Ирина Винер-Усманова приняла участие в открытии в Ташкенте выставки работ своего отца, художника Александра Винера Tашкентцы Разное

Накануне вечером  Мемориальный парк-музей имени К.Бехзода в Ташкенте буквально преобразился. Одетый в праздничный наряд, он принимал многих гостей, истинных знатоков и любителей  изобразительного искусства, пришедших  в его залы, чтобы принять участие в открытии  выставки работ одного из лучших художников Узбекистана в 20 веке  Александра Ефимовича Винера (1922-1992 гг.).  Собравшиеся тепло встретили находящуюся в Ташкенте дочь выдающегося портретиста и мастера живописи - известного российского тренера по художественной гимнастике, общественного деятеля  Ирину Александровну Винер-Усманову.  Организованная Академией художеств Узбекистана при поддержке Международного художественного фонда, выставка привлекает  пристальное внимание тем, что здесь собраны многие  лучшие работы Александра Винера, которые год за годом становятся все более востребованными, растет их значимость в истории узбекской живописи. Это картины, которые хранятся в фондах Государственного музея искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств, а также из Ангренской картинной галереи.

Вся жизнь и творчество Александра Винера связаны с Узбекистаном, его историей и художественной культурой. Как отмечает доктор  искусствоведения Нигора Ахмедова, «По своему характеру художник был не сторонним наблюдателем, а искренним и отзывчивым созидателем, участником множества событий в искусстве тех лет… В Узбекистане Александра Ефимовича любили  не за «идеологически верные» темы, а за правдивое отображение жизни простых тружеников, умение увидеть в них особую доблесть, достоинство, красоту». Об этом говорила в своем выступлении на открытии выставки Ирина Александровна Винер-Усманова:

- «Спасибо, что помните моего отца, спасибо, что пришли, спасибо огромное. Мой папа очень любил узбекский народ. Он все время был в разъездах,- Андижанская область, Сурхандарья, Бекабад, Ангрен - он рисовал шахтеров, металлургов, он больше всего любил встречаться с колхозниками и говорил, что это настоящие люди. Он был художником, который любил писать с натуры простых людей. Ни одного деятеля партии и правительства он не рисовал. Рисовал деятелей культуры и искусства. Вот это был мой папа».

Вспоминая о своем прошлом, Ирина Александровна отметила следующее: «Мы все родились в Узбекистане, я родилась, мой брат родился. Я сейчас здесь нахожусь на состязаниях Кубка мира по художественной гимнастике. Все наши гимнастки, те, которые составили славу сначала Узбекистана, бывшего СССР, потом в мире, все они родились здесь. Это Яна Батыршина, Венера Зарипова, Амина Зарипова и, наконец, это Алина Кабаева. Все гимнастки, которые составили славу России, являются выходцами из Узбекистана, ну и я тоже. Была чемпионкой Узбекистана, тренером, потом поехала в Россию. Тогда был период развала, и теперь, когда я сюда приезжаю, я вижу, какие условия созданы для развития художественной гимнастики. Могу сказать, что в Москве таких условий, такого спортивного комплекса, как у вас, нет.

Я счастлива сказать, что Президент страны объявил художественную гимнастику  национальным видом  спорта и все делается для ее развития. И поэтому на выставке работ своего отца я снова окунулась в детство, он привел меня в спорт, папа был и спортсмен очень хороший,  и  заставлял меня делать физкультурные упражнения. Я на Комсомольском озере стойки делала, хотя при этом плакала, идя по его спортивным стопам, хотя наша семья еврейская хотела, чтобы я была врачом. А я стала спортсменкой. В Институт физкультуры я пришла с медалью.  Папа был гимнаст и приучил меня к этому виду спорта. Заниматься художественной гимнастикой - это тоже искусство. Этому всему я научилась здесь, на этой земле, у своего отца. Он любил не себя в искусстве, а искусство в себе и этот народ»

Говоря о выставке, Ирина Александровна Винер-Усманова сказала, что счастлива находиться здесь, поблагодарила художника Алишера Насритдинова, друга ее брата, верного поклонника таланта отца, за энергичные усилия в подготовке и проведении этой выставки.  Вместе с тем была выражена горячая благодарность всем тем, кто оказал практическую помощь в организации выставки.

Интервью для сайта Культура.Уз

Председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана Акмаль Нуриддинов:

-  Я один из тех  счастливых художников, которые знали  Александра Винера. Во время учебы в училище имени Бенькова я занимался у Ивана Матвеевича Соколова, мой учитель дружил с Александром Ефимовичем, в одной группе со мной учился его сын Боря. Винер часто приходил в мастерскую  Соколова, и я видел, что это большой мастер. У него нам надо учиться,  надо, как он,  чаще бывать среди народа, чаще общаться с людьми, знать, чем они живут, о чем думают. У него замечательные  портреты, написанные с  натуры, а современные художники  чаще предпочитают писать с фотографий.

Школу Александра Винера  надо хорошо знать и любить. Хотелось бы, чтобы как можно больше студентов, учащихся колледжей и лицеев пришли на эту выставку, внимательно ее посмотрели вместе с педагогами, искусствоведами, провели обсуждение, чтобы изучить этот ценный опыт. Такие ретроспективные выставки наших лучших художников надо проводить чаще, чтобы наше молодое поколение художников могло видеть и знать это ценнейшее наследие.

Народный художник Узбекистана Владимир Бурмакин:

-  Александр Ефимович Винер меня привлекал своей неудержимостью и темпераментом. Это был человек очень подвижный и необыкновенно талантливый. Интерес к его творчеству будет с годами возрастать. Дело в том, что, как сказала сейчас его дочь, ее папа очень любил эту страну, писал исключительно с натуры. Я видел его большое мастерство. Из своих многочисленных поездок по республике он привозил часто готовые работы. У него всегда была своя линия художника. Он занимался только своим творчеством и это большое счастье для художника.

Координатор проекта, живописец Алишер Насритдинов:

- Моя последняя встреча с Александром Ефимовичем состоялась в конце 1980-х годов на одной из выставок молодых художников. Тогда он попросил показать ему мою одну работу, и, оценивая ее, как каждый наставник, задал мне вопрос «а зачем ты это сделал?». Принимая участие в организации этой выставки Александра Винера, задал этот же вопрос самому себе. Теперь я понимаю, что это было просто необходимо, и вот почему: Александр Ефимович проживал в колхозах месяцами, помогал людям, увлеченно просвещал их, читал лекции об искусстве. За все годы его плодотворного творчества он смог создать своего рода портрет узбекского народа, народа-труженика, нашего народа-созидателя, у которого, я уверен, прекрасное будущее.

Я очень хотел бы, чтобы как можно большее количество людей у нас в стране знало его наследие, увидело жемчужины его творчества, часть которого - в частности, знаменитая работа «Три чабана» - при подготовке  экспозиции была тщательно отреставрирована при моем содействии  и впервые предстала перед широкой публикой среди лучших образцов богатого художественного наследия нашей страны.

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

Фото:  Гайрат Шукуров.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

3 комментария

  • Гога:

    Извиняюсь за вопрос. «Мемориальный парк-музей имени К.Бехзода», а где он находится?

      [Цитировать]

    • Ирина:

      Гога:
      Извиняюсь за вопрос. «Мемориальный парк-музей имени К.Бехзода»,а где он находится?

      Рядом с Выставочным залом Академии художеств, по диагонали от гостиницы Ташкент. Прикрепила фото, сделанное со ступенек тыльного фасада Выставочного Зала.

        [Цитировать]

  • Валя:

    Случайно нашла эту информацию. Постоянно смотрю афишу и культуру , там не встречала.Очень хочу посетить с внуком. Время работы, пожалуйста, до какого числа?

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.