Бах АХМЕДОВ: «Стихи растут необъяснимо… Tашкентцы Литература

Автор Надежда Нам.

На днях вышел в свет второй поэтический сборник Баха Ахмедова «Облако вероятности». Когда речь заходит об этом поэте, то нельзя не сказать, что в 2007 году он победил на Международном поэтическом конкурсе «Пушкин в Британии», а в 2011 году вошел в шорт-лист конкурса «Литературная Вена». Стихи Баха публиковались в изданиях Узбекистана, России, Молдавии, Эстонии, Казахстана, Армении, Великобритании и других. Накануне презентации сборника мы побеседовали с физиком-лириком о новой книжке и поэзии.

Младость — нехитрая пора

Бах Ахмедов пишет со школы, с 13-14 лет. Как говорит поэт, у него возникла какая-то естественная потребность в творчестве. «Помню, я был дома, слушал пластинку Булата Окуджавы, и песни меня настолько вдохновили, что мне захотелось написать стихотворение», – делится наш герой. Его родители имеют техническое образование, но в семье все любили литературу, дома было много книг. Мальчик рос на классике, обожал Лермонтова, Есенина, Блока. На мировоззрение повзрослевшего Баха сильно повлияли Достоевский, Чехов, Платонов, Кафка, Камю, Фолкнер.

«В свои сочинения по литературе я иногда вставлял стихи, и учительница их зачитывала одноклассникам. Она меня поддерживала, отправляла на школьные олимпиады по литературе, где мне удавалось занимать не совсем последние места (Скромно улыбается.). Я ощущал, что во мне есть литературные способности, но также я сильно любил физику и математику. Окончив школу, я решил, что лучше стану физиком, а литературой можно заниматься в качестве хобби, – продолжает наш собеседник. – Если бы я пошел на филологический факультет, то, наверное, перестал бы писать. Я знал, что на филфаке почти все пишут и поэтому строго относятся к творчеству однокурсников, а критику в тот период я воспринимал достаточно болезненно».

В 18 лет, уже учась в МГУ, Бах отнес свои «пробы пера» в «Комсомольскую правду». Литературный консультант в пух и прах раскритиковал написанное. Сегодня поэт понимает, что это было по делу. Тогда же будущий физик с душой лирика расстроился и какое-то время не писал. Со временем Бах научился не слишком серьезно относиться к своему стихотворчеству, скромно называя свои поэтические вещи «набросками».

«Я не делаю из своего творчества культ»

«Неужели сейчас твоя большая читательская аудитория и лестные отзывы коллег по цеху не заставляют тебя рассматривать свою поэзию как нечто большее, чем просто хобби?» – спросила я Баха. Он улыбнулся и ответил: «Я не обольщаюсь на свой счет. Восприятие тех или иных произведений литературы, даже классической, у каждого индивидуальное. Все относительно. Мне иногда хочется спрятаться под чужим именем, чтобы люди по-другому посмотрели на то, что я пишу. Когда читатели знают, что это твое, то они не совсем объективны в оценках. А вообще, не надо зацикливаться на поэзии – вдруг вдохновение навсегда покинет. Из своего творчества я не делаю культ. Признаюсь тебе, что иногда я сильно устаю от стихосложения или ленюсь писать, тогда я переключаюсь на другой режим: на книги. Почитать хорошую книгу для меня – настоящая отдушина».

Мамина оценка

Наверное, одним из главных ценителей и одновременно критиков поэзии Баха является его мама. Ей, например, не очень нравятся верлибры. Она также считает, что сыну не хватает разнообразия тем в стихах и что ему надо попробовать большие поэтические формы. Бах лишь однажды в молодости написал поэму, которую называет ученической. Она была посвящена одному лектору на физфаке, на пары которого приходило очень мало слушателей. Этот преподаватель был преданным своему делу, но лекции читал скромно, без внешнего эффекта и немного суетливо. Бах ставил себя на место лектора и понимал, как тому больно и обидно от низкой посещаемости студентов. Поэма писалась долго, неоднократно переписывалась, в итоге получилась целая 12-листовая тетрадь. Финал вышел трагическим: сердце лектора не выдержало, когда он случайно услышал, что студенты считают его слабым педагогом. Друзьям-однокурсникам поэма понравилась.

О поэзии и поэтах

По словам Баха, написание стихов можно сравнить с решением непростой логической задачи: надо выразить ощущение или мысль как можно лаконичнее. При этом тексты должны быть глубокими, многослойными. Иногда какие-то строчки поэту приходят неожиданно, а записать нет возможности, и они забываются. Бах не переживает – он уверен, что стоящее останется в памяти.

Нашего собеседника порой критикуют за абстрактность стихов, за отсутствие в них бытовых реалий. Поэт объясняет, что, видимо, «виновато» образование, приучившее его мыслить абстрактными категориями. Если непонятно, как создано произведение, то оно настоящее, это как музыка – неосязаемая, не разложимая на составляющие. В этом смысле Баху близки Мандельштам и Пастернак. А из наших поэтов – Вадим Муратханов, Сухбат Афлатуни, Санжар Янышев. В поэзии этих авторов много аллюзий, необычных свежих метафор, новое звучание привычных слов.

Заговорив о поэтах, Бах вспомнил забавный эпизод. В 2008 году на Ташкентский фестиваль поэзии приезжали Вера Павлова (известная русская поэтесса, лауреат премии имени Аполлона Григорьева за 2000 год. Ее стихи переведены на 22 иностранных языка, она участвовала в международных поэтических фестивалях в Англии, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, Голландии, США, Греции, Швейцарии. – Прим. ред.) и не менее популярный Анатолий Найман (поэт, переводчик, эссеист, прозаик, мемуарист, соавтор по переводам и литературный секретарь Анны Ахматовой. – Прим. ред.) Эти поэты и еще кто-то из наших ехали в машине Баха. Вдруг Вера Павлова пошутила, спросив у водителя: «У вас нет искушения разом со всеми нами покончить?» Бах с улыбкой ответил, что не хочет войти в историю Геростратом.

Долгожданный второй сборник

В 2010 году у Баха Ахмедова вышел первый сборник, а с 2012-го поэт собирал стихи для второго, который получился разноплановым. «Я написал намного больше, чем вошло в книжку, а отобрал то, что прошло апробацию у друзей, чье мнение для меня очень ценно, и у публики. Что-то я читал на поэтических вечерах, другое было напечатано в журналах, многое выставлено в «Фейсбуке», – делится Бах. – При составлении книжки мне было трудно найти оптимальный порядок расположения стихов. Я постарался сделать сборник тематически разнообразным, отсюда такая хаотичная композиция. Я даже предвижу в связи с этим критические замечания. Выход второго сборника для меня был долгожданным. Когда я взял его в руки, то испытал удовлетворение и облегчение от выполненной работы».

Беседуя с поэтом, я не могла не спросить (как бы банально это ни звучало), что его вдохновляет. «В первую очередь истории и судьбы людей», – ответил Бах. В новом сборнике есть стихотворение, посвященное старушке, продающей на улице старые книжки, которые никто не покупает. Прототипом стала бабулька, торгующая на асфальте около ЦУМа. Бах выставил это стихотворение в «Фейсбуке» и рассказал о героине. Знакомая, живущая в Италии, прислала поэту посылку с кофе, в которой для старушки была бандероль с запиской. В ней говорилось, что человек, передавший вам сверток, написал о вас стихотворение, которое мне понравилось, и поэтому я посылаю вам подарок. Бах, вручая его бабульке, боялся, что та откажется взять, но она приняла, хотя и сильно удивилась. При этом поэт заметил, что на старой выцветшей клеенке был разложен все тот же ассортимент – книжки так никто и не покупал.

Какой поэт в жизни

Бах сочувствует тем, с кем жизнь обошлась жестко. Ему не раз приходилось слушать исповеди сильно пьющих людей. Возможно, поэтому сцена беседы между Мармеладовым и Раскольниковым из романа Достоевского «Преступление и наказание» особенно близка и понятна нашему герою. Поэт всегда очень осторожен в оценке человеческих поступков. Он говорит, что мы не знаем всей подноготной человека, подробностей истории его жизни, чтобы осуждать. Когда я спросила Баха, что он не любит, то в ответ услышала строки Высоцкого: «Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза».

Поэт мечтает научиться хорошо писать прозу, по его признанию, это сложно, но он не боится трудных задач. Ему нравится рыться в букинистических лавках, он предпочитает читать книжки настоящие, не в Интернете. Классическая музыка, посещение картинных галерей, путешествия и крепкий кофе приносят нашему собеседнику особое удовольствие. В ближайших творческих планах – выпустить кофейный сборник.

 

Стихи из сборника

«Облако вероятности»

Больше не спасут попытки творчества…

И душа меж сном и явью мечется.

Только в беспредельном одиночестве

можно стать чуть ближе к человечеству.

 

Трудно изменить свое сознание,

но еще труднее жить обманчивым

иррациональным ожиданием,

временем заранее оплаченным.

 

Может,  только внутренняя музыка…

Может, в ней пока еще спасение.

Ибо память – это просто узница

вечного, по Ницше, возвращения.

 

И тогда другое одиночество

сможет дать свободное дыхание.

Что нам человеческое творчество,

если под ногами мироздание.

***

 Болевой порог нарушен.

Сущность мира – тишина.

Смотрит с неба прямо в душу

желтым блюдечком луна.

 

Кинешь старую монетку,

и звенит в ночной тиши

то ли спящая планета,

то ль осколочек души.

***

Дай мне стать хотя бы четвертинкой,

Если половинкою нельзя.

На твоих губах улыбка Сфинкса,

и попытка вечности в глазах.

 

Впрочем, математика бессильна

Перед ускользающей тоской.

Перед тем, как ты молчишь красиво

и ведешь по времени рукой.

***

Световое голодание…

Цветовая тишина.

И граница мироздания,

как кирпичная стена.

Вдоль идешь и смотришь пристально:

где-то должен быть просвет!

Если есть, то можно выстоять.

Впрочем, даже если нет…

Световое голодание…

Острый приступ пустоты.

Мир, застывший в ожидании.

И застывший с миром – ты.

***

Считаны коды, прочитаны смыслы,

Нечего больше искать.

Что нам простые и сложные числа,

Что города из песка?..

Все ненадежно, особенно чувства…

Волны смывают следы.

Может, спасительно только искусство

Быть с пустотою на «ты».

 

Надежда НАМ

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.