Воспоминания дады. Часть девятая. Третий дядя Саидалимходжа История Ташкентцы

Пишет Гульнара Зуфарова.

ТРЕТИЙ ДЯДЯ САИДАЛИМХОДЖА.

Из всего нашего рода неграмотных было всего два человека: дядя Саидалимходжа и тётя-амма Пошахон. Покойный дядя однажды мне сказал:
— Мне так надоело получать палки за плохую учебу, что когда отец меня спросил, я ему ответил, что не буду учиться, лучше беду пасти скот.

Иногда он заглядывал в нашу школу.
— Учитель, мясо Ваше, кости наши. Если больно бить не будете, они хорошо учиться не будут, — говорил он это как большой знаток, и настраивал учителя против нас. Учитель не давал «остыть» столь «горячим» словам и приступал к делу. С плачем мы возвращались домой. Впоследствии учитель распознал его и больше не стал допускать его близко к школе.

Своим дурацкими выходками Саидалимходжа-ака пугал нас всех, особенно когда долгими зимними вечерами мужчин не было дома. Я знал, что амаки уехал в город ещё утром. Дома остались только 3 женщины и 8 детей. Часов в 11-12 ночи все еще не спали. Вдруг во двор стали падать большие глиняные булыжники — гуваля. От испуга мы онемели. Наш двор от соседей очень далеко, будешь кричать никто не услышит. Вдруг с крыши кто-то спрыгнул на задний двор. Слышно было, как кто-то стучал палками, звенел кетменём, лопатой. Моя мама и сноха окружили себя детьми крепко и со страху стали читать молитвы из Корана. Топор и большой нож у нас был наготове. Наконец открылась дверь в хлеву, и кто-то вывел корову и быка. Да, как же вор догадался, что нет мужчин в доме? Поэтому он спокойно уводит скотину. Мы все в один голос звали соседа Олмона. Соседи жили далеко и нас, конечно не слышали. А может, мы с испугу тихо кричали- голоса не было? После этого в среднюю дверь затопал амаки, и издали заорал: «Заткнитесь»! Даже когда узнали, что это дядя, мы всё равно долго не могли придти в себя, шевельнутся не было сил, посинели и были похожи на статуи.

Хлев был отгорожен от внутреннего двора. Как-то вечером я обходил с фонарём двор и никого не обнаружил, всё было спокойно. Я нёс фонарь впереди и зашел во двор. Вдруг увидел, напротив под забором неподвижную огромную черную тень, я обомлел и застыл от испуга. Моя мама и кенойи замерли от ужаса и не сводили глаз от этой огромной тени. Тень была неподвижная, руки-ноги были в разные стороны. Маленький фонарь стоял на расстоянии 1-2 метров и бросал тень огромную и странную. Моему старшему брату Одилходже, было 13 лет и он считал себя уже взрослым мужчиной, поэтому был посмелее. Он взял лопату и подошел ближе к тени и произнес: «Это же амаки». От испуга он выронил фонарь. В этом же году при очередной выходке моего дяди мой брат принял его за вора, огрел его железякой и опрокинул, потом дядю откачивали водой.

Несмотря на это мой дядя не прекращал свои выходки. Он нас каждый раз сильно пугал и был этим доволен, иногда он поджигал 2-3 вязанки сена с гузапаей и кричал: «Пожар! Пожар!» Дома все от ужаса выбегали в нижнем белье, босиком, в дождь, в холод во двор. Он был очень доволен  своей «шутке» и шел к себе домой.

Однажды, осталась во дворе одна керосиновая банка, там было один-два литра керосина. Мой дядя чиркнул спичку, вспыхнуло пламя на высоту 6- 7 метров. Он даже сам испугался. Дома поднялся страшный крик. Наконец кончился керосин и пламя погасло. В эту ночь мы не сомкнули глаз. Такие проделки были всю зиму.

В 1932 году мой младший брат Ашрафходжа, сторожил бахчу. Дядя решил напугать его, или еще какие мысли были, не знаю.Дядя ползком приблизился к бахче. Ашрафходжа подумал, что это собака и выстрелил. Рана была легкая и дядя через 15 дней выписался из больницы.

У него была привычка «положить глаз» на других женщин аула и частенько его лупили, ревнивые мужья. Наконец в 1951 году у него родился внебрачный сын и он был вынужден уехать из кишлака. Сын и сейчас есть. Он закончил, техникум и вместе с матерью живёт в Газли. Там работает техником. Этим я заканчиваю описывать его плохие стороны, и считаю, что причина таких выходок во многом кроется в его безграмотности, он не получил фундаментального школьного воспитания, теперь перейдём к описанию его достоинств.

Мой дядя был интернациональным и мог легко сойтись с человеком любой нации. Если у родственников или у соседей была свадьба или похороны, он от всего сердца, горячо помогал этому человеку. Нуждающихся, он никогда не оставлял и всегда стремился к чему-то новому. Он первый в кишлаке освоил новый метод механизированной посадки хлопчатника и в 1928 году распространил свой опыт.

Именно этот дядя, пусть даже путём ругани и побое, научил нас сажать и выхаживать растения, привил любовь к труду. Родственникам, попавшим в затруднительное положение, помогал материально именно этот человек. В 1933 году он спас несколько казахов от голодной смерти. Они жили у него всю зиму, дядя делился с ними всем и весной, когда они окрепли он устроил этих бедолаг на работу в колхоз, таким образом, он сохранил им жизнь. Он целый месяц жил у одной родственницы- вдовы, муж которой погиб на фронте, чтобы помочь достроить дом. На старости он стал прекрасным человеком, он очень раскаивался за свои «шалости» в молодости.

Дядя умер в 1963 году на 79 году жизни. После него осталось трое детей: сын Уткирходжа и двое дочерей Екитхон и Икболхон. Вместе с внебрачным сыном-2 сына и 2 дочери. У Ёкитхон есть 2 сына и 3 дочери. Уткирходжа окончил институт связи в 1968 году и в настоящее время работает в городском управлении энергосети.

Заканчивая описание жизни моего дяди, я нашел необходимым рассказать одну историю.

История начинается так: жили два друга. Они были настолько дружны, что даже женились в одно время, после свадьбы один друг пошел к другому в гости. Друг очень хорошо его встретил,  посадил на самое почетное место и угощал различными кушаньями, одно вкуснее другого. Сам хозяин сидит на месте, а жена уже по движению усов мужа уже знает, что нужно, юрко бегала и приносила одно блюдо за другим. Друг посмотрел во двор: во дворе все кругом чисто, подметено, все вещи на своих местах. Он был приятно удивлен, какая жена досталась его другу и быстрая, и чистоплотная, и ловкая, а самое главное не строптивая. В конце концов, он не выдержал и спросил своего друга: — «Приятель, ты очень счастлив, это я вижу. Скажи, каким образом ты нашел эту удивительную девушку или ты образумил ее «кулаком»? Скажи друг, ну скажи»

— О. как моя жена меня довела, ты просто не представляешь. Я ей говорю, что кругом грязно. А она: — «Так тебе и надо!» Я ей говорю, что двор не подметен, а она: «Мог бы и сам подмести», если скажу, что обед во время не готов еще, а она:«Что у меня 4 руки?» Одним словом на мое:«Хватит!», отвечала: «Сдохни!» Если я собирался ее бить, она бросала меня всем, что было под рукой, да еще орала так, что все сбегались.

Во время рассказа, друг невольно улыбнулся. Товарищ продолжал:

-Друг мой, твоя жизнь интересная, конечно, но я не могу дать тебе ни какого совета. Что бы моя жена стала такой хозяйственной, аккуратной, быстрой и исполнительной, я не применяю ни какие побои и да же не ругаюсь с ней. В нашей семье четко распределены обязанности. Когда я свободен, то помогаю жене и наоборот, она то же помогает мне. Но когда я только женился, то однажды сорвался. Как- то я сел покушать, в это время котенок лизнул мое кушанье, и испоганил его. В гневе, не помня себя, я оторвал ему голову и выкинул в окно. Жена в это время стояла поодаль и все видела. Может, это на нее подействовало. Но мы живем счастливо и в согласии.

Слушая этот рассказ, друг решил, что именно расправа с котенком, напугала жену его друга, и она перестала быть строптивой. Он решил, что нашел ключ-подход, как сделать покорной свою жену. Он пришел домой, держа в руках котенка, на что жена ему ехидно заметила: «Мышь не может пролезть в нору, а еще привязывает сито к хвосту» (Чичкон сигмас инига, галвир бойлар думига). Он даже ни чего не ответил, думал о перевоспитании жены. Он сел под окно и во время обеда ждал, когда котенок лизнет его обед, а жена это увидит, если будет по близости. Однажды случилось то, чего ждал хозяин. Во время обеда его рисовую молочную кашу лизнул котенок, и опоганил ее, а жена увидела это. Она налила ему чай и подала. С громким криком хозяин свернул голову котенку, и выбросил его в окно. Жена все это видела: «У дурака силы хватает только на слабого», и стала смеяться над ним.

Эту историю мой покойный дядя рассказал Дарханбаю, который вечно ругался со своей женой. Он хотел этим сказать, что жену надо воспитывать с самого начала, но еще надо быть воспитанным и самому.
Мой другой двоюродный брат Саидкаримходжа родился в 1912 году, и погиб на фронте в 1943 году. Начальное образование он получил от моей матери, а затем я занимался с ним, и подготовил его, и помог поступить в политехнический техникум. Но бросил двухгодичный техникум и поступил на шоферские курсы, закончил их и работал 2 года шофером. В 18-20 лет он уехал в Батайскую летнюю школу, и через 3 года ее закончил. И уехал работать в Каракалпакию. Когда началась война он ушел на войну одним из первых. До 1943 года он сражался на фронтах Великой Отечественной войны. О его подвигах неоднократно писали в газетах. Весной 1943 года в Нелидовском районе Калининской области в воздушном бою с фашистами погиб Саидкаримходжа. Он похоронен в этом районе, в селе Иваново, в братской могиле. После Саидкаримходжи осталась одна дочь Холидахон, котолрая в 1960 году вышла замуж за своего кузена (сына своего дяди). У нее есть сыновья и дочери.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.