Очерк жизни и творчества Мухитдина Кары-Якубова История Ташкентцы

Помните искались добровольцы для оцифровки архива одной дамы? Ильгиз Монасыпов начал это нелегкое дело (спасибо огромное от всех читателей!). Материалам будет присвоен тег «Татьяна Кулевас». ЕС

Оцифровал очерк жизни и творчества Мухитдина Кары-Якубова. Этот очерк был издан в виде брошюры в 1968 году. Татьяна получила эту брошюру из рук Тамары Ханум с ее дарственной надписью. Разумеется, уже по этой причине Татьяна расставаться с ней не желает. Собственно говоря, именно поэтому я попросил этот  материал с целью оцифровать в первую очередь. Результат оцифровки высылаю.
Первый лист с автографом Т.Ханум высылаю отдельно. Полиграфия оригинала безобразна. На качестве распознавания текста это практически не сказалось, но вот фотографии улучшить практически не удалось. А фотографии,  думаю, довольно редкие, наверняка они из личного архива Тамары Ханум.

Мухитдин Кари-Якубов принадлежит к числу выдаю­щихся деятелей узбекской советской культуры. Его исключительный по своему богатству и яркости талант проявился уже в первые годы после победы Великого Октября, на решающем этапе исторического развития узбекской нации.
Великая Октябрьская социалистическая революция раскрепостила трудящихся Туркестанского края. Но на­род, недавно изнемогавший под игом эксплуатации фео­далов и капиталистов, был еще не свободен от влияния старых взглядов, феодально-религиозной морали. Ком­мунистическая партия вела напряженную борьбу за пост­роение социалистического общества, за воспитание нового, свободного человека. В этой еще небывалой по трудности борьбе важнейшую преобразующую и воспи­тательную роль должно было сыграть искусство.
Мухитдину Кари-Якубову в ряду зачинателей и актив­ных строителей узбекского советского искусства по пра­ву принадлежит одно из первых мест.
Уже первые самостоятельные шаги М.Кари-Якуббва на поприще музыкального искусства характеризуют его как неутомимого организатора и пропагандиста прогрес­сивных идей.
В 1916 году в Фергане Мухитдин Кари-Якубов организовал тогда еще немногочисленный музыкальный кружок, в который вошли одаренные музыканты — исполнители на духовых инструментах. Это был один из первых узбекских оркестров, имевший в своем составе не только национальные, но и европейские музыкальные инструменты. Вместе со своими товарищами Кари-Якубов упорно овладевал нотной грамотой и настойчиво стремился к тому, чтобы превратить созданный им кружок в подлинно профессиональный музыкально-театральный коллектив.
В 1918 году М.Кари-Якубов познакомился и тесно сблизился с основоположником узбекской советской поэзии, драматургии, театральной и музыкальной культуры Хамзой Хаким-заде Ниязи. Хамза возглавил коллектив молодых энтузиастов, найдя в Кари-Якубове своего замечательного соратника, убежденного пропагандиста новых идей и форм в искусстве.
С этого момента деятельность коллектива намного расширилась. Было положено начало созданию узбекского музыкального театра.                                           
Революционная идейность, которой было проникнуто творчество Хамзы, стала основой художнической дея­тельности Кари-Якубова. Богато одарённый артист, уже снискавший себе славу блестящего исполнителя узбекских народных песен, Кари-Якубов стал первым и непре­взойденным исполнителем знаменитых боевых песен Хамзы: «Да здравствуют советы!» («Яша шуро»), «Эй, рабочие!» («Хой, ишчилар!»),— звучавших как призыв к революционному преобразованию жизни.

Мухитдин Кари-Якубов стал ведущим драматическим и музыкально-драматическим актером   в руководимой Хамзой Ферганской труппе. Он был первым исполнителем роли бая («Бай и батрак»), Фаттиха (IV часть «Фер­ганских трагедий»), Касымджана («Наказание клеветни­ков»), а также ряда других ролей в пьесах Хамзы.
В суровые годы гражданской войны М.Кари-Якубов в составе одного из первых агитпоездов отправляется на Закаспийский фронт. Пламенной песней и ре­волюционным словом актера-агитатора он воюет за по­беду Советской власти. В 1919 году, в одну из фронто­вых поездок, Кари-Якубов вступил в ряды Коммунисти­ческой партии.
Глубокое понимание того, что дальнейшее успешное развитие узбекского искусства возможно лишь при обо­гащении опытом мировой и, прежде всего, русской культуры, толкнуло М.Кари-Якубова на смелый и ре­шительный шаг. В 1923 году он, по собственной инициати­ве, без каких-либо направлений и рекомендаций едет в Москву, где поступает сначала в студию-мастерскую В.Э.Мейерхольда, а затем, по совету выдающегося мас­тера советского, театра, становится студентом Цент­рального техникума театрального искусства. В этом учеб­ном заведении М.Кари-Якубов совершенствует свое во­кальное и актерское мастерство.
Живя в Москве, молодой артист вдохновенно пропа­гандирует узбекское песенное творчество. Благодаря своему огромному певческому дарованию, богатым го­лосовым данным и яркой, выразительной исполнительской манере, он сумел сделать узбекскую музыку близкой и понятной широкой аудитории столичных слу­шателей. В это время М.Кари-Якубов — участник  многих больших концертов и вечеров, где он выступает вместе с Владимиром Маяковским и Николаем Асеевым, артис­тами Южиным и Обуховой.

Мухитдину Кари-Якубову принадлежит слава первого выдающегося пропагандиста узбекской музыки среди слушателей Москвы. Огромный постоянный успех имели его концертные выступления во многих городах Тур­кестанской республики.
Учитывая выдающиеся заслуги М.Кари-Якубова, ЦИК Туркестанской Советской Социалистической Республики присваивает ему в 1923 году первому почётное звание Народного певца Туркестана.
В 1925 году М.Кари-Якубов и Тамара Ханум вклю­чаются в группу советских артистов, которые должны были представлять молодую Страну Советов на Всемир­ной выставке декоративного искусства в Париже.
Перед отъездом артистов за рубеж в Москве в Боль­шом театре был дан пробный концерт «Творчество наро­дов СССР». На концерте присутствовали представители партийных и общественных организаций столицы, а так­же аккредитованные в Москве иностранные дипломаты.
Концерт прошел с огромным успехом, особо печать отмечала выступление М.Кари-Якубова и Тамары Ханум. Газета «Известия» в те дни писала: «Самым очарователь­ным в показе была пара узбеков – Тамара Ханум и М.Кари-Якубов;. Исполненный ими на «бис» номер «Или-ла» — песня-игра с покрывалом, — конечно, пленит Па­риж изумительным изяществом мелодии, танца и мими­ки. Здесь тончайшее, как в миниатюре, искусство Вос­тока, забытая в фокстротах грация и чистота эмоции».
Парижане восторженно восприняли искусство узбек­ских артистов. Об их исключительном успехе писали многие французские газеты. В одной из них отмечалось: «Концерт закончился прелестным дуэтом, спетым и протанцованным Тамарой Ханум и Мухитдином Кари-Якубовым, который привел в восторг публику и по настоя­нию зала был «биссирован».

После, выступлений в Париже узбекские артисты по­лучают  приглашение из Берлина, где дают концерты в знаменитом зале Бетховена берлинской филармонии. Характерен отзыв об этих концертах главы Берлинской музыкальной академии профессора Шульмана. Известный собиратель песенного фольклора народов Востока, он заявил узбекскому певцу: «Господин М.Кари-Якубов, Ваш голос и все искусство передачи песен производит исключительное впечатление, благодаря Вашим песням мы получили хорошее представление о прекрасном искусстве вашей родины. 
1926 год — важный рубеж в истории узбекского искусства. В это время М.Кари-Якубов создает Узбекский Этнографический музыкальный ансамбль,  который, по его мысли, должен был заложить фундамент будущего профессионального музыкального  театра нового типа Кари-Якубов сумел воодушевить на творческий подвиг и сплотить в коллективе известных национальных музыкантов, певцов и танцоров, которые несли в своем творчестве лучшие традиции искусства узбекского народа. В состав этнографического ансамбля (кроме М.Кари-Якубова и Тамары Ханум) входили такие замечательные мастера, как Юсуп-кизик Шакарджнов, Усто Алим Камилов, Ахмеджан Умурзаков, Тохтасын Джалилов, Абдукадыр Исмаилов, Мухитдин Ходжа, Джурахон Султанов, Мадаминджан Исхаков, Арифджан Ташматов, Давлят Ахунов, Низам Халдаров, Мамат-бобо, Худайберды и Атаходжа Саидходжаевы.
Уже через год Этнографический ансамбль совершил большую гастрольную поездку по городам Советского Союза, выступив перед зрителями Москвы, Ленинграда, Казани, Уфы и Баку. Высоко оценивая роль узбекского ансамбля, В.А.Луначарский отмечал, что «труппа, возглавляемая т.Кари-Якубовым, является чрезвычайно ценным художественным   коллективом,  соби­рающим и распространяющим произведения народного творчества Узбекистана. Организуемые этой труппой кон­церты носят характер художественно-показательный, научно-этнографический и культурно-просветительный».

Принимая во внимание глубоко прогрессивные устремления и большой организаторский талант М.Кари-Якубова, руководящие органы Узбекской республики направляют его в ряд городов с целью создания там новых театральных коллективов. С деятельностью М.Кари-Якубова непосредственно связано создание музыкально-драматических театров в Андижане и Коканде, где он был художественным руководителем, режиссером и выступал как артист.
В 1929г. Государственный Этнографический ансамбль был реорганизован в Первый Государственный узбекский театр музыкальной комедии и сатиры. Директором и художественным руководителем нового коллектива оставался его организатор — Мухитдин Кари-Якубов.
Значение этого театра в деле дальнейшего развития узбекского искусства определяется не только его под­линно художественными яркими постановками, завоевавшими очень большую популярность среди масс. Ру­ководя этим коллективом, М.Кари-Якубов показал себя убежденным и настойчивым пропагандистом передового опыта русского искусства.
Высокую оценку получил узбекский музыкальный театр на Первой Всесоюзной Олимпиаде искусств наро­дов СССР в Москве в 1930 году, где особо отмечаются выдающиеся организаторские и актерские способности М.Кари-Якубова.
Заветной мечтой М.Кари-Якубова было создание узбекской национальной оперы. Хорошо понимая, что эта сложнейшая задача может быть решена лишь бла­годаря органическому   соединению   лучших традиций национальной культуры с традициями русского музыкального театра, М.Кари-Якубов организует при театре учебную студию. В качестве преподавателей студии бы­ли приглашены из Москвы режиссеры М. Цветаев, А. Эйхенвальц, Н. Рославец, балетмейстеры А. Цаплин, К. Бек и солист Большого театра Саянов.

Последовательно развивая свою идею, М.Кари-Яку­бов приступает в 1935 году к организации оперной студии при Московской Государственной консерватории, кото­рую сам и возглавляет. В этой студии учились такие из­вестные деятели искусств Узбекистана, как Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Мутал Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибжан Садыков, Боборахим Мирзаев и другие.
В эти годы, в начальный период деятельности Первого Государственного узбекского музыкального театра и подготовки к созданию национальной оперы, особенно ярко расцвел вокальный талант самого Кари-Якубова. Обладатель сильного и мягкого «бархатного» баритона, наделенного богатством обертонов, самой природой поставленного в манере, близкой европейскому звуковедению, М.Кари-Якубов неотразимо воздействовал на слушателей. Его пение, выдержанное в лучших национальных традициях, органически впитало в себя черты передовой русской вокальной школы. Высокая певческая культура, выдающийся сценический талант, тончайший артистизм помогали М.Кари-Якубову создавать в первых оперных постановках образы, поражавшие своей глубиной и выразительностью. Певец был глубоко любим своим народом. Прекрасно зная классическую музыкальную культуру узбекского народа, в своем исполнении он великолепно умел сочетать ее с новыми музыкальными формами, чем по существу продолжал традиции Хамзы.
В 1937 году узбекский театр выступает в Москве на  Первой  декаде узбекской литературы и искусства.

Высокую оценку получает певческое дарование М.Кари-Якубова: ему было присвоено почетное звание Народного артиста Узбекской ССР и вручен орден Трудового Красного Знамени.
Мухидтин Кари-Якубов был первым исполнителем главных оперных партий в спектаклях организованного в 1939 году театра оперы и балета — «Эр Таргин», «Улугбек», «Махмуд Тароби» и других.
Своим искусством М. Кари-Якубов прочно утверждал новый сложный жанр в узбекском театре.
С именем М.Кари-Якубова связано создание Узбек­ской Государственной филармонии, директором и худо­жественным руководителем которой он был в 1936, а за­тем в 1947 году. Возглавляемый замечательным масте­ром, этот коллектив развернул широкую пропаганду творчества первых узбекских композиторов, лучших произведений народного творчества и произведений рус­ской и европейской музыки. Особое внимание М..Кари-Якубов уделял организации и укреплению симфониче­ского оркестра филармонии.
Народный артист Узбекской ССР Мухитдин Кари-Якубов скончался в расцвете своих творческих сил 2 февраля 1957 года. Его вклад в развитие узбекской Музыкальной и театральной культуры огромен. Вся подвижническая деятельность выдающегося художника и организатора, борца за передовые идеи в искусстве и пропагандиста всего лучшего, что создано народом, имела значение первооткрытий. Каждое из замечательных начинаний Мухитдина Кари-Якубова приводило к новым прогрессивным сдвигам в узбекском советском искусстве. Это был под­линно народный артист, отдавший свой талант служению народу.

3 комментария

  • Фото аватара Zelina Iskanderova:

    «…М.Кари-Яку­бов приступает в 1935 году к организации оперной студии при Московской Государственной консерватории, кото­рую сам и возглавляет. В этой студии учились такие из­вестные деятели искусств Узбекистана, как Мухтар Ашрафи, Халима Насырова, Карим Закиров, Мутал Бурханов, Сулейман Юдаков, Талибжан Садыков, Боборахим Мирзаев и другие».

    Обратите внимание — неожиданно названы еще четыре имени тех, кто, скорее всего, может присутствовать на совсем недавно появившейся на сайте фотографии (1937 года) узбекской студии при Московской Государственной консерватории!
    Кто-нибудь сможет сопоставить имена и людей на фотографии?
    А как трогательны и просто очаровательны молодые мамы с младенцами в первом ряду!
    С уважением Зелина

      [Цитировать]

  • Фото аватара VTA:

    Интересный материал, а надпись, конечно, драгоценная. Спасибо.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ильгиз:

    «Архив Татьяны» — на мой взгляд это имя для тега не слишком удачное. Здесь на сайте Татьян много. Ну назовите его хотя бы «Архив Татьяны К»

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.