Искусство постигалось в очереди в баню Искусство

Отрывок из книги Софии Вишневской «Антре». В планах опубликовать всю книгу, пока этот эпизод, яркий, запоминающийся. Наслаждаемся текстом…

Искусство, по Лоренсу Дарреллу, это зона личной свободы.
Исключительная фраза, смысл которой не теряется от замены первого слова. Тема с бесконечными вариациями.
Собственно, речь идет о пространстве без полицейских, цензоров и надсмотрщиков.
Память и время — зона моей личной свободы.
Искусство постигалось в очереди в баню на улице «Правда Востока» в городе Ташкенте.
По чьей-то изощренной фантазии на стенах, выкрашенных синей масляной краской, были развешены не репродукции, что еще как-то можно было бы объяснить желанием скрыть облупившуюся краску, а настоящие картины в багетовых рамах.
Может быть, кто-то кому-то давал заказы на копии.
Может быть, кто-то кого-то спасал от нищеты.
Может быть, целью наглядной агитации было увлечение граждан, желающих помыться, живописью.
Теперь трудно сказать. У каждого своя Третьяковская галерея.
Очередь немыслимая. Все со своими тазами, мочалками и узелками с чистым бельем.
От нечего делать смотришь по сторонам. И взором упираешься в картину. Как интересно. Лес, поваленные деревья, а на них мишки с мамой-медведицей. Толстозадые такие, пухлые, играют. Им хорошо — мыться не нужно. Утро светлое. Небо синее, воздух чистый.
А впереди долгий летний день.
Эта картина считалась хорошей, но рядом с ней висела картина, которая не нравилась никому.
Какой-то темный старик со всклокоченными волосами и безумными глазами почти без зрачков прижимал к груди молодого человека в белых одеждах, по лицу которого текла коричневая кровь. Рука старика тоже была в крови.
И оба были, как мертвые.
Поскольку в баню мы ходили каждую неделю и много лет подряд, все картины я знала досконально.

С прежним чувством перечислю те, на которые не стала бы смотреть под страхом смертной казни:
«Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова (эта картина преследовала меня еще лет пять в школе), «Украинская ночь» Куинджи, «Иван Грозный убивает сына» Репина, «Иван Царевич на сером волке» Васнецова. «Итальянский полдень» Брюллова являлся во всех заведениях общепита, видимо, для возбуждения аппетита, «Дети, бегущие от грозы» Маковского добежали до детской поликлиники и долгие годы всех предупреждали об опасности всяких u1090 там громов и молний.

Картина «На пашне» Венецианова (говорили, что барин хорошо знал агрономию) создала стойкую иллюзию того, что работать на земле — одно удовольствие. Нужно только красиво одеться.
Поскольку все мы в разные годы своей жизни имели отношение к сельскому хозяйству — собирали кукурузу, хлопок, картошку, капусту и арбузы, — недоумение, вызванное творчеством Алексея Гавриловича, только росло.
Хотя смысл возвышенного образа аграрной России был понятен.

Как удалось уцелеть, самой интересно.
Цирк, наверное, помог.
Живое, подлинное, настоящее.
Детская красота и недетская отвага.
Запахи пудры, пота, навоза.
Левитация и иллюзия чуда.

Слова, которые до сих пор хочется петь и рифмовать, стоя на голове:
Абфаль — «в цирке редко увидишь кефаль»,
Корд-де-парель — «лошадь забралась на ель»,
Унтерман — «если утром ты не пьян»,
Миттельман — «мой любимый Томас Манн раз явился
в балаган».

«Цирк — последнее прибежище чистого искусства».

Франсуа Мориак
Где-то давно, в неком цирке одном,
Жили два клоуна, Бим и Бом.
Бим-Бом, Бим-Бом.
Как-то, увидев наездницу Кэтти,
В Кэтти влюбились два клоуна эти,
Бим-Бом, Бим-Бом.

И очень долго в Петрарковском стиле
Томно бледнели и томно грустили
Бим-Бом, Бим-Бом.
И, наконец, влезши в красные фраки,
К Кэтти явились, мечтая о браке,
Бим-Бом, Бим-Бом.

И, перед Кэтти представши, вначале,
Сделали в воздухе сальто-мортале
Бим-Бом, Бим-Бом.
«Вы всех наездниц прекрасней на свете»,–
Молвили Кэтти два клоуна эти,
Бим-Бом, Бим-Бом.

«Верьте, сударыня, в целой конюшне,
Всех лошадей мы вам будем послушней», –
Бим-Бом, Бим-Бом.

И в умиленьи, расстрогавшись очень,
Дали друг другу по паре пощечин
Бим-Бом, Бим-Бом.

Кэтти смеялась и долго, и шумно:
«Ола-ла! Браво! Вы так остроумны»,
Бим-Бом, Бим-Бом.

И удалились домой, как вначале,
Сделавши в воздухе сальто-мортале,
Бим-Бом, Бим-Бом.

И поступили в любовном эксцессе
С горя в «Бюро похоронных процессий»
Бим-Бом, Бим-Бом.

Николай Агнивцев *
Бим-Бом

* Песни и куплеты Н.Агнивцева исполняли А. Вертинский, Н. Ходотов, сам автор был популярной эстрадной фигурой. В январе 1917 вместе с режиссером К. Марджановым и актером Ф. Курихиным создал в Петрограде театр-кабаре «Би-ба-бо», в Москве — кабаре «Кривой Джимми». Музыку на его тексты в 1920-27 годах сочинял И. Дунаевский.

6 комментариев

  • Фото аватара АГ:

    ))) А как же "Неизвестная" Крамского? "Последний день Помпеи" и "Всадница" Брюллова? "Портрет Лопухиной" Боровиковского? "Девятый вал" Айвазовского? "Пушкин" Кипренского, наконец? :-)
    По поводу саврасовских грачей. Была в самых разных музеях мира. Ни одна картина не впечатлила так, как картина "Грачи прилетели".

      [Цитировать]

    • Фото аватара Раиса:

      Вы правы)))
      Всё перечисленное — и «Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова («Украинская ночь» Куинджи, «Иван Грозный убивает сына» Репина, «Иван Царевич на сером волке» Васнецова. «Итальянский полдень» Брюллова «Дети, бегущие от грозы» Маковского — писательницей сказано для "красного словца", как говорят — если бы не эти,десятилетиями выверенные картины,разве бы прониклась я любовью к живописи, разве бы не родились художники где-то в глубинке, которых поразила одна из перечисленных картин в виде репродукции.

        [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    К тому же, подлинники отличаются от повешенных в бане репродукций, как небо от земли. Вообще, я поняла одно: прежде чем судить о картине, нужно на нее посмотреть. воочию. И поняла я это, когда увидела "Капричос" Гойи. Тыщу раз видела репродукции, и , как говорится, проходила мимо. один раз увидела "Сатурн, пожирающий своих детей" и содрогнулась. Единственная картина, которая производит на меня убийственное впечатлени — этол "Иван Грозный"… эту я стараюсь не смотретью

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    Чтобы осваивать музыкальные произведения их надо слушать. Чтобы осваивать живопись её надо хотя бы смотреть. Не у всех есть возможность слушать и смотреть авторские творения. Это сколько же надо денег? От родителей мне досталась прекрасная коллекция репродукций. Мы с женой её хорошо дополнили. Сейчас её дополняют дети, уже для своих детей. Кроме пользы от просмотра репродукций я ничего плохого не вижу.

      [Цитировать]

    • Фото аватара tanita:

      Естественно, и вы совершенно правы. Я всего лишь хотела сказатьь, что не стоит так категорично судить о картинах "ни за что не буду смотреть", если уж судить, сначала нужно посмотреть оригинал. Мне повезло, я видела много оригиналов, какие-то оставили равнодушными, какие-то вызвали настоящее потрясение. И, кстати, "Грачи прилетели" вызывает настоящее ощущенмие именно российской ранней весны.

        [Цитировать]

  • Фото аватара olivia:

    А "Шоколадница" Лиотара? Даже на репродукциях ощущалось очарование женственности и запах шоколада!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.