Леким Ибрагимов: Найди в себе ангела Искусство Ташкентцы

Он никогда не искал легкого пути в творчестве, не прекращал художественных поисков. В каждой новой работе продолжает исследовать границы живописи, тонкие грани мироздания, ищет гармонию, выверенные грацию и красоту. Ведь где заканчивается поиск, там заканчивается и творчество, убежден народный художник Узбекистана, академик отечественной и российской академий художеств Леким ИБРАГИМОВ, сказавший об этом емко и поэтично: «Книгу-послание я искал много лет. Падал, мучился, поднимался. Однажды проснулся: книга внутри меня».

Известный немецкий дирижер Пьер Доминик Панелли назвал одно из полотен мастера оперой в живописи. Действительно, его работы, наполненные поэтичной метафоричностью, какой-то необъяснимой магией, настраивают на созерцание, лечат душу. Там, за рамкой, царит атмосфера удивительной гармонии и спокойствия, пробуждает энергию добра, приносит облегчение и дарит надежду маленький ангел — образ, ставший своеобразной визитной карточкой художника.

— Как получилось, что мальчишка из небольшого поселка, где не было ни выставочных залов, ни даже телевизора, воспылал любовью к искусству, стал всемирно известным художником?
— Тяга к искусству появилась рано. Во многом тому способствовала атмосфера в семье. Родители работали в школе. Бабушка и мама занимались вышивкой, отец часто привозил из города книжки с цветными иллюстрациями, которые я пытался самостоятельно копировать. Поменял несколько школ в округе. Несмотря на расстояние, шел учиться именно в ту, где, по слухам, был хороший преподаватель рисования.

Родители всячески поддерживали мое стремление. После окончания средней школы решил поступать в художественное училище. И… конечно же, провалил экзамен. На следующий год поехал в город раньше времени и начал серьезно заниматься в изостудии. Став студентом, впервые познакомился с западным искусством — творчеством Моне, Матисса, Гогена, Пикассо и Модильяни. Тогда же сделал, пожалуй, один из важнейших выводов в жизни — нужно искать себя, свой собственный путь в творчестве. Понял и то, что больше всего меня притягивает древняя культура Центральной Азии.

В нашей стране — Узбекистане благодаря Великому шелковому пути сохранились являющиеся синтезом многих культур шедевры древней архитектуры, декоративно-прикладного искусства, традиции и обычаи. Меня заворожили памятники древней Бухары, Самарканда, Хивы, здешние люди и их отношение к жизни. Этот удивительный край сформировал меня, помог найти себя как художника.

— Вы один из первых отечественных художников, который стал выставляться за рубежом, тем самым проложив своеобразный мост между Европой и Азией. Сегодня таких выставок и вернисажей уже десятки, а как складывался ваш оригинальный стиль?
— Всегда старался объединить искусство Востока и Запада. За плечами была хорошая европейская школа, полученная во время учебы в Ташкентском государственном театрально-художественном институте (ныне Национальный институт художеств и дизайна имени К.Бехзода), стажировок в Москве и поездок по Прибалтике. С другой стороны многие годы изучал азбуку древней живописи — искусство настенной росписи Афросиаба, Турфанские фрески, каллиграфию и восточную миниатюру, быт и уклад жизни народа. При этом не стал их копировать, что стало бы большой ошибкой.

У древней живописи есть свой шифр, и чтобы его разгадать, надо читать душой и сердцем. Вот тогда заканчивается простое подражание и начинается созидание. Пытаясь расшифровать тайны восточного искусства, выставляясь по всему миру, старался понять, как относятся к моему творчеству специалисты, прислушивался к советам и замечаниям коллег. Все это помогало самоопределиться и понять, в правильном направлении иду или нет.

Могу сказать, что я долго искал свой путь, вернее, до сих пор его ищу. Убежден: там, где заканчивается поиск, заканчивается и творчество. Очень верна и глубока поговорка о том, что искусство не бывает без жертв — взлетов и падений, открытий и разочарований, когда погружаешься в творчество настолько глубоко, что забываешь обо всем.

Мне искренне жаль тех художников, которые в угоду коммерции оказались на перепутье между искусством и бизнесом, пожертвовав своим талантом. На стыке XX-XXI веков в развитии изобразительного искусства было много заблуждений, и то, что вчера казалось ценным, сегодня ничего не стоит или потеряло свою значимость. Рассудит только время.

Этому учу и своих студентов в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода. Стараюсь помочь им определить взгляд на мир, ценности.

— А какие ценности самые главные для вас, художника Лекима Ибрагимова?
— Считаю, что в жизни человек чего-то должен непременно достичь. И неважно где — в бизнесе или искусстве, поэзии или музыке. Раз ты прикоснулся к чему-то, должен овладеть этим в совершенстве. И здесь недостаточно одной лишь школы. Нужно постоянно работать над собой, чтобы идти все дальше и дальше.

Не стесняюсь говорить о том, что сам все время учусь. Например, нахожу источник вдохновения в орнаментах керамики или сюзане. Удивительно, к какому веку не относилась бы вышивка, она и сегодня в XXI веке не утратила для нас свою силу и притягательность, осталась очень современной. Возьмите любые, даже самые современные направления искусства, будь то авангард, модерн или реализм — все это вы найдете в искусстве сюзане, которое близко самым разным поколениям. Наш талантливый народ в глубокой древности создал удивительную школу — в этом и состоит секрет. Все знают европейскую эпоху возрождения XV-XVI веков, а это было создано еще в VII-VIII веках. Когда мне довелось побывать в Италии, встретил удивительное сходство в композициях и цветовой палитре древних венецианских фресок и нашей вышивки, видимо, искусство с Востока пришло сюда по караванным путям Великого шелкового пути. Есть цветовые совпадения и с величайшей иконописной школой Андрея Рублева (XV в.). Наша древняя школа — это огромный клад и необъятный источник для изучения. В нем многовековая мудрость народа, поэтика и философия. Мне кажется, начинающим художникам нужно обращать свой взгляд именно туда, глубоко изучать свои истоки, постигать суть древнего искусства. В нем еще столько неразгаданных тайн.

— Есть ли закономерность в том, что расцвет вашего творчества пришелся именно на годы независимости?
— Безусловно, появилось то, о чем всегда мечтали наши художники — свобода творчества, интересные искусствоведы, открылись галереи, посыпались приглашения на Запад. Зарубежные специалисты стали искать талантливых и самобытных мастеров, которые будут интересны не только нашей, но и западной публике…

Мы, художники, благодарны главе государства, поддержавшему наших деятелей культуры, создавшему все условия для творчества, возможности выставлять за пределами страны свое искусство. Когда я рассказываю за рубежом о том, сколько у нас действует галерей, многие искренне удивляются: «И это в самом сердце Азии?»

— Слышала, что в библиотеке Лувра хранится книга, в которой есть и ваши стихи. А что побудило вас к литературному творчеству?
— Не считаю себя поэтом, просто — потребность души. Писал о том, что не мог выразить кистью. Например, у меня есть такие поэтические миниатюры: «Обнял лепешку — увидел солнце на руках» или «Тяжелый камень я несу. Легкий не искал». Во многом эти строки — мое рифмованное творческое кредо, отражение мировоззрения и поиски прекрасного, размышления о жизни. Иногда сопровождаю ими свои рисунки.

Мне кажется, художник глубже, нежели обычный человек, видит жизнь, тоньше чувствует людей, их страдания и радости, поэтому он обязательно должен быть философом. Стараюсь своим творчеством, советом, делами нести добро, помогать ближнему. Считаю, что никому не позволено обижать, унижать или оскорблять человека. Нужно попытаться понять его. И если мне удается кому-то сделать что-то хорошее, хоть на мгновение доставить радость, для меня это огромное счастье.

— Есть художники, чьи полотна понимаешь сердцем, некоторые требуют работы ума. И очень не часто встречаются такие, что трогают душу и одновременно заставляют мыслить…
— Конечно, художник должен к этому стремиться. Большинству обычных зрителей нравятся пейзажи с изображением солнца, заката, цветов. Доступно и понятно. И в этом нет ничего плохого. Но искусство держится не только на этом. Его магия заключается в том, что художник должен постоянно делать открытия, идти вперед. Возьмите, к примеру, Пикассо, который изменил мышление, открыл для других авторов новое измерение в живописи. Настоящий художник должен быть всегда на несколько шагов впереди.

— По мнению специалистов, цикл «Тысяча ангелов и одна картина»- сенсация не только по своей грандиозности, но и потому, что узбекский художник древнюю самобытную культуру Центральной Азии впервые вынес на такой масштабный уровень…
— В работе «Тысяча ангелов и одна картина» все подчинено идее — подарить зрителю еще одно прикосновение к великой и уникальной истории Великого шелкового пути, ставшим легендарными на Востоке образам. И прежде всего — приобщение к прекрасным, добрым и вечным истинам и мудрости предков. В центре каждой картины — миг, называемый жизнью, и следующая за ним вечность, любовь и дорога к ней, и конечно, свой собственный ангел — символ добра, чистоты и света, который, уверен, живет в каждом из нас.

Символично, что в воплощении проекта, который вынашивался не один десяток лет, принимала участие вся семья. Идею, как два мощных крыла, поддержали сыновья — Мурад и Гайрат. Супруга Марьям создала все условия для творчества. Она тоже художница, профессиональный декоратор, всегда помогает и поддерживает во всем, она первый зритель и критик.

За три года проект побывал в трех странах и везде его тепло принимали. Например, в Праге очень приятно было услышать от людей, что такое необычное по-настоящему современное искусство пришло в Европу из Узбекистана. Ценители искусства поняли, как богата наша страна, какая глобальная у нас культура, из которой художники черпают сюжеты и цвет для своих картин, и главное, говорили они, она не заархивирована, а живет в каждом доме.

Проект «Тысяча ангелов и одна картина» — результат многолетних экспериментов, поисков и размышлений. Человек должен больше прислушиваться к себе и своему внутреннему миру. Это приходит с опытом. В поисках познания мира, своего пути в творчестве я многому научился, прочел много литературы, объездил много стран. В один прекрасный день я проснулся и понял: все, что искал, находится в моем сердце.

Беседовала Ирина Рибар.
Опубликовано в газете Правда Востока.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.