К 90-летию А. Ю. Газиназарова История Ташкентцы

Пишет Радик Газиев.

Предлагаю заметку, посвященную «90-летию со дня рождения бывшего начальника Узбекского Управления Гражданской авиации А. Ю. Газиназарова».

Открытие нового аэропорта в Узбекистане, 1975г. А. Ю. Газиназаров перерезает ленту

Немного истории. Адхам Юлдашевич Газиназаров, 90летие которого исполнилось в этом году, был незаурядной личностью, оставивший в памяти след первопроходца в авиации Узбекистана. Начав свой жизненный путь, в годы войны, после авиационного училища, с летчика пикирующего бомбардировщика, он возглавил, впоследствии, организованное при его участии, Узбекское Управление Гражданской авиации в республике Узбекистан, где проработал бессменным руководителем ведомства, около 20 лет, что является редким случаем, по продолжительности работы. При руководстве  А.Ю.Газиназаровым в Управлении, можно выделить ряд ярких событий, впервые осуществленных в Узбекистане, а именно:

1. Внедрение авиации в сельское хозяйство, когда до 1200 самолетов Ан-2, собранных с других республик, в течение всего года, летали над полями республики, обеспечивая с воздуха: подкормку посевов, уничтожение сорняков и вредителей, внесение удобрений под вспашку, дефолиация и десикация хлопковых растений, обработка садов и виноградников и т.л. Советский Союз занимал, в то время, первое место в мире по использованию авиации в сельском хозяйстве.

2. Внедрение реактивной авиации в республике, когда первые самолеты с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями типа: Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ан-2, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-40 и др. начали эксплуатироваться в республике Узбекистан, на дальних и ближних расстояниях.  Реактивная авиация потребовала перестроить всю инфраструктуру аэропортов. Первые, дальние полеты в Среднюю Азию реактивные самолеты начинали из Москвы, именно, в Ташкент.

3. Открытие новых авиатрасс и аэропортов внутри республики. По статическим данным, в республике, на 200х воздушных маршрутах, ежегодно, летали около 5,5 млн. пассажиров. Авиация пыталась вытеснить поездки по железным дорогам и дальние рейсы на автобусе.

4. Узбекистан, со своей, разветленной сетью воздушных трасс, с честью вошел в международные организации по эксплуатации современных самолетов, типа ИКАО, ЮНЕСКО и др., завоевав почетное место в мире авиации. В г.Ташкенте стали проходить международные встречи и симпозиумы ведущих авиационных стран. 
Адхам Юлдашевич сыграл большую роль в моей жизни. Как близкий родственник, он уговорил меня пойти в авиацию, что вызвал недовольство моих родителей, энергетиков. Впоследствии, мы, один за другим, защитились на степень кандидатов наук, вместе начали писать статьи и брошюры, посвященные авиации Узбекистана. Он был тамадой у меня на свадьбе и помог, впоследствии, обустроиться в жизни, (в том числе, по секрету, от имени завода обеспечивать в летнее время срочные выезды на авиационные базы, по служебным командировкам). Мы собирали материалы для издания книги, посвященные авиации Узбекистана, но сложившиеся обстоятельства спутали наши планы. Вместе с соратниками проводили его в последний путь. Дети пошли по его пути, в авиацию. 
А.Ю.Газиназаров оставил после себя много учеников, которые продолжили его дело в развитии авиации в республике. К сожалению, я не смог найти публикации, посвященные его юбилея, 90летия со дня его рождения, видимо, они прошли в закрытом режиме.
Предлагаю некоторые фото из его жизни, из семейного альбома.
С уважением, Радик.

Первый экипаж самолета Ил-86 в аэропорту Ташкент. Сын А. Ю. Газиназарова, Улугбек, четвертый слева. 1982 год.

Встреча Ю. А. Гагарина. А. Ю. Газиназаров слева, в форме.

Встреча полярной экспедиции во главе с т. Шевелевым при полете в Антарктиду, 1970г. А. Ю. Газиназаров в центре.

Заседание сессии ЮНЕСКО по транспорту в г.Ташкенте, 1973г. А. Ю. Газиназаров в центре.

Делегация МГА СССР во главе с министром Б. П. Бугаевым в г. Ташкенте, 1973г. А. Ю. Газиназаров третий справа.

Встреча экипажа сверхзвукового самолета Ту-144 в аэропорту Ташкент, 1975 г.

А. Ю. Газиназаров в молодости, между своим отцом, Юлдаш-бек, и моим, Газиевым Р. М.

А. Ю. Газиназаров на пенсии, рядом с моим отцом, пьют чай.

Первая совместная статья в газете по оборудованию самолета Ан-2, чертеж мой

Легендарный самолет Ан-2, эксплуатирующийся с 1947 г. по настоящее время.

11 комментариев

  • Фото аватара Тимур:

    Уважаемый Радик, а когда был юбилей?

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте Тимур. Вы задали сложный вопрос. А.Ю.Газиназаров родился январе месяце 1922г. Однако, просматривая официальные публикации празднований дня аэрофлота и других торжеств узбекской авиакомпании «Хаво йуллари» от 2012г., я не смог найти о нем никаких упоминаний, хотя в своей автобиографиии руководитель авиакомпании упоминает о совместной учебе с сыном А.Ю.Газиназарова, Улуг беком. Видимо, он знал А.Ю.Газиназарова. Но как говорят: «Судить не нам». С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Azim:

    Второе и третье фото, кстати, уже публиковались. Тут и тут.

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте Азим. Вы правы, второе и третье фото использованы из сайта, об этом мною было упомянуто при предложении заметки, однако, они упущены здесь, при публикации в сайте. Видимо, сделано правильно, поскольку в первой редакции не упомянуто было о А.Ю.Газназарове, который не меньше заслуживает внимание и упоминание, чем другие герои на фото, Рафиков, Рузметов и др. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тимур:

    Или я уже забыл их вид (Гани Мазитовича и Арслана Гаиповича)или их на этих фото нет.

      [Цитировать]

  • Фото аватара радик газиев:

    Здравствуйте Тимур. Если вы посмотрите на фото, предложенное здесь Азимом «тут», то в комментариях к самолету Ил-86, читатель сайта Игорь правильно определил: — «На фото третий слева Рузметов и четвертый справа Рафиков». К сожалению, А.Ю.Газиназарова на ранних фото не узнали. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тимур:

    Ой бо, да Вы правы, столько лет прошло…
    Постараюсь у Улугбека точно спросить дату рождения его отца.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Azizbek:

    Спасибо большое за такую статью!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Джасурбек:

    Здравствуйте! День рождение моего дедушки 21января 1922г

      [Цитировать]

  • Фото аватара газиева сабират:

    а кто такой газиев? его ничего не связывает с Дагестаном?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Леонид:

    Я очень хорошо знал Адхам Юлдашевича, мы вместе с ним работали последние годы в СП Вита, сегодня просматривал видео с моей свадьбы , на ней Адхам Юлдашевич произнес очень красивое поздравление. Очень хороший был человек , я его буду всегда помнить!!!!!
    В приложение фото с компьютера.
    С Уважением.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.