Так вот ты какой – Восток!.. Свыше Искусство Ташкентцы

…А признайтесь, заманчиво было бы провести вечер в компании, за дружеской беседой, с Эдвардом Ртвеладзе, Александром Джумаевым, Алексеем Устименко, Сергеем Абашиным, Борисом Голендером, Валерием Германовым, Евгением Абдуллаевым, Бахтияром Бабаджановым, Рубеном Назарьяном, Элеонорой Шафранской, Бахом Ахмедовым, Вадимом Муратхановым? И каждый из этих знаковых личностей – в ударе, каждый готов поведать вам интереснейшие вещи, обсудить темы и предметы, одно обозначение которых – уже лакомство для ума и духа! Только представьте: Эдвард Васильевич вспоминает частные библиотеки старого Ташкента, Борис Анатольевич рассказывает о «золотом веке» узбекской фотографии, Рубен Гамлетович отслеживает путь самаркандских редкостей за пределами Туркестанского края, Алексей Петрович размышляет о новой книге Захара Прилепина, Бах описывает свои лондонские встречи с Антонием Сурожским… И адресуются все эти умнейшие и талантливейшие собеседники – ученые, писатели, исследователи, подлинная духовная элита, – лично к вам, дорогому гостю на этом интеллектуальном пиршестве!..

Я, не первый год общаясь с этими и многими другими замечательными людьми – авторами журнала «Восток Свыше», – до сих пор еще не научилась воспринимать это общение как обыденность, как должное. Каждая новая статья, над которой работаю как редактор, заодно оказываясь и первым ее читателем, – открытие, постижение нового и… неиссякаемое чувство благодарности за подаренные «радости бытия высокого порядка» (А. Джумаев). И еще – то послевкусие, которое возникает, когда побываешь в очень хорошем обществе…

Такая же возможность – приобщиться к той самой «роскоши», что, как известно, не знает себе равных, – есть у каждого, кто берет в руки журнал «Восток Свыше». Кто стремится «присоединять к себе новые земли» и готов постигать новое в истории, философии, востоковедении, искусствоведении, литературе, богословии.

Ну а тем, кому предстоит познакомиться с этим изданием впервые, – могу, честное слово, только позавидовать…

Новый, 36-й номер «Востока Свыше» сдан в типографию, недели через три можно ожидать его появления на прилавках. Пока же – в нарушение редакционной тайны, – не удержусь от искушения познакомить с его содержанием: содержанием выпуска, еще только готовящегося к выходу в свет.

Евгений АБДУЛЛАЕВ
Счастливый патриарх

«…Его имя переводилось с греческого как «счастливый, удачливый». У него, действительно, на первый взгляд, все складывалось на редкость счастливо. Судя по воспоминаниям, у него был удивительно дружелюбный, легкий характер. У него не было прямых врагов и недоброжелателей. Его томили в тюрьме и угрожали лишить жизни – и все же умер он своей смертью, “мирной и непостыдной”…»

Георгий ПОДГОРНОВ
Очерк истории христианства в Средней Азии (I–XV вв.)

Бах АХМЕДОВ
Живые встречи

«…После завершения беседы с Антонием Сурожским некоторые слушатели оставались на чаепитие в библиотеке. Иногда, если самочувствие ему позволяло, к ним присоединялся ненадолго и владыка. Держался он очень просто, участвовал в общей беседе на равных, шутил, иногда что-то рассказывал из своей жизни. Помню, как однажды на одно из таких чаепитий пришел сын Бориса Пастернака, Евгений Борисович. Он подошел к владыке, попросил благословения и поцеловал руку. И по его лицу было видно, что он испытывает не меньший трепет перед владыкой, чем мы – перед ними обоими. Одна из прихожанок подошла к Евгению Борисовичу и, задыхаясь от волнения, стала сбивчивой скороговоркой изъясняться в любви к великому поэту. Пастернак-младший с покорным терпением слушал ее бессвязный монолог и благодарил, немного смущаясь…»

Виктор МОИСЕЕНКО
Сырдарьинские этюды

«…Рассказывали о засыпанной воронке от снаряда на краю села, куда девушка-санинструктор стягивала наших раненых солдат. Советские войска не удержали село, отступили, и наступавшие немцы, подойдя к окопу, прошили всех пулями и пошли дальше.
Воронки осыпаются быстрее, чем окопы, и погибших нашли через три года после войны, после разминирования полей и перелесков. На горке крепких костяков лежал скелет из тонких девичьих косточек, с раскинутыми руками. Перед смертью девушка накрыла раненых солдат».

Эдвард РТВЕЛАДЗЕ
«Библиотеки в Ташкенте превосходные…»

Отрывки из книги «Вспоминая былое»

«… Это писала мне в одном из писем Галина Анатольевна Пугаченкова. И это было так. Для меня, тогда студента, особо значимы были библиотека ТашГУ и библиотека имени Алишера Навои. Первая вплоть до землетрясения 1966 года размещалась в правом крыле на первом этаже старинного здания бывшей Второй женской гимназии (позднее здесь находились Авиационный институт и техникум, а в настоящее время – Вестминстерский университет). В фундаментальной научной библиотеке ТашГУ хранились ценнейшие экземпляры книг, в том числе редкие дореволюционные издания по Туркестану и Востоку в целом, которых не было в других библиотеках.
Книги выдавались на дом только преподавателям. Поэтому занимался я в те годы, как и все студенты, в небольшом, но уютном читальном зале, где на столах стояли настольные лампы под зелеными абажурами. Студенческую читальню обслуживала Саида-опа, очень ответственно относившаяся к своему делу и назубок знавшая содержимое всех книжных полок.
Особенно я любил приходить в библиотеку зимой, когда тепло и уют читального зала приятно контрастировали с белым снегом за окном.
Если в читальном зале царила идеальная, священная тишина, то небольшое крыльцо перед входом в библиотеку напоминало студенческий клуб. Сюда, устав от работы за книгами, студенты выходили покурить, поговорить о всякой всячине или просто постоять полюбоваться девушками…

…Домашняя библиотека М.Е. Массона и Г.А. Пугаченковой, одна из лучших по тем временам в Ташкенте, была открыта для всех. Правда, время работы в ней было строго регламентировано – с 17 ч. 30 мин. до 19 ч. 30 мин. (т.е. до ужина), а книги никогда не выдавались на дом. Однажды, не успев проработать одну книгу, я попросил у Михаила Евгеньевича разрешения взять ее с собой, до утра. Он внимательно посмотрел на меня и сказал: “Я, конечно, бы не возражал, но вдруг по дороге домой вы попадете под трамвай или машину. Что тогда будет с книгой?”
…Судьба многих личных библиотек незавидна. Если библиотеки М.Е. Массона, Л.И. Ремпеля, Н.С. Гражданкиной, Б.Н. Засыпина были сданы в свое время в ГлавНПУ по охране памятников и ими можно пользоваться и сейчас, то книги из других библиотек после смерти их владельцев либо выбрасывались, либо распродавались…»

Рубен НАЗАРЬЯН
«Пермский след» надгробия Амира Темура

«…Многие русские офицеры, покидавшие этот край, хотели увезти в Россию какое-то экзотическое свидетельство о своей жизни на восточной окраине империи. Одни увозили с собой местные ковры, другие – восточные рукописи, третьи – монеты или ювелирные украшения. Кто-то приобретал кирпичики с мозаикой из старинных мечетей или образцы восточного оружия… Это был период хищнического разграбления ценностей, которым не гнушались ни победители, ни побежденные. Имеющиеся факты свидетельствуют о варварских методах добывания этих “сувениров”. Потому-то приобретение фрагмента с могилы Тимура было обычным фактом тогдашней купли-продажи.
Сохранилось авторитетное письменное свидетельство, что в период пребывания в Самарканде полковника Баранова первоначальная оградка могил в мавзолее Темура уже была разрушена. И потому офицеру, возвращающемуся на родину, было, вероятно, не накладно приобрести ее фрагмент у какого-то местного дельца…»

Ульфат АБДУРАСУЛОВ
«Потомки оценят эти мысли и выводы…»

«…Здесь сейчас в совершенно невиданных темпах готовятся кадры разной квалификации. За две недели июня, например, приготовили 2 докторов и 6 кандидатов. Усматриваю некоторую связь между повышением температуры и скоростью подготовки кадров…
Попросили меня одобрительно выступить по поводу одной диссертации, защищаемой здесь у нас. Прочитала я и поразилась… Более всего задело меня следующее: все выводы, которые автор приписал себе и счел своим научным достижением, уже были высказаны в литературе, а некоторые – не раз. Иногда мне кажется: люди эти, наверное, просто не знают, что так нельзя; они просто не подозревают, что наукой называется другое…»

Сергей АБАШИН
Советский кишлак. Между колониализмом и модернизацией

«Сакральные практики сохранялись в этом и многих других кишлаках на протяжении всего советского периода и включали в себя разнообразные ритуальные и магические действия, направленные на изгнание злых духов. Мне не раз приходилось слышать, как ошобинцы самого разного возраста и образования с серьезным видом и в подробностях рассказывали об этих духах. Обычно в рассказах духи выглядели как группа реальных, идущих куда-то и танцующих людей во главе то ли с хромой девушкой, то ли с хромым мужчиной, прикосновение которой/которого к человеку приводило к болезни и даже к смерти…»

Бахтияр БАБАДЖАНОВ, Саодат ОЛИМОВА, Валерий ХАН
Обсуждение книги С. Абашина

Сергий СТАЦЕНКО
Жизнь и «стартовые возможности»

Борис ГОЛЕНДЕР
«Золотой век» фотографии в Узбекистане

«…Поначалу представителей коренного населения среди туркестанских фотографов практически не было. В свете традиционного запрета на изображение одушевленных объектов фотопортретирование первоначально казалось неслыханным и аморальным. Но вот в 1891 году в двенадцати номерах “Туркестон вилоятининг газети” была опубликована на узбекском языке арабским шрифтом пространная “Автобиография кокандского поэта Закирджана Фурката”. В ней этот известный узбекский поэт, который живо интересовался разными европейскими новшествами, рассказывал, в частности, о том, как, находясь в Ташкенте, побывал в гостях у фотографа Д.В. Назарова.
«Однажды я зашел в фотографию Назарова и увидел там много развешанных на стенах портретов миловидных мальчиков и красивых девочек, до такой степени хорошо сделанных, что можно позавидовать. Художник Назаров показал мне аппараты и объяснил свойства составов и бумаги, употребляемых в фотографии. Чтобы показать мне примерную съемку портретов, он снял при мне портрет с одного человека: сначала он в темной комнате облил особым составом стеклянную пластинку и, высушив ее, осторожно, защищая от света, вставил в глухую закрытую рамку, потому что, если луч света коснется стекла, то состав этот потеряет свою силу.
На треножнике была установлена особая машина со стеклами. Человек, с которого снимается портрет, садится на стул в пяти-шести аршинах от этой машины и, когда крышка будет отнята от машины, то на особом стекле на задней стороне машины получается обратное изображение этого человека, даже цвет одежды и узоры бывают видны. Я изумился, увидев такое. Это делается для того, чтобы вернее определить расстояние, на котором должен находиться человек от машины, когда снимается портрет с него. Когда человек будет усажен как должно, фотограф вынимает из машины заднее стекло и, закрыв машину спереди крышкой, вставляет с задней стороны ее упомянутое выше стекло, облитое особым составом. Затем фотограф снимает с машины крышку, и тотчас лучи света от сидящего перед машиной человека через открытую машину падают на вставленное стекло, и на нем получается изображение человека. На это требуется две-три секунды. Закрыв снова машину, фотограф осторожно вынимает то стекло из машины и, прикрыв его сукном, уносит в темную комнату и там обливает особым составом, чтобы задержать на стекле изображение человека, а потом уже выносит это стекло на свет и показывает тому человеку, с которого снимают портрет.
Затем под это стекло подкладывается бумага, намазанная особым составом, укрепляется в рамке и ставится на свет. По прошествии пяти-десяти минут изображение, находящееся на стекле, отпечатывается на бумаге, бумага вынимается из рамки, а под стекло кладется другая и так далее, сколько нужно приготовить портретов. Замоченную бумагу с изображением просушивают, наклеивают на картон и выпрямляют на стальной машине. Где нужно подправить изображение, помощник фотографа делает это при помощи тонких кисточек и черной туши. За двенадцать маленьких портретов берут шесть рублей или даже четыре рубля. В настоящее время и некоторые мусульмане снимают с себя такие портреты. Фотограф рассказал мне, что теперь при помощи фотографической машины делают изображение звезд, находящихся на небе, а также с быстро бегущих лошадей» (перевод Н.П. Остроумова).
Так выглядело первое на узбекском языке толковое объяснение сущности фотопроцесса. Публикация сразу обратила внимание мусульманского населения на фотографию. Ортодоксы убедились, что фотография – это совсем не живопись, и поэтому она не подпадает под шариатский запрет изображать живые существа.
После этого в Туркестане стали возможны профессиональные фотомастерские, которые открыли и в которых работали мусульмане…»

Лейла ШАХНАЗАРОВА
«Остается отпечаток тайны…»

«…Позже на каком-то российском сайте я нашел работы, сделанные именно так, как и я тогда увидел эту тему: тайна, таинство… И люди эти – на их лицах очень часто остается отпечаток тайны и таинства. Не случайно есть такое определение – “таинник”… Если это снять и потом рассмотреть внимательно – можно увидеть вот это внутреннее состояние человека: его причастность к таинству. А это самое важное в любом портрете – внутреннее состояние человека. Тогда это уже хоть чуточку – портрет души…»

Вадим МУРАТХАНОВ
Свет внутри картины

«Я во сне говорил на лету:
Отче мой и того идиота,
Что взорвался в аэропорту,
Ты и вправду глядишь, как погода,
На веселие и на беду

Равнодушно? Погоды стоят
Просто ах в эту зиму в столице:
Люди падают, щепки летят,
Снег под солнцем роскошно искрится –
И ни капельки не виноват.

Вправду, что ли, с Твоей высоты
Нет различий меж зернами в каше,
Так что повара руки чисты?
Или, втянут в безумие наше,
Гибнешь вместе с убитыми Ты?

Голосов я не слышал, конечно:
Больше дел у Создателя нет
Говорить с дураком обнаглевшим,
Но уже перед утром в ответ
Видел снег. И проснулся утешен».
(Александр Правиков).

…Повторить еще раз, что я завидую будущим читателям нового номера ВС?..

Лейла ШАХНАЗАРОВА.
Использованы фотоработы В. Жирнова.

Источник.

6 комментариев

  • Фото аватара Лейла Шахназарова:

    Поскольку электронная версия журнала выкладывается лишь через три месяца после выхода очередного номера, а поймать ВС в продаже, как показывает опыт, довольно трудно (маленький тираж, расходится мгновенно), — желающие могут обращаться ко мне в личку на ФБ или писать на адрес isirik@gmail.com, я с удовольствием вышлю отдельные интересующие статьи в формате Word или весь журнал в PDF.

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    “Я, конечно, бы не возражал, но вдруг по дороге домой вы попадете под трамвай или машину. Что тогда будет с книгой?”

    не, ну это круто-сразу видно породистого интеллигента.
    После такого монолога к такому эстэту можно более не обращатся.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ANV:

    А можно узнать в каких точках распространяется журнал? Какова цена и тираж? И если он разлетается почему не увеличить тираж?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лейла Шахназарова:

    Тираж меньше тысячи, цена около 3 тысяч сумов — это при отличной бумаге и цветных иллюстрациях на обложке. Так что понятно — издание совсем не коммерческое. Потому, наверно, и не встает пока вопрос об увеличении тиража. Во всяком случае, решение его от коллектива редакции никак не зависит. Купить журнал можно (если повезет) в торговых точках при церквах. Либо ждать три месяца, пока выйдет электронный вариант очередного номера. Потому и стараюсь я делать то, что в моих силах, чтобы облегчить читателям доступ к ВС. Очень уж жаль, если издание такого уровня будет оставаться, как сказал один мой знакомый, «невидимыми миру бриллиантами».

      [Цитировать]

    • Фото аватара ANV:

      Понятно. Но может можно организовать подписку как было это в позапрошлом веке? Я думаю издание должно быть хотя бы самоокупаемым — иначе оно умрет.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Лейла Шахназарова:

    (Вздох…)

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.