Алма-Ата: осколки города Верного Фото

Отсюда фрагмент.

 

Как и у Астаны, у Алма-Аты была "прошлая жизнь" - купеческий и казачий город Верный, столица Семиреченской области, небольшой, далёкий, но изначально и безусловно в тот период русский. Как и от Акмолинска, от Верного осталось где-то полтора десятка зданий, и здесь они занимают ту же нишу, что в Москве - палаты 16 века. Но верненский стиль очень самобытен, да и вдобавок тут сохранилось целых пять старых церквей, среди которых есть один безусловный шедевр.

Первая часть была о пейзаже Алма-Аты в целом, во второй же посмотрим на разбросанные в этом пейзаже осколки былого.


Основанный в 1854 году как крепость, а 1867 повышенный до города, Верный всегда оставался небольшим: в начале ХХ века с населением в 23 тысячи человек в нынешних границах Казахстана он уступал также Уральску (37 тыс. жителей, раз-два-три) и Семипалатинску (26 тыс., раз-два-три). Однако облик Верного был, судя по всему, куда специфичнее - тут сыграли роль три фактора:
1. В 1887 и 1911 годах Верный разрушался землетрясениями, а в 1921 - селевым потоком. Следовательно, почти вся старина здесь была создана в небольшой промежуток времени и в попытке создать что-нибудь сейсмостойкое.
2. Почти всё здесь строили два архитектора - местный уроженец Андрей Зенков и приглашённый француз Пётр Гурдэ.
3. Строили здесь из местных материалов, таких как тянь-шаньская ель и алатаусский дуб.
А как результат, немногочисленные верненские домики и храмы не спутаешь ни с чем. С храмов и начнём, а точнее - с Вознесенского Зенковского собора (1904-07) - пожалуй, самого выдающегося произведения русской архитектуры во всей Средней Азии:

2.

Собор не просто очень красив - это ещё и уникальное инженерное сооружение. Во-первых, он срублен из тянь-шаньской ели, хотя снаружи и не скажешь. Во-вторых, высотой 54 метра - то есть, это самая большая в мире историческая деревянная церковь. Но ещё удивительнее то, что он прекрасно пережил землетрясение 1911 года, разрушившее многие одноэтажные дома. Дело в том, что это ещё и один из первых опытов сейсмостойкого здания в русской архитектуре - деревянный корпус храма прошит металлическими болтами и содержит пазы, делающие конструкцию гибкой. То есть, если я верно понимаю, при землетрясении он качается - но не падает.

3.

Интересна и архитектура - пожалуй, в России или на Украине такое здание смотрелось бы балаганом. Но в чуждом, экзотическом, потрясающе красивом и разнообразным Семиречье, где соседствуют хвойные леса и песчаные пустыни, бегают сайгаки и фаланги, а разбойники-мусульмане караулят на древних дорогах китайских купцов, он абсолютно уместен. Его облик я бы охарактеризовал как "чудеса Востока глазами русских поселенцев". Деталями собора можно любоваться бесконечно:

4.

Удивляет и то, что он в принципе уцелел - почему-то во всех (!) без исключения казахских городах, что я знаю, при Советах были уничтожены именно центральные соборы, но уцелели казачьи церкви и татарские мечети в предместьях - так было в Уральске, Акмолинске, Петропавловске, Семипалатинске, Павлодаре, Кокчетаве - короче, везде. Здесь же собор почти сразу был взят под охрану, а в 1931 году в него въехал Центральный музей Казахстана, обитавший там до 1985 года.

5.

Домик рядом с собором - управление Астанинской и Алматинской епархии, включающей в себе всё Семриречье и почему-то Астану. Как видите, здесь церковь очень тактична: обитает в маленьком домике, и обходится без золотых куполов.

6.

Собор ныне стоит в глубине парка, основанного ещё в 1899 году как Пушкинский сад, в 1919 году переименованный в Парк павших борцов за Свободу, в 1927 - в Парк Федерации, и наконец в 1942 - в Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Дело в том, что 316-я стрелковая дивизия, в которую входили те самые "двадцать восемь самых храбрых...", державших оборону у разъезда Дубосеково, была сформирована как раз в Алма-Ате, так что здесь это название более чем уместно.
О том, был ли конкретно тот бой, историки (и политики) до сих пор спорят - но факт остаётся фактом: "панфиловцы" действительно героически сражались под Москвой на Волоколамском направлении. Вот например Бауыржан Момышулы, переживший 27 сражений, а после войны ставший теоретиком военного дела - памятник ему поставили в 2010 году:

7.

Вообще, Панфиловский парк довольно внушительного размера - около 500 метров в ширину, и здесь всегда людно. К слову, силуэт Зенковского собора мелькал на заднем плане в "Игле", когда Цой (то есть Моро Смерть Амбалам) пришёл в заброшенный зоопарк выбивать долг у Спартака, а Спартак попытался его "развести на мечту" и сошёл с ума. Правда, вроде бы зоопарка тут никогда не было, так что может быть там был собирательный образ.
На дорожках расставлены многочисленные военные памятники - например, орудие крейсера "Киров" - флагмана Балтийского флота в 1941-45 годах, подшефного Казахской ССР:

8.

Различные "профильные" памятники:

9.

Памятник "афганцам":

10.

Да и в принципе часть парка устроена на месте православного кладбища, от которого уцелели только неприметные, ободранные, без табличек, могилы Герасима Колпаковского (первого губернатора Семиречья) и его близких.
У восточного входа в парк - огромный и чрезвычайно экспрессивный мемориал Славы, где во время нашего приезда полным ходом шла подготовка к Дню защитника отечества (7 мая) и Дню Победы:

11.

Панфиловцы глядят на громаду Дома Офицеров (1978):

12.

У подножья которого - Воинское собрание города Верного, ещё одна работа Зенкова (1908), стиль более чем характерный:

13.

Ныне здесь музей народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, а сочетание старого и нового зданий характеризует преемственность - с превращением Верного в Алма-Ату стиль изменилась, но самобытность осталась:

14.

Как нетрудно догадаться, это был самый центр города, поэтому концентрация домиков Верного в окрестностях Панфиловского парка многократно выше, чем в других местах. Вот, скажем, какой-то безымянный домик (может и новодельчик) напротив юго-западного угла, на перекрёстке Казыбек би и Кунаева:

15.

Верненская мужская гимназия напротив парка с южной стороны (то есть опять на Казыбек би) - крупнейшая в городе работа Петра Гурдэ (1895) взамен разрушенной землетрясением. Здесь учился цвет туркестанских большевиков - например, Михаил Фрунзе. Ныне это главный корпус Казахстанского государственного пединститута:

16.

Ворота рядом, если я не ошибаюсь - остаток Губернаторского дома:

17.

Первый, более роскошный дворец губернатора (1879) построили по проекту, изначально предназначавшемуся в более крупный и богатый Ташкент, но в 1887 году был разрушен землетрясением. Второй дом, поскромнее и деревянный, возвели в 1894, и он простоял сто лет, меняя разные функции, и наконец в 1994 году сгорел:

17а.

На другой стороне квартала, по улице Толе би - если не ошибаюсь, Верненская женская гимназия (1904, Зенков):

18.

В соседнем квартале - старое здание "Казахфильма" (1934), где в эвакуации работали "Ленфильм" и "Мосфильм", и были сняты 4/5 всех фильмов времён войны в Союзе, но мы до него не дошли буквально сотню метров.
А едва ли не самый красивый дом Верного стоит уже к северу от парка, через улицу Гоголя - Верненское реальное училище, шедевр Петра Гурдэ (1890), украшенный резьбой из алатаусского дуба:

19.

Хорошо получается: француз построил памятник русской архитектуры в Туркестане. Вроде и деревянь - но совсем не наша, что у нас такое дерево не растёт, видно невооружённым глазом:

20.

На следующей улице Жибек-Жолы (Шёлковый путь), близ Кок-Базара - последний осколок снесённого в 1975 году верненского рынка, Дом тканей "Кызыл-Тан", построенный как магазин купца Исхака Габдулвалиева (в Верном, как и в других городах Казахстана, торговля держалась тогда на татарах) - по одной версии в 1895 году Гурдэ, по другой в 1910 году Зенковым:

21.

Увы, ракурс был взят не очень удачный - я к тому моменту смертельно устал, хотел пить, да и к тому же сильно нервничал из-за внезапно возникших проблем с продлением регистрации (в итоге благополучно улаженных), и как-то не догадался, что можно перейти на другую сторону улицы и снять дом вдоль фасада. Но в целом - одно из лучших верненских зданий:

21а.

Итак, всё перечисленное находится в радиусе квартала от Парка Панфиловцев. Но на самом деле Верный был куда обширнее, и отдельные домики, один на несколько десятков многоэтажек, встречаются за километры отсюда. Скажем, целых два на улице Фурманова, бывшей Лепсинской (а Лепсинск - это первый русский город Семиречья, ныне глухомань в горах Джунгарского Алатау).
Выше (№162) - дом Тита Головизнина, владельца сапожных мастерких (1905). По некоторым данным здесь в 1955-56 годах жил глава Казахской ССР Леонид Брежев:

22.

Ниже (№99) - дом кого-то из Шахворостовых (1890). Это была одна из главных купеческих династий Верного, и кому именно принадлежал домик, точно теперь не известно. С 1960-х до 1992 года тут был музей истории медицины в Казахстане, а сейчас... Забор и камеры меня сильно озадачили, и я думал, тут обитают какие-нибудь гэбисты. Оказалось, что это бывшее посольство, а ныне консульство США. Забором и камерами его оснастили после 11 сентября, так что снимайте осторожно - вдруг выскочат brave american boyzzz:

23.

Дом на углу "арбатика"- пешеходной части улицы Жибек-Жолы, принадлежал местному чиновнику и почётному акскалу Сеиду Ахмету Сейдалинову, а построил его и вовсе казахский купец Аманжол Аюкин - едва ли не единственный казахский домик в Верном:

24.

Верненский детский приют (1892, Гурдэ) на Кабанбай-батыра, 162, ныне занятый мединститутом:

25.

До революции он выглядел так - над основным объёмом возвышались купола церкви Александра Невского и Марии Магдалины:

26.

Дом Сапожниковой на улице Сейфуллина, 551 (это не опечатка) - ещё одно творение Гурдэ:

27.

Ныне здесь Музей олимпийской славы, на заднем дворе которого памятник "Асык удачи". Асычки - популярная в Средней Азии игра, в которой используется баранья подколенная кость. Впрочем, традиционные игры кочевых народов - тема отдельная, взять хоть киргизское козлодрание (слышал, у казахов тоже есть подобное, но не с козлом, а с бараном):

28.

Старый Верный окружали многочисленные предместья, со временем оказавшиеся в самом центре разросшейся в 70 раз Алма-Аты - на востоке это Большая и Малая Алматинские станицы и Татарская слобода, на западе - Кучугур и Тастак. Во всех (кроме Татарской слободы) сохранились свои церкви, и в Кучугурах, полностью слившихся с центром, это очень красивый Никольский собор (1908, при участии Зенкова), к тому же закрывавшийся только в 1936-45 годах:

29.

Здесь тоже виден неповторимый верненский стиль:

30.

Особенно - птицы оконной решётки:

30а.

Неподалёку от которого находятся дом и сквер Байтурсынова - ранее Зубовская площадь. Зубовы - местные купцы, а Ахмет Байтурсынов - один из основателей Алашской автономии (1917-20), казахского государства со столицей в Семипалатинске. Музей Байтурсынова, реабилитированного (конечно, посмертно) лишь в 1988 году, открылся недавно в доме купца Зубова:

31.

Наличники из тянь-шаньской ели:

32.

Ещё несколько старых фотографий Верного, так и не ставшего Алма-Атой. Если бы не землетрясение 1887 года, то скорее всего его архитектура бы не отличалась от общероссийской. Вот, например, каменный Покровский собор (1882), разрушенный стихией через 5 лет, отстроенный после уже в дереве и снесённый в 1934:

33.

А так выглядел до землетрясения Дом офицеров, опять же каменный:

34.

Вот тоже интересный памятник, разрушенный уже людьми. В тот день в Верном погибло 322 человека, были разрушены без преувеличения все капитальные здания, и более того - этого было нечто абсолютно новое для русских колонистов (хотя прежде от землетрясений страдали города Восточной Сибири - но масштаб был не тот, далеко и давно). Ужасы первых дней после катастрофы ярко описаны в письмах губернатора Фриде, которые приводит в своём журнале rus_turk.

35.

Впрочем, землетрясения были не единственным бичом Алма-Аты - например, в 1921 году на город сошёл мощнейший сель (да и в принципе Алматинская долина - одно из самых селеопасных мест в мире):

36.

Много фотографий утраченного Верного есть, например, здесь и здесь, а о сохранившихся осколках подробно рассказывает в своём журнале alexeypol. Это был действительно самобытный город.
Я же здесь покажу ещё немного уже советской Алма-Аты, а именно - здешний конструктивизм, в Казахстане явление крайне редкое. Да и в принципе все 5 алматинских памятников этого стиля (из которых я видел только два) очень просты и не выдерживают сравнения с конструктивизмом Новосибирска или Екатеринбурга, да и многих совсем провинциальных русских городов. Но - что есть. В сквере выше Старой площади - довольно внушительный Почтамт (1931-35):

37.

38.

В Одноклассники
В Telegram
ВКонтакте

8 комментариев

  • ВТА:

    Благодарю, для меня это замечательный дар. Прекрасная статья и подборка фотографий. Про могилы Колпаковских впервые слышу, очень интересно. Мой прадед был помощником Герасима Колпаковского, когда тот возглавлял Алатавский округ.

      [Цитировать]

  • Бусурманин окоянный:

    Алмату — основан в средневековье. Читайте научные статьи. Верный — поселок имперской России основан на его месте как крепость.

      [Цитировать]

    • Олег:

      Бусурманин окоянный:

      Алмату — основан в средневековье. Читайте научные статьи. Верный — поселок имперской России основан на его месте как крепость.

      О да! А потом пришли русские, разрушили дворцы и замки Алмату, академии наук, театры… и построили Верный. Но на том не остановились и продолжили стройку в советское время. Но все это лишь жалкое подобие древнего Алмату! Усиленно читаем научные статьи

        [Цитировать]

  • Сергиенко Ольга, искусствовед. Алматы.:

    Добрый день, уважаемые редактор журнала «Старый Ташкент» и читатели его Интернет страниц!
    Большое спасибо, что опубликовали материал, посвященный архитектуре города Верного!
    И хотя наш город во многом не похож на Ташкент, но есть всё же связь между нашими городами, связь через людей, живших в них, строивших их.

    Несколько лет являясь вашим читателем, обратила внимание на такую особенность «Старого Ташкента»: журнал «Старый Ташкент», публикуя на своих страницах материалы краеведческого характера, всегда позиционировал себя как сайт, который большое внимание уделял достоверности фактов, сообщаемых в статьях.
    То тепло, с которым в ваших публикациях ведется рассказ о прошлом Ташкента, о его прекрасных жителях, — не могло оставить меня равнодушной к данному сайту, и вызвало во мне искреннюю симпатию к «Старому Ташкенту».

    Сегодня я удивлена — удивлена, что в опубликованном выше фоторепортаже, следование исторической действительности было не обязательным.

    На вашем сайте найдутся, и уже находятся читатели, которые могут принять неточные сведения за исторические. Чтобы не плодить дальнейшие ошибки, кочующие из одной Интернет публикации в другую, а также, будучи человеком, не равнодушным к истории своего родного города Верного-Алма-Аты-Алматы, активно рассказывая о его истории, позволю себе внести несколько поправок в вышеразмещенный текст.

    Уважаемый автор, не претендуя на ваш стиль повествования, и на то, что, по вашему мнению, стало ключевым моментом в сложившемся архитектурном облике уходящего Верного, обращаю свое внимание только на факты.

    Вы правильно пишите, что Верный был дважды разрушен сильнейшими землетрясениями. И что в промежутке между двумя этими катастрофами архитекторы и инженеры города искали гармонию в сейсмической устойчивости зданий и их внешним обликом.
    Хотелось бы, чтобы вы при этом уточнили даты этих землетрясений – 28 мая 1887 года, 22 декабря 1910 года — по старому стилю. Или же указали их по новому стилю.

    Далее, вы пишите, что почти всё в Верном строили два архитектора – Андрей Зенков и Пётр Гурдэ.
    Замечу, что Андрей Павлович Зенков никогда не имел звание архитектора, он был военным инженером.
    Более того – Андрей Павлович Зенков не является уроженцем Семиречья. Он родился в Тобольске и в Верный прибыл в июне 1898 года на должность заведующего чертежной мастерской Областной Семиреченской Инженерной дистанции.

    В проектировании и постройке общественных и жилых зданий города Верного принимало участие достаточное число архитекторов.
    Среди них «вольный архитектор» А.Л.Бенуа, о котором вы размещали замечательную статью Э.Жданова. Первый городской архитектор Г.Н. Серебрянников, П.М Зенков (отец упомянутого Андрея Зенкова), Н.Наранович, В.Брусенцов, К.А.Борисоглебский,
    С. К.Тропаревский, А.П.Пугаченко, военные инженеры Семиреченской инженерной дистанции, а также … Павел Васильевич (Поль Базиль) Гурдэ.
    Последний, до 1878 года жил и работал в Ташкенте, пока не получил назначения в Семиреченское областное правление и не переехал в Верный.

    О строительных материалах – да, в Заилийском Алатау произрастает такой эндемик, как Тянь-Шанская ель, или ель Шренка, но о таком виде дуба, как «алатаусский» впервые узнаю из вашей публикации.
    Возможно, такой вид существует. В Казахстане, в природных условиях дуб в природных условиях произрастает только в пойме реки Урал.
    Возвращаясь к рассказу о Верном, опираясь на документы, над которыми мне довелось поработать в последние годы, могу сказать, что интродукцией дуба в Семиречье занялись
    в середине XIX века. Казенный сад города Верного стал школой, в которой выращивались первые дубки в нашем крае.
    Технической зрелости древесина дуба достигает на 50-том году жизни. То есть – диаметр его ствола приближается к 55 сантиметрам. Иными словами – дубы для постройки зданий не использовались, а вот документы о том, что на строительство того или иного сооружения разрешена заготовка ели Шренка, — в архивах имеются.

    О Вознесенском Зенковском соборе. Кратко – автор проекта, К.А.Борисоглебский. Инженер строитель – А.П.Зенков. Несомненно, личный вклад Андрея Павловича в строительство Туркестанского Кафедрального собора в Верном – огромен. Этот вклад выразился в первую очередь в том, что им были спроектированы несущие основы собора, способные противостоять возможным землетрясениям. Что и было доказано на практике 22 декабря 1910 года.

    Опуская лирические рассуждения автора о разбойниках и прочих, хочу обратить внимание читателей на то, что парк, на территории которого расположен Вознесенский Кафедральный собор, был основан несколько ранее 1899 года.
    В упомянутом году общественностью России широко отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. По случаю сих торжеств, Парк получил имя Пушкина, как и улица, как Верненское женское городское училище, как и многие другие улицы, парки в империи, включая Ташкент.
    Опираясь на документы, можно сказать, что основан парк в начале 70-х годов XIX столетия. Плановые посадки в будущем городском Пушкинском саду начаты в 1872 году.

    Немного о Гвардейской Панфиловской дивизии – формирование последней происходило в двух республиках бывшего СССР – Казахстане и Киргизии, а именно в Алма-Ате и во Фрунзе одновременно.
    В этом году исполнился 71 год этому событию.
    12 июля 2011 года, в Алматы отмечалась 70-я годовщина формированию 316-й стрелковой дивизии, в парке имения 28-ми панфиловцев-гвардейцев прошли торжества, в которых принимали участие представители киргизской стороны из Бишкека. Кстати, в Алматы по сей день, живут потомки Панфилова Ивана Васильевича и Бауржана Момышулы. Они были среди почетных гостей.

    Для алмаатинцев парк, как уместно заметил автор – это и место, связанное с памятью Виктора Цоя. Съемки фильма проходили в самых разных уголках Алма-Аты. В том числе в парке 28-ми панфиловцев-гвардейцев. Герой Виктора Цоя встретился со Спартаком (Александр Баширов) ни много, ни мало в… сухом бассейне. Этот бассейн сегодня уже не существует – перестраивается. На фоне этого, уже несуществующего бассейна, главы собора и мелькают в кадре. Но были также и съемки в Зоопарке.

    И, наконец, о самом больном – о парковых могилах. Не вдаваясь в подробности о том, какие интриги происходят в последние годы вокруг парковых могил, сообщу, что это не есть могила Герасима Алексеевича Колпаковского.
    Это остатки семейного склепа Колпаковских-Базилевских, построенного на месте бывшего детского кладбища.
    В нем похоронены дочь Колпаковских Леонилла, скончавшаяся во младенчестве, а также внук Владимир – сын Александры Колпаковской и Федора Базилевского (ташкентского архитектора).
    (кстати – семья Базилевских могла жить после 1917 года в Ташкенте, и вы, многоуважаемый автор могли бы стать первым в изыскании сведений о ней, за что мы будем вам очень и очень признательны!)
    Герасим Алексеевич похоронен со своей супругой в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
    Могилы семейного склепа, стараниями Епархии, приведены в порядок. Установлены памятные кресты и таблички на двух языках – государственном и межнационального общения.
    В них, в частности, сообщается о том, что сии кресты стоят, как память всем горожанам Верного, когда-либо захороненных на месте бывшего в XIX веке кладбища.

    В окончании вашего путешествия – музей музыкальных инструментов выстроен не Зенковым А.П. Авторство приписывается Зенкову.
    Это ещё одна из нераскрытых страниц истории города Верного, которая может стать ясной стараниями алматинских краеведов.

    Ворота принадлежат мужской гимназии, среди её воспитанников можно встретить имена не только туркестанских большевиков, например — Поярков Эраст Фёдорович, профессор Туркестанского университета, а в последствии организатор и первый директор Среднеазиатского научно-исследовательского института шелководства в Ташкенте.

    Губернаторский Дом бы выстроен через улицу от бывшей мужской гимназии на другом усадебном месте. От него ничего не сохранилось.

    Свято- Никольский собор в Кучугурах строился по проекту С.К.Тропаревского.

    О старых фотографиях – Дом офицеров до землетрясения 1887 года выглядел иначе. А на указанном снимке — пивоваренный завод купцов Кузнецовых.

    О конструктивизме в Алма-Ате – до недавнего времени зданий, выстроенных в этом стиле, только в центре было 9. Два из них снесены…

    Уважаемый автор, питая к «Старому Ташкенту» большие симпатии, хочу вас пригласить в следующую вашу поездку в Алматы на экскурсию по городу. С большим удовольствием познакомлю вас с его историей и архитектурой.
    Надеюсь, что своим открытым письмом я не обидела вас.
    За сим – позвольте откланяться.
    С уважением, Сергиенко Ольга.

      [Цитировать]

  • Ефим Соломонович:

    Спасибо Ольга.

      [Цитировать]

    • Букетова Н. - краевед:

      Оля, привет! Случайно попала на сайт. Мне кажется, что тебе нужно было сослаться на мою статью о парковых могилах. Это было бы справедливо.

        [Цитировать]

  • nagima:

    Добрый день краеведы! Фото прекрасные, интересные ракурсы, …..но столько ошибок, которые в очередной раз введут в заблуждение людей. Читаешь Проскурина — он прекрасный оратор, трибун и владетель аудитории, но не чистый краевед? Не всегда он оперирует архивными данными и не всегда он прав в оценке, но его интересно читать, чтобы увлечься историей края. Спасибо ему за многолетний труд в этом направлении. Краевед тот кто копается и по крупицам собирает осколки истории. За это спасибо Букетовой Н.А., Ивлеву и др. а в комментариях Ольги целые абзацы из работ Букетовой. Если бы Ольга ссылалась на Букетову, комментарий был бы весомее. Ведь так? У каждого свое место в жизни и его никто не заменит. Каждый ценен своими гранями таланта. Спасибо всем, кто помагает любить наш город

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.