По следам романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» Фото

Пишет Владимир Фетисов.

Не помню названия улиц. Впрочем, их все равно переименовали. И не люблю, никогда не любила глинобитных этих заборов, саманных переулков Старого города, ханского великолепия новых мраморных дворцов, имперского размаха проспектов. Моя юность проплутала этими переулками, просвистела этими проспектами и — сгинула. Иногда во сне, оказавшись на смутно знакомом перекрестке и тоскливо догадываясь о местонахождении, я тщетно пытаюсь припомнить дорогу к рынку, где ждет меня спасение от позора. не помню лиц соучеников, и когда на моем выступлениив Сан-Франциско или Ганновере ко мне подходит некто незнакомый и, улыбаясь слишком ровной, слишком белозубой улыбкой, говорит: «Вспомни-ка школу Успенского», — я не помню, не помню, не помню!

…Тогда почему все чаще, возвращаясь из Хайфы или Ашкелона домой, поднимаясь в свой иерусалимский автобус и рассеянно вручая водителю мятую двадцатку, я глухо говорю: — В Ташкент?…

Дина Рубина На солнечной стороне улицы

14 июля состоялась долгожданная премьера экскурсии по следам романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». По следам романа, именно так определил тему экскурсии наш экскурсовод, известный краевед  Борис Анатольевич Голендер, именно по следам, поскольку тех мест в которых происходит действие этого культового для всех ташкентцев романа, осталось очень и очень мало. Экскурсия началась от гостиницы Узбекистан, где участники этого путешествия по роману погрузились в комфортабельный автобус с кондиционером, что было совсем не лишне в летнюю жару,  и путешествие началось.

Первая остановка ОДО и прилегающий парк.
Первая остановка ОДО и прилегающий парк.

— …а по вечерам у входа в парк играл духовой оркестр ОДО. Обстановка была страшно романтичная: звездное, прекрасное ташкентское небо, все напоено влюбленностью… Замечательная музыка издалека кружила, — например, вальс „На сопках Манчжурии“… Так молодежь зазывалась в парк: офицеры, солдаты, студенты… Понимаешь, время еще было довольно тяжелым, те, кто вернулся с фронта, — наше поколение, — учились, работали, все еще недоедали и недосыпали… но как-то все же по-своему были счастливы. Многие были уверены, что мы живем в самой прекрасной стране, которая победила мировое зло фашизма, ну и так далее…

Затем пешая прогулка до гостиницы “Ташкент”, с небольшими остановками, реминисценциями из романа и рассказами Бориса Анатольевича о старом Ташкенте.

А потом мы поехали в старый ташкентский двор, один из тех ещё сохранившихся в нынешнем стремительно меняющемся городе. Осколок тех коммунальных дворов, что некогда назывались жактовскими. В одном из таких дворов жил до землетрясения 66-го года и автор этого репортажа.
Булгаков в своём великом романе сказал, что москвичей испортил квартирный вопрос. Он имел в виду коммуналки. В Ташкенте тоже были коммуналки, но не квартиры, а дворы. Главное там не было общих кухонь, и это, наверное, сыграло определяющую роль. Ташкентские дворы сплачивали жильцов и в результате появился совершенно уникальный тип людей, — “Ташкентцы”

Дворик куда привёз нас Борис Анатольевич находился рядом с парком Тельмана. И там живут до сих пор удивительные женщины, истинные ташкентки.

А это осколок того времени, когда происходит действие романа.

Далее наш путь лежал на Чиланзар, где на 6-м квартале в доме №24, жила и делала первые шаги в литературе Дина Рубина. Возможно, когда-ни будь, там появится мемориальная доска.
Затем мы совершили путешествие по тем страницам романа которые посвящались старому городу, и осмотрели тоже типичный дворик. Такой же,  как в романе, где Хадича выходила умирающую Катю.

“Хадича несколько раз поднималась на балхану, смотрела на девочку, качала головою и бормотала что-то по-узбекски. Под вечер, завернув в головной платок сапоги старшего сына, Хикмата, ушла и вернулась через час без сапог, осторожно держа обеими руками поллитровую банку кислого молока.
— Кизимкя, бир пиалушкя катык кушяй, — озабоченно приговаривала она, натряхивая в пиалу белую комковатую жижу.
— Оставьте ее… — угрюмо простонал Саша, — все равно вырвет…
И тут лицо тихой Хадичи изменилось: она тонко и гневно закричала что-то по-узбекски, даже замахнулась на Сашу худым коричневым кулачком, сморщенным и похожим на сливу-сухофрукт.
Осторожно подложив ладонь под легкую Катину голову, приподняла ее и поднесла к губам девочки пиалу. Катя потрогала губами прохладную кисловатую массу, похожую на жидкий студень из клея, а еще на довоенный кефир… послушно отхлебнула и потянулась — еще.
Хадича отняла пиалу, покачав головой: нельзя сразу. Весь вечер она просидела возле девочки, разрешая время от времени делать два-три глотка…
На другой день размочила в оставшемся молоке несколько кусочков лепешки и позволила Кате съесть тюрю.

С того военного лета этот город, эти узбекские дворики с теплой утоптанной землею, эти сквозистые кроны чинар, погруженные в глубину неба, означали для нее больше, чем просто — жизнь; все это было жизнью подаренной.”

Вот на такой точно  балахоне узбекская женщина  Хадича, выходила  Катю.

Рядом с этим двориком находилась мастерская где по древнейшей технологии создавались набивные ткани, куда мы и зашли не удержавшись.
Там удивительный мастер Юрий Ким показал нам как сегодня, точно так, как и много веков назад,  рождались эти произведения искусства.

Экскурсия  наша подходила к концу, мы возвращались к гостинице “Узбекистан”, и Борис Анатольевич, тихо  прочитал замечательные стихи Николая Красильникова.

В этом дивном городе Камня и Солнца, аистов и минаретов,
Где волшебные краски мешает на палитре художник-лето,
Закрываю глаза и вижу в изумрудно-опаловых бликах
На камнях Бешагача знойных человека в белой тунике

За мольбертом, где водоносы на богов Эллады похожи.
А вокруг мальчишки горланят: “Нарисуй меня, дяденька, тоже!”
Я стою среди тех мальчишек, загорелый и босоногий,
И таращу глаза удивлённо: Разве я и Анварка – боги?

Много лет с той поры промчалось, только я никогда не забуду,
Как волшебник в синем берете рассыпал по камням изумруды.
Как сходили с мольберта боги - гончары, водоносы, дети…
В этом городе Камня и Солнца - самом лучшем на белом свете.

Всё когда ни будь заканчивается, закончилось и наше волшебное путешествие сквозь время и пространство в которых живут герои романа. Борис Анатольевич, написал дарственные на экземплярах своей книги.

А я в заключении хочу поблагодарить, Валерию Польшину, главного бухгалтера компании UCell — за идею; Рустама Хусанова за организацию  экскурсии и конечно Бориса Анатольевича Голендера за чудесный рассказ.
До новых встреч.

23 комментария

  • Фото аватара OL:

    Какой симпатичный»типичный дворик»с балханой ,хорошо сохранился.Маловато фотографий.Не увидела дворик с истинными ташкентцами,только крышку от люка(снимок наверное по спецзаказу Ивонина)Вот теперь понимаю режиссеров фильма»На солнечной стороне…..»А то когда смотрела ,думала где они такойТашкент нашли,даже обидно было.Загордилась за себя-ОДО не только у меня ассоциируется с вальсом»На сопках Манчжурии»и наши все воспоминания о музпристрастиях 40-50гг пригодились.Вообще ждала от экскурсии большего,думала ну вот ,наконец то все и сразу на одной странице.Не увидела.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир:

      Это не люк, а вырезанный из фанеры герб одной из республик СССР (какой не разглядел. Он прикреплён к забору внутри этого дворика.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Чиланзарец:

        Это не герб, не было такого герба.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Владимир:

          Да, сейчас пригляделся -это Орден трудовой славы.

            [Цитировать]

          • Фото аватара OL:

            Да припоминаю.,в нашем дворе тоже вот такие Ордена трудовой славы были прибиты на каждую дверь.,и красочка вот такая же черненькая была тон в тон и вокруг плющ(пардон плюща не было, не привозили тогда еще из субтропиков.также как и гортензию).Как тут сердце не защемит от таких воспоминаний.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Елена:

    Побольше бы таких душевных мероприятий!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Арина:

    Большое спасибо,Владимир, за репортаж! Очень интересно,сердце защемило…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Чиланзарец:

    Кто подскажет, как попасть не такие экскурсии?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Павел:

    Слишком уж мрачный эпиграф?
    «Не помню… не люблю…». Шесть раз «НЕ» в трёх строках! Хоть и тяжело, но Дине Ильиничне надо признавать уже склероз!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Sarah Star-ая:

    На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Павел:

    Экскурсия — дело, конечно, хорошее, но напоминает историю: «По следам Бременских музыкантов». ))

      [Цитировать]

    • Фото аватара ВТА:

      Да,тот Ташкент стал городом-воспоминанием. Пусть он виртуальный, призрачный. Называйте, как хотите, но нельзя позволить забыть его навсегда. Это мощный пласт нашей с Вами истории. Огромное спасибо Борису Анатольевичу и Рустаму Хусанову за организацию подобных экскурсий. Они увлекательны, всегда информативны, прекрасно дополняют и уточняют (смягчаю, чтобы не стерли!) школьную программу. Посмотрите, сколько людей привлекают, а ведь они расскажут об услышанном другим. Заинтересовавшись — найдут, где прочесть. В этом и главная заслуга ЕС, создавшего «Письма о Ташкенте». Благодарность, только искренняя благодарность им всем и Владимиру за репортаж.

        [Цитировать]

  • Фото аватара OL:

    Да ради бога,я очень ждала эту экскурсию,я же написала.Года два назад я делала буклет из воспоминаний человека,который в первый раз приехал в Калининград-Кенигсберг и был сразу очарован этим городом. Он описывает ,так образно .свои впечатления,что видишь город которого уже нет,но он сохранился в нашей памяти.Я далеко от Ташкента.а три скупые фотографии ну никак не передали впечатлений от увиденного и услышанного.в процессе экскурсии.Начало хорошее,а дальше хотелось -посмотрите налево .,посмотрите направо…Я не услышала,хотя повторяю очень ждала…!Может у меня не все пропечатывается.

      [Цитировать]

    • Фото аватара ВТА:

      OL. Конечно, разве передадут фото впечатления, которые ждет человек давно не видевший города! Это же слушать Голендера надо, ему часто и показать нечего, только место, где было то и то. На каждой экскурсии он делает новые дополнения, вспоминает случаи, читает стихи. Была когда-то серия телепередач, в которых Борис Анатольевич о старом Ташкенте рассказывал. Вот их бы воскресить, тогда и от города больше оставалось. Но где эти записи? Спрашивала у Голендера, а он сам не знает.

        [Цитировать]

    • Фото аватара ВТА:

      А фотографий я насчитала 9.

        [Цитировать]

  • Фото аватара OL:

    ВТА, у меня 6 по «святым местам»(фото автобуса и экскурсоводов не в счет) Охотно верю.что услышать и увидеть это одно,а ничего не увидеть это другое.После окончания университета моя зарплата в 1970-1971 году была 80 рублей, и муж .,последний курс высшей мореходки со стипендией В 40 рублей на руках.Приходилось водить экскурсии,читать в парках лекции,вести на телевидении и радио передачу «природа вокруг нас»,писать заметки в газету.Набегало в месяц еще 80 рублей.Всегда свой текст подкрепляла массой достоверных фотографий,а если таковых не было «нечто похожее не выставляла»,дабы не вводит людей в разочарование.В последнее время очень нравиться телепрограмма украинского телевидения «Орел и решка»Посмотришь и будто вместе с ведущими там побывал.

      [Цитировать]

    • Фото аватара ВТА:

      OL.На этой экскурсии не была, не рискнула, очень жарко. Но подруга была на предыдущей и сказала, что в этом году показывают фото старого Ташкента. Это очень правильно. У Голендера самая большая в Ташкенте коллекция фотографий. Он ее начал собирать, когда мы еще не сообразили. На развалах были открытки с видами Ташкента, которые и на этом сайте выложены. Когда начали сносить, я побежала фотографировать, хотя фотограф никакой. Многое не успела. Вижу — отреставрировали, оставлю на потом, а буквально через несколько месяцев уж нет и следа того здания. А Ваша работа по «природе вокруг нас» очень интересная, молодец!

        [Цитировать]

  • Фото аватара OL:

    Спасибо!В том далеком 1966 году,да и раньше никто не заморачивался историей той или иной улицы или сквера,стоит себе и стоит,из всей истории помню только рассказы учительницы по узбекскому языку,она рассказывала о своем детстве-было интересно слушать,т к она была одной из дочерей эмираСамарканда.Да и от моей улицы ничего не осталось,думаю даже фотографий.Вот только фотка наших всех дворовых детей на фоне кривых заборчиков.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Рустам Хусанов:

    Владимир, спасибо за репортаж. Принять участие в этой и других душевных тематических экскурсиях по Ташкенту, можно присоединившись к Фб-группе: https://www.facebook.com/groups/xplaces/

      [Цитировать]

    • Фото аватара Татьяна:

      Рустам, здравствуйте.
      Очень хочется попасть на такую экскурсию! Уже попросилась в эту ФБ-группу (недели три назад), но пока никакого ответа… Не подскажете, как еще можно узнать о подобных экскурсиях и записаться? Сейчас в Ташкенте, навещаю родных, если в сентябре планируется очередная прогулка, присоединилась бы с огромным удовоьствием!
      Спасибо,
      Татьяна

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.