Сохраним памятник культуры древнего Ташкента История Разное

Автор Нурулин Тимур

Магистр теории и истории архитектуры, архитектор

Опубликовано:
Нурулин Т. Сохраним памятник культуры Древнего Ташкента // Архитектура таълими ва инновация. Республика илмий-амалий анжуман материаллари туплами. II кисм. - Т.: Тошкент архитектура-курилиш институти, 2015 - 179 бет.

                                                                

Пятилетние наблюдения за состоянием археолого-архитектурного памятника Шаштепа (II в. до н.э.) показывают, что различные факторы (человеческий, природные явления) приводят к его значительным ежегодным разрушениям. В этой связи, возникает вопрос о необходимости его консервации. Сохранение данного памятника откроет еще одну веху в истории Ташкента, поспособствует развитию туризма города. Это будет второй шаг в деле сохранения памятников Древнего Ташкента (В 2009 г. проведены работы по консервации Мингурик). В последующем, консервационные работы на других памятниках, таких как Юнусабад-Актепа, Чиланзар-Актепа, Тешиккуприктепа и др., замкнут целую сеть туристических маршрутов бренда «Древний Ташкент», что важно для развития экономики города и популяризации нашей культуры на мировом уровне.

Уникальность памятника Шаштепа, подтверждается многолетними исследованиями. Данное храмовое строение возводилось людьми высокоразвитой культуры. В планировку здания заложены принципы геометрической гармонизации: «золотое и святое сечения» [1]. Космологическая идея строительства храма в виде мандалы, отражает представления древних об устройстве Вселенной [2]. Ориентация памятника, а также направление башен на космические константы [3], открывает нам мир познаний наших предков в астрономии, математике, географии. Философские взгляды древних жителей Ташкента и их познания в точных науках, приводят к выводу, что уже в эпоху ранней античности культура Древнего Ташкента развивалась на одном уровне с древнейшими восточными цивилизациями: в Средней Азии, такими как Маргиана, Бактрия, Согдиана, Хорезм, а также Ираном, Индией, Китаем и др.

Современное состояние памятника.

Древний памятник Шаштепа построен из глиняных сырцовых кирпичей (40х40х10 см, 30-32х30-32х8 см) и крупных блоков пахсы [4]. Наличие крупных лёссовых отложений на территории Древнего Ташкента определило развитие глиняной архитектуры. Этот материал достаточно прочен при условии защищенности от влаги. Время сохранило до наших дней подобные строения в виде так называемых тепе, сохранивших в своих недрах остатки архитектурных конструкций. Обрушения разных периодов, завалы верхних частей здания, сохранили нижние конструкции стен в неизменном виде. После археологических раскопок, так необходимых для развития науки, выявляющих планировку сооружения, в частности на Шаштепа, глиняные стены остаются открытыми, и подвергаются губительному воздействию окружающей среды. Дожди смывают раз за разом глиняные стены, превращая их в оплывы. Вода, скапливающаяся в низинах памятника, подмывает основание стен, конструкции впитывая влагу, сыреют, что приводит к крупным обрушениям. Всего за 33 года памятник оплыл (с момента масштабных раскопок в 1982 г., 2001 г.), теперь трудно читаются формы здания, его планировка.

В 2012 году обрушился один из наиболее сохранившихся сводов в здании храма Шаштепа – свод коридора 3. Этот свод был ползучим (аркбутан) – древнейший образец свода такого рода в Ташкентском регионе. Он подтверждает наличие несохранившегося второго уровня данного сооружения. Свод данного помещения выложен в технике вертикальных «отрезков». В кладке использованы квадратные сырцовые кирпичи формата 40х40х10 см. Обрушение данного свода было вызвано тем обстоятельством, что кладка свода на протяжении многих веков покоилась на забутованной глиняной массе, заполнившей все помещение коридора, а после археологических работ, обнаживших свод, за отсутствием нижней опоры и слабой верхней прослойки золы, покоящейся на своде, не обеспечивающей сцепления с глиной, потеряла прочностные характеристики. Прослойка золы, над сводом – это результат деятельности древнего человека после завершения эксплуатации основного здания храма, его запустения. Несильное землетрясение, осадки, привели к разрушению свода в наши дни.

Происходящее выветривание золы, составляющей горизонтальные прослойки в лёссовых конструкциях, лишает основания верхние массы глины, что приводит сначала к вертикальному трещинообразованию в их толще, а затем к их полному обрушению.

Ежегодные сезонные разрушения стен Шаштепа фиксируются завалами крупных обломков пахсы у их оснований. Крупные вертикальные трещины наблюдаются во всех выступающих частях здания. Трещинообразование вызвано и замерзанием и таянием воды в холодное время года, впитанной в структуру пахсовых стен, что приводит к расширению материала и возникновению трещин в слабых участках.

Памятник Шаштепа подвергается также губительной деятельности человека. Вокруг памятника, с нарушением «красных границ» необходимых для защиты памятника, плотно пристроены жилые частные домовладения. Более того местные жители подстраивают непосредственно к основанию памятника небольшие постройки для своих нужд. Так с южной стороны холма врезаются в его основание самострои в виде гаражей и сараев. С его северной стороны, часть домовладения увеличилась, также, за счет подкопа в основании холма.

Весной, летом и осенью холм Шаштепа пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь дети пускают змеев, бегая по слабым руинам памятника, что приводит к ежегодным разрушениям. Иные пытаются что-то раскопать.

По всей поверхности холма и в низинах руин памятника наблюдаются завалы современного мусора в виде пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и прочего хлама, создающих заброшенный вид памятника культуры, кстати, внесенного в список охраняемых. Можно даже оправдаться и позволить себе подумать, что этот самый мусор для будущих поколений археологов будет создавать важный культурный слой, несущий в себе информацию о нашем пластиковом веке – слабое утешение для человека культурного.

Выгул мелкого и крупного рогатого скота на вершине холма, также приносит непоправимый урон памятнику. В памяти отпечаталась картина, как ни в чем не повинная корова, пытаясь пройти по гребню хрупких пахсовых стен, неуклюже сбивала копытами целые их куски.

На первый взгляд менее безобидное, но более осмысленное деструктивное действие человека – это нанесение различных надписей на поверхности памятника. Правда такие надписи на глине долго не задерживаются, смываясь с верхним слоем лёссового покрова дождями и уносимые ветрами, что не лучше.

Памятник нуждается в консервации.

Консервация памятника сохранит для будущих поколений столь уникальный и исторически значимый объект нашей культуры. Укрыв навесом памятник, укрепив конструкции глиняных стен, прибрав территорию, мы подарим вторую жизнь памятнику.

Автором предлагается вариант проекта консервации памятника Шаштепа, представляющий собой шатровое восьмигранное покрытие над непосредственно круглым храмом Шаштепа, призванное защитить памятник от осадков. Шатровое покрытие выполнено в пространственных конструкциях из металла, на которые настилается профнастил темно-зеленого цвета. Диаметр кольца памятника Шаштепа составляет около 60 м, поэтому покрытие делается немногим больше в диаметре 72-78 м. Высота шатра составляет в самой высокой точке 21 м от верха холма, в пониженной – 10 м. На высоте 5 м по периметру всего сооружения подвешивается смотровой мост, для обзора раскопок посетителями, доступ на который осуществляется посредством лестницы установленной на юго-западной стороне строения у верхней точки подъема пандуса на холм.

Центральная часть кровли немного приподнята, для доступа дополнительного света внутрь, образуя своеобразный купол. Подкровельное пространство можно использовать для проецирования наглядной информации о памятнике, эти плоскости удобно располагаются под наклоном (15°) к зрителю, находящемуся на подвесном мосту. На верх центральной части шатра можно подвесить круглую мембрану с изображением планировки памятника, с соответствующей реальному памятнику ориентацией.

У западной стороны холма устраивается входная группа в археологический комплекс: ворота, билетные кассы, помещение охраны. Рядом с входом – парковочные места. Вся территория памятника (закл. весь холм) огораживается забором. Необходимо заметить, что на данный момент ограждение присутствует только со стороны к. Джун.

Непосредственно, сам археологический памятник нуждается в укреплении, оконтуривании стен, повторных раскопках, после накрытия шатровым покрытием. Это трудоемкое и ответственное дело должно проводиться высококвалифицированными специалистами-археологами. Присутствие специалистов-археологов важно и на всех этапах работ по проектированию, строительству и благоустройству территории объекта.      Консервация памятника Шаштепа и благоустройство прилегающей территории, будет способствовать развитию туристской отрасли в городе Ташкенте.

Рядом с холмом Шаштепа протекает живописный канал Джун, который можно использовать для речных прогулок и как основной путь прибытия к археологическому комплексу Шаштепа. Паралельно каналу пролегает неплохая, повторяющая изгибы Джуна, дорога (ул. Джунарык). Канал протекает по границе двух террас: голоценовой с песчано-галечными отложениями (левый берег) и лёссовой  голодностепской (правый берег), именно поэтому правый берег канала достаточно высокий, что создает необыкновенные виды (жилые дома расположены на голодностепской террасе). Для приятного отдыха на правом берегу к. Джун располагаются в достаточном количестве чайханы и кафе. Начало этот путь берет от пересечения Новосергелийской ул. и Чаштепинской ул., пролегая сквозь махаллю.       В городе Ташкенте достаточно много сохранилось древних тепе: Шаштепа, Мингурик, Чиланзар-актепе, Юнусабад-актепе, Тешиккуприк-тепе и др.. Проделав соответствующие работы по консервации памятников, а также благоустройству их территорий, возможно будет создать сеть туристических маршрутов по памятникам древнего периода Ташкента.

Основной маршрут будет пролегать по основным улицам города. От памятника Шаштепа до Мингурика основу пути составляет ул. Шота Руставели. Попасть к памятникам Тешиккуприктепа и Чиланзар-Актепа возможно по крупным улицам Бунъедкор и Мукими, которая спускается к ул. Шота Руставели. От Мингурика через центр Ташкента по ул. Амира Темура пролегает путь к Юнусабад-Актепе.

Как оказалось, идея создания маршрута по древним археологическим памятникам Ташкента не нова. М.И. Филанович отмечает, что во время раскопок на этих городищах подобные экскурсии проводились. Сегодня мы говорим о возрождении столь нужного и интересного маршрута, освещающего срез древнего периода города Ташкента.

Сохраним наше культурное наследие.

Литература:

  1. Нурулин Т.С.   Разгадка геометрического ключа храмов Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2013. - №1. – С. 23-25.
  2. Нурулин Т.С.   Космограмма Шаштепа // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №2. – С. 40-41.
  3. Нурулин Т.С. Астрономические познания в архитектуре Древнего Ташкента // Архитектура и строительство Узбекистана. – Ташкент, 2012. - №1. – С. 23-25.
    4. Филанович М.И. Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках. – Ташкент: Узбекистан, 2010. – 312 с.
В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.