Лютфи-ханум Сарымсакова Искусство Ташкентцы

Прислала Ольгана

Памяти великой артистки

В 2001 году, когда я работала в журнале о шоу-бизнесе «Тарона», мне позвонил мой бывший шеф – редактор корейской газеты в Узбекистане «Коре синмун» Брутт Ким: «Оля, надо сделать материал об одной узбекской актрисе, я тут на днях услышал, что ее посмертно наградили орденом «За выдающиеся заслуги», а ведь про нее уже стали забывать, прошло 10 лет, как она умерла…»

Лютфиханум Сарымсакова. Это имя тогда мне ни о чем не говорило. Но я поехала – как откажешься от соблазна прикоснуться к далекому прошлому? Помню, этот дом был на Урде – старый, двух- или трехэтажный; большая квартира, скромная обстановка. Увы, по прошествии лет я не помню, с кем беседовала – то ли с приемной дочерью актрисы, то ли с племянницей… Помню только, что вышла из квартиры с чувством легкой грусти. А недавно, перебирая свои старые материалы, нашла ту статью, правда, кусочек газеты снизу с окончанием был оторван.

Перечитав ее, мне захотелось узнать об этой замечательной женщине чуть больше, чем я тогда узнала. Открыла Интернет. И что нашла? Только сухие факты биографии Лютфиханум, старую статью из ежемесячника «Кино» (УзССР) за 1985 г. на сайте о кинематографе УзССР и несколько кадров из кинофильмов, в которых Лютфиханум снималась. И все. Никаких подробностей ее жизни, никаких свидетельств или воспоминаний. И мне стало как-то обидно: сейчас, когда столько поднимают информации о давно ушедших людях, когда старые фильмы заполонили Интернет и даже молодежь смотрит их с интересом, про Лютфиханум Сарымсакову совсем незаслуженно не вспоминают. И я решила восстановить тот старый материал, хотя, конечно, у меня нет фотографий, которые были тогда опубликованы в «Коре синмун» и нет конца той статьи (заканчивала по имеющимся фактам уже сейчас), но все же, думаю, портрет Лютфиханум, созданный моим творческим пером, написан достаточно красочно, чтобы дать представление об этой замечательной актрисе. Ну а то, что биографическая статья о Лютфиханум Сарымсаковой пока единственная в Интернет — пространстве – это несомненно.

Лютфиханум Сарымсакова прожила долгую, пусть нелегкую, но такую насыщенную жизнь, которой можно только позавидовать. Эта талантливая актриса создала в узбекском кино целую галерею образов матерей. И ни разу не повторилась. Дело не в том, что каждый раз содержание ролей было новым – талант Лютфиханум всегда находил новые краски в актерской палитре.

Впервые Лютфиханум Сарымсакова запомнилась зрителям в картине «Клятва» 1937 года, где сыграла трагическую роль матери батрака Азима. Затем были известные «Ты не сирота», «Об этом говорит вся махалля», «Сыновья идут дальше», «Белые, белые аисты», «Священная кровь» и т. д. Она, как правило, не играла главных ролей, но все ее эпизодические образы настолько были полны силой и проникновенной правдой, что надолго врезались в память.

Дочь бедного издольщика, Лютфиханум Сарымсакова родилась в 1896 г. в кишлаке Ок Ер Ферганской долины. В два года, оставшись сиротой, девочка попеременно жила то у тетки Аимкыз, то у брата Таджибая, то у сестры Кумри. Маленькая Лютфи делала по дому все, что могла, лишь бы не быть в тягость: вышивала тюбетейки, шила платки, хлопотала по хозяйству. Поэт Тураб Тули вспоминал: «Когда-то ферганские юноши на базарах искали тюбетейки и поясные платки, вышитые руками Лютфиханум. По всей долине славились «тюбетейки Лютфи», «платки Лютфи».

Лютфиханум было около двенадцати, когда ее удочерила тетушка, и девочка переехала в Коканд. Очень часто девушки из махали, собираясь по вечерам вместе, соревновались не только в вышивании, но и демонстрировали друг другу таланты – пели, плясали, рассказывали истории. И Лютфиханум выделялась среди них своим звонким голосом. Слава о талантах Лютфи дошла до Хамзы Хаким-заде Ниязи – человека, который многим открыл путь в профессиональное искусство. Встреча с Хамзой предопределила судьбу девушки. Правда, Лютфи долго мучилась, прежде чем дать согласие на свое участие в труппе Хамзы. Сколько пришлось ей пережить: в махалле ее осудили, некоторые с презрением отворачивались при встрече.

— Меня ведь еще больше осудят, — сказала она Хамзе.
— Не надо этого бояться, — возразил он. – Все эти суждения канут в вечность, а искусству принадлежит будущее.

Так душа «девичьих собраний» певунья и плясунья Лютфиханум стала в 1926 г. актрисой кокандской труппы Хамзы, где блистали своим талантом Тамара Ханум, Мухитдин Кари-Якубов, Мурад Кулдашев и другие. Лютфи дебютировала в спектакле «Аршин малалан» У. Гаджибекова, превосходно сыграв роль служанки Зебо, где, по сути, она играла саму себя. Потом исполнила тетушку Жахон, Гульчехру и даже… главного героя Аскера! В тот день внезапно заболел исполнитель главной роли и заменить его было некем. Лютфи, знавшая наизусть всю пьесу, вызвалась сыграть Аскера. Не только зрители, но и работники театра, которые не знали о происшедшем, ни на минуту не усомнились, что роль Аскера играл мужчина, к тому же очень талантливый. Сыграно было мастерски!

Большой творческой удачей для актрисы стала роль Лейли в спектакле «Лейли и Меджнун», где Лютфи по-новому представила образ главной героини.

В 1929 г. в спектакле по пьесе Гафура Зафари «Халиме» Лютфиханум играла мать главного героя Нигмата. Нигмат погибает. Заключительная сцена прощания матери с погибшим сыном всегда производила на зрителей огромное впечатление. Так было и в тот вечер. Закончилась финальная сцена. Но почему нет занавеса? Какое-то оцепенение нашло на зал и на тех, кто был за кулисами. Столько горя было в плаче матери, такое отчаяние… И только после спектакля многие узнали, что в тот день у Лютфиханум умер сын… С тех пор Лютфи стали называтьь не иначе, как Лютфиханум-оя. А впоследствии, в годы войны, Лютфи усыновила двух детей…

После нескольких лет работы сначала в Андижанском областном театре им. Ю. Ахунбабаева, затем в Маргиланском театре, в 1934 г. Лютфиханум вместе с мужем, известным режиссером, заслуженным артистом Узбекистана Таджи-заде, переводится на работу в Ташкентский узбекский музыкальный театр. А в 1939 г., когда был открыт новый театр (ныне музыкальный театр драмы и комедии им. Мукими), Лютфиханум перешла туда, сыграв десятки самых различных ролей, среди которых наиболее популярные – Майсара в «Проделках Майсары», Кимье в «Нурхоне», Ширин в «Фархад и Ширин», старуха-мать в «Равшан и Зулхумор» и многие другие. Этому театру Лютфиханум отдала 34 года, вплоть до выхода на пенсию в 1973 г.

В кинематограф Лютфиханум пришла, можно сказать, случайно, но именно ей довелось стать одной из первых профессиональных актрис, начавших сниматься в кино.

В 1931 г. (в пору немого кинематографа) Лютфиханум пригласили сняться в роли молодой узбечки, решившейся вопреки запрету мужа снять паранджу и пойти работать на фабрику.

Для того, чтобы войти в роль, Лютфи несколько месяцев работала на Маргиланской шелкомотальной фабрике. Увы, фильм, к сожалению, не был завершен, поэтому отсчетом творческой кинокарьеры Лютфиханум принято считать 1937 год. К тому времени ей уже было присвоено звание народной артистки Узбекской ССР.

Образы, созданные Лютфиханум, буквально неповторимы, каждая ее роль – это жизненно достоверный образ простой узбекской женщины: мать Рустама («На зов вождя», 1941 г.), Шарофат-биби («Сестры Рахмановы», 1954 г.), мать Юлчи («Священная кровь», 1956 г.), сумасшедшая «»Сыновья идут дальше», 1959 г.), сваха («Ее имя – Весна», 1969 г.) и многие другие. Но, конечно же, вершиной творчества Лютфиханум Сарымсаковой стала роль Фатимы-опы в фильме Шухрата Аббасова «Ты не сирота» (1962 г.).

«Когда я утвердил Лютфи Сарымсакову и Обида Джалилова на главные роди в фильме «Ты не сирота», — вспоминает Ш. С. Аббасов, — один из почтенных корифеев нашего кино сказал: «Зачем они тебе? Надо новые таланты открывать, а эти артисты устарели». Я тогда ему ответил: «Эти артисты еще нераскрыты до конца». Так оно и случилось: игра двух мастеров подняла фильм на высоту. Лютфиханум – уникальная женщина, создавшая два народных образа в моих фильмах – «Ты не сирота» и «Об этом говорит вся махалля». Вообще, она была удивительной и в жизни – доброй, отзывчивой, искренне сопереживающей малейшему несчастью другого».

О доброте Лютфиханум вспоминали и соседи: «Всегда спросит, как дела, поможет советом…»

В 1967 г. Лютфиханум Сарымсаковой было присвоено звание народной артистки СССР, также она была награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, избиралась депутатом Верховного Совета Узбекской ССР V и VI созывов.

Последний фильм, в котором снялась Лютфиханум – «Птицы наших надежд» (1977 г.), в котором она сыграла бабушку главного героя Амира.

Ушла Лютфиханум 14 января, на 95-м году жизни. Похоронена в Ташкенте. Говорят, именно образ Лютфиханум Сарымсаковой взят за основу монумента Скорбящей Матери…

12 комментариев

  • Фото аватара Виталий:

    Браво!
    Большое спасибо.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Rashod:

    «Узбекда иймон бор, Урисда инсоф». Спасибо за красивую публикацию.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Мастура:

    Прочитала с большим интересом. На радио «КЛАССИК-ФМ» мы с Джасуром Исхаковым делаем передачи «Поговорим о кино», где рассказываем о выдающихся актерах, режиссерах, композиторах узбекского и мирового кино. Ольгана, с вашего позволения я хотела бы использовать ваш материал, с некоторыми добавлениями и редакцией под формат программы. Буду ждать ответа, с уважением, Мастура Исхакова.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Ольгана:

      Уважаемая Мастура! Конечно, без проблем! Тем более, это поможет большему количеству людей узнать и вспомнить об этой чудесной женщине.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    Ая. Так ее звали. Читаю и вспоминаю, в 30-е годы она играла Мать в фильме «Асаль». Фильм снимался на русском языке, без дубляжа. Она хоть и с акцентом, но говорила на русском языке. В фильме «Буря над Азией» крошечная эпизодическая роль Матери Джамала Ахмедова, революционера. В фильме «Фарзандлар» — сумасшедшую от безводья Мать, которая ходила с большой пиалой и просила людей взять ее к большому арыку. В театре особо запомнилась ее роль Ёсуман (злодейка) в музыкальной драме «Фархад и Ширин».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Анна:

    Спасибо за интересный материал! Прочитала с удовольствием. Сложная судьба, долгая жизнь, удачная карьера… Вот о ком надо нашим дорогим узбекским режиссерам снимать, а не о гламурной молодежи никому не нужные фильмы.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Gangut:

      На УзТВ постоянно идут передачи об известных деятелях искусства, часто вспоминают их в утренних программах «Салом, Ташкент» и пр…

        [Цитировать]

      • Фото аватара Gangut:

        Также можно посмотреть старые фильмы и спектакли. Их часто показывают.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Анна:

          Так их только в последние два года и стали показывать… но я ни разу передачи о Лютфиханум не встречала, хотя частенько переключаю на узбекские каналы из любопытства — что показывают…

            [Цитировать]

          • Фото аватара Gangut:

            Поговорил с сотрудницами близлежащего букинистического магазина. Актрису помнят, говорят были передачи о ней на ТВ сравнительно недавно, возможно к юбилею, вот литературы о Лютфиханум Сарымсаковой в магазине не оказалось.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Хайдарыч:

    Анна, это точно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Эльмира:

    Спасибо, автор, за прекрасный материал! Утаскиваю (со всеми ссылками, конечно) в группу «Славные женщины Узбекистана» на Фейсбуке и в газету «Леди» под одноименную рубрику.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.