Художники о войне Разное

Автор Юрий Подпоренко.

Опубликовано в журнале: «Дружба Народов» 2015, №5

Сначала была война. Великая Отечественная. С горечью поражений, отчаянным противостоянием, такой долгожданной и выстраданной победой. А потом — память о войне. Память разная. Документальная, постепенно прорывающаяся сквозь официоз и поражающая через свидетельства непосредственных участников, сколь жестокой и беспощадной была эта война. И — память художественная: через образы войны, обращенные к сердцу и душе. Но образы войны, совмещающие документ и искусство, возникали сразу, поскольку воевали и художники, люди с обостренным восприятием мира, после боя находившие в себе силы взяться за карандаш, чтобы запечатлеть врезавшиеся в память мгновения. Блокноты с зарисовками художников-фронтовиков стали и документом, и основой художественных замыслов будущих полотен.

Пронзившая, изранившая души война стала для художников большой страны на долгие годы
важной, а для кого-то и главной темой творчества. Да, это была общая, одна на
всех война, объединившая все народы Советского Союза на борьбу с фашизмом. Но у
каждого художника свое видение общей трагедии, свой образный строй,
обусловленный его национальной культурой, традициями, собственным опытом.

В большой коллекции Международной конфедерации союзов художников, собранной
Союзом художников СССР, хранится огромное количество произведений, посвященных
теме Великой Отечественной войны. Это и работы военного времени, возникшие под
непосредственным впечатлением от событий, и полотна, созданные в послевоенные
десятилетия, подтверждающие, что процесс художественного осмысления войны был
долгим и многоплановым. Постепенно образ Великой войны становился все более
сложным, мозаичным, воссоздавая и эпизоды героических сражений, и
самоотверженную работу в тылу, и жизнь простых людей в самых разных уголках
страны. В горном среднеазиатском кишлаке, на эвакуированном за Урал заводе, в
колхозе, где остались одни женщины, люди вносили свой скромный вклад в общее
дело защиты Отечества. Особый пласт составляют произведения, в которых звучит
долгое эхо войны — обезлюдевшие дома и целые деревни, трудные судьбы людей,
победивших в войне, но не нашедших себя в мирной жизни, восхищение будничным
героизмом тех, кто выстоял, выжил в ленинградской блокаде.

Художественная память о войне — особого рода. Она действительно позволяет помнить о событиях,
в которых не участвовал, и о людях, при которых не жил. Героическая эпоха,
воссозданная в полотнах, вновь и вновь рождает чувство сопричастности,
позволяет тем, кто родился годы и десятилетия после нее, ощутить себя на месте
отца, деда, прадеда. И помнить об их подвиге. Помнить всегда.

Михаил Савицкий Минск, Республика Беларусь. 1922–2010 Клятва. 1969. Холст, масло. 180x200 Из коллекции МКСХ

 

Григорий Тоидзе Род. 1932;. Тбилиси, Грузия. Праздник Победы. 1975. Холст, масло. 150x200 Из коллекции МКСХ

Саркис Мурадян Ереван, Республика Армения. 1927–2007. Не дождалиcь. 1985. Холст, масло. 180x133 Из коллекции МКСХ

 

Энвер Аскеров Род. 1940; Баку, Азербайджанская Республика Нефть Баку – фронту. 1987. Холст, масло. 190x150 Из коллекции МКСХ

 

Асанал Бейшенов Род. 1941; Кыргызская Республика. Проводы на фронт. 1975. Холст, масло. 131x140 Из коллекции МКСХ

 

Юрий Пименов Москва, 1903–1977. Воспоминания о военном пайковом хлебе. 1962. Холст, масло. 90x90 Из коллекции МКСХ

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

  • Zelina Iskanderova:

    Очень хорошо и интересно!
    Но исправьте сразу же: Михаил Андреевич Савицкий (1922–2010), вместо ошибочного и странного
    (1922–2019) — так оставить просто нельзя!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.