Ногай-курган: 200 лет вместе Разное Фото

Ногай-Курган – старинная часть Сергелийского района. Расположен на берегу Салара неподалеку от Южного железнодорожного вокзала столицы.  Ныне в его махалле – полтора десятка улиц и переулков и более 6,5 тысяч  жителей.

Формирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV веку уже сложились прочные торговые связи. Имеются письменные свидетельства о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Коканда и других городов. Многочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках среднеазиатских ханств.

Самая большая татарская община – кишлак Ногай-Курган, образовался на рубеже XVIII-XIX веков в окрестностях Ташкента на берегу Салара. Когда-то Салар был полноводной рекой. Чтобы переплыть его с одного берега на другой, надо было хорошо «помахать» руками. О тех легендарных временах еще помнят старики. А вот молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились кабаны и даже тигры, но трудолюбивый народ осушил болота и вернул почве былое плодородие.

Сохранился архивный документ, в котором говорится, что предки ногай-курганцев были выходцами из Татарстана и России. Уже в 1827 году они обратились с прошением к кокандскому правителю Мадалихану, в котором извещали, что по мере заселения Ногай-Кургана отведенной  земли для потребностей его населения стало мало, и в связи с  тем, что хозяйства развились, просили отвести дополнительно земли, необходимые для посевов, посадок, выгонов и т.д. Хан велел прирезать к селению Ногай-Курган до 600 десятин земли, выдав на это документ с приложением своей печати.

Поселение имело широкие, прямые, обсаженные деревьями с многочисленными гнездами аистов на них улицы, по сторонам которых располагались маленькие глинобитные дома. Кишлак отличался самобытной планировкой, а стены домов, выходящие на проезжую улицу, были с окнами, что тогда удивляло коренных жителей. Татарами были построены мактаб и мечеть, последняя действует и поныне. Существует и старинное кладбище с древними захоронениями двухсотлетней давности.

Большую роль в сближении ногай-курганцев с местным населением сыграло знание казанскими татарами местных языков, общность их религии, знание обычаев, быта, уклада жизни народов Средней Азии.

С кишлаком связано много разных интересных событий.  Вот что пишет в своих путевых заметках 1867 года известный востоковед, писатель, путешественник Петр Иванович Пашино: «Деревня Ногай-кишлак расположена в нескольких верстах от густо населенного центра Занги-ота. Состоит из сотни дворов и получила свое название от того, что там живут семейства татар, которых называют ногайцами. Ногай-Курган примечателен тем, что это единственное место в здешнем крае, где разводят картофель».

Также весь кишлак знает и историю появления и распространения клубники в Туркестанском крае. Еще в 1981 году 76-летний житель махалли Шакир-ота Исмаилов вспоминал, что у генерал-губернатора Туркестана был сад, где он выращивал клубнику, и кто бы у него не попросил рассаду, никому не давал. Но однажды житель Ногай Кургана тайком вынес 3-4 клубня рассады. «Разбогатеть на ворованных клубнях ему не довелось, — смеялись жители поселка, — но только с тех пор эта вкусная ягода распространилась не только в кишлаке, но и далеко за его пределами.

С изучением Ногай-Кургана здесь бывали такие известные исследователи конца XIX – начала XX века как А.Валиди, П.Пашино, Дж.Кастанье. Здесь писал свои картины и В.Верещагин.

Вплотную к современному кишлаку Ногай-Курган примыкает холм Кугаиттепе. Археологические исследования позволяют считать его первоначальным ядром сложения поселения. Но ценность этого археологического памятника заключается еще и в том, что он содержит культурные слои, рассказывающие нам о поколениях племен и народов периода I –XVI веков, предшествующих ногай-курганцам.

До обретения Узбекистаном Независимости этот холм, к сожалению, довольно быстрыми темпами уничтожался. В настоящее время Республиканским обществом по охране памятников и махаллинским комитетом Ногай-Кургана  подписано охранное обязательство.

Прежде этот холм был весьма обширным, но и сохранившая часть является бесценным памятником истории города и страны. Здесь неоднократно проводились и проводятся археологические раскопки. Их вели такие известные ученые нашей страны как М.Массон, Ю.Буряков, С.Лунина, З.Усманова, М.Филанович  и многие другие. Об истории Кугаиттепе и Ногай-Кургана пишет народный писатель Узбекистана  У.Хошимов  в своей книге «У входа и выхода».

Представляется, что здесь, в Ногай-Кургане, можно создать туристический комплекс с филиалом Музея истории. Экспонатов для этого достаточно. Многочисленные находки с древнего городища, полученные в ходе археологических раскопок, хранятся в Музее истории Узбекистана и коллекциях ташкентского отряда Института археологии АН Республики Узбекистан. На наш взгляд, ногай-курганцы могли бы создать такой музей, или для начала выставку. Их славное начинание не осталось бы без поддержки, учитывая значимость памятника как культурного наследия разных народов, проживающих здесь на протяжении 18 веков!

На сегодняшний день Ногай-Курган, вероятно, единственный поселок, представляющий своеобразный феномен, где совместно живут татары и узбеки более двухсот лет, сохраняя при этом свой язык, традиции и обычаи, поддерживая связь с этнической родиной. Здесь, как и раньше, не только хорошо трудятся, но и умеют повеселиться. К примеру, на весь Ташкент славился здешний музыкант по имени Шаймат-гармончи. Ногай-Курган дал республике и известного певца, организатора и ведущего многих узбекистанских сабантуев – заслуженного работника культуры Татарстана Вилли Ахмадеева. И это не случайно: здесь всегда был и остается татарский дух – дух трудолюбивого, веселого и очень дружелюбного народа.

В лихолетье военного времени многие ногай-курганцы ушли на фронт и защищали Родину. В их честь в поселке возвышается стела памяти.

Принимая в 1970-х годах в дар библиотеке Среднеазиатского духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана старинные книги из мечети Ногай-Кургана, муфтий Зиявуддин Бабаханов сказал: «Я бы назвал этот аул не кишлаком Ногай-Курган, а Ногай-ободом».

В 2010 году, участвуя в смотре-конкурсе на звание лучшей махалли, Ногай-Курган (председатель махаллинского комитета Мухаммед Холманов) занял первое место в районе и почетное третье место в г. Ташкенте.

Татары, узбеки, казахи, русские в Ногай-кургане, как и прежде, живут дружно, знают историю и язык друг друга. Они всегда вместе – в труде, в горести и радости – такова традиция.

Ринат Шигабдинов, ст. научный сотрудник Института истории АН Республики Узбекистан.

Текст отсюда.
Фото прислал Нариман Каримов.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.