К 80-летию ТАПОиЧ, история Старые фото

Пишет Купаев Анвер Султанович.

Вот уже прошло 80 лет, а ведь и я почти его ровесник (всего на год моложе)!  А ведь все началось в июне 1932 года на земле Подмосковья в поселке городского типа Химки, где началось строительство завода для ремонта самолетов. Уже впоследствии в Ташкенте бывшие служители этого завода с гордостью рассказывали как их родной завод вырос  из деревянных неказиситых бараков в крупное предприятие.
«Время стирает многое, но оно никогда не вычеркнет Семена Пожитных, Нургали Ибрагимова, Ивана Курдюмова, Федора Бершадского, Василия Ганжи. Они были первыми свидетелями рождения завода, активными его строителями. Там же и я начал свою трудовую биографию-плотником.» — рассказывал М. И. Богатиков.

Здесь я хотел больше вспомнить многих тружеников завода, чьими руками и смекалкой рос наш прославленный ТАПОиЧ.

К именам первых строителей в Химках нужно добавить (потом работавших 80 годы в Ташкенте) В. Г. Никулина (плотник ц17), П. А. Матвеева (токарь 61 отд), П. Н. Горлова (шофер 139ц), А. Н. Назарова (слес. 84 ц), авиатехника ц 36 М. Н. Рамщина, потом пришли Е. П. Демченко (инж 142 отд), уважаемый Семен Борисович Лангпей — мой зам. в отд 140, и многие другие. Все они говорили, что якобы им обещали после войны вернуть их в Химки, но жизнь сложилась так, что практически все стали жителями нашего города Ташкент, заслуженными тружениками Ташкентского авиационного завода, который развивался, рос, креп, превратившись в ТАПОиЧ — одним из лучших заводов МАП(6ГУ) по транспортным самолетам.
Возвращаясь к первым годам становления завода, уместно напомнить, что уже окрепшему, сплоченному и получивший определенный опыт коллективу поручили  переоборудование самолета АНТ-9 в агитационный самолет «КРОКОДИЛ». Облетал  его уже тогда известный летчик М. М. Громов.
Затем завод начал подготовку к выпуску лицензионного самолета ДС-3. В декабре 1936г шеф-пилотом завода  назначается Валерий Павлович Чкалов. Как дорогая реликвия хранилась (сейчас не знаю) в Музее боевой и трудовой славы  выписка из протокола заседания Президиума ЦИК Союза ССР от 9.09.1937г., где сказано: «Удовлетворить ходатайство рабочих и служащих и Наркомата и присвоить  заводу имя  Героя Советского Союза тов. ЧКАЛОВУ ВП.»
Но в 1937г завод выполнил задание правительства по постройке(впервые в нашей стране) катеров на ВОЗДУШНОЙ подушке конструктора В.И.Левкова. Забегая вперед, вспоминаю. как этот метод (воздушная подушка) пытались применить конструкторы отдела 76  для перемещения самолета в цехе 35.  К концу 1940г завод из ремонтного и полуопытного преобразуется в серийный авиационный завод. Безусловно добиться таких успехов можно только со  сплоченным, грамотным коллективом, где безусловно невозможно без опытных руководителей завода.

Это — А. М. Ярунин — директор завода (1947г), В. П. Лисунов — главный инженер(именем которого назван самолет ЛИ-2.и впервые применивший плазово — шаблонный метод), И. П. Мосолов — главный конструктор, П. И. Красавин — нач. производства, см.фото.

А цехи и отделы возглавляли молодые инженеры: Гуськов Л.А. ,А.И.Полсьянц (в последующем дир.ТАТ),А.Т.Смольский (потом  нач. пл.-шабл. ц31), А. Н. Рудик, В. П. Волик, Е. Н. Демидов, И. Ф. Стаханов, А. В. Акимов, П. Г. Халтурин (Затем нач отд 76), И. П. Дудолин, Н.А.Зверев(гл энергетик ТАПО), Е. Н. Пародня, А. А. Петрухин, Ф. В. Дорофеев, Д. П. Балакирев (стал зам гл инж.,затем переехал в Москву-МАП-зам нач 6ГУ) и многие другие и уверен  что их всех помнят.

Во второй квартале 1941г завод должен был выпустить очередную партию  пассажирских самолетов. Но в его мирный труд был прерван началом ВОВ — 22июня. К осени обстановка на фронте намного осложнилась ,немецко-фашистские войска продвинулись в глубь страны и вышли на подступы к Москве. 15 октября1941г по приказу народного комиссара началась подготовка к эвакуации завода. Создан штаб. Эвакукацией руководил лично  директор А. М. Ярулин, а гл. инж Лисунов, В. П. был направлен в Ташкент вместе с зам гл техн. Г. Г. Кантер, зам. гл. мех. И. Ф. Задоя.
17 эшелонов шли в Ташкент, груженые заводским оборудованием. Тысячи  заводчан с семьями находились в пути.
11 ноября закончив погрузку оборудования, директор А. М. Ярулин вылетел в Ташкент. В приказе он написал :» …Начатая 15 октября 1941г эвакуация предприятия закончилась 13 ноября 1941г»
20 ноября 1941г в Ташкент прибыл первый эшелон. Этот день стал ДНЕМ  ВТОРОГО РОЖДЕНИЯ завода уже на земле братской Узбекской республики.  Первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана УСМАН ЮСУПОВ и Председатель  Президиума Верховного Совета УзССР — Юлдаш Ахунбабаев с первого дня уделяли  неослабное внимание.
Для завода были выделены производственные площади мастерских ГВФ (ставшая тер. Б), полиграфический комбинат по ул. Полиграфической (затем ул.  Усмана Юсупова) и даревобрабатывающие мастерские Чирчикстроя( тер. В). Но помещений все равно не хватало и все оборудование размещали прямо на свободной территории в местах, где предусматривалось дальнейшее строительство (по укоренно составленной схеме-планировке ранее при бывшими инженерами во главе с В. П. Лисуновым.
В эти тяжелые дни заводчане с особой силой почувствовали радушие и  гостеприимство узбекского народа. Все готовились к встрече, и многие предлагали свою помощь и жильё:» Переселяйте и к нам. В тесноте-не в обиде».
Газета «Ударник» (кстати основана еще в 1934г) писала: «Узбекский народ оказал исключительно теплый и радушный прием. Он проявил  не только свойственное ему гостеприимство, но и прекрасное  понимание огромных задач, связанных с защитой любимой Родины.»
Людей не хватало, тем более специалистов токарей, фрезеровщиков, слесарей и тем более клепальщиков и сборщиков. Но принимая на работу, закрепляли за специалистами и все быстро приобретали  определенные навыки. Очень много было и девушек.(см. фото)

Об эффективности работы нового коллектива, оперативности и действенности   говорят многие факты трудовой доблести чкаловцев, и вот уже 7 января1942 г завод выпустил первый самолет, а с 17января военные машины пошли уже большой серией. На  транспортных самолетах размещали бомбардирующее вооружение и скорострельные пулеметы, т.е. они теперь могли участвовать в боевых действиях.

За образцовое выполнение заданий  Гос.Ком.Обороны по выпуску боевых  самолетов  10 июля 1943 г  92 работника завода были награждены орденами и медалями, в том числе орденом Ленина дир. А. М. Ярунин, гл. инж, Лисунов Б. П. и др.
А 16 сентября 1945 г Указом Президиума Верх. Совета Союза ССР завод награжден орденом Ленина, а также более 200 тружеников завода получили разные правительственные награды.
Великая Отечественная война закончилась и завод (№84, п.я.116, ТАЗИЧ, ТАПОиЧ) начал свой новый исторический период. Вот что написал к предисловию к книге «50 крылатых лет» Генеральный конструктор Г. В. Новожилов.

В послевоенные годы завод бурно развивался. Началось освоение, одна за другой ,новых изделий ( так мы называли самолеты), но я не о них, про которые много написано, но при освоении их производством решались масса новых задач , как в  совершенствовании конструкций, технологии сборки, мехобработке, холодной и горячей штамповки, литье и покрытии. И каждый раз коллектив находил нужное  решение, при этом учитывали, что бы процессы были не трудоемки, максимально механизированы.
Но  собранные самолеты не сразу взлетали и жизнь им давали наш замечательный летный персонал и техники на ЛИСе (летно испытательной стации)  На фото представлены некоторые из них.
Конечно нельзя не отметить такие подразделения как «Вычислительный центр» ВЦ руководителем которого был Александр Львович Вишевский — это энтузиаст своего дела, начиная с вычисл. машины «Минск-32». Здесь максимально механизированы многие процессы планирования.
Особо необходимо показать, как интенсивно оснащались цеха мех обработки  станками с ЧПУ. Здесь надо отдать должное В. А. Вайсбургу,  руководителю отдела 115 по программному обеспечению этих станков. Но самое главное он и его коллеги постоянно держали связь с заводами ГТУ и институтом НИИАТ, которые разрабатывали и изготавливали нам спец станки, применительно к нашим технологиям так, что бы исключить все ручные подгоночные работы
Они оба стали Лауреатами Госпремии УзССР им. БЕРУНИ.

Конечно можно много рассказывать и о других направлениях технического прогресса, а вместе с этим о тех кто причастен к этому.
ТАПОиЧ бурно развивался. Появились кислородный цех, филиалы в Фергане и  Андижане. Имея свое Управление капстроительства — все труженики обеспечивались жильем, развивались разные зоны отдыха, детсады, учреждения здравоохранения. Все это результат правильного руководства заводом (см фото) и заботы о коллективе и членов их семей.
Естественно заводу уделяли внимание руководство страны и республики.
Сегодня память заводу — это летающие его самолеты. в том числе десяток  модификаций ИЛ-76.

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.