Борис Ташкентский Искусство Ташкентцы

Пишет Максим Зильберштейн на сайте kino-teatr.ru

50 лет назад в труппу единственного в мире московского цыганского театра «Ромэн» был принят молодой актер, приехавший из города Ташкента. Звали юношу Борис и происходил он из известного еврейского рода Мордухаевых. Его отец — певец, заслуженный артист УзССР Рошель Мордухаев и мать Сара Мушеева- балерина работали в театре им. А. Навои. Борис же с самого раннего детства знал, что будет драматическим артистом.

Приехав в Москву, Борис сразу пошел в «Ромэн». Он был полон радужных надежд, но на деле все оказалось несколько сложнее. На просмотре он очень понравился, но проблемы со ставками, и то, что необыкновенно музыкальный и пластичный паренек не был цыганом… Короче, судьба устроила ему серьезное испытание на прочность. В то время в театре репетировали спектакль «Цыганский характер». Семен Аркадьевич Баркан, который в то время был главным режиссером театра, дал Борису два дня, чтобы отрепетировать сцену из этого спектакля, и после показа будет понятно, возьмут молодого артиста в театр или нет.

На третий день на показ собрался не только художественный совет — практически вся труппа театра. Сцену Боря и его партнерша Рая Удовикова сыграли блестяще. До премьеры оставалось три недели. Это был испытательный срок. Если Борис пройдет «испытание зрителем», его возьмут, если нет — придется покупать билет домой. Все эти три недели Борис в прямом смысле слова жил в театре. Во время репетиций как-то само собой получилось, что фамилия Мурдахаев плавно переросла в Ташкентский, да так и закрепилась до нынешних времен.

Премьера была сыграна на ура, и труппа театра пополнилась новым характерным артистом Борисом Ташкентским. Театральная Москва сразу же обратила внимание на молодого талантливого артиста. Следующая роль, сыгранная Ташкентским, была роль Ромендадо в спектакле «Кармен из Трианы». Ставил спектакль Анхель Гутьеррес, испанский режиссер, работавший в то время в «Ромэне». Вот как описывают Ташкентского в этой роли современники: «На сцену выбегает худенький мальчик с огромными сияющими глазами. Он влюблен в девчонку Лолиту, влюблен в корриду, влюблен в жизнь. Все его существо переполняет какая-то радостная и светлая энергия, она лучится в каждом его движении. Когда он начинает танцевать в таверне, то вкладывает в танец и свою любовь, и свою мечту о корриде, и эту свою лучезарную энергию — и танец его звучит победно-торжествующе, проникнут верой в жизнь, в будущее».

Затем был спектакль «Проделки Майсары» и небольшая, но яркая роль, на которую Ташкентский был назначен аж в третий состав. Когда режиссер Владимир Канделаки увидел, как репетировал молодой артист, как точно он уловил характер своего героя, то тут же перевел его в первый состав. И практически одновременно Борис сыграл роль Мирчи в спектакле «Ром Баро». Этот образ коренным образом отличался от предыдущих работ. Мирча в исполнении Ташкенского — это воплощение покорности, бессилия, неумения сопротивляться, и именно эта беспомощность, которая считывалась в пластике, взгляде, вызывала острую жалость зрителей.

День за днем, спектакль за спектаклем, Борис Ташкентский набирал обороты. С самого начала всем было ясно — он артист от бога, и сцена — его стихия. Уже работая в театре, он окончил театральный институт и получил, наконец, диплом. Это было необходимо, чтобы уладить вопросы с пропиской и жильем.

Шел 1972 год, он, Борис Ташкентский, ведущий артист театра «Ромэн», о котором много пишут, много говорят, он, любимец публики, победитель театральных конкурсов, актер, которому подвластны любые роли, выступает в новом качестве — как режиссер. Собрав молодых артистов, ставит спектакль «Большая волна Ганга». А началось все с 1970 года, когда Борис Ташкентский начал заниматься с молодыми, только что пришедшими в театр артистами мастерством актера. Именно с ним осваивали азы актерской профессии нынешние народные артисты и мастера сцены Николай Михайлович Шишков, Павел Анатольевич Бобров и многие другие.

В 1974 году, когда Борису Ташкентскому было 37 лет, он сыграл, наверное, главную роль в своей жизни. Именно в этом году на сцене театра «Ромэн» был поставлен спектакль «Здравствуй, Пушкин». Ташкентский был признан лучшим исполнителем роли великого поэта. Вообще, образ Пушкина связан с самим Борисом Рошелевичем какими-то странными мистическими узами. Начнем с того, что великий поэт погиб на дуэли в 1837 году. Борис Ташкентский родился в 1937 году. Роль Пушкина он сыграл в том возрасте, в котором Пушкин ушел из жизни. Более того, артисту Ташкентскому подошли по размеру и сюртук, и кольцо поэта, которые тот примерял в Пушкинском музее в Ленинграде, вживаясь в образ. Прекрасная драматургия, оригинальные сценография и режиссура, а самое главное — великолепная игра актера Ташкентского, внешнее сходство которого с поэтом просто потрясало. Спектакль «Здравствуй, Пушкин» вошел в историю театрального искусства как один из лучших спектаклей. «Нет, наверное, лучшая в спектакле… финальная сцена. Когда Пушкин мечется один в замкнутом круге. Выхода нет. В душе его еще звучит музыка жизни, но ее уже обрывают выстрелы. Один, другой, третий. Она опять прорывается — и снова смолкает. И вдруг спектакль взрывает иная мелодия. Тема Пушкина. Музыка его таланта, музыка его бессмертия. Подчиняясь ее велению, он окинет взглядом еще раз последнее поле своей жизненной битвы и пойдет по лестнице вверх, к пьедесталу. И станет памятником… Трагический путь поэта раскрыт актером с большой силой» (журнал «Театральная жизнь», 1974 г.).

В том же 1974 году Борис Рошелевич приступил к постановке спектакля по пьесе И.В. Хрусталева «Закон предков». Это был первый мюзикл, поставленный на сцене московского театра. Композитор — Виктор Рафаэлов, музыкальный руководитель — Николай Эрденко, балетмейстер — И. В. Хрусталев. Спектакль был не просто музыкальным — он был подчеркнуто музыкальным. «Закон предков» имел огромный успех, особенно популярен спектакль был у молодежи.

В 1975 году Борис Ташкентский играет вожака табора Хима Башу в спектакле «Вожак» (постановка Э.О. Эгадзе), поставленном к тридцатилетию Победы. «Игра Б. Ташкентского отличается многокрасочностью и точностью. Интонация небытовая, необыденная, свойственная всему спектаклю, выражается у него с той законченностью и полнотой, которая возможна только у мастера. Актер напряженно и сложно проживает сценическую жизнь своего героя. Эмоциональная предельность его поразительна; моменты раздумий насыщены действенной, активной мыслью; решения мучительно трудно рождаются тут же, на наших глазах. Ташкентский в роли Хима Баши раскрывается как актер большого масштаба» (В. Рыжова, газета «Вечерняя Москва», 2 декабря 1975 г.).

В 1978 году в театре состоялась премьера спектакля «Цвет вишни» по пьесе И.В. Хрусталева, режиссером-постановщиком был Борис Ташкентский. Работа начиналась как внеплановая. Репетировали долго, настойчиво, увлеченно, что не могло не сказаться на результате. Спектакль получился ярким, красочным, музыкальным. На студии грамзаписи «Мелодия» была записана потрясающая фонограмма, пошиты красивые, необычные костюмы, сделаны декорации, поставлен свет. Премьера спектакля имела огромный успех. «Режиссер построил действие как непрерывное движение борьбы героев. Многоплановость этой борьбы проявилась в том, что противостояние внешним силам зла переплетается с освобождением человека от душащих оков традиционализма — с обретением духовой и физической свободы. Каждая секунда жизни персонажей, все пластические композиции и острые вокально-музыкальные построения пронизаны драматизмом» (газета «Московский комсомолец», 3 ноября 1978 г.).

В начале 90-х годов в театре встал вопрос о притоке молодых актеров. Борис Ташкентский взялся набрать и подготовить потенциальных артистов театра. Были набраны 16 человек. Мастерством актера с ними занимался сам Ташкентский, вокал преподавал хормейстер театра Вячеслав Деметер, а танцы — один из лучших цыганских танцоров Александр Оглу. Через год после просмотра в театр взяли практически всех учеников Ташкентского. Многие из них и по сию пору работают в театре. Сегодня это уже среднее поколение, некоторые стали ведущими артистами и были удостоены почетных званий.

В 1993 году Вячеслав Петрович Деметер, организовавший детский музыкальный ансамбль «Гилори», пригласил Бориса Рошелевича к сотрудничеству. Ташкентский взялся за работу, как говорится, засучив рукава. Дело было поставлено на профессиональные рельсы. Дети занимались мастерством актера, вокалом, пластикой, сценической речью. В итоге родился детский театр «Кхэлыбнарья». В 1998 году детским театром заинтересовался президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Александр Бариев. Детский театр стал работать на базе Автономии. Портфель театра начал пополняться пьесами. Были поставлены два спектакля: «Гадалка» и «Медные голуби». С этими спектаклями где только не работали — и на фестивалях, и на цыганских елках. Два года спектакль «Гадалка» шел на сцене театра «Ромэн». Но, к сожалению, когда нужно было делать третий спектакль, остро встал финансовый вопрос. «Кхэлыбнарья» прекратил свое существование. Многие из артистов детского театра органично влились в труппу театра «Ромэн», кто-то ушел на эстраду.

Сегодня больше половины ромэновцев — в прошлом ученики народного артиста РСФСР Бориса Ташкентского. А он — неоднократный победитель московских театральных фестивалей, актер, вошедший в историю театрального искусства как лучший исполнитель роли Пушкина. По-прежнему полон сил. Азартный игрок в преферанс, он обожает, когда у него дома собираются друзья «расписать пульку»; игроки, как правило, засиживаются до самого утра. А на следующий день Борис Рошелевич может с легкостью отыграть спектакль. А еще он заядлый рыболов, и если раньше, выезжая на гастроли или на съемки, он первым делом упаковывал свои удочки, то теперь он может уехать куда угодно, если ему скажут, что там отличное рыбное место. Не так давно он сыграл главную роль в спектакле «Ослепленные» режиссера П. А. Боброва, и сделал это с присущим ему блеском.

50 лет назад он пришел в театр «Ромэн». За эти годы Борис Рошелевич Ташкентский сыграл более 150 ролей. Поставил несколько спектаклей, воспитал не одно поколение артистов. Все эти годы он щедро делится своим талантом, как и подобает истинному мастеру.

14 комментариев

  • Фото аватара Мастура:

    Я не знаю в лицо артиста Бориса Ташкентского. Но на фото, мне кажется, певец Боря Тахтахунов

      [Цитировать]

  • Фото аватара Вячеслав c Г9-А:

    На фото Боря Тахтахунов. Максим Зильберштейн ошибся. Бывает.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Асил:

    Ошибся не Зильберштейн. Зильберштейн правильно всех сориентировал — http://www.teatr-romen.ru/events_archive.shtml (8-ой пост с фотографией актера — «Борис Ташкентский: 50 лет в театре»)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Фарик:

    Точно ,На фото Борис Тохтахунов.Я знал его еще со школы.Зильберштейн ошибся,но все же Тохтахунова знали за пределами Узбекистана

      [Цитировать]

  • Фото аватара Дили:

    Зильберштейн как раз-таки знает, как выглядит Борис Ташкентский (внимательно почитайте его посты на kino-teatr.ru). Не знают наружность актера театра «Ромэн» модераторы того и этого сайта.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ЕС:

    Дили, модераторы этого сайта дают возможность посетителям высказаться. Заранее никто ничего не знает :-0)

      [Цитировать]

  • Фото аватара ЕС:

    Какие предложения? Убрать фото?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Дили:

    Дили, модераторы этого сайта дают возможность посетителям высказаться. Заранее никто ничего не знает :-0)

    Ах, как благородно по отношению к М. Зильберштейну (равно как и несколько ранее по отношению к М.Р. Зальцбергу).
    Предложение — поместить фото Бориса Ташкентского (ссылка дана в посте Асила), памяти Бориса Тохтахунова посвятить отдельный материал.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ВиоЛав:

    Борис Ташкентский в роли Пушкина, спектакль “Здравствуй, Пушкин!”

    ещё фото
    http://xn--80afhma1aipka1c6c.xn--p1ai/kultura/teatr-romen/boris-tashkentskiy/

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Спасибо за ссылку на интересную статью. Надо сказать, в оригинале у Татьяны Репиной есть кое-что про Ташкент. Я решила дополнить основную статью «ташкентскими мотивами». «Его отец — заслуженный артист УССР Рошель Мордухаев и мать Сара Мордухаева – балерина работали в театре им. А. Навои. Борис же с самого раннего детства знал, что будет драматическим артистом. Однажды, будучи девятилетним мальчиком, он играл медведя в школьном спектакле. В этой роли его увидели ребята из драмкружка и позвали заниматься с ними актерским мастерством, и, естественно, Борис согласился; потом была театральная студия во Дворце пионеров им. Сталина, а после окончания школы — Ташкентский театральный институт. Из которого он на четвертом курсе был отчислен за прогулы. Дело в том, что деятельный Борис параллельно с учебой в институте работал в вокально-инструментальном ансамбле, организованном детьми греческих политэмигрантов. Борис знал греческий язык, поэтому делал переводы текстов и вел программу, а также занимался организацией концертов. Надо сказать, что ансамбль пользовался большим успехом, так как в Узбекистане проживало огромное количество греков — только поблизости было 12 греческих городков. Работы было много, поэтому Борису приходилось пропускать занятия. Естественно, это вызывало неудовольствие, в первую очередь у комсомольских активистов, ведь мало того, что он прогуливает занятия и где-то на стороне зарабатывает довольно, кстати, неплохие деньги, так еще педагоги на него выстраивают два дипломных спектакля, да еще какие! «Ревизор» – роль Хлестакова, и роль Ходжи Насреддина в одноименном спектакле. Короче, устроили собрание, приняли решение и одним приказом отчислили троих самых успешных студентов института. Один снимался в главной роли в телефильме, другой – в недалеком будущем гордость советской эстрады Батыр Закиров, ну и третий – Борис Мурдахаев, в будущем народный артист РСФСР Борис Рошелевич Ташкентский.
    Однажды друг Бориса, Михаил Бабаханов, который учился на режиссерском факультете, будучи на отдыхе в Ленинграде, побывал на спектакле гастролирующего там театра «Ромэн». Посмотрев спектакль «Девчонка из табора», он сразу понял, что роль героя написана как бы специально для Бориса, и что «Ромэн» — это как раз тот театр, где его друг может полностью себя реализовать. Приехав, он тут же рассказал другу о театре и посоветовал ехать в Москву, что Борис и сделал». И вдогонку программки спектаклей драмкружка Дворца Пионеров им. Сталина. При участии школьника Бориса Мордухаева.

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Вот программка «Здравствуй, Пушкин!» где указан Б.Р. Ташкентский роли Пушкина. 1973 г.

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Лицевая сторона

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Ташкентский Борис Рошелевич
    Фото из Википедии

    Борис Рошелевич Мурдахаев (Ташкентский) (2 января 1937, Ташкент — 15 октября 2021, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог, Народный артист РСФСР (1991).

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.