Ташкентский Ленин всех времен и народов История Разное

Громобой Худояров:

.7.11.1924 г., т.е. в годовщину революции, в Ташкенте состоялось торжественное окрытие этого памятника перед завкомом (тогда, наверное, это так называлось, сейчас бы - администрация) главных Среднеазиатских железнодорожных мастерских (позднее, если склероз не изменяет, эти мастерские переросли в Ташкентский тепловозовагоноремонтный завод имени Ленина). Чудо конструктивизма железнодорожники воздвигли по собственной инициативе и на свои средства. Мероприятие соответствовало генеральной линии партии, поэтому история сохранила имена монументалистов-бессребреников: проект начальника кузнечного цеха Резуненко, художник — Харламов. Газета «Туркестанская правда» писала о символике постамента: пять рычагов от паровоза символизировали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма. Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, символизирующими двигательную силу истории, партии и рабочего класса.

Вся эта пирамида основывалась на колесных парах, составленных квадратом. Т.е., с одной стороны, пирамида могла ехать в любую сторону света на своих колесных парах с экспортным товаром перманентной революции, а с другой,— памятник пока стоял. Пьедестал венчал шар, олицетворяющий землю с бюстом Ленина работы скульптора С.Д.Меркурова. Меркуровское творение не сохранилось, но идея шара и теперь живее всех живых. Несмотря на вроде бы недавно случившуюся смерть Ленина, это был уже второй памятник в городе на окраине бывшей Российской империи, где Ленин никогда не был, а вот его революционный антипод - А.Ф.Керенский, бывший симбирский земляк, сосед и друг семьи очень даже был и жил вместе с многочисленными родственниками, похороненными на ташкентском Боткинском кладбище, и младшим братом, расстрелянным после осиповского мятежа 19-21.01.1919 г. Безымянная могила Ф.Ф.Керенского, кстати, вполне вероятно, находится недалеко от этого чуда конструктивизма.

По легенде памятник был воздвигнут на месте огневой позиции шестидюймовой пушки железнодорожников, палившей по штабу осиповцев в казармах 1-го Сибирского запасного полка. И все же это чудо конструктивизма было всего лишь вторым ленинским идолом в Ташкенте. Первый бюст Ленина в Ташкенте соорудили школьники школы имени Пржевальского еще в июне 1924 г. под руководством своих преподавателей. Школьники водрузили бюст на высокую усеченную пирамиду, изготовленную из недолговечных материалов, и время быстро расправилось с их творением.

На момент сооружения памятника Ташкент был заурядным областным центром Сыр-дарьинской области Узбекской ССР, которая образовалась 27.10.1924 г. Монументалисты немного опоздали. До 27.10.1924 г. считалось бы, что памятник сооружен в Туркестанской автономной ССР в составе РСФСР, а уже 7.11.1924 г. объект был локализован в УзССР, которая вошла в состав СССР. В самом Узбекистане ташкентский конструктивистский Ленин тоже не имел приоритета. В столице - Самарканде - Ленина сваяли раньше. Он был воздвигнут на привокзальной площади Самарканда 19.09.1924 г. на основательном скальном постаменте. Но ташкентские железнодорожники, закаленные в классовых боях, не унывали. В 1927 г. они заменили бюст вождя на шаре на его же гипсовую фигуру в полный рост. Автор ее доподлинно неизвестен, но был он, без сомнения, человеком веселым. Ленин в его редакции был парнем задорным с эпатажно вложенными ручками в брючки.

Неожиданный удар по революционному авангарду Туркестана и образцу раннего конструктивизма нанесла природная стихия 26.04.1966 г. В пять часов 23 минуты утра произошло разрушительное ташкентское землетрясение. Рычаги как символ революции остались целыми, а вот гипсовый Ильич пострадал. Как известно любому человеку старше 25 лет, в СССР на помощь оказавшемуся в беде региону приходила вся страна. Не осиротели и ташкентские тепловозоремонтники. Братскую помощь оказали ленинградцы, приславшие в дар Ташкентскому тепловозовагоноремонтному заводу имени Ильича отлитую из бронзы двухметровую скульптуру работы художника Торича.

Опять обратимся к газетам тех времен: 3.11.1966 г. в третий раз состоялось торжественное открытие памятника. Это почетное право было предоставлено ветеранам завода, которые принимали участие в сооружении первого памятника вождю в 1924 г. Питерский Ленин в отличие от ташкентского оригинала был уже в кепке и с большим пальцем, засунутым за подтяжки. Ташкентское землетрясение 1966 г. оказалось легким чихом по сравнению с тектоническим разломом 19.08.1991 г. В этот разлом и ухнул объект ташкентского конструктивизма. Известно, что Ташкент при любых "прижимах" был городом торговым. Где памятник продать, как два пальца об асфальт. Но... не сподобились. На выставках современного искусства на какую только хрень не насмотришься. А тут такое чудо... Вполне можно самодвижущийся сиквел создать, где бы колесные пары крутились, поршни шевелились и Ленин щелкал подтяжками.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

2 комментария

  • Игорь Анатольевич:

    Несколько замечаний. Главные ж.д. мастерские стали Ташкентским тепловозовагоноремонтным заводом не вдруг (как у автора), а лишь в 1959 г., когда была принято решение о прекращении ремонта паровозов на этом заводе. В середине 70-х ремонт вагонов передали в Алма-Ату и завод стал тепловозоремонтным. В 1918 году железнодорожные мастерские были переименованы в Красновосточные, а с 1930 года переименованы в Красновосточный паровозовагоноремонтный завод. До 1957 г. завод носил имя Лазаря Когановича, а после снятия последнего со всех постов, стал именоваться ТашТВРЗ им.Октябрьской революции. Пямятник В.И.Ленина «ухнул» не 19.08.1991 г., а 6 мая 1996 г. и я, будучи зам.гл.инженера ПО «Узжелдорреммаш», руководил его демонтажем. Работы начали силами Ремонтно-строительного цеха в 8 часов вечера и закончили в 4 часа утра — газорезка плохо брала старый качественный металл (особенно ноги Ильича).

      [Цитировать]

    • Г.Худояров:

      У меня нет «стали вдруг». Употреблено — «переросли». Т.е. обтекаемо. И точной даты ликвидации не приводится. 19.08.1991 г. — это имитация путча, после чего ухнул СССР. Спасибо — будем знать дату ликвидации 6.05.1996 г. Наверное, газеты об этом не сообщали. Газорезкой, да, круто. Могли бы куда-нибудь на задворках складов реммаша приткнуть. Артефакт все-таки. Со временем только дорожает. Рабочих тоже жалко. Кто им платил рабам несчастным за ночную смену?

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.