У истоков узбекского романа Искусство История Ташкентцы

Фархад Хамраев. Опубликовано в Правде Востока 11 июня 2014 года.

Истинный художественный талант всегда перед выбором — творческим, гражданским, нравственным. И зачастую мучительно трудно бывает сделать честный выбор, поступить так, как велит совесть. В литературе, претендующей на роль выразителя надежд и чаяний целого поколения, особенно в период ломки судеб народа, эпохальных перемен, это особенно сложно.

Именно такие моменты, как правило, и рождают художников-литераторов, которые правдивым, смелым словом формируют новую художественную концепцию, литературное направление.

Невольно задумываешься об этом, когда соприкасаешься с одним из таких самородков в истории узбекской литературы, как выдающийся писатель Абдулла Кадыри, 120-летие которого сейчас отмечает широкая общественность Узбекистана.

Он родился в 1894 году на окраине старого Ташкента. С юных лет, прежде всего благодаря отцу, искусному садоводу, в нем были заложены такие замечательные качества, как любовь к труду, удивительная наблюдательность, сопереживание, и, наверное, самое главное — любовь к родной земле, которые он пронес через всю свою короткую жизнь.

Одиннадцатилетним мальчиком Абдулла поступает на службу к богатому купцу, который направляет его учиться в школу с целью сделать по его возвращении своим мирзо, то есть секретарем. Будущий писатель ее блестяще заканчивает.

В 1915-1917 годах Абдулла Кадыри учился в медресе, осваивая там арабский и персидский. Любил изучать языки, и был одним из первых узбекских интеллигентов, кто углубленно занимался русским языком. Это помогло ему в будущем: уже активно занимаясь литературным творчеством, в 1923-1925 годах писатель учился в Брюсовском литературном институте в Москве, принимал участие в составлении «Русско-узбекского словаря», перевел на узбекский язык произведения Н.В.Гоголя, А.П.Чехова.

Свою литературную деятельность Абдулла Кадыри начал в 1915 году, опубликовав отдельной книгой пьесу «Несчастный жених», а чуть позже — повесть «Развратник» и рассказы «На улаке» и «Пир злых духов». В том же году в журнале «Ойна» («Зеркало») опубликовал свои публицистические произведения «Наше состояние», «Нации», «Свадьба».

менно с именем Абдуллы Кадыри связано появление новой зрелой узбекской реалистической прозы.
В 1923 году в газете «Туркестан» известный татарский писатель, специалист по литературе тюркских народов Зариф Башири, высказывая свое мнение о том, как должна развиваться узбекская литература, нужны ли ей такие жанры, как роман и рассказ, предлагал обсудить этот вопрос на страницах республиканской периодической печати. Абдулла Кадыри своим творчеством дал прямой и однозначный ответ. Так, в предисловии к роману «Минувшие дни» он писал: «Писатель чувствует себя обязанным создать новые произведения всех видов, будь то роман, рассказ или стихи, дать народу «Тахира и Зухру», «Фархада и Ширин», «Четырех дервишей» нашего времени. Задуманный мною роман «Минувшие дни» — лишь первая попытка, лишь мечта подобного рода».

После выхода романа в свет стало ясно, что мечта замечательного писателя сбылась с первой попытки. «Минувшие дни» положили начало новой реалистической прозе, войдя в золотой фонд самобытной и талантливой узбекской литературы. Позднее известный востоковед академик Е.Бертельс напишет: «Романы Абдуллы Кадыри всем своим строем, всем своим своеобразным стилем являются узбекскими романами. Мировой литературе известны пять школ романа: французская, русская, английская, немецкая и индийская. Теперь шестую, а именно узбекскую, школу романа создал Абдулла Кадыри».

Безусловно, творчество Абдуллы Кадыри выросло на народной почве, богатейших традициях узбекской классической литературы. Но вместе с тем его творчество испытало сильное влияние и мирового литературного процесса.

Герой первого крупного произведения писателя — драмы «Несчастный жених» — бедный молодой человек. Он служит приказчиком у бая. По совету дяди юноша женится на девушке из зажиточной семьи, с трудом собрав деньги на калым. Юноша влезает в огромные долги и поначалу даже не задумывается о последствиях такого поступка, совершенного в повышенном эмоциональном состоянии. По прошествии некоторого времени молодожены понимают, что вернуть долги они не в состоянии. После долгих раздумий, терзаний и понимания безысходности своего положения они совершают самоубийство.

Трагедия «маленького человека», известного нам и по произведениям русской классики XIX века, стала характерной для творчества Кадыри в то сложное и противоречивое время. Уже в самом начале своего творческого пути он пытается ставить проблемы нравственного, социального плана, реалистично показывать социально-экономический уровень жизни народа, веяния зарождающихся в Туркестане демократических тенденций.

Но далеко не все в раннем творчестве получается у Кадыри. В арсенале писателя еще нет многих средств художественной выразительности, которые появятся у него в дальнейшем. И тем не менее целый ряд художественных образов, выведенных им в ранних рассказах, подтверждает появление мощного таланта в узбекской литературе.

начале двадцатых годов Абдулла Кадыри создает первый узбекский роман «Минувшие дни». Впервые он был напечатан в журнале «Инкилоб» в 1922 году, а в 1926 году вышел отдельной книгой. Роман охватывает один из важнейших периодов истории узбекского народа — события середины ХIХ века. Исторические перипетии переданы через трагическую историю любви главных героев романа Отабека и Кумушбиби. Роман развертывается на кровавом фоне борьбы местных правителей за власть. Как и для любого крупного эпического произведения, в романе «Минувшие дни» мы сталкиваемся с многоплановостью повествования, наличием побочных сюжетов, последовательным и нарастающим накалом и трагической развязкой событий.

Идейным и композиционным центром романа является образ Отабека, который придерживается передовых взглядов. Он открыто выступает против устаревших методов ведения торгово-экономических отношений, придерживается новых взглядов на семейно-бытовые проблемы. Возникает конфликт между Отабеком и консервативными силами, тормозящими развитие в крае. Во многом в уста своего героя Абдулла Кадыри вкладывает свои собственные мысли и суждения.

Параллельно писатель прослеживает судьбу узбекской женщины. Бесчеловечные и жестокие обычаи, в частности многоженство, приводят к смертельной вражде двух женщин — Кумуш и Зайнаб. С особой любовью и искренностью писатель рисует образ прекрасной Кумуш, которая благодаря чистой и всепоглощающей любви к Отабеку преодолевает испытания жизни и коварство недругов. Однако трагедия неизбежна. Она умирает, отравленная ими, и Отабек гибнет в битве с врагами своей Родины.

В ходе работы над романом «Минувшие дни» Абдулла Кадыри публикует два сатирических рассказа «Из записной книжки Калвака Махзума», «О чем говорит упрямый Ташпулат?» Эти рассказы представляют собой блестящие образцы новой узбекской сатиры, беспощадно высмеивающей глупость и невежество. Их идеи преподносятся не в виде готовых постулатов, а вытекают непосредственно из анализа психологических образов Калвака Махзума и строптивого, упрямого Ташпулата, из показа того, что происходит вокруг героев, и как они относятся к событиям и фактам реальной жизни. В изображении своих героев писатель уже мастерски использует художественный прием — описание деталей. Из мелочей, штрихов, незначительных реплик создает полнокровные, художественно цельные самобытные образы. Создание ярких и живых картин является результатом не только глубокого знания жизни, но и предшествующего опыта работы писателя над фельетонами, пародиями, юморесками.
И юмор для него не просто рассыпанные по тексту остроты, а средство организации повествовательного материала, один из способов выражения авторской позиции.

В этих рассказах, в гибких интонациях повествования проявились и литературная искушенность автора, и его возросшее мастерство как художника слова. В своей статье «О смехе» А.Кадыри как-то писал: «В моих сатирических героях вы не увидите личности автора. Слова и мысли его вы услышите из уст самих героев. В Калваке — это махаллинский духовник, утративший связь с реальной жизнью. В Ташпулате — бедняк без кола и двора, нищий, хулиган, способный соврать, упрямый, ухарь и авантюрист».

собым мастерством характеризуется второй роман писателя «Скорпион из алтаря» (1929) — зрелое и художественно цельное произведение Абдуллы Кадыри. В нем автор вновь обращается к прошлому, показывая всю панораму того времени. События в романе развиваются в XIX веке, содержание и развитие романа наполнены драматизмом. Главный герой романа Анвар — выходец из простой трудовой семьи. Его детская дружба с Рано, дочерью учителя, в семье которого он воспитывался, постепенно перерастает в большую взаимную любовь. Писатель постепенно раскрывает внутренний мир главных героев.

Анвар рано приходит к убеждению о существовании в мире двойных стандартов, безнравственности и безответственности многих служителей культа и чиновников. Под влиянием обстоятельств, окружения формируются взгляды Анвара, отличающиеся от других. Он реально задумывается о несправедливости, несовершенности мира.

а страницах романа развивается острый конфликт между простыми людьми и Худояром, «скорпионом из алтаря», который противостоит народу, отравляет его жизнь.

Анвар впитал в себя лучшие качества современного, образованного человека с высокими моральными качествами. Его возлюбленная Рано, яркая представительница галереи женских образов А.Кадыри, во всем поддерживает Анвара. Она трезво смотрит на жизнь. Ее открытость и нравственная чистота позволяют говорить о том, что не только любовь сближает ее с Анваром, но и «родство душ».

Интересны в романе и некоторые другие персонажи, изображенные писателем с большим мастерством. Ярко и колоритно изображены образы типичных представителей духовенства того времени, в частности Салиха Махдума. Его характеристику автор дает не сразу. Постепенно показывает нам его внешний облик, внутренний мир, поведение и манеры. Его стяжательская философия, скрытая внешней праведностью, развенчивается писателем с помощью деталей, небольших сравнительных характеристик, посредством поведения других персонажей. В итоге перед нами предстает тщедушный мелкий человек.

ретье крупное эпическое произведение Абдуллы Кадыри — повесть «Обид-кетмень» (1935), отражающая серьезные изменения в жизни узбекского села в сложный период развития государства. Подобно «Поднятой целине» М.А.Шолохова, повесть Абдуллы Кадыри повествует о сложных и противоречивых событиях, создавая яркий психологический портрет главного персонажа. Писатель показывает историю становления нового явления на селе — колхоза «Четан». Жизнь Обида, дехканина-середняка, не проста. И восприятие этого явления не однозначно. Постепенно писатель эволюционирует взгляды своего героя, выводит его на «правильную дорогу». При этом А.Кадыри использует свой излюбленный художественный прием: описывая события, сравнивает старое с новым, прошлое с настоящим, передовое с отсталым. И все же повесть «Обид-кетмень» несколько выпадает из общей художественной концепции писателя. В произведении достаточно сильно прослеживаются идеологические веяния того времени.

В быту Абдулла Кадыри был веселым, обаятельным человеком, в творчестве — взыскательным, тонким и строгим мастером.

Каждому человеку, в том числе и художнику слова, дано прожить только свою собственную жизнь, свою собственную судьбу. Абдулла Кадыри стал жертвой репрессий тридцатых годов. Место гибели и захоронения писателя неизвестно. Цветы ему возлагают на символическом бугорке кладбища Камолон.

Сегодняшняя свободная и независимая страна — Узбекистан, где возрождаются имена великих деятелей культуры узбекского народа, где память о нашей истории служит важной духовной, нравственной основой жизни нации, есть символ того, что мечты писателя сбылись. На книгах Абдуллы Кадыри, который был нравственно цельной личностью, все мы, и в особенности молодое поколение, учимся мужеству и любви, скромности и преданности народу, родной земле, высоким человеческим качествам.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.