Ташкент. Путеводитель. 1925 год История Разное

Недавно давали ссылку на этот справочник в формате pdf — теперь есть возможность прочесть в «нормальном» виде, спасибо Shosh.uz.

История Ташкента

Время основания (Ташкент, т.е. каменный город) и его первоначальная история неизвестны, но несомненно, что он принадлежит к числу древнейших городов в крае. Местные преданья и легенды упоминают в числе первых правителей Ташкента Афрасиаба и Кайкауса, при чем первому из них приписывается насыпка, за 4 тыс. лет до нашего времени, кургана, остатки которого, под названием арк (цитадель) или шахнишин-тепа (холм-жилища царя), сохранились и туземном городе, а второму-проведение арыка Кайкаус, орошающего поныне Кукчинскую и Сибзарскую его часть (юрт). Некоторые из преданий указывают, что город стоял прежде в 40 вер. К югу-западу от теперешнего там, где находится селение Иски-Ташкент (Старый Ташкент).

По словам историка Абдул-Гази («Родословная тюркского племени»), Ташкент существовал ужу при 35-м предке Чингиз-хана, легендарном Угуз-хане. Наконец, по новейшим исследованиям, Ташкент существовал еще задолго до нашествия арабов и в разное время носил различные называния (Чач, Шаш, Бинкет), явлаясь, повидимому, главным центром одноименной с ним области Чач или Шаш. Новейшие исследователи (Бартольд) склоняются к мнению, что на месте нынешного Ташкента находился, некогда Бинкет, главный город Шаша, окруженный двумя рядами стен и обширными садами и виноградниками. Более или менее достоверные сведения о Ташкенте (Чач) имеются лишь с половины VII века, когда город посетил китайский путешественник Сюан-Цзян.

В VII веке город (Шаш) был завоеван арабами, в IX веке вошёл в состав владений саманидов, под именем Ташкента впервые упоминается у автора IX века Беруни; в XVI веке он, под именем Ташкура, делается известным русским. Более подробные данные о Ташкенте начинаются с 1361 года, когда В Средней Азии стал приобретать известность знаменитый эмир Тимур (Тамерлан), Тимур во время своих походов и войн неоднократно посещал Ташкент и в 1367 г. близ этого города едва не попал в ловушку своего врага эмира Боязида (Баязета). В 1391 г. Темур сильно заболел в Ташкенте, но, вскоре оправившись от болезни, выступил отсюда в поход против кипчаков, закончившийся полным поражением последних. После смерти Тимура в Отраре (1405 г.) Ташкент оставался во власти тимуридов до 1485 г., когда им завладел монгольский хан Юнус; в начале XVI века всей страной и Ташкентом овладел Шейбани, внук Абул-Хайра, основатель узбекского могущества. В 1534 г. город был взят киргизами (казахами), о чем московский посол к ногайцам Данил Губин доносил царю Ивану Васильевичу Грозному; с этого времени Ташкент не раз служил исходным пунктом для набегов киргизов на Самарканд и другие местности Южного Туркестана. После этого город несколько раз переходил то в руки бухарских ханов из потомков Абул-Хайра и потом из сменившей их династии аштарханидов или астраханской, происходившей от потомков правивших в Астрахани золотоордынских ханов, то снова в руки киргизов.

В начале XVIII века Ташкент сделался предметом раздора между киргизами и калмыками и неоднократно переходил из рук в руки; жители Ташкента в особенности страдали от насилий со стороны киргизов, пока, наконец восстанием в 1747 г. они не свергли их власть. К этому периоду относится первое известие о сношениях Ташкента с Россией. В 1736 г. из Ташкента через Оренбург в Казань ездили ташкентские купцы, а в 1739 г. из России в Ташкент был отправлен первый купеческий караван. Во второй половине XVIII века Ташкент был взят (1795) бухарским эмиром Шах-Мурадом и сделался достоянием Бухары. Из числа бухарских наместников (хакимов) в Ташкенте особенно прославился Юнус-Ходжа-Ишан (потомок ташкентского святого Шейхантаура), который возвел вокруг города стены и сначала воевал с кокандцами, а именно-с первым кокандским ханом Алимом, а затем был им разбит, что повело к переходу Ташкента в руку кокандцев (1814). Господсво кокандцев продолжалось до 1840 г., когда Ташкентом вновь овладели бухарцы, снова уступившие его кокандцам в 1846 г. В 1863 г. на Ташкент вновь предъявила притязание Бухара, решившая завладеть кокандским ханством, но успех ее в этом отношении был весьма сомнителен.

Многолетней розни бухарцев и кокандцев был положен предел Россией.

27 сентября 1864 г. русские войска, под командой ген. Черняева, двинулись на Ташкент и взяли его штурмом 14/VI-1865г.

В 1867 г. было образовано туркестанское ген-губ., при чем первым начальником края был назначен Кауфман.

Начиная с этого времени и до свержения самодержавия; история Ташкента ничем не отличается от истории других городов быв. Российской Империи.

С 1916 г. в Ташкенте начинает развиваться революционное движение, которое заканчивается победным ташкентским Октябрем.

Современный Ташкент

Территория, население, промышленное и торговое значение

Ташкент расположен в долине реки Чирчик, на высоте 455 метров над уровнем моря, среди обильно орошаемого оазиса, невдалеке от предгорий Тянь-Шаня.

Климат Ташкента континентальный, с продолжительным и жарким летом и короткой зимой. Средняя годовая температура равна 13,7 градусов по Цельсию. Зима в Ташкенте продолжается всего один месяц (январь), весна-2 мес. (февраль, март), лето-6 мес. (апрель-сентябрь), осень-3 мес. (октябрь-декабрь). Наибольшая температура воздуха в тени-42,6, наименьшая-минус 26,4.

Ташкент-главный город Ташобласти, входящей в состав Узбекистана, но в культурном и экономическом отношениях город является краевым центром всей Средней Азии.

Как промышленной центр, Ташкент никогда не играл особенной роли в экономике Союза. Его значение велик, главным образом, как торгово-распределительного пункта на Среднем Востока. Общее число промышленных заведений Ташкента-90, в которых занято около 3 тысяч рабочих. По отдельном отраслям промышленности эти заведения располагаются следующим образом: в пищевой-32, в кожевенной-32, в табачной-23, в полиграфической-9, в мукомольной-9, по обработке земли и камня-16 и т.п. Ташкентские мельницы в течение года перерабатывают свыше полтора миллиона пудов муки; винокуренное производство имеет годовую продукцию в 23 тысяча ведер, махорочная-16 тысяч пудов, а производство растительных масел-32 тысячи пудов. Работа боен выражается в 120 тыс. голов скота, хлебопечение-260 тыс. пуд. в год, т.д.

Но при наличие слабо развитой промышленности Ташкент является тем не менее, крупным базисным складом для снабжения всего края целом рядом товаров. Торговый баланс Ташкента слагается на следующих основных элементов: 1) на внутреннего товарообмена между отдельными республиками и районами Средней Азии, 2) на товарообмена между Ташкентом и центральной Россией и 3) из внешней торговли с пограничными странами-Персией, Китаем, Афганистаном, в которой Ташкент играет роль транзитного пункта.

В общем товарообороте по железным дорогам с СССР Ташкенту принадлежит 52%. Весь товарооборот, надо определить не менее, чем в 28 миллионов пудов.

Торговля с сопредельными странами через Ташкент составляет 10% всей торговли Средней Азии. Из центральной России фабрикаты двигается транзитом через Ташкент в Персию (63%), в Западный Китай (24%) и Афганистан (13%).

Что касается характера ташкентской торговли, то она определяется следующими данными: кооперации принадлежит 54% торговых оборотов, госторговле-26% и частной торговле-20%.

Подъем общей промышленности в Советском Союзе и, в частности-текстильной, которая напряженно требует среднеазиатский хлопок, стабилизация цен, развитие ирригации в Средней Азии, усиленный ввоз хлеба, расширение сети мелкого кредита-все это увеличивает покупательную способность населения и развивает торговые обороты Ташкента, который становится едва-ли не единственным и самым крупным нашим товарораспределителем на Востоке.

* * *

Ташкент состоит из двух городов-нового и старого. Население нового Ташкента по переписи 1924 года составляет 117,984 человека, а старого-151,922 ч. Таким образом, общее количество населения выражается числом 269,906 ч. Новый город по преимуществу административный центр и промышленно- распределительный пункт; старый город-кустарный центр и сельско-хозяйственный район. Торговлей занимаются одинаково в обоих городах. Заметную величину среди городских жителей составляют железнодорожники, потому что Ташкент является узловым центром Средне-азиатских жел. дор.

Классовый и профессиональный состав Ташкента дает любопытную картину различий между обоими городами. В то время как сельским хозяйством в новом городе занято 3,7% самодеятельного населения, в старом-27,2%. То же самое мы наблюдаем и в смысле распространения грамоты среди населения: общее число грамотных в новым городе-64,7%, а в старом-18,8%.

Являясь административным центром и торгово-промышленным пунктом, Ташкент дает перевес наемного труда над мелко-буржуазными группами. Абсолютное большинство самодеятельного населения занято на государственную службе, затем и промышленности, сельском хозяйстве и торговле.

Ташкент занимает площадь (185250 дес. или 202385,625 гектара), которая превышают площади Москвы и Ленинграда вместе взятые. Всего владений 29897, представляющих 65000 строений; всего квартир 52875. Так как квартиры в Ташкенте очень маленькие, то желаемая нужда в новом городе достиг на невероятных размеров.

В среднем, на каждого жителя приходится по квадратной сажени, в то время как довоенное время на одного человека приходилось 4 сажени. Чтобы изжить этот жилищный кризис, требуется ежегодная постройка до 2000 новых домов. К сожалению, жилищная кооперация в Ташкенте чрезвычайно слаба и только начинает свои первые шаги.

Старый Ташкент

К западу от русского Ташкента, по ту стороны арыка Ангар, расположен старый Ташкент. По характеру улиц, построек, населению и укладу жизни, старый город резко отличается от нового Ташкента. Огромное пространство, занятое населением старого Ташкента, представляет по внешнему виду массу желтовато-серых, большею частью одноэтажных глинобитных домов и построек (свыше 21000 жилых домов), то тесно скученных и изрезанных лабиринтом узких немощеных улиц и проходов, то разделенных, в особенности по окраинам обширными садами, огородами и даже полями. Узкие улицы извиваются среди глиняных стен домов без окон и заборов; на них нет почти арыков, журчащих по улицам нового города, нет также деревья и зелени, так как все сады и насаждения скрыты за высокими стенами глиняных домов и дуалов (заборов). Почти на каждой улице встречается невзрачные приходские мечети с невысокими колоннами минаретов, на которых вьют гнезда аиста, заброшенные кладбища и отдельные могилы, нередко со знаменами и бунчучами, указывающими на то, что здесь похоронено святое или именитое лицо. Лишь отдельные старинные мечети, медресе и мазары особо чтимых святых выделяются своими размерами и архитектурой на этом-фоне и невольно привлекают взор путешественника, утомленного прогулкой по душным и пыльным улицам Ташкента. Центр города занимает обширный базар, состоящий из системы улиц (частью крытых) и рядов с множеством (1500) лавок, чайных (чай-хане), харчевен, мастерских и караван-сараев, переполненных толпой. В базарные дни улицы, ведущие к базару, и самый базар переполняются массой народа; местного и пришлого из окрестностей, стадами овец, караванами верблюдов, всадниками и арбами до такой степени, что движение становится крайне затруднительным. Гул толпы, крики разносчиков меди и лакомств, возгласы нищих, завывания странствующих дервишей, рев верблюдов и ослов сливаются а гвалт, который разносится далеко вовсе стороны от базара. В обыкновенные дни улицы, в особенности вдали от базара, тихи и пустынны; проскрипит арба с огромным коробом самана, протрусит маленький ослик, изнемогающий под тяжестью ноши в пестром халате в огромной белой чалме; прошмыгнет, прижимаясь к стене, мрачная фигура женщины в темно-синем халате с завещанным черной волосяной сеткой лицом, и улицы вновь засыпает под палящими лучами солнца.

Старый Ташкент, как и все среднеазиатские города, был окружен рвом и высокой глинобитной стеной, в которой имелось 12 ворот (дарваза); Коймас, Кокан, Кошгар, Лабзак, Тахта-пуль, Карасарай, Сагбан, Кучи-мазар, Кукча, Самарканд, Камалан и Беш-агач. От всех ворот идут к центру города-базару-главные улицы, выделяющие множество переулков и проходов, разветвляющихся по всему городу. Впоследствии часть городской стены со стороны нового города была снесена и ров засыпан; с других сторон стена частью сохранилась, но постепенно разрушается.

Город делится на четыре части (юрт); Шейхантаур, Сибзор, Кукчи и Биш-агач. Шейхантаурская часть, прилегающая к новому городу, состоит из 48 махалля (приходов); в ней насчитывается 60 мечетей, 3 медресе и развито главным образом отдельное, чугунно-литейное и бураго-ткацкое производства. Себзорская часть, занимающая северо-западный район города, делится на 38 махалля и орошается арыком Кайкаус, зазванным по имени легендарного правителя города; в этой части имеется 3 медресы 10 главнейших мечетей; жители ее занимаются преимущественно сапожным делом, ткачеством и окраской тканей. Кукчинская, западная часть города состоит из 21 махалля, с 51 мечетью и 3 медресе, и известна значительным развитием кожевенного, а частью сапожного производств. Наконец биш-агачская часть, занимающая южный район города, состоит из 32 махалля и славится своими садами и кирпичным производством, в ней имеется 3 медресе и 68 мечетей. По сведениям, собранным вскоре после занятия города, в нем насчитывались: домов 13260, медресе 8, бань 8, мечетей 255, мукомольных водяных мельниц 116, толчей 42 и жителей 76000 душ всего пола. В настоящее время в старом городе насчитывается 146.000 жителей, т.е. население почти удвоилось. Из памятников старины, сохранившихся в туземном городе, можно отметить несколько. В Сибзорской части на кладбище Хазрет-имам находится кирпичный с куполом мазар (гробница) одного из первых насадителей ислама в Ташкенте, святого Абу бекра-бин-Исмаил-Каффал-шашского, умершего в 976 году; в мазаре имеется также несколько надгробных камней позднейшего происхождения. Против кладбища Хазрета-имама находится полуразрушенное медресе Барак-хан с высокими фронтонами, и 32 кельями для учеников.

Список улиц Ташкента

1. Андреевская
2. Ассакинская
3. Алексеевская пер.
4. Арпапоянская
5. Артиллерийская
6. Абрамовский пер.
7. Аулиатинская
8. Ак-Курганская
9. Бородинская
10. Биш-агачская
11. Балыкчинская
12. Броверманский пер.
13. Булатовский пер.
14. Сталина
15. Варваринская
16. Владимирская
17. Выстовачная
18. ул. Военное поле
19. Гоголевская
20. Гродековская
21. Головачевский пр.
22. Гостеприимный
23. Долинская
24. Давыдовская
25. Духовская
26. Джизакская
27. Дачная
28. Дарханский пер.
29. Дементьевский
30. Елизаветинская
31. Жуковская
32. Заводская
33. Зирабулакская
34. Ирджарская
35. Иканская
36. Инженерная
37. Ильинский пр.
38. Ирджарская
39. Просп. К.Маркса
40. Касьяновская
41. Кафанова
42. Кашгарская
43. Куйлюкская
44. Куйлюкское шоссе
45. Конвойная
46. Кадетский пер.
47. Крепостной пр.
48. Крыловская
49. Крючковский пр.
50. Кудринский туп.
51. Карташевский пер.
52. Пр.Коммунистов
53. Киятская
54. Калинина
55. Казалинский пер.
56. Лахтинская
57. Лермонтовская
58. Проспект Ленина
59. Ленинградская
60. Узбекистанская
61. Улица 1 Мая
62. Михайловская
63. Мельниковская
64. Мир-Абадская
65. Мало-Госпитальная
66. Новая
67. Новоструевский туп.
68. 1-Новоструевский проезд
69. 2-Новоструевский проезд
70. Ново-Шахризябская
71. Ново-Шахризябская 3 туп.
72. Ниязбекская
73. Некрасовская
74. Ново-Владимирская
75. Ново-Огородный пер.
76. Ново-Ульяновская
77. Невская
78. Надеждинский пер.
79. Ниязбекский пер.
80. Обуховская
81. Обсерваторская
82. Огородная
83. Путинцовская
84. Першинские проезды
85. Психиатрическая
86. Приображенская
87. Пушкинская
88. ул.Полторацкого
89. Рядовская
90. Рейхардовский пер.
91. Саперная
92. Саперные тупики:
1-й Саперный туп.
3-й Саперный туп.
4-й Саперный туп.
93. Синявская
94. Стрелковая
95. Скобеловская (Калинина)
96. Самаркандская
97. Смоленская
98. Садовая
99. Сухоревский туп.
100. Саларский пер.
101. Стратовский туп.
102. Ст. Паркентская 4.
103. Сары-Кульская
104. Славянский пер.
105. Старо-Куйлюкская
106. Ст. Госпитальн. Пер.
107. Туркестанская
108. Туркменский пер.
109. Топографический пер.
110. Ул.12 Тополей
111. Тверитинская
112. Ура-Тюбинская
113. Учительская
114. Уездная
115. Уральский пер.
116. Ульяновская
117. Ургутская
118. Умидовский пер.
119. Хорошинская
120. Хивинская
121. Хаджаковская
122. Ул. Шевченко
123. Туп. Шевченко
124. Широкая
125. Шипкинская
126. Шахризябская
127. 1-Шкапский проезд
128. 2-Шкапский проезд
129. 3-Шкапский проезд
130. Чанавадский проезд
131. Чернявская
132. Проспект Энгельса
___________

М у з е и

Ташкентский Художественный музей — ул.К.Маркса,17
Главный Ср.-Аз. Музей – ул. Абдулла Тукаева, Белый Дом
Ст. Гор. Музей – Старый город
Музей Революции – ул. Ленина,19
Дом Санитарного Просвещения – ул. К. Маркса, 29
Дом Агронома – Городской сад
Ботанический Сад – ул. Абдулла Тукаева,1
Зверинец – Балыкчинск., ул. Садовая, 29
1 Узбекский музей – Кукчинская,7

Средне-Азиатский Комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы

С Р Е Д А З К О М С Т А Р И С

Адрес: Белый дом, тел. № 264 (из объявлении в газете)

Комитет организован в 1920 году в качестве Туркестанского, в составе Наркомпроса ТССР. После национально-территориального размежевания Комитету придано Средне-Азиатское значение. Комитет состоит из Секций: 1) Музейной (зав. секцией проф. А.М. Миронов), 2) Охраны памятников старины и искусства (зав. секцией И.И. Умняков), 3) Охраны природы (зав. секцией проф. А. Леворковский) и эксплуатационного отдела, ведающего эксплуатацией принадлежащих Комитету имуществ, хозяйственной и юридической части (зав. отделом Ф. Буренко). При комитете – Совет, состоящий, из видных заявителей научных и общественных учреждений и организацией Союза ТССР.

Председатель Комитета – Д.И. Нечкин, зам. председателя-М. Кадыров, ученый секретарь — Б.А. Усатенко — Червонный.

В г. Ташкенте в ведении Комитета находятся музеи:

1) Главный Средне-Азиатский. (директор-И.В. Янковский), с отделами: а) природы (земля, животный мир, растительный мир), б) человека (антропология и этнография и археология с нумизматикой). Заведующие отделами: археологии и этнографии –М.Е. Массон, геологии и географии – И.И. Бездека, ботаника – Н.В. Андросов, зоологии-И.В. Янковский. Музей открыт по пятницам, воскресеньям и средам от 11 ч. до 4-х часов дня. По пятницам специально для экскурсий.
Адрес: Белый дом, телеф. № 266

2) Центральный Художественный Музей. (Директор П.А. Шепс, ученый хранитель – Л.Н. Лебедев). Отделы: живописи, скульптуры и предметов материальной культуры. Открыт в то же часы и дни, а также по четвергам от 10 до 3 ч. дня: для экскурсий-по средам. Адрес: пр. Карла Маркса, № 23, тел. № 265

3) Музей Революции. (Зав. – И.Г. Бойцов). Открыт по пятницам и революционным дням от 9 до 3 ч. дня, для экскурсий ежедневно. Адрес: ул. Ленина. № 19, тел. № 760

4) Первый Узбекский музей. (зав. – И. Измаилов) открыт по пятницам, средам и воскресеньям от 10 до 4-х час. дня. Отделы: естественно-исторический, кустарный и сельско-хозяйственный. Адрес: Старый город, Ташкент, Чапан-базар, телеф. № 45

5) Зоосад. (Врио. зав.- В.Н. Макаров). Открыт по пятницам, воскресеньям и средам, от 10 до 4-х час. дня. Адрес: ул. Советская (быв. Садовая), уг. Балыкчинской, № 23

Председатель Средазкомстариса Д.И. Нечкин
Учёный Секретарь Комитета Б.А. Усатенко — Червонный

З р е л и щ а

Государственный оперный театр им. «Свердлова» (б. «Коллизей») – Джизакс.,27
Государственный цирк – ул. Ленина, 32
Клуб «Казино» (карты и лотто) – пр. Энгельса, 70
Кино-театр «Аполло» – ул. Ленина, 26
Кино-театр «Хива» – пр. К. Маркса, 19

А п т е к и

Центральная аптека – Ленинская, 34
№ 1 – Головачевский сквер
№ 2 – Ленинск, 61
№ 3 – Энгельса, 40
№ 4 – Полторацкого, 25
№ 5 – Узбекистанская, 34
№ 6 – Пушкинская, 9
№ 7 – Новая, 63
№ 8 – Старый город, махалля Ходра
№ 9 – К. Маркса, 39
№ 10 – Чимкентский тракт, 57
№ 11 – Сибзарская част, Ахут-Гузир
№ 12 – Шейхантахурская часть, больница

Гостиницы

Коммунальная – Ура-Тюбинская, 20
Кооперативная – Энгельса, 37
Пушкинская – Пушкинская ул.
«Регина» – Иканская, 15
1-й Дом Советов – Ура-Тюбинск, 19
——-

Трамвайные маршруты

Линия № 1 — Вокзал – Старый город
Вокзал — Куринный базар – Воскресенский базар —
Урда – Шайхантаур – Старый город

Линия № 2 — Чимкентский тракт – Старый город
Чимкентский тракт – пр. Энгельса – Куриный базар — Воскресенский базар – крепость – Январский поселок – Биш-Агач – Старый город

Линия № 3 — Военный госпиталь – Паркентская ул.
Военный госпиталь — ул. Кафанова – пр. Ленина — Воскресенский базар – Сквер – Пушкинская ул. – Паркентская

Линия № 4 — Сквер – больн. Полторацкого
Сквер – пр. К. Маркса – Салар – бол. Полторацкого

Линия № 5 — Старый город – Калькауз
Старый город – Тюбитеочная площадь – Тахтапуль — Калькауз

И з в о з ч и к и

Конец в городе на одноконном фаэтоне – 75 коп., на параконном – 1 руб. К вокзалу и от него – 1 р. 50 коп., езда по часам – 2 – 3 руб. За черту города – по соглашению. Рекомендуется, вообще предварительно договариваться.

РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДОВ
1. Ташкентская жедезная дорога
ОТПРАВЛЕНИЕ: ПРИБЫТИЕ:
№ 5. Ускоренн. в Москву , ежедн.
7 ч. 30 м. веч. № 6. Ускоренн. из Москвы, ежедн. 4 ч. 35 м. дня

№ 5. Ускоренн. в Ленинград Понедельн. и Пятница.
7 ч. 30 м. веч. № 6. Почтов. из Ленингр.,
Вторник и Пятница.
4 ч. 35 м. дня

№ 3. Почтов. в Самару ,
ежедн. 12 ч. 30 м. ночи. № 4. Почтов. из Самары.
Ежедн. 7 ч. 3 м. утра

№ 21. Почтов. в Пишпек ,
ежедн. 8 ч. 40 м. веч. № 22. Почтовая из Пишпека,
ежедн. 10 ч. 25 м. утра
II. Средне-Азиатская железная дорога
№ 4. Почтов. из Красное,
ежедн. 9 ч. 5 м. утра
№ 3. Почтовая из Красное,
ежедн. 10 ч. 5 м. веч.

№ 6. Ускоренн. из Полторацка, ежедн. 10 ч. 15 м. веч. № 5. Ускоренн. из Полторацка, * ежедн. 8 ч. 50 м. утра

№ 8-а. Почт-пас. из Андижана, ежедн. 6 ч. 20 м. веч. № 7-а. Почт-пас. Из Андижана, ежедн. 7 ч. 30 м. утра
№ 27. Дачн.- Сыр-Дарья,
ежедн. 11 ч. 40 м. веч.
* быв. название г. Ашхабад
Исполкомы и их отделы
Ташкентский Областной Исполком – Пушкинская, 9
Исполком Нового города и все его отделы – ул. Гоголевский и Садовой
Исполком и все его отделы Старого города – Старый город
Ташисправдом – пр. Энгельса, 3
Адресный стол – Шахризябская, 19
_______

Ташкентский Государственный
Трамвайный трест
Ташгидротрам

Состав и структура

Ташгидротрам объединяет собою две хозяйственные единицы – Трамвай и Электроснабжения. Каждый из этих хозяйственных единиц работает на самооправдывании.

Хозяйство трамвая состоит из:
1) Трамвайных путей общим протяжением 40 километров;
2) Вагонного парка с наличием 50 моторных вагонов, 20 прицепных вагонов, 2 служебных и 5 платформ;
3) Воздушной сети протяжением в 40 километров;
4) Электромеханической мастерской, оборудованной 23 различными станками.

Хозяйство электроснабжения состоит из:
1) Центральной электрической станции, оборудованной 5-ю дизелями Аугобургского завода по 430 НР каждый и 5-ю генераторами постоянного тока на 600 вольт мощностью 292 кв. каждый работающий на одном валу с дизелями.
2) Осветительной станции № 1, оборудованной 2 дизелями 140 и 80 НР и 1 двигателем в 60 НР и 3 соответствующей мощности динамо-машинами постоянного тока в 440 в.;
3) Осветительной станции №2, оборудованной водяной турбиной системы Френсиса в 206 НР и локомобилем Вольфа в 260 НР и 3 динамо соответствующей мощности тока в 440 вольт;
4) Воздушной осветительной сети общим протяжением около 100 километров;
5) Вновь строящиеся гидро-электрической станцией мощностью 6000 НР и высоковольтной сетью трехфазного тока напряжением 6600 вольт.

В этом составе Ташгидротрам образует собою хозяйственную единицу с правами юридического лица. Уставной капитал равен 2916048 р. 78 к. в том числе основной 2616235 р. 76 к. и оборотный 299812 р. 42 к.

Управление единоличное в лице директора назначенного Облисполкомом сроком на один год.

Период до 1918 года

К постройке Трамвая в Ташкенте Бельгийское Анонимное общество приступило по концессионному договору с городом в 1913 году, а до того времени городские железные дороги были оборудованы конкой тягой. Постройка была закончена в 1914 г. с какового времени началась полная эксплуатация путей около 40 километров и при подвижном составе в 50 моторных вагонов, 25 прицепных и 2 служебных.

Строители Трамвая не были уверены в большой доходности затеваемого предприятия, а потому в основу его постройки была положена возможно наименьшая затрата средств за счет капитальности его оборудования.

К одной из слабых сторон нужно отнести путь, являющимся одним из основных сооружений как по своему значению, так и по затратам, требующимся для его постройки.

Из 40 километров пути при колее в один метр шириной, 28 килом. Составляют жалобчатые рельсы Брокка и 12 килом. рельсы Виньоля железнодорожного типа.

Как тот, как и другой тип рельс легкий (брокка – 38 кил. и Виньоля – 30 кил. в 1 метра) и не вполне соответствуют тоннажу вагонов (12-14,5 тонн).

При устройстве основания пути из щебня, совершенно не учтены туркестанские климатические условия, где в течение зимнего дождливого времени, основание пути подвержено разжижению, что особенно сказывается в местах стыков.

Таким образом содержания путей обходится дорого и в дождливый период не обеспечивает его нормального состояния.

Механическая мастерская при подвижном составе в 70 вагонов, по всему оборудованию не отвечала самым скромным требованиям даже для текущего и периодического ремонта вагонов, не говоря уже о капитальном.

Погоня за экономией при постройки Трамваи видна также и оборудовании вагонов маломощными моторами: из 40 вагонов 10 вагонов оборудованы моторами в 32 силы и 40 вагонов в 25 сил.

Из всех вагонов оборудованы воздушными тормозами всего лишь 30 вагонов, а 20 вагонов имеют только ручные тормоза.

Рельеф пути трамвайных линий показывает недостаточную мощность 25 сильных моторов при движении с прицепными вагонами. Для исправления этой ошибки, теперь приходится заказывать новые, более сильные моторы, для переоборудования существующих 40 вагонов, а также оборудования 20 вагонов воздушными тормозами.

Траллейный воздушный провод в целях той же экономии имеет только 5 питательных точек, исходящих из одного фидера, что создает большую потерю в рабочем проводе и в случае обрыва его прекращает движения на протяжении около 3 километра.

К совершенной постройке в Трамвайном хозяйстве нужно отнести сооружения и электро-механическое оборудование Центральной электрической станции, где начиная с дизелей и кончая питательной сетью виден широкий размах и разумность постройки.

Никаких данных об эксплуатации Трамвая до 1918 г. не сохранилось, так как большая часть нужных книг и документов была увезена бельгийцами.

Период с 1918 г. до 1921 года

В 1918 году Ташкентский Трамвай был национализирован. Но так как уже с начала революции т.е. с марта 1917 года бельгийцы перестали вести восстановительные работы, чтобы до последней возможности сократить расходы, то трамвайное хозяйство в 1918 году сильно пошатнулось, путь не ремонтировали, вагоны выходили из строя. Таким образом бельгийцы оставили трамвай ко времени национализации уже в состоянии начинающегося разрушения.

Дальнейшее время только еще более способствовало упадку трамвайного хозяйства – общая экономическая разруха, в результате которой получилась полная невозможность доставать необходимые запасные части и материалы и наконец топливный кризис, неимение нефти для дизельной электрической станции – все эти обстоятельства заставили трамвай совершенно остановиться.Возобновление движения началось с 1920 года, при чем движении было нерегулярное, при нескольких вагонов, по нарядам отдельных учреждений и военного ведомства для перевозки рабочих и грузов.

Период с 1921 года

С середины 1921 года принимаются меры к пуску Трамвая для широкого пользования, и наконец 22 сентября 1921 года Трамвай начал работать регулярно на началах хозяйственного расчета и на правах треста по особому положению, утвержденному ТурЦИКом.

В первый год эксплуатации из общего инвентарного числа 50 моторных вагонов находилось в эксплуатации только 20 вагонов, а 30 вагонов находились в полуразрушенном состоянии и представляли из себя кладбище.

Путь общим протяжением 40 километров вследствие плохого состояния и недостатка вагонов находился в эксплуатации только 50 %.

Центральная электрическая станция оборудованная 5-ю дизелями имела в работе только 3 дизеля, а остальные 2 дизеля бездействовали, один вследствии поломанного главного вала, а другой плохого состояния цилиндра.

Осветительная станция № 1 из наличия 3 машин, общей мощностью 280 НР имела в работе только одну машину в 140 НР, а остальные две машины были поломаны и нуждались в капитальном ремонте.

Осветительная станция № 2 при нормальной мощности механического оборудования в 460 НР располагала электрическим оборудованием только на 110 НР.

Осветительная сеть вследствие несовершенной своей постройки имела большие потери энергии, благодаря чему освещение у абонентов было плохое и дорого стоило.

Полуразрушенное состояние хозяйства требовало немедленного восстановления, в то же время отсутствие на местном рынке нужных материалов и налаженность работы центральных заводов по снабжению нас готовыми изделиями естественно тормозило восстановление хозяйства Трамвая и только в 1922 году с оздоровлением центральной промышленности начинается постепенное оздоровление и хозяйства Трамвая, а в середине 1924 года все хозяйство было восстановлено и было использовано в эксплуатации полностью.

Электрическое освещение

Начало электрического освещения гор. Ташкента относится к 1912 г. Источником электроснабжения города в то время являлась Павловская станция расположенная на Хивинской ул. Оборудование станции состояло из одного дизеля мощностью 140 НР, а к концу 1917 г. было доведено до 300 НР. Электроснабжение станции с такой ограниченной мощностью распространялось лишь на несколько крупных магазинов и несколько торговых учреждений, что же касается населения Ташкента, то оно вплоть до 1913 года электрическим освещением не пользовались и вообще в широком смысле слова, электрического освещения до 1918 года не было.

В 1918 году при национализации всех городских тепловых станций и объединений их в одно народное хозяйство электрическое освещение города начинает развиваться.

В 1922 году все тепловые электрические станции объединяются с Трамваем и выделяются в самостоятельный хозяйственный Трест «Ташгострам». С этого времени особенно резко начинается развитие электрического освещения города, и к концу 1923 года спрос на электрическую энергию достигает таких размеров, каких уже не в состоянии удовлетворить существующие станции.

Тип и мощность Гидро-Электрической станции

Тип новой станции был выбран гидро-электрический, как наиболее экономичный в эксплоатации по сравнению с тепловыми дизельными станциями тем более при наших условиях, где Ташкент омывается грными реками, несущими с собой бесплатную энергию.

21 июня 1923 года ЦЭС-ом было одобрено проектное предположение по устройству ГЭС на реке Боз-су представленное Ташгострамом. В течение осени 1923 года и весны 1924 года Ташгострамом были произведены некоторые подготовительные работы по отводу Бозсу и сооружению железно-дорожной линии для подводки материалов из города к месту работ станции.

В течении мая были еще раз изучены и сравнены возможные варианты отдельных сооружений на данном месте и принято окончательное их расположение.

Разработка проектов станции, исполнение всех деталей чертежей, а равно технической надзор и ответственность за гидро-техническое сооружение и электро-механические установки был передан на договорных условиях Московскому Электрическому Районному Тресту, именующемуся сокращенно ЭТЦР.

Сущность проекта постройки Гидро-Электрической станции сводится к следующему:

Выше Ташкента на реке Бозсу в 5 ½ верстах от центра города ущелья реки Бозсу перегораживается земляной плотиной, образующей рабочий напор в 14 метр.

Высота плотины около 19 метров, ширина по верху 6 метров, понизу около 138 метров. Объем плотины около 9.000 кубич. саж. Плотина основана на твердом глинистом грунте. Откос плотины обращенной к воде имеет одежду из булыжной мостовой. Низовой откос нижней части плотины защищен гаечной обшивкой: подпертая вода высотою 14 метр разливается на 6 верст вверх по течению образуя собой постоянной водоем из которого вода поступает в турбины станции.

Для отвода воды, на случай остановки станции, устроен железо-бетонный сброс, который в состоянии будет пропускать до 5 куб. саж. воды в одну секунду.

Механическая часть станции состоит из 4-х турбин системы Френсиса с числом оборотов 375 в минуту. Мощность каждой турбины составляет 1500 НР, а общая мощность станции при 4-х турбинах – 6000 НР.

Электрическая часть состоит из 4-х генераторов непосредственно соединенных с турбинами. Генераторы переменного трехфазного тока в 50 периодов напряжением 6600 вольт, мощностью каждый по 1250 киловатт, а все 4-ре генератора составляют мощность 5000 киловатт.

Проводка тока от генераторов в город идет через высоковольтный щит станции по кабелю, положенному в земле.

Кабель в различных пунктах нового и старого города соединяется трансформаторами, где перерабатывается в 220 вольт, затем поступает в низковольтную сеть и распределяется для освещения и промышленной нагрузки по абонентам. Напряжение тока для освещения при лампах 125 вольт.

Общая максимальная мощность станции определяется в 6000 НР, но за недостатком средств на первое время предположено оборудовать станцию на 3000 НР, а именно оборудовать ее турбинами и 2 генераторами. Здание же станции должно быть построено для максимальной мощности, т.е. на 4 турбины и 4 генератора.

Общая стоимость сооружения станции со всем электро-механическим ее оборудованием и кабелем высокого напряжения исчисляется около 3000000 р. Постройка новой осветительной низковольтной сети исчисляется в восемьсот тысяч рублей.

Технич. Помощник Директора
Ташгострама Морозов.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

3 комментария

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Спасибо. У меня иностранцы в гостях. Вчера в медресе Барак-хан с высокими фронтонами и 32 кельями для учеников были. А ничего я об этом не знаю и даже названия не запомнил. А теперь, как говорится «Сон в руку». Спасибо. Сегодня я уже к встрече готов.

      [Цитировать]

  • yas49:

    Под Ташкентом, у кольцевой дороги, около Нового Ташми есть мавзолей Шымыр Ата, заново отстроенный. Говорят он был в 14 веке правителем этого улуса! Если есть сведения , прошу описать! Заранее спасибо!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.