ТАПОиЧ и последний Ил-76 История

Вся история предприятия, включая как яркие, так и не очень, даты, с фотографиями завода, и главной продукцией предприятия – самолета Ил-76.
Датой рождения завода считается 1932 год. Будущий самолетостроительный гигант был основан на базе авиаремонтной мастерской в Подмосковном пос. Химки, Россия.

В 1935 году было завершено строительство первой очереди производственных мощностей, на которой начали производить модернизацию самолетов Ант-9 по проекту конструктора А.Н. Туполева.
После создания в это же время конструкторского бюро под руководством Н.Н. Поликарпова завод по его проектам с 1936 года приступил к выпуску опытных образцов истребителей ВИТ-1, ВИТ-2, И-15, И-15в, И-16, И-153 «Чайка».
В июне 1937 года построены катера на воздушной подушке Л-1 и Л-5 конструктора профессора В.И. Левкова. Испытания проводились под Ленинградом в Финском заливе.

В 1938 году самолеты ВИТ-1, ВИТ-2, И-15, И-15в, И-16, И-153 «Чайка», ББС совершили свои первые полеты, большинство из которых испытывал Герой Советского Союза В.П. Чкалов. Его имя присвоено заводу по ходатайству рабочих и служащих завода № 84 в сентябре 1937 года.
В 1938 году построен и испытан ближний скоростной бомбардировщик ББС с двумя двигателями, вращающимися соосными винтами, установленными один за другим конструктора В.Ф. Болховитинова.
Главным делом для завода стало освоение одной из самых надежных машин того времени – лицензионного американского самолета «Дуглас-3» (ДС-3) в пассажирском и транспортном вариантах. Самолет получил новое название ПС-84 (пассажирский самолет 84-го завода). К освоению производства самолета ПС-84 завод приступил в 1938 году, в 1939 году была выпущена головная серия, а в 1940 – крупная партия самолетов – с этого года завод приступил к серийному производству.

Осенью 1941 года завод в связи с началом Великой Отечественной войны из города Химки Московской области, Россия был эвакуирован в город Ташкент, Узбекистан (первый эшелон прибыл 20 ноября 1941 года), где завод размещен на бывших площадях завода № 243 ГВФ; Полиграфкомбината; деревообделочных мастерских Чирчикстроя и с помощью узбекских трудящихся, непосредственном участии руководителей Правительства Узбекистана, спустя всего два месяца после эвакуации был восстановлен выпуск модернизированных самолетов ПС-84 (Ли-2) для военной авиации.
Первый военно-транспортный самолет ПС-84 был поднят в небо Ташкента 7 января 1942 года. За время войны выпущено 2258 самолетов.

В сентябре 1942 года самолет ПС-84 переименован в Ли-2 («Лисунов-2») по имени Главного инженера завода Лисунова Бориса Павловича, внесшего огромный вклад в освоение производства самолета. Под его непосредственным руководством впервые в отечественном самолетостроении внедрен плазово- шаблонный метод изготовления деталей, сборок, узлов обеспечивший полную их взаимозаменяемость.
В начале 1945 года, то есть когда еще шла война, завод получил задание выпустить партию пассажирских самолетов, к концу войны было выпущено 10 таких самолетов, а по завершении войны завод полностью перешел на мирные рельсы, то есть на производство пассажирского и транспортного вариантов самолета Ли-2. В сентябре 1945 года завод обеспечил поставку Польскому правительству национального единства 20-ти самолётов Ли-2 в пассажирском и транспортном вариантах. Этот самолет — долгожитель выпускался по 1954 год, всего выпущено 4500 самолетов.

В 50-е годы завод освоил и серийно выпускал очень надежные широко эксплуатирующиеся в Советском Союзе и странах Варшавского договора пассажирские самолеты Ил-14 главного конструктора С.В. Ильюшина. В условиях Арктики и Антарктики они оказались единственным оперативным транспортным средством. Первый полет самолета состоялся 14 марта 1954 года. Всего заводом выпущено 440 самолетов.
Начиная с 1958 года завод приступил к освоению и выпуску военно-транспортных широкофюзеляжных самолетов Ан-8 главного конструктора О.К. Антонова. Эта машина резко отличалась от самолета Ил-14 своим конструктивным решением, назначением, увеличенным взлетным весом, полезной нагрузкой, дальностью полета. Самолет производился по 1961 год. Первый полет состоялся 20 декабря 1958 года. Изготовлено 151 самолет.
В 1960 году построен и испытан винтокрыл Ка-22 главного конструктора Н.И. Камова. Конструкция винтокрыла имела оригинальное решение. На каждом из двух двигателей были установлены подъемные и тянущие винты. Было построено пять таких машин. Серийно не выпускались. Строились до 1962 года кабины вертолетов Ка-26. Построено более 100 кабин для вертолетного завода в Кумертау.

С 1961 года налажен выпуск крупного и более совершенного десантно-транспортного самолета Ан -12 главного конструктора О.К Антонова. Машина отличалась высокой надежностью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Первый полет состоялся 21 июля 1961 года.
Выпущено более 830 самолетов. Производство Ан-12 прекращено в 1972 году.
В 1962 году ташкентские самолетостроители начали осваивать производство десантно-транспортного самолета — гиганта Ан-22 «Антей». Первый полет состоялся 11 ноября 1965 года. Настоящую сенсацию произвел его первый демонстрационный полет на авиационном салоне в Ля-Бурже в 1965 году. Прежде всего он поразил участников своими гигантскими по тем временам размерами: длина — 56 метров, размах крыла — 64 метра, и своими характеристиками: коммерческая нагрузка — 60 т., дальность полета — 5500 км., четыре двигателя по 12000 л.с., два мощных киля. Самолет произвел огромное впечатление на представителей западных авиационных фирм. Выпущено 68 таких самолетов.
Производство расширялось. В ноябре 1967 года организованы филиалы Ташкентского авиационного завода им. Чкалова в гг. Фергане и Андижане – Ферганский механический завод, Андижанский механический завод.
В октябре 1972 года авиационный завод преобразовался в Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), включающее: Ташкентский авиационный завод (ТАЗиЧ), Ферганский механосборочный завод (ФМЗ), Андижанский механосборочный завод (АМЗ) и Ташкентский кислородный завод.
Одновременно с выпуском самолетов Ан-22 заводские конструкторы готовились к выпуску нового самолета Ил-76 главного конструктора С.В.Ильюшина. Подготовка велась с использованием математического моделирования поверхностей самолета и аналитически-расчетного метода при плазовой проработке. В новом детище С.В. Ильюшина были синтезированы лучшие качества различных транспортных самолетов. Первый полет самолета Ил-76 состоялся 8 мая 1973 г. В процессе производства самолет Ил-76 продолжал совершенствоваться, улучшались его характеристики, эксплуатационные качества. С 1973 года произведено около 1000 самолетов Ил -76 всех модификаций. Более 100 самолетов эксплуатируются в Ливии, Индии, Сирии, Ираке, Алжире, Корее, Китае, Египте, Кубе, Израиле.
В октябре 1976 года создан филиал объединения в райцентре Заамин Джизакской области по производству средств механизации клепально-сборочных работ.
В 1978 году испытаны: 24 марта — первый военно-транспортный самолет Ил-76М , 4 ноября — первый транспортный самолет Ил-76Т.
С 1980 году объединение приняло участие в производстве супергигантов — самолетов Ан-124 «Руслан» (крыло и центроплан) и Ан-225 «Мрия» (центроплан). В феврале 1982 года построен и передан КИАПО первый центроплан, а 24 декабря 1982 года – первое крыло. Производство прекращено в 1992 году. Построено 12 центропланов, 31 комплект крыла.
6 марта 1981 года испытан первый модифицированный военно-транспортный самолет Ил-76МД.
В 1981 году объединением был изготовлен и передан ЛИИ самолет-лаборатория ИЛ-76 для отработки двигателей ДС-18 к самолету Ан-124.
В 1982 году изготовлен силовой набор фюзеляжа и центроплана для космического корабля «Буран».
5 мая 1982 года испытан первый модифицированный транспортный самолет Ил-76ТД.
14 марта 1983 года организован механосборочный филиал «ТАПОиЧ» (ТМСФ).
26 июня 1983 года построен и испытан первый модифицированный самолет-заправщик Ил-78.
В сентябре 1983 года построен и испытан самолет А-50 .
18 декабря 1984 года испытан первый поисково-спасательный самолет Ил-76ПС.
В апреле 1987 года на ТАПОиЧ организовано изготовление агрегатов «УПАЗ» и «УПАЗ-1» и оснастки для ВАПО для выклейки агрегатов механизации крыла самолета ИЛ-96-300.
6 августа 1988 года испытан первый модифицированный самолет-лаборатория для тренировки космонавтов в условиях невесомости Ил-76МДК.
С 01.01.89 г. предприятие перешло на полный хозрасчет и самофинансирование.
С 1989 года объединение приступило к освоению и серийному производству современного пассажирского самолета Ил-114 для местных линий на 62 пассажира, главный конструктор Таликов Н.Д. АК им. С.В. Ильюшина. 7 августа 1992 года первый самолет Ил-114П был поднят в воздух и получил высокую оценку испытателей.
Во исполнение ПКМ Республики Узбекистан № 25 от 22.01.92 объединение перешло под юрисдикцию и в собственность Республики Узбекистан со всеми активами и пассивами, утвержденными заказами на поставку продукции для государственных нужд, лимитами и нормативами, не законченными строительными объектами в соответствии с проектно – сметной документацией.
В июне 1992 года спроектирован и построен сверхлегкий самолет «Беркут-1».
В январе 1993 года построен и испытан первый модифицированный самолет Ил-76МД с серийным комплектом оборудования для тушения пожаров.
В феврале 1994 года со стапелей сошел новый самолет ИЛ-76-МФ, разработанный АК им. Ильюшина, Главный конструктор Р.П. Папковский. Характеризуется удлиненным на 6,6 м фюзеляжем, усиленным крылом, установкой мощных двигателей ПС-90А-76 по 16000 кгс каждый, электронным контролем систем самолета и двигателей, применением новейшей системы навигации и индикации Купол-3.
Первый самолет Ил -76 МФ поднят в воздух 1 августа 1995 года.
В апреле 1994 года завершена сборка нового транспортного самолета XXI века – АН-70, разработчик ОКБ им. О.К. Антонова. Крылья – производства ТАПОиЧ. Изготовлено 3 комплекта (крыло, внутренний набор фюзеляжа) –1992, 1993, 1996 гг.
На основании ПКМ РУз № 156 от 18.04.96 г. и решения учредительной конференции от 17 мая 1996 года ТАПОиЧ преобразовано в Государственно-акционерное общество открытого типа.С 1 июля 1996 года ТАПОиЧ установлено наименование – ГАО «ТАПОиЧ» и введена в действие структура управления ГАО «ТАПОиЧ».
14 сентября 1996 года поднят в воздух первый самолет Ил-114Т. Самолет обладает возможностью комбинированного варианта: для перевозки пассажиров и грузов.
11 апреля 1997 года Межгосударственным авиационным комитетом выдан сертификат № А1 типа по шуму на местности самолету Ил-76МФ со взлетной массой 210 тонн и посадочной массой 165 тонн, который удостоверяет, что самолет с двигателями ПС-90А-76 соответствует требованиям 3 ст. авиационных правил, часть 36 и главы 3 Приложения 16 ИКАО.
18 апреля 1997 года Межгосударственным авиационным комитетом выдан сертификат № 82 типа по шуму на местности самолетам Ил-114 и Ил-114Т, который удостоверяет, что данные самолеты с двигателями ТВ7-117С и воздушным винтом СБ-34 соответствуют требованиям 3 ст. Авиационных правил. Части 36 и главы 3 Приложения ИКАО.
24 апреля 1997 года Авиационный регистр МАК выдал сертификат типа № 130-114 на самолет местных воздушных линий Ил-114, удостоверяющий, что типовая конструкция самолета Ил-114 соответствует требованиям сертификационного базиса № 114 -1/96.
Начиная с 1999 года ГАО «ТАПОиЧ» приступил к изготовлению серии куполов для вновь строящихся зданий правительственных, общественных, религиозных учреждений и деловых центров Узбекистана.
10 мая 2001 года организована работа по изготовлению и поставке шести самолетов-топливозаправщиков Ил-78 МКИ Индии. Самолет отличается от своего предшественника Ил-78 усиленным крылом и шасси, увеличенным взлетным весом (210 тонн вместо 190) и способностью быстро конвертироваться в обычный транспортный самолет.
В апреле 2001 года на базе цеха № 20 ФМЗ организовано совместное узбекско-английское предприятие ЗАО «Евразия ТАПО-Диск» по производству дисков колес для легковых автомобилей.
В сентябре 2001 года организовано изготовление четырех наименований сборок для самолетов Боинг-737, Боинг-757 (панели Р-5 и кожухи для педалей.)
17 января 2003 года испытан первый самолет Ил-78МКИ (для индийского заказчика), 17 февраля 2004 года сдан индийскому заказчикупервый самолетИл-76-МКИ, а 14 декабря 2004 года завершен индийский контракт – в Индию ушла последняя машина Ил-78-МКИ.
5 сентября 2004 года изготовлен по кооперации с ОАО «Ил» и НПО «Радар-ММС» и испытан самолет Ил-114-МП морской патрульный самолет, изготовленный по заказу ВМФ России.
В январе 2005 организованы дочерние предприятия ГАО «ТАПОиЧ»: Учебно-тренировочный центр (УТЦ) по подготовке и переподготовке специалистов летного и обслуживающего персонала самолетов производства ТАПОиЧ и «TAPC AVIATRANS AIRKOMPANY» по грузовым авиаперевозкам в форме обществ с ограниченной ответственностью.
28 марта 2005 года вручен сертификат соответствия существующей в объединении системы качества на соответствие международному стандарту ИСО-9001-2000, дающий право на строительство, ремонт и производство техобслуживания самолетов Ил-76, Ил-114 и всех их модификаций.
В 2005 году изготовлены 3 самолета-носителя Ил-76ТД для дальнейшей модификации в самолет «Авакс» для индийских ВВС.
В 2005 году заключен контракт с ОАО «МАК Ильюшин» на изготовление и поставку 2-х самолетов Ил-76МФ для Иордании со сроком окончания проекта в 2009 году.
21 апреля 2005 года принято решение о реализации проекта по созданию самолета Ил-114-100 с цифровым пилотажно-навигационным комплексом Ц П Н К-114 «ROCKWELL COLLINS».
21 апреля 2005 года получено Свидетельство АРМАК об одобрении производства самолетов Ил-114, Ил-114-100, Ил-76Т, Ил-76ТД.
5 августа 2005 года испытан модернизированный самолет Ил-76-ТД-90ВД с двигателями ПС-90А-76. Самолетуприсвоено имя В.Коккинаки. Самолет создан совместно АК «Ильюшин», ОАО «Пермские моторы» и ГАО «ТАПОиЧ» по заказу Группы компаний «Волга-Днепр». Оснащен усовершенствованными силовой установкой и авионикой «Купол-III-76М-ВД», обеспечивающей управление от универсальных пультов и индикацию на жидко-кристалличсеских дисплеях, а также возможность наращивания функций при появлении перспективных требований ИКАО. Увеличена топливная эффективность на 15-20%.
В сентябре 2006 года испытан первый самолет Ил-114-100 с цифровым пилотажно-навигационным комплексом Ц П Н К-114 «ROCKWELL COLLINS». Укомплектование самолета указанной авионикой позволило достичь эксплуатационной надежности, свойственной лучшим образцам самолетов западного производства.
7 мая 2007 состоялся полет первого самолета Ил-76ТД-90, изготовленного для авиакомпании «Silk Way», Республика Азербайджан. Самолет Ил-76ТД-90 в отличии от серийного Ил-76ТД имеет усиленное крыло и силовую установку с двигателями ПС-90А-76, отвечающими современным требованиям ИКАО по шумам и эмиссии. Установлены система раннего предупреждения близости земли СРПЗ производства ВНИИРА «Новигатор», Россия, система предупреждения столкновения в воздухе CAS-67A и спутниковая система навигации KLN-90B производства “Honeywell”, США. Имеются аварийные радиомаяки, один из которых автоматический, работающий в системе КОСПАС-САРСАТ. Радиодальномеры и системы навигации и посадки защищены от помех УКВ-ЧМ излучений.
В 2007 году подписан контракт ГАО «ТАПОиЧ», ОАО «МАК Ильюшин» и ООО «Волга-Днепр-Лизинг» на поставку 3 самолетов Ил-76ТД-90ВД со сроком окончания контракта в 2009 году.
В июле 2007 года организовано изготовление комплексного тренажера самолета Ил-114-100 (КТС-114).
В 2008 году запущен первый опытный самолет Ил-114-300, отличающийся от Ил-114 установкой модернизированных двигателей ТВ7-117СМ, производства ММП Чернышева, Россия, и воздушных винтов СВ-34 производства ОАО НПП «Аэросила», Россия, с повышенными показателями надежности, ресурсов и сроков службы. Турбовинтовые двигатели ТВ7-117СМ мощностью – 2650 л.с. с малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34.03, обеспечивают высокую топливную эффективность и низкий уровень шума, соответствующий требованиям ИКАО.
В 2008-2009 годах проведена глубокая реструктуризация управления производственными мощностями; подготовка к преобразованию филиалов АМЗ, ФМЗ в самостоятельные юридические лица в виде дочерних предприятий ГАО «ТАПОиЧ» в форме обществ с ограниченной ответственностью.
В 2010 году Правительство Узбекистана начало процедуру банкротства предприятия ТАПОиЧ.
В мае 2011 года стало известно о полном прекращении сотрудничества ТАПОиЧ с российской стороной. Возможно, это и есть закат такого огромного и яркого предприятия. Впрочем, многие еще надеются на возрождение авиационной отрасли Узбекистана.

Источник.

35 комментариев

  • Фото аватара Марат:

    Очень жаль… Такой завод… Мог бы быть большей гордостью чем какие-то спарки на его месте теперь. Мало таких стран кто может похвастаться таким серьезным производством. А ведь это очень прибыльно… И авторитет страны поднимает.

      [Цитировать]

  • Фото аватара saroyan:

    Какая красивая и мощная птица на первой фотографии… Очень жаль, что мы больше не собираем самолеты. Мы еще не только самолеты, но и ракеты будем строить! Вот увидите. И будем гордиться, что живем в этой стране. За это не жалко работать и умереть. Пойду-ка я поработаю :)

    Узбек Сароян.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимирович:

    Да! Одной ногой стоит Узбекистан в великом будущем, а второй в чем?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Николай:

      Он обеими стоит там по самые УШИ.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Бусурманин:

        Россеяне, в чем вы стоите?
        Да не уж то Летающие тарелки стали выпускать!

          [Цитировать]

      • Фото аватара Jane:

        Але, гараж! Не Вам тут распинаться кто что где зачем и чем стоит. Хотите сказать, что в Росии не развалены огромные предприятия? Соринка и бревно…

          [Цитировать]

          • Фото аватара Владимирович:

            Ох! Оскорбились как! Просто, производство 76-го перевели в Россию, а не наоборот. И про то, что Россия вся в шоколаде я не говорил, как мне кажется. У всех свои трудности: у кого суп жидкий, а у кого жемчуг мелкий!)))

              [Цитировать]

            • Фото аватара Timur:

              Владимирович,

              никто никуда и ничего не переносил. Не верьте в сказки.

                [Цитировать]

            • Фото аватара Владимирович:

              Тимур, а процедура банкротства ТАПОиЧ тоже сказка? Цеха с отключенным отоплением, связью и светом — сказка или реальность?!

                [Цитировать]

            • Фото аватара Timur:

              Это весьма грамотное и целенаправленное уничтожение производства военно-транспортных самолетов в бывшем Союзе. Не могу сказать, что меня это сильно расстраивает, так как Россия страна нынче непредсказуемая.

              Та показуха, которую устроили в Ульяновске в декабре, с якобы первым собранным Ил-476 — это не что иное, как бывший RA-76711, на который поставили новые вертикальное оперение. стабилизаторы , элементы крыла и т.д., которые взяли в Ташкенте. Это вам подтвердит любой чел с Ульяновска, кто в теме. Только на кухне за бутылкой водки.

                [Цитировать]

            • Фото аватара Владимирович:

              СССР войну проиграл, холодную, конечно. Вот победители и продиктовали условия, что нужно, а что нет.
              Все будет хорошо, в перспективе! Как говорило старшее поколение: "Лишь бы не было войны!"

                [Цитировать]

            • Фото аватара Jane:

              Представьте себе, оскорбились! Тема про ТАПОиЧ, а не про прошлое-будущее-настоящее государства, в которм Вы, уважаемый, в данное время гость, виртуально. Так что — фильтруйте, плиз.

                [Цитировать]

            • Фото аватара Владимирович:

              Jane, один раз Ваше сообщение я уже проигнорировал, но видимо именно это Вас и задело.
              Поэтому постараюсь ответить. Итак:
              Я не люблю ура-патриотов, людей которые твердят: "У нас все хорошо", это не патриотизм, а… нехорошее слово.
              Нет ни одной страны на постсоветском пространстве (в т.ч. и Россия), в которой былобы все хорошо, ну просто не может за такой срок все наладится, НО при этом в Узбекистане (я его посещаю, ностальгия приступами бывает) ни разу не видел гастрабайтеров из России, а вот наоборот сколько хочешь, поэтому и про уровень жизни не надо…
              Отсутствие промышленного производства показатель глубины падения экономики независмой и суверенной РУ.
              Яшасин родной Узбекистан! И Вам не хворать!

                [Цитировать]

            • Фото аватара Владимирович:

              P.S. Тема ТАПОиЧ мне очень близка, ведь там началась трудовая биогафия и не только моя, но и…
              Ну Вы поняли чья!

                [Цитировать]

            • Фото аватара Ташкентка:

              Если позволительна поправка — пословица звучит так: «У кого щи пустые, у кого жемчуг мелкий» (отвлеченно от сути Вашего комментария).

                [Цитировать]

  • Фото аватара saroyan:

    Тролль, умри виртуально. Мне тебе нечего сказать.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сергей:

    По-моему КТО-ТО просто убирает конкурентов.А завод жалко.Если бы вернуть 80-е то многие бы вернулись.

      [Цитировать]

    • Фото аватара saroyan:

      Нет, дело не в конкурентах. Поддерживать завод было экономически нецелесообразно, и это было трудное, но разумное решение на данном этапе истории. Предположу, что перед закрытием была предпринята последняя попытка спасти его, включив в состав российского холдинга, но видимо, поставленные условия были неприемлемы.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Timur:

    Ну и где на картинках последний Ил-76? :)

      [Цитировать]

  • Фото аватара АГ:

    "…НО при этом в Узбекистане (я его посещаю, ностальгия приступами бывает) ни разу не видел гастрабайтеров из России, а вот наоборот сколько хочешь, поэтому и про уровень жизни не надо…"

    ))) Уже писала, напишу еще раз. Это говорит о том, что наши трудовые мигранты не только экономике своей страны помогают, но и поднимают экономику России. За что им катта рахмат! (Кстати, Вас просили тему гастарбайтеров не поднимать)

    А по поводу авиационной промышленности в целом. Не уверена, что и в России она восстановится в полном масштабе. Нет конкурентоспособной продукции. И не предвидится. Ну разве что "Ё-самолет" кто-нибудь придумает… ;-)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    ТАПОиЧ выпускал не только самолеты, хотя это была его основная продукция. Выполнялось много заказов от различных строительных организаций Ташкента по изготовлению декоративных архитектурных конструкций. В оформление нескольких станций Ташкентского метрополитена ТАПОиЧ также внес свой вклад. Для изготовления подвесных потолков станции "Дружба Народов" ТАПОиЧ изговил специальный пресс. Панели потолка и его крепление были также изготовлены на заводе. По-моему и монтаж этих изделий непосредственно на станции производился при помощи специалистов завода.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Константин ташкентский:

    76-е изделие очень хорошего качества потому, что на заводе существовала система управления качеством. В конце 70-х годов, насколько я помню, в год проходило от 100 до 150 различных доработок по изделию. Система позволяла отфильтровать не перспективные доработки, добиться выполнения перспективных, оценить их, и после этого добиться внедрения их в технологию производства. Потому-то 76-е изделия и высококачественные. В Ульяновске, да и на других производствах, подобной системы нет. Только Сивцу удалось реально заставить завод работать с этой системой.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Володя:

    Ликвидация ТАПОиЧ закономерное явление в свете свертывания авиастроения в РФ. Все мы прекрасно понимаем, что без деталей из РФ создать самолеты в РУз не реально.
    Какое-либо самостоятельное производство без ориентации на РФ не возможно.
    Мощности завода чудовищно устарели морально и физически.
    Перенос в Ульяновск не более чем кич и показуха.
    Модель ИЛ-76 уже устарела, требует слишком больших затрат в изготовлении и использует устаревшие технологии…
    Кстати в статье не освящено производство ИЛ-114 для нашей авиакомпании.
    Все течет и меняется. И теперь на месте сборки самолетов будут собирать машины, автобусы и строить дома с дорогами.

      [Цитировать]

    • Фото аватара ЛеНиН:

      Володя:
      чудовищно устарели морально и физически.

      Есть идеально созданные модели, которым эти факторы НЕ страшны.
      Из сегодняшних новостей РФ :
      » Ульяновский автомобильный завод передал 17 машин МЧС.»
      *Серийный выпуск УАЗ-452 /»буханка»/ начат в 1965 году.
      Созданная 55 лет тому назад модель!
      !!
      P.S. 7,62-мм Калашников (АК) —
      автомат вооружения СССР с 1949 года был сконструирован в 1947 году.
      И ничего — модель работает! Различные доработки не в счёт
      .
      Да и ‘кукурузники’ Ан-2 до сих пор летают!
      .
      И т.д. и т.п.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Марат Сафаров:

    У нас вся семья прошла через ТАПОиЧ — отец, старший брат, я (перед армией в 1987-1988) и мама (перед пенсией и выездом в Россию). Может быть я кого-то оскорблю (патриотов Узбекистана), но эта страна (намеренно говорю ЭТА, потому что независимый Узбекистан — это не моя страна) не способна самостоятельно вытащить не то что авиастроение, но и большинство других высокотехнологичных отраслей. Про Россию не говорю, все мы оказались в жопе благодаря развалу СССР, но в России все-таки кое-что осталось, и даже кое-что развивается. И есть определенная надежда на развитие авиации, конечно, в намного более ограниченных масштабах, хотя бы потому, что развивается космическая отрасль. А что касается Узбекистана — один только штрих. Я работал в 50 цеху. Так вот из всего народа в цеху (если память не изменяет, более сотни) узбеков было только два человека, все остальные европейцы. Не знаю, как в других цехах, но думаю пропорции примерно те же. Так что о каких перспективах речь?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Константин ташкентский:

      Марат Сафаров, Вашего отчества не знаю, потому и спрашиваю. Ваш папа на заводе был, представителем военного заказчика («Военпредом»)?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Марат Сафаров:

        Здравствуйте, уважаемый Константин. Тот Сафаров, которого Вы имеете в виду, был старшим военпредом, полковником, но он не мой отец, а однофамилец. Мой отец — Фарид Сафаров — работал сначала технологом в отделе 113, а затем инженером-электриком в 97 цеху. В 1970-х он перешел на 243 завод.

          [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    Марат, я все вспоминаю, восемьдесят четвертый завод, или завод имени Чкалова. Мы жили на Навои 14 — полдома принадлежало работникам Фотона. А Навои 16 — как раз и был домом работников восемьдесят четвертого завода. И клуб там же был «Восток».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Владимир:

    Развалили такое мощное предприятие… А ведь я на этих самолетах летал. Обидно… Теперьше наши борты продавать начали, а аэродром Ташкент-восточный и вовсе заморозили… Наш Ан-12 стоит без жизни на базе запаса, а горбатых и вовсе на порезку отдать хотят!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.