Мы учим историю. История учит нас Разное

Мы учим историю. История учит нас

Платное образование можно купить. Но нельзя купить любовь к профессии, педагогический талант и учительские находки. Невозможно купить любовь к знаниям.
И дело не в зарплате и условиях.
Историю нам преподавала крошечная Ирина Владимировна Колушева, и ее пару (история — обществоведение) мы не пропускали никогда. Потому что это был драйф, кайф, споры до хрипоты, театр одного актера и картина мира, представленная в одном лице. Я до сих пор люблю и читаю исторические книги, мой самый любимый жанр. Она открыла для нас Льва Гумилева, и научила его любить.
Физику нам преподавал завуч школы Андрей Александрович Кац, он вколачивал ее в наши головы легко, играючи, с юмором. Это был единственный человек, к которому можно было прийти с любым вопросом, размазывая слезы по моське. Я помню все, чему он нас научил. Знание физики поможет вам не получить премию Дарвина и можете смеяться сколько угодно, но это правда.
Мне повезло один год учиться у моей тети, русскому и литературе. Я пришла к ней с убеждением, что «Маяковский достает, ха-ха, из широких штанин». А ушла, прочитав 12 томов его стихов и прозы, бесконечно влюбившись в его безупречные стихи и в поэзию в целом.

_DSC0162 _DSC0163
Я смотрела на детей из школы Эрудит, и понимала, как им повезло с учителями. С такими же, как они, детьми, по мироощущению и восторгу, просто немного выше ростом. Которые сами не хотели учить мертвый текст и кому тоже нужна Игра. Школа, где ненавистен принцип «отсидеть урок» как повинность, и не вынести из него ничего. Ведь если в восемь лет ты был Буддой, тебя никогда не разочарует мир, потому что разочаровал однажды, когда ты был Сидхартхой Гаутамой, простым принцем. У хорошего учителя алгебраический пример будет пахнуть дымом костров Хорезма и даже самое скучное правило грамматики вдруг проявится берестяными знаками. Дети таких учителей не просто слушают – они их слышат.

_DSC0043

История древнего мира прошла перед нами в спектакле «Эрудитова история», в которой дети примерили на себя личности прошлого – философов и полководцев, ученых и поэтов, проповедников и мессий, богов и крестьян. На этом долгом пути были расставлены флажки, значимые события, провернувшие колесо истории. Я «читала» гениальный сценарий, в котором было сказано все самое важное с единственно верной концентрацией шутки и современной интонации. Это не было сборником сказок и легенд, это была настоящая история жизни, где не расставлялись плюсы и минусы, события и люди не делились на «плохой-хороший», где не боялись говорить о смерти и не стыдились говорить о рождении и любви. Свободный от стереотипов текст, горящие глаза и настоящие слезы. А какое удовольствие было угадывать в персонажах исторические лица! Сценарий был написан с таким расчетом, чтобы дать вам несколько секунд «для угадать», кто это вышел, в пышных одеждах, с надменным лицом? Что за знаки на щитах, лбах и руках? Глаза чьих богов смотрят на вас со стены?
Все костюмы и декорации ученики создавали сами, вернее, рисовали эскизы, копаясь в энциклопедиях и исторических книгах. Это тоже был этап обучения – история костюма и ремесел. Все было настолько слито, соединено в общий цикл обучения, что вытекало одно из другого.

Все началось с мамонта, которого загнал храбрый доисторический народец. Потом мамонт развернулся, и храбрый доисторический народец в ужасе побежал обратно. Еле удержались, чтобы не побежать за ними. Но мамонт был обречен. «Женщины племени! Наши мужчины добыли для нас мамонта!» Ура! Спасибо всем богам, сегодня это племя будет пировать!

_DSC0038 _DSC0039 _DSC0033

Чудесная история богини Древней Месопотамии Иштар. Богиня-солнце, рождающаяся каждое утро, и умирающая каждый вечер. Древние шумеры, аккадцы – народ, с которого начался отсчет цивилизации. И отсчет власти женщин в судьбах мужчин.

_DSC0055 _DSC0051 _DSC0046

«Живи и процветай, мой родной Вавилон!» Прекрасная Семирамида, чьи сады были потом бездарно загублены. Самая первая «женщина-шея» из тех, на которых держатся «головы-мужчины». Один капризный поворот и Навуходоносор создал Чудо Света.

_DSC0059 _DSC0062 _DSC0064
При Хаммурапи бардака не было. Потому что большая часть параграфов его законов заканчивалась словами «…и должен быть убит!» Око за око, смерть за смерть, не сомневаюсь, что именно благодаря его справедливому закону Вавилон так возвысился.

_DSC0067 _DSC0068 _DSC0070
А жестокий Кортес уничтожил цивилизацию ацтеков, не помогли им жертвоприношения. Даже великая жертва – хореограф и режиссер Пулат Абдураимов, и тот не помог.

_DSC0082 _DSC0076 _DSC0075 _DSC0072 _DSC0083

Мудрейший царь Соломон, Сулейман ибн Дауд, концентрированная мудрость, о ком писали все священные писания. Яркий пример ума, награжденного несметными богатствами и поклоном до земли красивейшей царицы Савской.

_DSC0088
Заратустра, принесший религию справедливости и добра. А вы знали, что учите своих детей каждый день Триаде – Добрая мысль, доброе слово, доброе деяние?

_DSC0089 _DSC0090
Слепой Гомер рассказал нам легенду о Трое, которую нашептала ему Афродита. О прекрасной Елене и наивном Парисе, который пострадал за правду. Хитрый Зевс снял с себя всю ответственность, и переложил ее на бедного парня в истории с яблоком раздора. Какая гадость этот ваш Троянский Конь!

_DSC0091 _DSC0095 _DSC0096 _DSC0097 _DSC0103
Вход Клеопатры в Рим, затмевающий блеск молнии, заглушающий гром, подобный землетрясению. Как пышно она вошла в столицу империи, гордая красавица, дочь египетских богов! Рим содрогнулся от ненависти, Цезарь умер от любви…

_DSC0120 _DSC0121 _DSC0119 _DSC0117 _DSC0115 _DSC0114 _DSC0113 _DSC0112 _DSC0111

Китай начинается с Конфуция. И им же и заканчивается. А все, что между – история изобретений, жестокости, милосердия, войн, побед и поражений. Слезы и кровь, а над ними роняет лепестки фраз философ, закрыв глаза и грустно качая головой.

_DSC0123 _DSC0124

_DSC0127 _DSC0128 _DSC0131 _DSC0132

Александр Македонский и Роксана. И города Согда названые в его честь. Наш маленький жаркий Термез носил царские имена – Александрия на Оксе, Тарамаэзза, Антиохия… Вы это знали? Я знаю взрослых людей, которые всерьез считают Македонского разбойником. Но разве можно делить историю на черное и белое?

_DSC0135 _DSC0137

«Зачем знать историю?» — спросите вы. Пусть лучше учат бухгалтерию и менеджмент. Кому какое дело, до того, что Карфаген был разрушен, а Цезарь предательски  убит? Разве пригодятся в жизни знания о том, что Китайская стена – самое большое кладбище в мире, а Улугбек создал самые точные звездные таблицы? Зачем нам это?
Чтобы знать свое место в истории. Быть человеком мира, а не махали в спальном районе. Видеть с закрытыми глазами, учитывать уроки прошлого, и не повторить их в будущем.
«Нас всех прядет судьбы веретено».

В чужих словах скрывается пространство:
Чужих грехов и подвигов чреда,
Измены и глухое постоянство
Упрямых предков, нами никогда
Невиданное. Маятник столетий
Как сердце бьется в сердце у меня.
Чужие жизни и чужие смерти
Живут в чужих словах чужого дня.
Они живут, не возвратясь обратно
Туда, где смерть нашла их и взяла,
Хоть в книгах полустерты и невнятны
Их гневные, их страшные дела.
Они живут, туманя древней кровью
Пролитой и истлевшею давно
Доверчивых потомков изголовья.
Но всех прядет судьбы веретено
В один узор; и разговор столетий
Звучит как сердце, в сердце у меня.
Так я двусердый, я не встречу смерти
Живя в чужих словах, чужого дня.
Л.Гумилев

_DSC0151

Бог создает умных и талантливых, чтобы было с кем говорить и на кого любоваться. Все умные люди очень красивы.
Вы очень красивы – директор школы Гульбахор Муратова, автор проекта Мадина Муминова, хореографы Пулат Абдураимов и Шахноза Нажмиддинова! И все те, кто своими талантливыми прикосновениями создал этот праздник – Юлдуз Туйчиева, Татьяна Стороженко, Дильшод Исмаилов, Фарида Якубова, Луиза Мухаммедгараева, Дильшод Лативходжаев, Анвар Файзуллаев, Наджия Столярова, Шахзода Кодиржонова, Кобил Холмирзаев.

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

13 комментариев

  • Мастура:

    Прочитала, просмотрела и восхитилась проделанной работе огромного коллектива! Большая благодарность всем, кто этот прокт задумал, осуществил и привлек большое количество детей, их родителей, педагогов, творческий коллектив! Это уникальное явление! Молодцы! Другое дело, что мы остались за бортом и не знали об этом театральном действии. Спасибо за этот репортаж.

      [Цитировать]

  • Никитос:

    Молодцы! Очень красочное представление, хотелось бы увидеть воочию.

      [Цитировать]

  • Ирина:

    Это счастье, когда учитель может привить любовь к своему предмету. Наш класс, помешанный на Эдуарде Асадове, и в глаза литераторше постоянно говоривший, что «Маяковский — это вообще не поэт», ждал, каким образом литератор начнет рассказывать нам биографию Маяковского, когда мы дошли до этой темы. До сих пор помню, как учительница объявила тему и сразу, посмотрев на нас всех сказала: «Когда у Маяковского был очередной диспут в Политехническом, ему из зала крикнули: «Маяковский, почему Вы все время подтягиваете штаны?» Поэт ответил: «А Вы хотите, чтобы они у меня упали?» Помню, у нас от неожиданности открылись рты. Дальше шел рассказ о живом Маяковском, о Татьяне Яковлевой-тогда только появился этот материал в печати. Мы наверно выглядели, как кролики, загипнотизированные удавом. Когда прозвенел звонок, учительница перешла на обычный разговорный тон и, как бы между прочим, сказала: «Ну а биографию Маяковского прочитаете сами к следующему занятию и выучите «Стихи о советском паспорте». И с каким удовольствием мы чеканили и о паспорте, и о товарище Нетте. Не забывая об Асадове, влюбились в Маяковского. Потом были уроки с песнями под гитару «Бьется в тесной печурке огонь…» и так далее. С тех пор литература и литературоведение меня сопровождает всю жизнь, хотя профессия другая. Вспомнила это по аналогии с учителями, о которых рассказывает этот материал.

      [Цитировать]

  • J_Silver:

    Значит только меня это разозлило, прям взбесило? Старею, видать…

      [Цитировать]

    • long59:

      Уважаемый J_Silver- надо помимать , что Вам не понравились эти несуразные легенды из «канонической версии истории»?
      Мне было просто ещё раз смешно, прошло столько лет, как я окончил школу, где любимыми предметами были история и физика, но преподавание истории осталось на пещерном уровне.
      Зачем мудрить, втуляй в детскую голову про ловлю мамонта и разделку туши на порционные куски- и все дела.
      Но никто не объяснит, что толщина шкуры была 7 ( семь ) сантиметров, и как они его на шашлык разрезали?
      Там по каждой картинке без смеха нельзя пройтись.
      Одно хорошо-что дети занимаются полезным делом ( в смысле -театром), а не торгуют на улице.

        [Цитировать]

      • ANV:

        «Но никто не объяснит, что толщина шкуры была 7 ( семь ) сантиметров, и как они его на шашлык разрезали?»

        Кремневые ножи резали не хуже нонешних модных керамических.
        Представление впечатляет в первую очередь костюмированием (об остальном по фото судить не могу), и похоже обычная школа это не потянет. Может кто нибудь объяснить что такое школа «Эрудит»? Случайно не платный заменитель Дома пионеров?

          [Цитировать]

  • LVT:

    Нет! Меня совсем не взбесило!!! Нет! Это театр. Детский театр, который рассказывает свои сказки и исподволь вводит детей в МИР, который для многих наших современников как бы и не существовал никогда. Не потому, что ничего не знали, а потому что ветер тысячелетий никогда не прошумел над их головами. Если ребёнок попрыгал, поучаствовал, просто посмотрел, как его подружки и друзья побывали в «соломонах» и «конфуциях», он уже стал частью того мира. Или Древний Восток стал частью детской души? Разные исторические мышления, подходы, концепции — это всё впереди. Молодцы! Сделали большое и хорошее дело.

      [Цитировать]

  • Нурик (Чандрагупта):

    Мы классно сыграли с классом))

      [Цитировать]

  • Нурик (Чандрагупта):

    Мы классно сыграли с классом

      [Цитировать]

  • Нурик (Чандрагупта):

    Кажется только я нашёл этот сайт где мы все)

      [Цитировать]

  • Акбар (Аристотель):

    Было очень классно и интересно. На это представление нам ушло где-то 5,6 месяцев. Этот проект готовила наша учительница по истории Мадина Бабуровна. Она самая хорошая учительница. Она не поленились все этотсделать . Ради этого проекта наша школа изучила историю по глубже. Мы узнали как они одевались,какая у них была религия, как все персонажи умерли, что они зделали за историю.

      [Цитировать]

  • Это было великолепно. Мы сами такого не ожидали.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.