Фирудин Сафаров: «Мир держится на созидателях!» Искусство Ташкентцы

Пишет Тамара Санаева в ФБ:

Народный артист Узбекистана и Азербайджана, Лауреат Государственной премии, профессор Государственной консерватории Узбекистана Фирудин Сафаров в этом году отметил 35-летие своего служения оперному искусству Узбекистана. Отметил не так, как хотелось бы поклонникам его таланта. Не было ни принятого в таких случаях юбилейного творческого вечера, ни новых наград и званий, ни телепередач… Промелькнула одна статья в печати, да в скромном дружеском кругу юбиляр делился рассказами о десятилетиях, связанных с ГАБТом имени Алишера Навои – театром, которому продолжает служить и сегодня. Его по праву можно назвать выдающимся режиссером-постановщиком, составившим целую эпоху в истории узбекистанского оперного искусства.

Он появился на свет в солнечном Баку. Мама — Хавва-ханум, юность провела в Москве. Играла в труппах московских театров. После замужества оставила сцену и уехала вместе с мужем в город нефтяников, к берегам Каспийского моря. Живая, энергичная, всю свою любовь к искусству и театру старалась передать детям. Отец — Саттар Расул-оглы, работал в системе путей железнодорожного сообщения. Немногословный, основательный, ответственно относился к любому делу и бесконечно любил и ценил свою красивую, одаренную жену, которая ради семьи отказалась от карьеры актрисы. Синеглазый, как и мать, Фирудин с раннего детства радовал родителей живостью характера, любознательностью, разносторонностью. Увлекался спортом, музыкой, способности к которой проявились достаточно рано. Лет в 12 мечтал учиться игре на саксофоне.
Но в то время в музыкальных учебных заведениях не учили подростков игре на этом инструменте, и он поступил в Бакинское музыкальное училище на специальность «ударные инструменты». Не забывал и о спорте. Со страстью играл в футбол, занимался настольным теннисом, шашками, шахматами. Ему прекрасно удавалось совмещать столь разные пристрастия и в каждом деле добиваться званий, наград и призов. После окончания музыкально училища поступил в консерваторию. Параллельно продолжал заниматься футболом, играл в составе Национальной сборной команды Азербайджана. А по вечерам спешил на эстраду городской танцплощадки, так как был ударником в составе инструментального ансамбля. В консерватории освоил всю группу ударных инструментов: барабаны, ксилофон, вибрафон, маримбу, литавры…
Кстати, в числе его исполнительских побед — первое место в престижном Всесоюзном конкурсе эстрады в качестве ксилофониста. После окончания консерватории Ф.Сафарова пригласили в состав Национального симфонического оркестра Азербайджана. К тому времени полный энергии и жажды самореализации молодой музыкант поступил еще в один вуз — Азербайджанский государственный театральный институт, на театроведческое отделение. Подумывал о научной работе, публиковал обзорные статьи в прессе. — Два случая определили мою дальнейшую судьбу, — вспоминает Фирудин Саттарович. — Первый связан с приездом вАзейбарджан в 1963 году с юбилейными концертами в честь 60-летия всемирно известного композитора и дирижера Арама Хачатуряна. Для меня было честью и хорошей школой играть в оркестре под его управлением. Я был тогда литавристом. После выступления в Баку мы поехали с концертом в Сумгаит. Но не взяли с собой большой барабан. Арам Ильич был в отчаянии. Концерт задерживался. Я сказал ему, что можно выйти из положения, используя литавры. Если ударить в середину этого инструмента, получается звук, подобный тону большого барабана. Так находчивость музыканта спасла концерт от провала. После выступления А. Хачатурян похвалил молодого литавриста, отметив отменный слух и чувство ритма. Поинтересовался планами на будущее и предложил поступить в Ленинградскую консерваторию, на дирижерский факультет. Обещал поддержку. Сафаров вежливо отказался, объяснив, что не чувствует в себе дирижерских данных и протянул для автографа коллективный снимок, сделанный в те дни.
На фото, где за спиной дирижера можно увидеть и нашего героя, надпись, которая заставила его серьезно задуматься о дальнейших планах: «Талантливому музыканту с пожеланием расширить диапазон творческой деятельности». Вскоре молодого музыканта пригласил к себе ректор Бакинской консерватории, известный композитор Д. Гаджиев. Повел разговор о будущем, предложив приобрести специальность оперного режиссера. К тому времени у Сафарова уже было два диплома о высшем образовании, семья, малышка-дочь — Севда. Вняв доброму совету, музыкант, которому шел 31-й год, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию (ЛГК) и спустя пять лет стал первым в Азейбарджане профессиональным оперным режиссером-постановщиком. В этом деле его поддержала и жена — Франгиз Ахмедова. Оперная прима, она понимала значение творческого роста для такого одаренного человека, как ее муж. И сама не мыслила жизни без искусства: пела ведущие сопрановые партии в шедеврах оперной классики и национальной азербайджанской оперы. Заслужила высокое звание народной артистки, правительственные награды, представляла Азербайджан в Верховном Совете союзных республик.
Пять лет, проведенные в городе на Неве — музыкальном и театральном центре России, позволили Ф.Сафарову обрести бесценные знания и опыт под началом известнейших деятелей искусства. В стенах консерватории ощущался дух работавших или учившихся в ней великих композиторов: Римского-Корсакова, Чайковского, Лядова, Глазунова, Мясковского, Прокофьева. Среди педагогов был гений XX столетия Д. Шостакович. В одно время с Ф.Сафаровым учились в ЛГК Е.Образцова, Е. Нестеренко, В. Атлантов, Е.Богачева и многие другие выдающиеся музыканты и исполнители. Высокая культура, профессионализм, глубокие знания, широта кругозора были непременными принципами консерваторской жизни, которым режиссер следует и ныне. Даже такой штрих в имидже этого единственного в Узбекистане дипломированного оперного режиссера-постановщика как галстук-бабочка — верность заветам своих учителей, которые во всем служили для него ориентиром.
Музыкант, артист во всем должен соответствовать статусу человека искусства и с уважением относиться и к театру, и к зрителю даже в том, в каком виде он приходит на встречу с ними. Девять лет проработал Ф.Сафаров главным режиссером Азербайджанского Государственного театра оперы и балета имени Ахундова, поставив оперы «Кероглу», «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова, «Пиковую даму» Чайковского, «Оптимистическую трагедию» Холминова, «Ван Гог» Кодаллы. Режиссер-новатор, он получал приглашения на постановки из различных театров. Поставил ряд спектаклей в оперных театрах Анкары, Ленинграда, Одессы, Самары, Воронежа. Алматы. К нему не раз обращались с предложениями возглавить оперные труппы в других городах, в том числе такое предложение поступило и из ГАБТа имени А. Навои. Стоит заметить, что столицу Узбекистана он впервые посетил во время гастролей Национального оркестра Азербайджана. Помнил сцену, на которой сидел в качестве оркестранта. Тогда и думать не мог, что будет впоследствии ставить на ней оперные спектакли. Решил познакомиться с оперной труппой, прежде чем принять окончательное предложение о сотрудничестве. Приехал, послушал «Тоску». Понял, что здесь мог бы осуществить свои замыслы. Хотелось реализовать то, о чем мечтал, чему научился за годы учебы в Ленинграде и в самостоятельной работе. Идей было много, требовалась лишь поддержка коллектива.
И он нашел ее в Узбекистане, который теперь считает своей второй родиной. Более 30 оперных спектаклей поставил Фирудин Саттарович в Ташкенте: «Пиковая дама», «Фауст», «Отелло», «Аида», «Самсон и Далила», «Трубадур», «Проделки Майсары», «Омар Хайям», «Лейли и Меджнун» и многие другие. Уникальными для современников стали постановки «Петр I» Андрея Петрова, «Огненный ангел» Сергея Прокофьева. Видные деятели искусств специально приезжали в нашу столицу, чтобы увидеть воплощение этих опер. В их числе композитор А.Петров, известный дирижер Е. Светланов, маститые искусствоведы. Громкий успех имели эти постановки не только в Узбекистане, но и во время гастролей театра в Москве. Шеститысячный зал Кремлевского Дворца рукоплескал ташкентской труппе за высочайший класс постановки и исполнения оперных произведений современных русских композиторов, с таким мастерством поставленных на узбекистанской сцене.
Не оставлял без внимания режиссер Сафаров и узбекистанское оперное искусство, поставив «Оркестр» Янов-Яновского, «Проделки Майсары» Юдакова, «Буран» Ашрафи и Василенко, «Омара Хайяма» Бафоева, «Сердце матери» Рахимова, «Садокат» и «Хивинский орден» Абдуллаева, «Царя зверей» Мансурова и другие спектакли. Он стал постановщиком около полусотни грандиозных праздничных концертов, в числе которых концерты в «Дни литературы и искусства Узбекистана» в Азербайджане, России, Украине, Таджикистане и другие. Но опера – это его главная любовь, которой он служит самозабвенно. — В постановке оперы, — говорит Фирудин Сатарович, — очень важно взаимопонимание дирижера и режиссера. Все поставленные мною в Узбекистане оперы осуществлены в соавторстве с Дильбар Гулямовной Абдурахмановой — первой в Узбекистане и на Востоке женщиной-дирижером. В том числе и премьеры последних лет: «Любовный напиток» Доницетти и «Травиата» Верди (обе на итальянском языке), премьера 2009 года — опера «Кармен». В лице этого дирижера я нашел истинного соратника. Он обрел в жизни все, о чем мечтал. Творчество, успех, признание. И хотя приходится жить на два города — Ташкент и Баку (там продолжала театральную карьеру и общественную деятельность в качестве депутата Верховного Совета жена Франгиз, ныне, к сожалеию, покойная; там вышла замуж дочь), он полон сил и энергии. Гордится внуком Кямраном, который уже подарил ему двух правнучек.

По жизни Фирудин Саттарович очень обаятельный и демократичный человек. Но, как и все большие режиссеры, требователен. Краеугольным камнем работы считает не только талант, но и дисциплину. Ценит одаренных людей, очень любит актеров, добиваясь объяснением, показом, умением увлечь, заразить, «подтолкнуть» наилучших результатов в работе с ними. Страдает, что спектакли «стареют», не могут порой удержаться на прежнем исполнительском уровне. Меняется время, объясняет он, исполнители, зрители. Но режиссер не считает, что в дни его молодости, «лучше были лета, зимы и весна», как поется в «Пиковой даме». Он поддерживает новое поколение артистов и передает свои знания талантливой молодежи. Может подчинить себе даже своенравных. И они понимают замысел, чувствуют волю режиссера. Он подсказывает, показывает все сам, признаются исполнители, и стыдно не понять, не повторить за ним требуемое. Когда журналисты задают вопрос, чем объясняется успех его постановок, почему на них аншлаги, Ф. Сафаров с улыбкой отвечает: «Они увлекательны и зрелищны. Вот и весь секрет». Думаю, секрет этот в неординарности мышления режиссера.
Он умеет произвести потрясающее впечатление, на первый взгляд, простыми, но необычными сценическими находками. Зачаровывает зрителей интересными деталями, живой жизнью своих спектаклей, которые можно целиком снимать на видео, словно увлекательные кинофильмы. В них нет спецэффектов: дыма, хлопушек, голографических и лазерных причуд, которыми пользуются в современных театрах. Одними лишь мизансценами, движением масс, как в хорошем игровом кино, он «держит» зрителей. И они не могут оторвать взгляда от сцены, преисполняясь высоким эмоциональным настроем, которым, как грозовой воздух озоном, насыщена каждая постановка режиссера-мастера. Свой 35-й год в ГАБТе имени Алишера Навои Фирудин Саттарович провел в трудах. Сожалеет, что не в стенах театра, ставшего для него домом: в здании ГАБТа идет капитальный ремонт, и оперные спектакли проводятся на сцене Дворца «Туркистон». Сложно, что и говорить. Но репетиции, спектакли – все, как всегда.

Повезло, что очередную премьеру — перепостановку оперы «Трубадур», удалось показать на сцене в ГАБТе. Публика была в восторге, да и постановщику удалось реализовать некоторые из своих новых идей, осовременив спектакль и подготовив вместе с Дильбар Абдурахмановой а нескольких новых составах. В своих очень зрелищных постановках Фирудин Саттарович выражает не просто замысел авторов оперы, но и свои думы о времени. Ничто не проходит бесследно, считает он, и никогда нельзя добиться счастья или утвердить справедливость ценой преступления. Это – один из лейтмотивов его « Трубадура», оперы, которая перекликается с современностью, с далеко не театральными, а реальными жизненными коллизиями, построенными на чувстве мести. — Нам хотелось, прежде всего, показать, что в единоборстве ненависти и мести нет и не может быть победителей. Верди в своем «Трубадуре» предупреждал нас об опасностях, которые таятся в жажде мести.
И мне надо было так построить действие, чтобы зритель ясно увидел, стоит ли вставать на путь мести, что он может принести. Все мизансцены мы выстроили в таком ключе, чтобы донести до зрителей главное — насилие нам чуждо. Я бы хотел, чтобы зритель очень серьезно задумался над этим вопросом. Насилие рождает насилие. Надо избегать жажды мести. В спектакле я решил не усилить, а приглушить эту тему, показав, прежде всего, любовь. Именно любовью пронизана вся опера. В основе многих его спектаклей — яркие, сильные личности героев-созидателей, неуемных, как и сам режиссер. На сцене, как и на реальной арене жизни, они сталкиваются с сонмом препятствий, противоречий, конфликтов. И в этом — философия бытия. — Мир держится на созидателях, — считает Сафаров. И он прав. Именно созидатели пробуждают в нас стремление противоборствовать разрушительным началам и остаются великими в душах людей и в истории человечества.

Тамара Санаева. Фото автора.

1 комментарий

  • Фото аватара Тамара:

    О Ф.С. Сафарове пару лет назад уже публиковался очерк на «Письмах…», но спасибо, ЕС, что этой публикацией вы выражаете уважение к поистине Большому режиссеру нашего Большого театра.Это уникальный человек, и наши поздравления в еще не ушедший год 35-летия его работы в ГАБТе и наступающий, юбилейный для него год 80-летия, ему будут очень приятны.
    На фото:
    В фойе ГАБТ имени Навои. Ф.Сафаров и главный балетмейстер Ибрагим Юсупов со зрителями — студентами УМЭД.

    С героями оперы «Кармен». Кармен — заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, Хозе — Нажмиддин Мавлянов.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.