гаревую дорожку стадиона, остался лежать без движения. Его унесли. Концерт продолжился.
    Только потом мы узнали, что он сломал при падении позвоночник и погиб.

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    бассейн

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    А вот и место, где бассейн ЗАКОПАЛИ

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    А это примерные зоны расположения тех самых лагерей и «рощи»…

      [Цитировать]

  • Морской Святослав Георгиевич:

    Часть «рощи» и «поляна» — пустырь перед моим домом и домом 22 на 14-м Чиланзаре. Там сейчас жилые дома и дет\сад и районо (на «поляне»), в здании бывшего круглосуточного детсада.
    Дом 42 а, девятиэтажка, построен в 87-89-м годах, на части пионерлагеря «Орленок».

      [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    С 79 по 81 год мы с женой жили в однокомнатной квартире в доме 39, квартал 13, на четвертом последнем, торцевом этаже дома, напротив школы.
    А на третьем этаже, прямо подо мной жила, безвременно покинувшая нас, звезда «Узбекфильма» Тамара Шакирова. Тогда ей было около 25 лет и это была настоящая красавица, глаз не отвести.

      [Цитировать]

  • Elena:

    На месте рощицы рядом с бывшей «Звездочкой» был построен филиал текстильного комбината, на территории «Орленка» — двухэтажные особняки, «Гагарина» — детский спортивный комплекс и жилые дома. Вот фотографии мечети на 13-м квартале сегодня и мавзолея на кладбище

      [Цитировать]

  • Elena:

    почему-то нельзя сразу несколько фоток

      [Цитировать]

  • Elena:

    табличка на нем

      [Цитировать]

  • EC EC:

    Спасибо за комментарии!

      [Цитировать]

  • Раиль:

    Спасибо за интереснейшую статью.
    Живу на 23-кв Чиланзара с 1968 года, отлично помню и рощу и пинеорские лагеря (помню только «Домостроитель»), и да, урюк-абрикосы росли на территории лагеря в изобилии. Сейчас на месте рощи мечеть и кладбище.

      [Цитировать]

  • ЮлиЯ:

    Спасибо за столь интересные факты о родных местах, особенно о кладбище. Мои родные именно там и захоронены, и это место всегда обладало таким умиротворением,покоем и чистотой, что всегда благодарю смотрителей этого кладбища.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.