Берта Давыдова: “Я согласна со своей судьбой” Искусство Ташкентцы

Миразим Хайдаров:
На «ПоТ» много материалов про евреев, про бухарских евреев в частности, но почему-то не упоминается Берта Давыдова, хотя, на мой взгляд, она – один из самых выдающихся представителей бухарских евреев. Она была одним из гигантов среди исполнителей макомов.

Ее воспоминания.

(текст, видимо, переведен с узбекского. «Езеван» (Ёзёвон) по-русски называют Язъяван, «в семье Даудбая» – наверное, она имела в виду деда, про мечеть непонятно – являлись ли ее отец и дяди мусульманами?)

Я родилась в Езеване в семье Даудбая. Отец был богатым человеком, у него было много земли, работников. Он был владельцем хлопкового завода. У отца были братья Муратбай и Ибрагимбай, и они оба были состоятельными людьми, известными и уважаемыми в городе. Люди не заходили в мечеть до тех пор, пока отец и его братья не войдут туда из-за уважения к ним. Говорили, что они были не чужды благотворительности, за что их популярность среди бедных была высока…

Я была единственной девочкой среди 13 братьев. Моя мать была второй женой отца, она была очень красивая. Помню, как отец меня и маму сажал в коляску и возил гулять по Маргелану. Когда мне было 11 или 12 умер отец, и мы переехали в Ташкент к дяде, брату матери. У них мы жили 3 месяца. Жена дяди была очень доброй женщиной, она ни разу нас не обидела, она знала наши хорошие дни, поэтому она в наши трудные дни хотела поддержать. Когда я окончила 4 класс школы, меня приняли в медицинский техникум им. Ахунбабаева, и окончив его в 1938 году, до 1941 года работала медсестрой-акушеркой в старом городе в поликлинике. После начала войны, когда в Ташкентский военный госпиталь стали привозить раненых, я стала работать там, и проработала 3 года там.

Однажды в наш госпиталь приехал ансамбль во главе с Юнусом Раджабий, чтобы дать концерт раненым. Ещё в школьные годы я бросала свой тряпичный портфель на землю останавливалась около репродуктора на улице, чтобы слушать музыку. Так я выучила песню Халимы Насыровой «Светлые вечера». Иногда я пела эту песню для раненных Поэтому когда концерт окончился наши врачи сказали, что, и у нас есть своя певица. Юнус Раджаби попросил и, мня спеть тоже.. Я как была в белом халате вышла на сцену. Спела один куплет, смутившись, я убежала. Юнус Раджаби сказал, «Доченька, у тебя очень приятный голос, я отведу тебя на радио». Я ответила: «Я дала клятву медработника, и к тому меня начальство госпиталя не отпустит». Но меня отпустили, и я с 1943 года 45 лет без перерыва проработала на радио.

Мой брат Мардухай Давыдов учился в Ташкентской Консерватории на вокальном отделении и стал солистом в театре имени Алишера Навои. Мой другой брат – Рафаэль учился в ТашМИ. В это время материально мы жили очень трудно Однажды, моя покойная мать, пошла к соседям , попросить одну касу муки с тем, чтобы когда вернется вечером брат, отдать им деньги за муку. Соседка сказала, что она даст муку, если моя мать им постирает. Мама согласилась, ей соседка положила для стирки гору грязного белья. Через некоторое время с учебы пришел брат. Поднимаясь на балхану увидел мать, которая на другом дворе стирала. Тут же он спустился, пошел к соседке и разбил стиральный таз из керамики, взял мать за руку и привел домой. Он сказал соседке: «Вы не изволили подождать, когда я вернусь и отдам деньги, без этого Вы не дали матери только одну касу муки. Вы не знали, кем была наша семья!»

Позже брат после дневной учебы работал сторожем. Он содержал нашу семью. После окончания учебы он служил в армии, а после войны вернулся, защитил диссертацию, позже он стал проректором ТашМИ.

Как-то в Ташкент приехал Таджикистана Шахназар Сохибов, руководитель ансамбля «Шош-маком» при таджикском радио. Наш директор Абдулла Уразаев познакомил меня с ним и попросил: «Пожалуйста, поработай с нашей Бертой хоним, обучите её десяти таджикским макомам. Работа будет оплачена Ташкентским радио». Так Шахназар ака выучил меня. Я не знала нот. Обучение шло традиционным методом: от устаза к шогирду – из уст в уста. Так в моем репертуаре появилась классика. Позже и при ташкентском радио появился ансамбль макомистов.

Помню и военные годы. Я работала на радио, братья были на фронте. Мама от бедности со слезами отдала двух младших братьев в детский дом. Однажды вечером я возвращалась в наш старогородский дом с концерта. Шел дождь, а я была в хлопчатобумажной стеганой курточке, вязаной юбке, а на ногах- галоши.. Улица наша превратилась в грязевое болото. Я подумала, что если промокнут мои галоши, то завтра мне одеть будет нечего, поэтому я сняла их и босиком добежала до дома. На утро у меня была высокая температура и я слегла.. В комнате, где мы жили, стояла печка- буржуйка, топлива не хватало. Мой брат сломал ограду айвана и затопил печь, что бы согреть комнату. Тут ещё прохудилась крыша, и с потолка покапало. Мама поставила ведро. Едва оправившись, я вышла на работу, от этих домашних проблем с крышей, с печкой, с топливом, я расплакалась.. Я им рассказала, что в доме сидеть негде, из-за прохудившейся крыши.. «Не плачь», сказали они. И в тот же день привезли один мешок соломы и методом хашара починили нашу крышу..

Из радиокомитета нас всех — певцов, дикторов, редакторов и прочих сотрудников время от времени отправляли на сбор хлопка или на прополку. А вечерами мы давали концерты колхозникам. 5-10 км мы ехали в село на телеге. Телега запрягалась двумя быками. Дороги пыльные, а после дождя было много грязи. Иногда, телега застревала в грязи, мужчины сходили с телеги, и толкали её. В нашем ансамбле работали такие известные певцы Акбар кори Хайдаров, Карим Муминов, братья Шоджалиловы (мы их называли кори ака). Среди них были Барно Исакова, позже она вышла замуж и уехала в Таджикистан. Там она продолжила свою певческую карьеру и стала народной артисткой.

В студии я пела песню «Сарахбори ороми шом», зашел какой-то человек, диктор сделал мне знак петь ещё, я запела «Самарканд ушоги», которую я любила от души. Когда я закончила петь, этот человек подошел ко мне и поблагодарил. Затем он обращаясь ко мне спросил: «Почему ты такая тоненькая?». Это был тогдашний руководитель Узбекистана Усман Юсупов. Наш музыкальный руководитель Ориф Косимов: «Эта девушка очень талантливая. Она знает кроме узбекских песен, таджикские и уйгурские и очень хорошо их исполняет. Но семейное положение у неё очень трудное. У неё на иждивении старая мать и трое младших братьев.» Усман Юсупов дал мне карточки на хлеб, на отрез пальтовой ткани.

На радио меня назначили дежурной от певцов: в 5 утра я должна была идти в УзТАГ и принести на радио свежие газету и новости. Тогда дикторами были Тураб Тула и Хамид Гулям, они зачитывали новости, а в перерывах мы пели, тогда был прямой эфир, позже нас стали записывать. В 1959 году Юнус Раджаби организовал ансамбль макомистов. В течение 7 лет мы записывали выученные от устазов макомы на магнитные ленты. В студии звукозаписи мы записывались в основном ночами, когда на улице прекращалось движение транспорта. С работы я приезжала в 5 утра на поливочной машине, которая проезжала мимо моего дома.

1948 году я вышла замуж за военного врача Рахима Махмудова. Он был очень ревнив, и требовал, чтобы я бросила работу и сидела дома. 3 месяца я просидела дома. Пошли звонки на радио. Звонили и из правительства: «Где Берта Давыдова?» Отвечали: «Она вышла замуж. Шараф Рашидов вызвал к себе мужа и меня. Он сказал: «Бертахоним- человек искусства, ей надо работать.» Так я продолжила свою работу.

Как-то, то ли в 1956, то ли в 1957 годы, я должна была участвовать в большом концерте. Я попросила мужа, чтобы он вместе с сыном пришел на концерт, а потом бы мы погуляли бы по парку, поели бы мороженое. Он сказал, что не пойдет. Но он оставив сына дома, тайком пришел на концерт. Когда концерт уже кончился, какой-то зритель во время моего пения громко сказал: «Ну, и глаза!». Сидевший в задних рядах мой муж видимо услышал это. Во время антракта мне сказали, что ко мне идет какой-то военный. Я вышла. Это был мой муж, он подошел ко мне и дал мне пощечину.. Я упала, волосы, и одежда были в пыли. Музыканты взяли его за руки. В это время уже объявили мой номер. Я отряхнула одежду, пригладила волосы и вышла на сцену.. После концерта дома меня встречал встревоженный сын: «Мамочка, не заходите в дом, папа шумит, очень рассержен, он сжег все ваши платья!» Я вместе с 6-летним сыном пошла к матери

Вслед за мной приехали соседи: «Вашего мужа за дебоширство забрала милиция,» — сообщили они. Я побежала в милицию, это было 8 марта, начальника нет. Я просила дежурного отпустить мужа, написала расписку, что у меня нет к нему претензий, и привезла домой. По дороге я ему сказала: «Вот ключ от дома, Рахим ака. Я пришла, чтобы Вас не держали в тюрьме, у нас есть ребенок. Но с Вами жить я не буду. Я оставляю вам и дом и вещи. Я боюсь, что с вами я умру, лучше мне умереть на сцене за мои песни. У нас разные дороги».

Я вырастила и дала образование сыну сама. Он преподаватель ВУЗа. Перепадает русский и английский. Слава Богу, он хороший человек, я горжусь им.
Нет большего счастья, чем быть любимой зрителем, найти дорогу к его сердцу. За все я благодарна судьбе, и за свои бессонные ночи, и за мое одиночество, за благодарность зрителя, за каждую мою песню, потому что моей жизнью была музыка. Я не о чем не жалею.

Источник: Судьбы и время. Прошлое Узбекистана в устных рассказах женщин – свидетелей и современниц событий
Марфуа Тохтаходжаева
Доно Абдураззакова
Алмаз Кадырова

13 комментариев

  • Фото аватара Малика:

    Спасибо за замечательные воспоминания. Даудбай (Давид) это отец легендарной Берты Давыдовой. Интервью и вправду было записано на узбекском языке, перевод стоило отредактировать, но видимо, авторы решили таким образом придать ему изюминку живого диалога. Бабушка часто называла себя «Ходячая энциклопедия», т.к. ей многое пришлось пережить на своем веку. Это не помешало ей зваться Дочерью узбекского народа, получить звание, по воле и требованию узбекского народа, и при этом оставаться по-детски чистой, простой женщиной, прожившей достойную жизнь, посвященную любимой профессии, родным людям. В августе будет 7 лет, как ее не стало, однако память вечна, спасибо автору, за еще одно подтверждение.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    Если есть mp3 песни «Фиғон», выложите, пожалуйста.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Нишонджон:

    Спасибо всем добрым людям за то что помнят и любят Берту Давидову. Ведь таких певцов от Бога единицы. Надо издать все песни которые пела эта великая певица. Будучи маленьким мальчиком я с наслажлением слушал по местному радио ее песни и многие знал наизусть. Хвала и почет вам добрые люди.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Гусейн:

    Очень рад был прочитать воспоминания про замечательную и легендарную Берту Давыловну, талант и творчество которой оставили неизгладимое впечатление и след не только в жизни у благородного и гостеприимного узбекского народа, но и других братских народов, проживавших в разные периоды нашей совместной истории. Среди множества теплых воспоминаний прошлого, в моей памяти как представителя Дагестана, волей судьбы прожившего на узбекской земле без малого 35 лет, Берта Давыдовна оставила самые теплые чувства. Часто и добрым словом мы вспоминаем гордую, добрую и талантливую Берту Давыдовну, а также ее интеллигентного сына — Эркина Махмудова, с которым мне посчастливилось не только вместе работать, но и дружить. Пусть память о Берте Давыдовна навечно сохранится в сердцах и памяти ее поклонников.
    С ув. Гусейн Гаджиибрагимович Тикаев -зав.кафедрой арабской филологии факультета востоковедения Дагестанского государственного университета.

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    А я не согласна с тем, что нет фотографии. Исправляю. Фотография из сети.

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Ссылка на цветную фотографию. http://old.ziyonet.uz/ru/people/berta-davydova/; ссылка на фотографию в национальном платье —
    http://sanat2013.orexca.com/rus/archive/1-05/tanovar.shtml

      [Цитировать]

  • Фото аватара Хайдарыч:

    Эта девушка тоже здорово спела «Адашганман»:

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ҳамиджон Икрамов:

    Фактларга ёлғон аралашган, 1941-1947 йиллар Радио миллий ансамблини қайта ташкил этиб, унга Бадиий раҳбарлик қилган инсон, машҳур ўзбек бастакори Имомжон Икромов бўлади. 1942 йил кузида, Тошкент госпиталидаги учрашувга ансамблни И. Икромов олиб келган. Бу пайтда Юнус Ражабий Янгийўлдаги Тошкент вилот мусиқали театрининг раҳбари бўлганлар. Имомжон Икромов эсдаликларида Берта Довидова ҳақда қуйидагиларни айтганлар. «Берта, ноёб овоз ва иқтидор эгаси эди. Мен уни Тошкент госпиталига — учрашувга борганимда топганман. Концертдан сўнг ярадорлар — устоз бизнинг ҳам ажойиб қўшиқчи қизимиз бор. Уни бир кўрсангиз яхши бўларди, деганлар. Шундан кейин, улар Берта Довидова, деган нозиккина қизчани чақирганлар. Ҳамшира киз, Халимахоним репертуаридан бўлган «Оқ ойдин кечалар» ашуласининг ярмигача айтиб берган, дердилар. Мен Берта Довидовани Радиога таклиф этганман. Ўшанда Госпиталдан бир гурух шифокорлар фронтга кетишга тайёргарлик кўраётган ва улар орасида Берта ҳам бор экан. Шу учун, мен госпитал ва Радио раҳбарларининг олдига кириб чиқишимга тўғри келган…» Шундан сўнг, Имомжон Икромов, ўзининг беш-олти йилдан бери, ҳалқ куйи ва Алишер Навоий ғазали асосида тайёрлаб юрган янги ашуласи — «Сарви гулрў келмади» («Муножот») ни Берта Довидовага ўргатган. 1943 йил аввалидаги — қахратон қиш кунларидан бирида, бу ашула Берта Довидова ижросида Радио орқали эшиттрилган. Шундай қилиб, ҳали деярли ҳеч ким танимайдиган ҳамшира қиз Берта, аввало иқтидори ва дардли овози туфайли, сўнг Имомжон Икромов ва унинг буюк «Муножот» ашуласи туфайли, яшин тезлигида Бертахонимга айланган. Берта Довидова Имомжон Икромовни — катта санъат давраси сари қўлидан илк бор етаклаган бу инсонни, биринчи устозининг ҳурматини бир умрга юрагида сақлаган, барча суҳбатлари ва интервьюларини шу устозга ҳурмат билан бошлаган! Ҳамиджон Икромов, санъатшунос, профессор. 28.12.2018 йил.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Шавкатжон:

    Мен 67ёшдаман.Шу кушикларни тинглаб катта булганман.Кекса санъаткорлар кушикларини куп изладим. Афсуски бундай кушиклар паянетларда булмайди.Сизларга катта рахмат

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.