Иллюстрации к «Хамсе» Навои Искусство История

Прислал Bekzod Kamol

Как бы ни хотелось сильным мира сего — шахам и шейхам запретить произведения художника, они не могли сделать этого законодательным путём, потому что сколько критики не старались отыскать в них крамолу, им не удалось найти доказательств того, что художник вышел за рамки приличия, бросил вызов обществу.

Хаджа Абдаллах Ансари беседует с дервишами. Иллюстрации к «Хамсе» Навои. Изумление праведных. Герат, 890/1485.


Бодлеанская библиотека, Оксфордского Университета. Elliot 287. л. 24а, 11,5х16,3см.

Камолиддину Бехзоду как никому другому удавалось протаскивать свои идеи, как верблюда через игольное ушко. К примеру возьмём для анализа этой проблемы миниатюру великого художника, которую он написал к поэме «Хайратул аброр» входящую в «Хамсу» Алишера Навои. Миниатюра называется «Ходжа Абдуллох Ансорий беседует с дарвишами». При поверхностном взгляде можно
подумать, что здесь запечатлены мгновения обычной беседы в саду Ходжи Абдуллаха Ансарий. Но если обратить внимание на верхний план картины, то можно увидеть мастерски написанный горный пейзаж. Коварная лисица, преследуя горную козу, загнала ее на такую горную вершину, что бедному животному нет никакой возможности шевельнутся. Естественно, возникает вопрос: какую цель преследовало лисица загоняя козу на скалу?

Если следовать обычной логике, то ответ будет таким: у лисы не было другого выхода. Как известно, лиса лакомка. Она учуяло аппетитные запахи, исходящие из дома, но поскольку двери и окна были плотно закрыты, то возможности проникнуть туда обычным путём не было и тогда она решила воспользоваться дымоходом. Дом оказался высоким, перепрыгнуть на крышу можно было лишь загнав на скалу козу. И уже с ее спины перескочить наверх к дымоходу.

Для художника, желающего подняться на вершины искусства, основной целью является признание его достижений мировой общественностью. Для того, чтобы это произошло общество должно ознакомиться с его произведением, а в нём самом увидеть выдающегося художника, которые создаёт подлинные шедевры.
В те времена существовала такая традиция: прежде чем произведение выставлялось на суд общественности или выставлялось на торги, оно должно было получить благословение великого шейха. Существовал целый штат критиков, которые дотошно выискивали в произведении изъяны или запрещённые мысли. Это была своеобразная цензура.

Художник изобразил себя человеком, который представил созданное им произведение в высшую инстанцию и теперь смиренно ждет, какое решение вынесет великий шейх. Для того, чтобы провести свою идею, минуя неусыпный контроль цензуры, художник вынужден поступить как лиса. Шейх, обращаясь критикам, спрашивает: какие здесь есть ошибки? Критики вынуждены лишь
развести руками и ответить: мы не обнаружили ни одной ошибки, никакого изъяна в этом произведении не найдено. Шейх, сам того не подозревая, оказался в ловушке, которую ему устроил художник прячущий глаза, чтобы скрыть свою хитрость. Шейх понимая, что художник движим честолюбивыми желаниями покорить мир своим искусством, ничего не может по делать и
вынужден дать своё благословение тому, кто действительно заслуживает всемирной славы и признания.

Великий художник средневекового Востока Камолиддин Бехзод жил и творил в период с 1455 по 1537 годы. Он прославился на весь мир своими миниатюрами и настенными росписями. Своим творчеством Камолиддин Бехзод обогатил духовную сокровищницу человечество. Особой, свойственной лишь ему гармонией красок, выразительностью линий, мастерским композиционным решением произведений он вызывал восхищение современников и заслужил высокую оценку искусствоведов последующих веков. Его произведения воспринимаются как эталон изящество и вкуса. Случилась так, что эстетическая сторона затмила этическую. До сих пор нет серьезных научных исследований, которые бы раскрыли глубину содержания его миниатюр: психологии героев, философских обобщений, вытекающих из его произведений, какую идею через них хотел выразить автор. Известно, что ценность шедевра лишь возрастает благодаря величию философских идей, которые несет в себе то или иное художественное произведение.
Воздавая хвалу несравненному художническому таланту Камолиддина Бехзода не нужно забывать, что он был великим философом, ученым. Художник был выдающейся личностью, чей образ мыслей и мировоззрение опережали его время. В каждом своем произведений Бехзод решал художническую задачу, но прежде всего оно создавалось, чтобы выразить определенную философскую идею.
Поэтому так трудно с первого взгляда уловить мысль автора, проникнуть его мировоззрением. Восприятие его произведений требует от зрителя подготовку, детального изучения миниатюр, поскольку без глубокого проникновения в душевный мир лирических образов нельзя всерьез рассуждать о тех философских идеях, которыми пронизано его творчество.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.