Метро, планы, 1971 История

Статья в Вечернем Ташкенте за 1971 год. Вырезку принес Виктор Фесенко.

9 комментариев

  • татьяна:

    Грандиозные планы судя по схеме,но,к сожалению,не осушествленные

      [Цитировать]

  • Boris:

    Почему не осуществленные? Из этой схемы практически все построено, за исключеним трех станций 1-ой линии от М. Горького до Тракторного завода.
    От какого точно числа газета?

      [Цитировать]

    • Андрей:

      Проектировали, когда функционировал Тракторный завод… И то, тянули с проходкой до последнего! А когда уж пошёл развал, то нафиг власть предержащим метро, в сторону правительственных дач и резиденций? Их возят кортежи, а пролетарии там зачем? Глаза мозолить?

        [Цитировать]

      • Халдар:

        Простите за назойливость, а Вы о проектировании метро в сторону массива ТТЗ каким образом узнали? Просто мне интересна эта тема. Хотел еще поинтересоваться, а по каким улицам планировалась прокладка трассы метро?

          [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Проектирование трасс метрополитена осуществлял институт «Ташгипрогор». Тот самый, который рядом с медресе Кукельдаш. Непосредственно этим делом занимался транспортный отдел, который помимо этого прокладывал перспективные автотрассы. Так нынешняя Малая кольцевая дорога проектировалась в 1964 году как Грузовая дорога, то есть дорога по которой мог двигаться грузовой транспорт. Я года два работал в этом отделе лаборантом. Мы были студентами и нас пригласили десятка два-три студентов для обследования маршрутов передвижения людей. Мы ходили по квартирам и выборочно опрашивали людей. Заполняли анкеты. Затем эти анкеты обрабатывали на ЭВМ. Решали транспортную задачу выбора оптимальных маршрутов. Я делал транспортные матрицы, а расчёты непосредственно вели Нариман Джемилев (сейчас в Крыму) и Владимир Шапиро (сейчас в США). Считали они на машинах Института кибернетики Академии наук. Публикуемые Вами маршруты были рассчитаны и обоснованы уже в 1965 году и включены в Генеральный план развития Ташкента. Однако информация об этих маршрутах была полностью засекречена. Все расчёты и обоснования везли в Москву и доказывали необходимость строительства метрополитена. Первоначально рассматривался вариант глубокого заложения метро. Также как в Москве. Однако Москва этот вариант не поддержала, поскольку тогда не рассматривала Ташкентский метрополитен в качестве необходимого элемента системы городского транспорта. На его строительстве настаивали военные как объекте гражданской обороны. Но именно они и забраковали вариант с глубоким заложением. В их записке было указано, что на Ташкент нацелены ракетные системы надводного и подводного базирования, находящиеся в Индийском океане. Срок подлёта ядерных боеголовок в Ташкент — 20 минут. За это время люди не успеют опуститься в глубокие станции. Кроме того, при прямом попадании никакой уровень глубокого заложения укрытий от поражения людей ядерным оружием не защищал. Поэтому целесообразнее строить Метро, рассматривая его как противорадиационное укрытие, имея при этом в ввиду максимально короткое время для доступа людей на станции. Вот так наше Метро стало неглубоким и удобным, очень похожим на современные европейские стандарты метростроения, где зачастую даже отсутствуют ступени для выхода. Их заменяют длинные наклонные тоннели ведущие в городские подземные переходы. После землетрясения 1966 года, строительство в городе Ташкенте до сих пор осуществляется в соответствии с Генеральным планом, утвержденном еще до удара стихии. Причина этому состоит в гениальном решении тогдашних проектировщиков, которые сознательно оставляли в каждом проектируемом микрорайоне огромные площади для перспективного проектирования и строительства. Я был студентом и меня, конечно, интересовало всё. А всё мне не рассказывали и не показывали, поскольку везде стоял гриф «секретно» и даже «совершенно секретно». Но молодость на то и молодость, чтобы всё впитывать как губка. А умение из фрагментов строить общие картины ко мне пришло ещё из книги Кордемского «Математическая смекалка», которую мне подарили в связи с окончанием 4 класса. Это у меня была настольная книга. Поэтому вскоре все эти сверхсекреты стали для меня открытой книгой. Мужики там работали дельные. Они заметили мою прыть и стали делиться своими знаниями. Это они мне рассказали, что проектируют Ташкент как слоёный пирог, оставляя между кварталами многоэтажной застройки «зелёные зоны» — индивидуальное жильё. Это «лёгкие» Ташкента. Это они рассказали, что в каждом квартале обязательно оставляют пустые места, предназначенные для застройки через 20, 50, 100 лет. Дело в том, опыт Санкт-Петербурга говорит о том, что как бы ни был красив город, но если он застраивается в одну архитектурную эпоху, то непременно со временем начинает выглядеть как анахронизм. Поэтому нужно оставить новым архитекторам поле для деятельности, так, чтобы не уничтожая старого, они могли создавать новое, вписывая старые идеи в принципиально новые архитектурные формы. Конечно я не архитектор, не проектировщик и не строитель, но работа в «Ташгипрогоре» до сих пор помогает мне понять, то, что будь я непосвящённым обывателем, никогда не смог бы понять, глядя на свой собственный город и на многие зарубежные города. Вот и сейчас, проходя возле памятника Пушкину я всегда смотрю на свободный треугольный участок земли за ним и вспоминаю как в Ташгипрогоре ещё в 1964 году решали его участь. Здесь, говорили они, места мало, поэтому здесь должно быть построено всего одно высотное здание — Деловой центр столицы. Так и стоит эта свободная пока земля. Ждёт своего талантливого архитектора.

      [Цитировать]

  • Farro:

    Так на этом «свободном треугольнике земли» за памятником Пушкина раньше что-то было, кажись пожарная часть…

      [Цитировать]

  • Art68:

    Да, пожарка..а за ней частные постройки))))

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Там тоже был слоёный пирог. Дело в том, что вдоль железной дороги всегда есть «зона отчуждения», где застройка запрещена. Вот эта зона и застраивалась стихийно во время войны. Ставили ветки с камышом обмазывали глиной с травой — получалось жильё. Затем приходил кто-то следующий и пристраивал к Вашей стене свою. Крыши были глиняные. В Фергане тоже возле железной дороги мы частенько ездили на велосипедах по крышам таких мазанок. Так вот, длинное основание всего этого треугольника занимали мазанки. А в вершине была пожарная часть. Приличные дома выходили только на улицу Генерала Петрова. Со стороны Луначарского шоссе весь массив был прикрыт бетонным забором. Всё это в центре города выглядело не совсем прилично и треугольник почистили. А вот застройщика пока не нашли. Место удобное. Рядом метро, железнодорожная станция, начало автотрасс в Алмалык-Ангрен-Ферганскую долину и Чирчик-Чарвак-Чимган. Самое место для делового центра. Одно время на него положили глаз сектанты — кажется евреи-христиане. Они там хотели огромный храм построить. Пришли ко мне советоваться (почему то меня сектанты и люди с неустойчивой психикой очень любят). Я им всё рассказал и строить там храм отсоветовал, поскольку место на официальной правительственной трассе и там, учитывая демографическую структуру населения, если уж строить храм, то лучше мусульманский, а для этой секты есть прекрасное место между железных дорог, между заводами грампластинок, Узбекхлопкомашем, лакокрасочным и экскаваторным. Сейчас там свалка. И место к зиме обычно занимает табор цыган. А место замечательное. Оно никому глаза не мозолит, но зато храм будет виден из поездов, идущих в Москву и Чирчик. Для прихожан тоже удобно, если пустить маршрутки от метро и станции Салар. Те кто покрепче и сами доковыляют. Не далеко. Эта идея им понравилась. А дальше был длинный разговор о том, где взять деньги на строительство храма. Мы обговорили кучу идей, но о них я говорить не буду. Это уже их дело, что и как делать. Пришли спросили, я своё мнение сказал, а решать им.

      [Цитировать]

  • Халдар:

    «почему то меня сектанты и люди с неустойчивой психикой очень любят» — ))))) был под столом не менее четверти часа.

    Виктор Арведович, Вам следовало бы все это записать, а издатель со временем найдется. Вы, без обид, — «Мулло Ходжа Насреддин Ташкентский 21 века».

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.