Синдром Плюшкина и дикастика Разное Фото

Пишет  Виктор Фесенко.

Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу, и каждый день туда подкладывал.

Из школьного сочинения

Знаю, что многие считают коллекционеров слегка «тронутыми» людьми, необоснованно тратящими деньги, время и нервы на собирательство каких либо однотипных предметов. Уверен также, что далеко не всем читателям интересно созерцать экспонаты той или иной коллекции и выслушивать непонятные восхищения хозяина – коллекционера о своих приобретениях. Но выскажу собственное предположение, что многие  посетители сайта, сами того не ведая, являются коллекционерами, хотя объясняют скачивание фотографий и статей о Ташкенте только любовью к нашему городу и ностальгией по былым временам. Иногда, когда я обращаюсь к кому-либо при поиске старых фотографий Ташкента, мне задают вопрос: «А зачем тебе это надо?», т.е. тоже считая поиск информации по Ташкенту малополезным и малоинтересным делом, таким же, как и коллекционирование.

Автопарк для Лилипутии

Какие же мотивы, на мой взгляд, могут побуждать человека заниматься коллекционированием. Их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Коллекционирование – это не простое плюшкинское неосознанное накопление всякой всячины. Сначала я не задумывался, зачем я занимался этой «ерундой», сейчас же все можно осмыслить и расставить по местам. Для меня коллекционирование это:

  • увлечение, унаследованное от детской любви к игрушкам;
  • потребность в сборе и систематизации информации, отраженной в предметах коллекционирования;
  • потребность в расширении кругозора в рамках любимой темы;
  • способ интересного проведения личного времени и общения с единомышленниками;
  • потребность что ни будь придумать, сделать или улучшить.

Некоторые предметы собирательства обладают той или иной красотой и, следовательно, коллекционирование может удовлетворять потребность в созерцании многогранной красоты. Ну и, конечно, коллекционирование это естественная для многих страсть обладания тем, чего нет у других или что трудно достать. Без этой страсти коллекционеров не бывает. Я не считаю оными тех, кто делает на своей коллекции бизнес или вкладывает в нее свой капитал, но с такими «коллекционерами» иногда приходилось общаться.

Made by VF

Так чем же я увлекался на протяжении десятков лет?  Коллекционированием масштабных моделей – копий автомобилей всех стран, народов и времен. Очень длинное и скучное название этого увлечения. Для других видов коллекционирования давно придумали краткие определения: филателия, филуменистика, филокартистика, нумизматика и т.д. Для краткости названия  собирательства машинок, как в народе называют этот предмет коллекционирования, позволю себе предложить термин «дикастика», т.к. по классификатору интернет торговли этот вид товаров обозначается как diecast models, а словосочетание die cast означает изделие (преимущественно игрушку или модель), изготовленное методом литья под давлением. Предшествующие машинки изготавливались из штампованных жестяных деталей и назывались «pressing steel toys».

Антики

Классики

Все началось в 1967 г., когда я за двадцать копеек купил в Московском Детском Мире гэдээровскую модель колесного трактора размерами с половину спичечного коробка. И цена приемлемая и мало места занимает, в отличие от моделей самолетов, которые я  тогда собирал. Случайно зайдя позже в ташкентский Детский мир, который размещался в остекленных павильончиках у нынешнего входа на станцию «Мустакиллик майдони», я узнал, что немцы выпустили еще и модель автобуса Икарус, которая была докуплена к скучающему трактору. У меня возникло подозрение, что немцы изготавливают целую серию автоминиатюр, и после этого я никогда не проходил мимо игрушечных магазинов в надежде пополнения своего гаражика, но удача улыбалась очень редко. Моя коллекция увеличивалась бы очень медленно, если бы в Москве не появился фирменный магазин «Лейпциг», где продавались товары из ГДР, и в котором я прикупил с два десятка забавных машинок из той же серии. Советская легкая промышленность не особо баловала хорошими  игрушками детишек, а моделями не баловала вообще. В журналах начали появляться статьи на тему организации выпуска масштабных моделей, а в министерствах устраивались круглые столы на ту же тему. Причем масштабные модели, по мнению чиновников, должны были не удовлетворять потребности коллекционеров, а усиливать патриотическое воспитание советских граждан. Наконец в Саратове в середине 70-х годов одно из оборонных предприятий электронной промышленности к большой радости коллекционеров начало в рамках ширпотреба выпускать полноценные качественные масштабные модели советских автомобилей, продаваемые в сувенирных лавках и в фирменных магазинах «Электроника». А еще СССР тогда же закупил у одной обанкротившейся итальянской фирмы с полсотни прессформ для изготовления моделей и ряд советских игрушечных фабрик начал шлепать машинки невысокого качества, которые стали называть римейками или перепечатками и которые вряд ли усиливали патриотическое воспитание. Пару раз в Москве по червонцу продавались английские модели брэндов «Matchbox» и «Corgi», которые были мгновенно раскуплены отрядом московских коллекционеров и спекулянтов, а впоследствии стали объектами обмена и перепродажи на всем пространстве СССР. По слухам английские модели продавались и в Ташкенте, но я этого не знал. Появление автомоделей в том или ином магазине было редким, эпизодическим и не подчинялось никакой закономерности.

Известные и неизвестные концепты

Скромные европейцы

Нескромные американцы

Меня, как коллекционера, не устраивало такое положение, когда желание пополнить коллекцию не соответствовало возможностям Легпрома и Внешторга. И я решил изготавливать для себя модели любимых автомобилей собственноручно. Перед изготовлением каждой модели я по крохам собирал информацию об оригинале. Чертежи автомобилей в журнале «Моделист конструктор» меня не устраивали своим качеством, достоверностью и достаточностью. Оставались еще некачественные фотографии и другая скудная информация. Разрабатывался окончательный чертеж модели и чертежи для промежуточных операций обработки заготовки. Технологию подсказала жизнь. До эры краж со столбов проводов, а с могильных плит табличек из цветного металла было еще далеко и на территории ТашКБМ, где я работал, валялись приравненные к мусору отходы от толстенных алюминиевых плит, которые я и решил использовать в качестве заготовок кузовов моделей. По моим чертежам знакомый фрезеровщик снимал с заготовки около 80-ти процентов материала, а дальше предстояла работа напильником, резцом, сверлом, шарошкой и т.д. Мне часто задавали вопрос: «Как ты это сделал?». Я отвечал, что переосмыслил для себя пословицу «Семь раз отмерь, один раз отрежь» в части увеличения обмеров, а во время работы чувствовал себя подобно скульптору, вырубающему статую из мрамора, когда лишнее движение инструмента или чрезмерное усилие на него может испортить многомесячную кропотливую работу. Можно сказать, что скульптору в чем-то было проще, чем мне, т.к. он ваял оригинал с натурщицы и мог бы удовлетвориться одним из многих вариантов той красоты, которая получилась, мне же требовалось с большой точностью повторить линии оригинала, информация о котором не была исчерпывающей, в противном случае получилась бы похожая машинка, а не модель. Для некоторых операций приходилось придумывать и изготавливать специальные инструменты. Еще меня спрашивали: «Почему ты их не покрасишь?» Покраска приблизила бы модель к оригиналу, но скрыла бы следы титанического труда без права на ошибку. Все другие известные мне самодельщики как раз и исправляли свои ошибки шпаклевкой и покраской. Я изготовил с десяток моделей, ни разу не испортив при этом заготовки. Повезло. Модели у меня получились неплохими с точки зрения соответствия оригиналу и качества изготовления и стали предметом желания знакомых ташкентских коллекционеров. Заинтересовались ими и москвичи — моделисты, которые по договоренности со мной стали изготавливать по моим изделиям небольшие партии малотиражных моделей, расплачиваясь со мной другими моделями, что существенно увеличило количество машинок в моей коллекции. С одним из этих москвичей я познакомился во время командировки в Саратове и городке Марксе, расположенном  недалеко от Саратова на другом берегу Волги, где посетил упомянутое выше предприятие с целью налаживания аналогичного производства в ТашКБМ в качестве ширпотреба. Перспективы сотрудничества были светлыми, но в Саратове я был в середине августа 1991 г. Путч ГКЧП, беловежские посиделки и пр. события ознаменовали распад СССР, а не только крушение более мелких планов…

Суперкары

Рекордные и гоночные

Члено- и нечленовозы

Наступила эра недоразвитого капитализма, когда стремительно обесценивающихся денег не стало хватать на первоочередные надобности, а не на покупку машинок, появившихся в магазинах в неограниченном ассортименте. Что оставалось делать при этом бедному коллекционеру – отложить свое увлечение до лучших времен и заняться более доступными делами. По сравнению с фотографиями масштабные модели имеют колоссальное преимущество – они трехмерные и их можно рассматривать под различными ракурсами, что я и делал, пытаясь выявить тенденции и закономерности изменения автомобильных кузовов и автомобильной моды. Мои анализы и выводы требовали какого либо выражения  и я увлекся историей автомобиля и автомобильного дизайна, попробовал писать статьи на тему истории техники. Первая моя статья в «Техника-Молодежи» была на тему моих самодельных моделей. Познакомился и нанес визит в Москве к Ю.А. Долматовскому, одному из главных популяризаторов автомобилизма в СССР и автору уникального автомузея в журнале «Техника – Молодежи». Несмотря на свой преклонный возраст, Юрий Ааронович принял меня в своем доме очень хорошо. Потом я нарисовал около тысячи рисунков придуманных мной  новых форм автомобилей и попытался наладить контакт с одним из бывших автодизайнеров ВАЗа, проживающим в Германии, а часть своих рисунков занес в редакцию московской газеты «Авторевю», где к моим творческим потугам не проявили никакого внимания, что меня несколько отрезвило и охладило. Я стал изредка посещать ташкентскую Тезиковку в надежде приобрести редкие книги и журналы по автомобилям и решил сам написать книгу с многочисленными иллюстрациями. С книгой я затянул и не сразу понял, что необходимость в ней отпала, т.к. появился интернет с википедией  и сотнями сайтов на автомобильные темы. Все, скачанное из сети, быстро превысило по объему информации накопленное за многие годы на бумажном носителе в книжном шкафу. Я никак не мог предугадать такое. Творческие планы рухнули, а полки с книгами, журналами, открытками, вырезками и рукописными черновиками только прогнулись под тяжестью.

Они такие разные…

Историю с моим увлечением  моделями автомобилей можно было закрывать, но жизнь внесла новые коррективы – материальное положение чуток стабилизировалось, а предприимчивые китайцы стали изготавливать в широчайшем ассортименте высококачественные дешевые модели и заполонили ими весь мировой рынок коллекционных машинок. Были освоены такие новые эффективные технологии разработки и изготовления моделей, что за три года одна из китайских фирм выпустила больше разновидностей моделей советских автомобилей, чем в Саратове смогли сделать за тридцать лет.  Часть выпускаемых китайцами моделей советских автомобилей еженедельно продается в любом российском газетном киоске т.н. журнальными сериями. В продаваемый комплект входит модель автомобиля и журнал – буклет с подробным описанием оригинала. Некоторые комплекты я был «вынужден» приобрести, удовлетворяя жалкие остатки былой страсти и поддаваясь советам друзей- коллекционеров. А сейчас по интернету можно купить любую понравившуюся модель из десятков тысяч ранее выпущенных во всем мире. Не надо обегать как раньше игрушечные магазины или посещать сборища коллекционеров. Клубы моделистов превратились в биржи по продажам, а обмен мнениями переместился на интернет – форумы. Но это скучно и неромантично. Наступило возрастное насыщение тем, что имеешь. Что будет дальше, не знаю…

Тюльпан сорта Isotta Fraschini

Потихоньку с годами появилась новая проблема – где и как разместить разросшуюся коллекцию. Чтобы не уподобляться гоголевскому персонажу, пришлось заказать у столяра специальные стеллажи. Успокаивает мысль, что мне гораздо проще расставить машинки на своих полках, чем некому японскому коллекционеру, у которого их  за сотню тысяч и которого считаю Плюшкиным из страны восходящего солнца, т.к. охватить и осмыслить человеческим умом такую коллекцию невозможно. Для наглядного размещения такого количества моделей необходимо порядка ста комнат, все стены которых заняты стеллажами, и возможно, что многие из его машинок уже никогда не удостоятся даже беглого взгляда их владельца. Как говорил Джавахарлал Неру, все хорошо в меру…

Виктор Фесенко.
2 мая 2012г.

16 комментариев

  • Фото аватара tanita:

    Виктор, я очень хорошо вас понимаю, и разделяю ваши воззрения, потому что в разные годы своей жизни я увлекалась разными вещами. У меня и сейчас есть несколько коллекций. Правда, мне кажется. что коллекционирование — это вид некоей сублимации, когда тебе чего-то в жизни не хватает, — не с жиру, а именно чего-то такого, без чего жить не можешь.Вот и уходишь в коллекционирование. А вообще я всегда с восхищением и уважением относилась к увлеченным людям. У меня в жизни однажды был случай: позвонили мне из магазина, что кто-то сдал серебряные украшения девятнадцатого века. Я полетела магазин,а одна продавщица, редкого нужно сказать эгоцентризма женщина, и говорит: к чему все эти глупости, Вот у меня сапоги за семьсот долларов, это да. А вы… я ей и объяснила, что мне в сущности, плевать на сапоги за семьсот долларов, потому что я себе такие никогда не куплю. Что важнее всего душевный покой и свой внутренний мирок, который ты строишь и украшаешь как домик, по своему вкусу. И осуждать этот внутренний мирок — кощунство и глупость. Нужно с уважением относиться к этому мирку, как к своему, так и чужим. представьте, она поняла. И с тех пор шибко меня зауважала, Ваши машинки — просто чудо. Про тюльпаны уж и не говорю. Желаю всего самого лучшего. А, может, найти еще один предмет для коллекционирования. Кстати, это не синдром Плюшкина. Синдром — это у моего мужа, который никак не может заставить себя что-то выбросить. А у вас — синдром прекрасного и у меня тоже. и на здоровье!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    Как хотите, но Ваше коллекционирование не имеет отношения к синдрому Плюшкина.
    Отличие увлечения от синдрома заболевания как раз и заключается в том, что увлечение осмысленно, продуктивно, в нем человек реализует свою творческую направленность.
    Оставьте психиатрам — психиатрово!
    А машинки у Вас классные!
    Изотта Фраскини — нет слов! Я теперь понимаю Козлевича ))

      [Цитировать]

  • Фото аватара J Silver:

    Какой же это синдром Плюшкина? Почтеннейшее занятие, на мой взгляд…
    А моя коллекция была много скромнее, вернее их было несколько, к тому же экспонаты бесславно погибли от превратностей судьбы и шаловливых ручек несмышленых племянников в частности…
    Кое-что с фотографий и у меня было в разное время — начиналось все тоже с маленьких немецких машинок, сделанных с удивительной тщательностью: модель Скорой помощи, Фиат, предшественник Жигулей, бензовоз, и что-то типа Запорожца, видать тоже Фиат был…

      [Цитировать]

  • Фото аватара АГ:

    Очень хорошо написано! Насладилась чтением.

      [Цитировать]

  • Фото аватара LG:

    В конце 70-х, начале 80-х годов такие машинки советского производства продавались в сувенирных магазинах Ташкента. Даже цену помню — легковушки стоили по 3 рубля. Позже появились грузовики, цистерны и прочие тяжелые машины. Они уже стоили подороже, по-моему по 5 рублей. Мой маленький (в то время) сын обожал их и я старалась покупать ему все новинки.
    Когда мы уезжали в Израиль, в последний момент я пожалела его коллекцию и самые целые машинки распихала по карманам куртки. На таможне они произвели фурор, заставив рамку звенеть на весь аэропорт, т.к. я забыла про них.
    Сейчас у сына большая коллекция, он закупает модели через интернет чуть ли не из всех стран мира, но старые модели занимают почетное место — раритет.

      [Цитировать]

  • Фото аватара AK:

    а я думал зачем машинки баллончиком красить трудно поверить что это ручная работа

      [Цитировать]

  • Фото аватара евгений смехов:

    А мне…а мне…))) А мне Мама купила в детском мире в старом городе в 1986 году немецкую модель "Опель кадетт", которой я никак не мог нарадоваться, а в 1997 я купил уже полноценный автомобиль опель кадетт следующего через следующее поколение, на котором я успешно 5 лет проездил…. вот к чему приводят детские мечты и на первый взгляд абстрактные коллекции….)))

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Ну продаются китайские модельки в киосках и что? Это продукция,изготовление которой поставлено на поток. А ваши "машинки" -уники. Ручная работа, как отметили предыдущие комментаторы. И печатные материалы выкидывать не надо. Интернет набит такой чепухой! В той области, в которой я что-то понимаю, всё перепроверяю по своим стареньким книжкам. Пусть всё хранится и ждёт своего часа!

      [Цитировать]

  • Фото аватара eugeen13:

    Замечательная статья!!!
    Титанический труд по вырубанию Ваших шедевров из куска алюминия достоин записи в Книге Рекордов какой-нибудь!!! Вы правильно сделали, что не стали их окрашивать! Пока не прочитал — думал, что это литье в кустарных условиях в гараже, но то, что сделали Вы — непостижимо просто!!!
    Отличная коллекция!!!
    Но не нравится Ваше настроение в конце!?! Конечно сейчас особо и не пообщаешься ни с кем — у подавляющего большинства именно барыжные интересы, боюсь они Вас тут ещё замучают своими "деловыми предложениями" после этой публикации. Как и я хотел — но прочитав статью решил не беспокоить, как-нибудь сам выкручусь — для своей железнодорожной коллекции в масштабе 1:87, а у Вас тут ТАКИЕ вещи классные!
    Удачи Вам и свежих ощущений от коллекционирования моделей-копий!!!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Виктор Фесенко:

      Спасибо за пожелания. Готов ознакомиться с Вашими деловыми предложениями при личном контакте. Мои координаты у Е.С.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Илья:

    Радует что такие Коллекционеры ещё есть, а на счет книги зря откладываете, интернет интернетом там всякого мусора хватает и что-то найти по теме сложно а хорошая книга это вещь.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Гульжамал:

    замечательное увлечение, даже не увлечение (слово слишком бледное), а профессиональное коллекционирование, если позволите так выразиться. у нас было несколько машинок, муж собирал с детства. но наш сын ими поиграл, и мы с ним потом вместе были расстроены результатом…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Мадина:

    Ну на самом деле человек очень серьезно подошел к коллекционированию, можно даже сказать профессионально. Помимо этого, данная коллекция имеет свою коммерческую стоимость ( если рассматривать ее с точки зрения предпринимателя). Если выставить данную коллекцию на каком нибудь западном аукционе или продать частным коллекционерам, то можно неплохо заработать. А еще лучше устраивать выездные выставки!

      [Цитировать]

  • Фото аватара kalumika:

    Виктор, очень порадовали!
    Разрешите пожать Ваши очумелые ручки!
    А какие великолепные у Вас цветы!!!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.