«Ман туро д ст медорам…» Я тебя люблю. Взгляд сквозь годы на добрых восточных женщин, спасавших в эвакуации моих родителей История

Текст: Алла Лескова (ведущая рубрики "Город, знакомый до слез...")
22 ноября 1941 года. Ташкент. Кузнец Шаахмед Шамахудов с женой Бахри чаевничают с тремя усыновленнными ими детьми. Фото: РИА Новости www.ria.ru
22 ноября 1941 года. Ташкент. Кузнец Шаахмед Шамахудов с женой Бахри чаевничают с тремя усыновленными ими детьми. Фото: РИА Новости www.ria.ru

 ТАДЖИКИСТАН. БАБУШКА ПРИГОВАРИВАЛА "ЗЕБО"

Все же и у истории бывает сослагательное наклонение.

Например, если бы не Великая Отечественная, меня бы не было на свете.

Или была бы, но у других родителей и не я.

Но есть именно я. Потому что была война.

...Моих будущих родителей эвакуировали в Среднюю Азию.

И папу, и маму.

Их детство, у папы в Запорожье, у мамы в Николаеве, закончилось в один день.

Дедушка, папин отец, ушел на фронт и погиб в сорок втором.

Бабушка привезла детей, сына и дочь, вместе со всеми эвакуированными в Таджикистан, в город Ленинабад.

Она была детским врачом и всю жизнь потом лечила таджикских детей. Почти до самой смерти...

Таджикские матери приносили ей больных плачущих детей и теплые, завернутые в белую тряпку, лепешки и говорили на прощание: "Ман туро д ст медорам". Я тебя люблю.

Мамы так говорили и их дети.

А бабушка осматривала ребенка и приговаривала - зебо (красавица, красавец, сладкий).

Это было в Ленинабаде. В городе на севере Таджикистана, как пишут в энциклопедиях.

Север Таджикистана... Очень забавное сочетание. Север в стране вечного солнца, зелени, рек, гор и опять солнца.

Там я и родилась, через одиннадцать лет после войны.

Я плохо помню Ленинабад детства, потому что мы вскоре уехали оттуда в Узбекистан.

Именно Узбекистан кажется мне до сих пор самым родным и подарившим столько счастья, запахов, красок, лиц и солнца, такого постоянного солнца, что, ей-богу, можно было потом и не быть счастливой, и не ждать ничего, потому что такого все равно больше не было и не могло быть. Потому что детства не бывает два раза...

УЗБЕКИСТАН. А ПОТОМ ПАПА ВЛЮБИЛСЯ В МАМУ

А маму с ее младшим братом и бабушкой моей, которая тоже осталась вдовой, во время войны привезли в теплушке в хлебный город Ташкент.

Бабушка рассказывала, что узбеки, как и таджики, принимали в своих глинобитных небольших домах десятки бежавших от войны, размещали с радостью, сочувствием.

Лечили, как могли, кормили, как могли, делились всем, чем возможно. Последним делились.

Спасали.

И спасли.

Мама закончила в Ташкенте политехнический институт и ее отправили в Таджикистан работать с ураном на закрытом комбинате, тогда это называлось "почтовый ящик".

Мама была в молодости необыкновенно красивая и в нее влюбился мой папа. От их любви родилась моя сестра, а потом я.

Бабушки, обе Ревекки, бабы Ривы, так и остались жить в Средней Азии. Одна в Ленинабаде, вторая в Ташкенте.

Средняя Азия стала для них и их детей спасительницей и второй, уже навсегда, родиной. Хотя в речи и той и другой бабы Ривы до конца жизни оставались украинизмы...

ПОКЛОННАЯ ГОРА. "БЛАГОДАРЕНИЕ ПРИЮТИВШИМ"

Средняя Азия приютила огромное количество бежавших от войны семей, предприятий, театров, киностудий.

Мое поколение это знает и помнит, никогда не забудет.

Однако годы идут, летят, люди как будто уже в другой матрице живут, а Великая Отечественная для новых поколений что-то типа Куликовской битвы, наверное...

Во всяком случае, многие, даже те, кто знал, как Зауралье полстраны спасло в те страшные годы, стали, как манкурты, забывать об этом. А кто-то просто "не в курсе". Очень удивляется, когда ему об этом говорят.

...Недавно увидела на просторах Интернета ранее неизвестное мне заявление партии "Яблоко", сделанное в июне 2012 года на их съезде. Заявление называется "О благодарности народам, давшим приют беженцам и эвакуированным во время Великой Отечественной войны".

Заявление начинается так:

"Сохранение памяти о победе в Великой Отечественной войне - наша моральная обязанность перед прошлыми и будущими поколениями. Эта память остается неполной, если не помнить о тех, кто в военные годы дал приют беженцам и эвакуированным, приняв их как родных, делился с ними не только кровом, но и скудным питанием".

И далее.

"Минуло уже более семидесяти лет, как миллионам жителей Украины, Белоруссии, Прибалтики, западных областей России, народам Кавказа и другим репрессированным народам других республик СССР, оказавшимся в драматическом положении беженцев, было оказано искреннее гостеприимство, благодаря которому они были спасены от голода, нищеты и других опасностей. Мы уверены, что благодарная память об этом широком народном великодушии - не только вопрос памяти и долга. Это необходимо для восстановления дружеских связей между народами, чьи тесные связи оказались нарушенными в результате современных политических обстоятельств, для возрождения отношений доверия между народами бывшего СССР. Это поможет всем народам и в борьбе с агрессивным национализмом".

Замечательные слова, не правда ли?

А дальше совсем прекрасно:

"РОДП "ЯБЛОКО" считает необходимым установить 24 июня (день принятия совместного постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о создании Совета по эвакуации) День памяти беженцев и эвакуированных и благодарности гостеприимству приютивших их народов.

РОДП "ЯБЛОКО" будет ходатайствовать перед правительством РФ и мэрией Москвы об установлении на Поклонной горе памятника "Благодарность приютившим".

Редакция "Родины" связалась с музеем на Поклонной горе. Там ничего не слышали ни про инициативу яблочников, ни про памятник. А про День памяти беженцев и эвакуированных ничего не слышала я.

Забыли прекрасную идею? Заволокитили? Но как же она нужна сегодня, Благодарность Приютившим, и мне, и внукам, правнукам тех, кто спас моих родителей в сороковые...

Мигрантам по-нынешнему.

МОЙ ПЕТЕРБУРГ. "ПОНАЕХАЛИ!"

Они приехали в северные, хмурые, чужие города, чтобы выжить.

На заработки приехали.

Для того, чтобы прокормить большие семьи.

Настал час беды и тревог теперь для них.

И что же мы увидели?

Многие потомки спасавших оказались для многих потомков спасенных "чурками".

Почему-то они говорят на своем языке, а не на великом могучем.

Почему-то соблюдают свои мусульманские праздники, как будто у себя дома.

Почему-то включают в маршрутках свои песни.

Почему-то метут дворы, очищают мусорные контейнеры и открывают небольшие магазины.

Почему-то уступают место в транспорте пожилым и женщинам, чем тоже раздражают...

В общем, чужие.

А я вспоминаю, как никто не хотел учить в Самарканде, где я закончила школу, узбекский язык.

Мы издевались над учителем узбекского, а на его уроках ходили по классу и громко смеялись.

Зачем нам узбекский? Еще чего! Не царское это дело, пусть они говорят на нашем.

Так было, и это горькая правда...

Не помним. Не знаем. Не хотим помнить и знать.

Неблагодарные.

А неблагодарность, по мне, самый большой грех.

Если бы не было войны, то не было бы меня. Но лучше бы не было меня. Пусть будут прокляты все войны. Но пусть сердце хранит благодарную память. Иначе кто мы, если не хранит?

Источник.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

12 комментариев

  • Фахим Ильясов:

    Светло и радостно на душе от Прочитанного. А затем наступает жгущая душу горечь, от того, что твои студенты не знают слова Туркестан, Ходжа Насреддин, что Узбекистан принял и спас миллионы жизней во время Великой Отечественной войны, что русский язык впитал тьму — тьмущую тюркских слов, что узбеки самый гостеприимный народ в Мире. Кичась своей принадлежностью к православию они не знают, что армянский народ принял христианство на семь веков раньше русского народа. Можно еще много интересного написать о студентах приехавших учиться в Москву из разных Губерний, типа Тамбовской, Воронежской, Белгородской, Курской и других. Кстати, среди учащихся, выходцев из города расположенного на семи холмах, тоже много «эрудитов». Самый главный аргумент у ребят — недоучек о том, что надо хотя элементарно знать иностранный язык, — Нам это не надо, пусть иностранцы сами учат русский язык.

      [Цитировать]

  • ruslan:

    Это одно из самых трогательных писем этого сайта и комментарии к нему не нужны. Тем не менее, хотелось бы отметить, что требовать награду за добродетель — значит уничтожить добродетель как таковую.

      [Цитировать]

  • Хайдарыч:

    Да, хорошо написано.
    Про инициативу «Яблока» не знал.
    Вы правы, Руслан, не соглашаюсь с теми ИЗ НАШИХ, кто в ответ на отношение к трудовым мигрантам, напоминает о том, как принимали ИХ во время войны. Во-первых, аналогия неполная. А самое главное — попрекание гостеприимством уже отрицает сам принцип гостеприимства. Вот если об этом будут помнить и говорить ОНИ — тогда другое дело.
    Кратенькое видео в тему http://www.youtube.com/watch?v=8eqXmTIgpUw.

      [Цитировать]

  • (AK):

    не попрекают, а учат.. Узбекистан стал для многих выходцев из европейской части России не только спасением от голода, но и школой нравственности, духовности, бескорыстия. И нынешние переселенцы в Россию несут благородные правила, не попрекая, а ставя в пример жителей Узбекистана и в каких-то случаях вспоминая собственное некультурное поведение по отношению к узбекам.

      [Цитировать]

  • Kutlukhan:

    Большое спасибо автору за такую искренность. Добавлю только, что никто не требует награды за добродетель. И не попрекает. В основе такого поведения лежит то, что добрые деяния совершаются во имя достижения благоволения Творца. На счет «неполной аналогии». Понимание и помощь попавшим в беду людям со стороны среднеазиатских народов наблюдалось не только во времена ВОВ. И до войны и после нее сюда приезжало очень много народу из-за трудностей жизни, голода. И всегда их встречали гостеприимно. И напоследок, я считаю, как бывший советский человек, что россияне в основной массе являются тоже гостеприимными.

      [Цитировать]

  • Александр:

    Прекрасные люди и вечная им память!

    Теперь про подмену понятий.
    Мы жили в одной стране, и никто не спрашивал людей ни на Урале, ни в Сибири, ни в Казахстане, ни в Таджикистане, ни в Узбекистане, ни в Туркмении, ни в Киргизии кого и зачем пришлют. Было задание партии, которое исполнялось на территории всего СССР.
    У меня горечь возникает при воспоминании о националистической партии Бирлик или при воспоминании о надписи на заборе Ташкентского аэропорта или при воспоминании о Ферганской резне турок-месхетинцев. Можно вспомнить Ташкентские события на стадионе Пахтакор.
    Национализм штука опасная, и особенно вредна при передаче по наследству!
    Выбор у вас есть, вы его сделали, и он ваш. Вам с ним и жить. В вашей критике русская глубинка точно не нуждается. Критикуйте вырезанные вековые красавицы чинары и снесенные памятники и здания.

      [Цитировать]

  • Sergej:

    У меня дедушка приехал в Ташкент в 1908 году . Отец родился в Ташкенте 1920. , я родился в Ташкенте 1960 году , а в в 1989 году «Берлик» заявил вы не коренные жители Узбекистана. Урус матай Россия, а с татарами мы разберёмся. Я решил к старому возврата нет. (я помню как в году этак в 67 мы с пацанами ездили купаться на камсу с сарыкульки вот были дела мне было семь лет. Главное приехать домой раньше чем мать придёт с работы. Иначе ремня не избежать .) Теперь живу в Одессе и мои внуки убегают купаться на море. И целый день не евши, ловят мидий и их жарят. Вы скажите дети без присмотру, а я счаслив . Ведь главное это когда дети счастливы. (Пишу , а самого слёзы текут).

      [Цитировать]

  • OL:

    А моих никто не «ютил»..Мои попали в Ташкент как семья военных специалистов..еще в 1923 году ..Про деда ничего сказать не могу ..мы с ним встретились первый и последний раз раз когда мне было всего 1 месяц ..потом мы некоторое время жили на Дальнем Востоке ,на границе в горах Казахстана ..потом опять Дальний Восток ..когда вернулись в Ташкент деда мы уже не застали в живых..Бабушка Ташкент не любила ..ее не устраивал климат ..среднее такое жилье ..работа ..Она постоянно вспоминала свою Винницу ..свой дом ..своих родных…часто (когда еще были силы) ездила на свою любимую Украину .Ташкент любила моя мама ..она выросла в Ташкенте ..училась в школе (рядом с театром Свердлова,который до войны был театром оперетты)..знала всех в радиусе нескольких км от парка ОДО ..знала все улицы ,так называемого русского города, от Салара до Анхора ..Мама не знала только узбекский .,Бабушка узбекский не знала ..знала пять языков .а узбекский нет ..И я узбекский язык не знала .хотя в аттестате у меня 4..Нет ,я учила стихотворения и даже могла прочитать правильно ..могла перевести текст ..но говорить нет ,..не могла ..Ну ,хоть убей ! Долго бы мне пришлось прожить в таком невежестве ..я не знаю..Маме и бабушке знание местного языка не пригодились..хотя мама ездила почти по всему Узбекистану ..но ездили они в командировки с теми кто знал не один язык ..так и общались Уехали мы из Ташкента еще во время нормальных человеческих отношений ..никто нас не гнал ..не выдворял из страны ..не выделял нашу национальность ..не считался кто кому и за что должен ..Жили в Ташкенте и все заглядывали за горизонт ..все казалось где то жизнь .лучше ..краски ярче ..отношения сердечнее ….Оно то может быть и так ..но почему то вспоминаются годы прожитые в Ташкенте ..вот вспоминаются каждый день ..и думается что это ?слезливая старость или действительно Ташкент это самый лучший город на земле ?!..

      [Цитировать]

  • LVT:

    Ольга, с Днём Театра! Но …театр Свердлова до войны и был Оперным Театром. В репертуаре Театров Оперы могли появиться Штраус и Оффенбах, например, где нужны большие голоса, но это был предтеча Театра Навои.

      [Цитировать]

  • OL:

    Возможно ,возможно ..! Но я помню только рассказы мамы о том ..что благодаря соседству и шефству театра над школой ..она знала весь опереточный репертуар ..

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.