Анвар Картаев: “Всегда хотел петь” Искусство Ташкентцы

Актёр Анвар Картаев всегда хотел петь.

Но почему-то стал актёром.

Попробуем прояснить ситуацию.

Родился 21 ноября 1970 года в Ташкенте. Больше двадцати лет работает в Молодежном театре Узбекистана, актер высшей категории. Сыграно более тридцати разноплановых ролей. Снимается в кино.

И только он сам знает, с чего всё это начиналось…
С детских пластинок!

Сказки и сказочные истории для детей в самых разнообразных вариантах исполнения, разыгранные известными и популярными в 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ века артистами (прошлый век, друзья, — это было не так давно, но артисты тогда были – сила!), которые записывались в студиях грамзаписи на черные виниловые диски.

Самые первые впечатления у мальчика Анвара родились от «Бременских музыкантов» и «По следам бременских музыкантов» легендарных пластинок всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».

Эти замечательные пластинки были поставлены по знаменитым мультфильмам всех времен и народов — «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов». Здесь маленькие дети и уже повзрослевшие могли услышать целый ряд замечательных песен, а также мастерство и актерский талант Олега Анофриева, Олега Табакова, Муслима Магомаева.

Вот что написал известный на весь мир Эдуард Успенский в комментарии к пластинке «Бременские музыканты»:

«Уважаемые владельцы пластинок, в ваших руках — конверт. В конверте лежит пластинка. А на пластинке, на длинной-длинной вьющейся дорожке записана одна чрезвычайно интересная история. Ее придумали для вас Василий Ливанов, Юрий Энтин и композитор Геннадий Гладков, и называется она «Бременские музыканты», так же, как и хорошо знакомая вам сказка братьев Гримм. В обработке молодых авторов эта старинная сказка засверкала новыми современными красками.

Я просто уверен, ребята, что вам очень понравится ее главный герой — энергичный и неунывающий юный Трубадур. Что у вас вызовут симпатии друзья Трубадура, великие артисты того времени — Пес, Осёл, Кот и голосистый Петух. Что все вы будете смеяться над недалеким и глупым «его Чванличеством» королем и его разудалой стражей. А ужасные и невероятно опасные разбойники во главе с грозной атаманшей вам совсем не покажутся страшными.

Между прочим, если бы я вам не сказал, вы ни за что не поверили бы, что почти все эти сложные и такие разные роли играет всего один человек — артист Олег Анофриев…»

Действительно, главный герой не мог не понравиться, а великие Пес, Осёл, Кот и Петух – не вызвать симпатии. Сам Анвар говорит, что слушал-переслушал эти две пластинки и когда слышал голоса автора-рассказчика и персонажей, хотелось все это сыграть. Особо притягательными для него были музыкальные номера в исполнении уже знаменитого в те времена баритона Муслима Магомаева, который совершенно неожиданно для классического певца и очень талантливо пел за Трубадура, Атаманшу, Сыщика в истории «По следам бременских музыкантов». Анвар слушал — и хотел петь! И пел! И до сих пор поет! Знаменитую серенаду Трубадура в его исполнении можно часто слышать из его гримерной комнаты или в коридорах Молодежного театра.

В 6-7 классе уже были «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось» — и это всё уже игралось и пелось по ролям.

Удивительно, что в школе Анвар никак творчески не проявлялся, что сам он объясняет своей некоммуникабельностью: «Всё проявлялось наедине с пластинкой… И актером никогда не хотел быть – всегда хотел петь!»

В 1987 году Анвар устраивается на Ташкентский опытно-механический ремонтно-экскаваторный завод (ТОМРЭЗ) и осваивает специальность «электромонтер». Будучи в поиске своего места в жизни, на заводе он успевает получить 2-ой разряд.

1988-1990 годы были посвящены армейской службе в Венгрии, в войсках ЮГВ. И здесь стали активно проявляться таланты: Анвар освоил барабанную установку и запел в ансамбле! В основе репертуара были песни популярного в конце 80-х – начале 90-х эстрадного певца Алексея Глызина: «Ты не ангел», «Зимний сад», «То ли воля, то ли неволя», «Письма издалека», «Не волнуйтесь, тетя» — их пела вся молодежь!

Анвар вспоминает одно событие того времени, которое могло способствовать появлению нового эстрадного певца Анвара Картаева в московском шоу-бизнесе.

1991-й год. В ташкентском цирке идет сольный концерт Алексея Глызина. Весь концерт Анвар стоит сбоку от сценической площадки, на которой работает певец, и поет сам для себя все песни до одной вместе с Глызиным. Это не осталось незамеченным самим певцом. После концерта Анвар идет в гримерку к артисту – скромный ташкентский парень хочет получить автограф у своего кумира. Алексей Глызин его узнает и начинает задавать вопросы: «Все мои песни знаешь? Хочешь петь?» — Анвар ответил тогда: «Конечно, хочу!» И получил предложение, которое можно услышать только один раз в жизни по счастливой случайности: «Поехали в Москву. Поначалу в бэк-вокал (back-vocal — т.е., «позади солиста», «на подпевках»), дальше – больше…»

Сам Глызин предлагает, берет к себе в команду, перспектива светлая!.. «На сцене Анвар Картаев!» — и взрыв оваций и аплодисментов, концерты, гастроли… Успех! Популярность!..

Анвар решает остаться в Ташкенте.

Распад СНГ, Узбекистан обретает независимость. В процессе поиска своего места в этой жизни, «все надоело (как вспоминает сам артист) – решил заняться душой».

И в начале 1993 года в жизни Анвара появляется Школа-студия «Оптимист» при ДК Авиастроителей, руководителем которой была Тамара Абрамовна Маринко. Дорогу в эту студию показала старшая сестра, там уже занималась ее подруга. «Оптимист» был самодеятельным театром, в котором и раскрылись по-настоящему таланты Анвара. В студии он прозанимался до июня 1993 года, а потом уже Тамара Абрамовна дала путевку в профессиональный театр, сказав, что ему надо заниматься этим серьезно. И отправила в русский Театр Юного Зрителя (старое название Молодежного театра Узбекистана) к своей ученице Римме Кашаевой.

И вот оно, долгожданное самоопределение, нахождение себя в жизни! Успешные вступительные экзамены в Школу-студию драматического искусства при ТЮЗе и одновременно с этим поступление на заочный «тюзовский» курс в ТТХИ им.Островского (в театральный институт) по специальности «Актёр театра и кино».

Но реально профессия актера осваивалась не в институте, а в стенах театра, именно в Школе-студии. Вела курс Римма Рашидовна Кашаева — ее тогда называли «мама курса». Первые два года занимались каждый день с восьми утра до восьми вечера без выходных. Не удивительно, что уже на втором году обучения пошли вводы в спектакли театра.

Самый первый выход Анвара на профессиональную сцену был в спектакле «Голый король» по сказке Г.-Х.Андерсена – он играл человека из народа.

Потом был срочный ввод в спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р.Киплингу на роль Тигра! Это было уже на первом курсе! Вообразите, он вообще-то еще и года не проучился – а уже роль с текстом! Таким галопом на сцену!

Анвар всегда отличался на курсе какой-то особой искренностью и проникновенностью. Эти качества удивительным образом связали между собой два спектакля.

Анвар играл роль Солдата Клауса в новогоднем спектакле «Огниво» по сказке Г.-Х.Андерсена. Он так подкупал в этой роли своим обаянием и проникновенностью, и режиссер Наби Абдурахманов «увидел» в детском спектакле хорошего драматического артиста. И дал ему главную роль в своей постановке – в спектакле «Холстомер» по одноимённой повести Л.Толстого. В дальнейшем этот спектакль стал участником многочисленных театральных фестивалей и получил очень сильные отзывы театральных критиков и зрителей. «Такой артист украсил бы сцену любого столичного театра», — было сказано об Анваре на фестивале «Балтийский дом. Встречи в России».

«Холстомер» по Л.Толстому. В роли Холстомера

Наделённый от природы очарованием, Анвар никогда не боялся быть на сцене некрасивым. В детских спектаклях образы всегда подавались с юмором, были полны детской наивности и всегда очень искренние.

Юмор и самоирония сопровождают его персонажи и в спектаклях из репертуара для взрослых. И еще: Анвар никогда не был актером «от ума», у него просто не получалось играть роль «на актерской технике»; у него какой-то безусловный рефлекс пропускать жизнь всех своих персонажей через себя, наполняя их своей душой.

«Скрипач на крыше» по Ш.-Алейхему. В роли Лейзера Волфа

Сегодня трудно представить, что этот человек не собирался становиться актером. Сыгранные им роли разнообразны.

Его голос звучит во многих фонограммах к спектаклям театра. Диапазон артиста-певца широк: от лирических песен главных героев в теноровом звучании, до острохарактерных вокальных партий хищников и негодяев баритоном с хрипотцой и «рычанием».

Аудиокниги, считает актёр, как детские пластинки: «Один актер играет несколько ролей, голосом пишет все образы – это хорошо!»

И когда актер готов, он получает предложение. У Анвара была готовность номер один, на предложение записать нечто подобное откликнулся сразу, мгновенно, без раздумий. И как на сцену, галопом в аудиокнигу – сразу пишем повесть Гафура Гуляма «Озорник». А ведь это не просто повесть – это огромный монолог!

В это время в репертуаре Молодежного театра уже был спектакль «Озорник» по этой же повести. Анвар играл в этом спектакле Амана – друга Озорника, с которым они вместе пережили столько приключений. И кажется, что трудностей при записи не может быть — артист в материале, но…

«Но одно дело, когда играешь одну роль, другое – когда всё за всех, — говорит артист. — Как можно все это объяснить словами? Материал на руках, можно делать с этим материалом все, что хочешь, пропустить всех через себя, пережить, донести до слушателя, описать голосом всю картину произведения».

Второй большой работой стала запись узбекского народного эпоса «Алпамыш».

И если «Озорник» адресован больше детям, слушатели эпоса «Алпамыш» — и дети и взрослые.

«Здесь совсем другой мир, масштаб, жанр, — говорит Анвар. — Многие взрослые не знают истории, которая есть в самом произведении, и как эта история перекликается с современностью…» Кто не знает, что Кунграт — это в Байсуне? Актер был там в 2005 году на съёмках фильма «Сардор». Видел горы, которые переходит главный герой…

Кстати о кино: в кино Анвар снимается, но, как признается сам актер, «кино не дает такой реализации, как театр. То, что можно реализовать в театре – иногда очень сложно реализовать в кинематографе. В театре «идешь на живца», контакт со зрителем — в кино за объективом, очень плотная четвертая стена…»

Может быть, это уже многолетняя театральная привычка – играя на сцене чувствовать эмоциональную отдачу зрителя в зале, особенно когда зал заполнен до отказа.

И ещё есть один секрет – артист, который озвучил хотя бы одну аудиокнигу, лучше чувствует звучащее слово на сцене…

У каждого творческого человека есть своя Муза. Для Анвара Музой стала его семья. Сам артист признается, что «когда что-то не получается, именно близкие люди всегда дадут оценку ситуации и поддержку. Именно семья вдохновляет на все поступки, мечты и желания. Когда близкие здоровы, когда у них всё есть, когда у них над головой мирное небо – это вдохновляет больше всего».

Пожалуй, лучшим пожеланием артисту будет, чтобы небо над головой всегда было мирным, мира в душе и новых творческих свершений на театральной сцене, в кино и, конечно, в проекте «Аудиокнига для детей и взрослых».

Художественный руководитель проекта «Аудиокнига для детей и взрослых»
Елена Бурова

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.