К 210-летию поэта. Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте История Разное

Каждый из нас видел множество портретов Пушкина, живописных и скульптурных, исполненных порой крупнейшими художниками. А многие ли из них передают ту ускользающую суть, которая воплощена в легких, вроде бы небрежных, изумительных по самоиронии и точности штриха рисунках-автошаржах самого Александра Сергеевича? То самое, как будто несоединимое, дарованное лишь гению: безоглядное земное жизнелюбие – и печальная мудрость всепонимания, неподвластная никаким узам горняя «надмирность» духа – и бремя «невыносимой легкости бытия»…

Может быть, среди тех, кто оставил нам изображения Пушкина, ближе всех подошел к его тайне автор «ташкентского» памятника, замечательный скульптор М. К. Аникушин.

Мне довелось несколько лет назад услышать от доктора искусствоведения, ныне покойного профессора Р.Х. Такташа рассказ об истории создании этого памятника.

– К тому времени, когда эта работа была заказана Аникушину, – рассказывал Рафаил Ходиевич, – другая скульптура Пушкина этого же автора уже несколько лет украшала Площадь искусств в Ленинграде, напротив Русского музея. Но, как ни странно, тот памятник, созданный раньше, представляется мне менее удачным, – может быть, из-за подчеркнутого пафоса позы, воздетой вверх руки… «Наш» же монумент очень сдержан по внешнему решению (даже руки у Пушкина за спиной), – что довольно необычно для образа романтического поэта, – и в то же время исполнен удивительной экспрессии, он – летящий!.. Художник нашел очень точную меру движения и пропорций. Вглядитесь в этот облик, столь изысканный в своей простоте: вы не сможете не ощутить утонченность, благородство, душевную красоту поэта, которые так проникновенно переданы автором скульптуры. Кажется, что Пушкин запечатлен здесь таким, каким, наверно, он бывал в минуты вдохновения, в миг таинства рождения стихов…

Сам скульптор присутствовал на открытии памятника у нас в Ташкенте. Небольшого роста, живой, веселый человек, интересный собеседник, о себе он рассказывал мало, в основном предметом наших бесед был Пушкин.

Неудивительно – работа над воплощением его образа стала главным делом жизни выдающегося художника.
Действительно, если говорить о «нашей» скульптуре, по-прежнему, к счастью, украшающей столицу Узбекистана, – очень немногие из существующих ныне на территории СНГ памятников поэту могут сравниться по художественной ценности, мощи и выразительности с этой аникушинской работой. Может быть, лишь знаменитые работы Опекушина, Клодта в Царском Селе, Олега Комова в Твери… Всякий раз, проезжая по Пушкинской и видя этот прекрасный памятник, не устаю радоваться тому, какой чудесный подарок получил наш город. Это не просто слова: по художественным достоинствам «ташкентский» Пушкин – безусловно, шедевр, которым может гордиться любая столица.

«И в бронзе выкованной славы трясешь ты гордой головой…»

Но, если уж говорить о славе, – как не вспомнить другие поэтические строки – о «яркой заплате на ветхом рубище певца»… И впрямь, еще одно подтверждение этой мудрости было дано на нашей недавней памяти, и, по иронии судьбы, связано оно, хоть и косвенно, с тем же Аникушиным. Дело в том, что, как говорится, «энное количество лет назад» тогдашнее руководство Джизакской области заказало Михаилу Константиновичу бюст Ш. Р. Рашидова. Заказ был выполнен, но неудачно, так как работать пришлось не с натуры, а по фотографии. Бюст «перезаказали» другому скульптору – Я. Шапиро. Тот сделал лучше, но… Наступили другие времена – и памятник поспешили переплавить… Однако история на этом не закончилась, как никогда не заканчивается она на абсурде. Снова сменилась эпоха, – и на родине многолетнего руководителя нашей республики все же вернулись к мысли о том, чтобы установить ему памятник здесь. И пришлось… второй раз заказать бюст тому же Шапиро. Поучительный пример политической суеты…

…Цветут розы у подножия легкой, летящей скульптуры, и «Пушкина пресветлый взгляд» осеняет улицы Ташкента, знаменуя бессмертие культуры. Спокойная и свободная поза, стройная фигура, немного откинутая назад голова, словно поэт вглядывается во что-то, недоступное нам в дали будущих веков… Вечно зовя за собою и вечно – недостижимый…

Лейла Шахназарова.

7 комментариев

  • Фото аватара Арслан:

    По своей работе в Театрально-художественном институте мне приходилось возить студентов — художников на производственную практику, в том числе и в Ленинград. Наведывались мы и в скульптурную мастерскую престарелого маэстро Аникушина, которая находилась во дворе здания Академии художеств. Это были 70 годы. Студенты получали наглядный урок, как надо работать, чтобы стать известным.
    Не случайно, что один из наших студентов Виталий Гамбаров влюбился в эту тематику и создав свой памятник Пушкина, подарил его канадскому Монреалю. Благодарное руководство Канады дало ему всё. что он хотел — гражданство, квартиру в Монреале и т.д.
    Нам остаётся только надеяться, что с этим памятником не поступят , как с памятником Гоголю, стоявшему на этой же улице.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лейла Шахназарова:

    «Пушкина пресветлый взгляд» осеняет улицы Ташкента, знаменуя бессмертие культуры…»
    Если все же однажды случится то, о чем Вы пишете, — значит, культура не так уж бессмертна…

      [Цитировать]

  • Фото аватара Eleonora:

    Лела, так хорошо написала! Так точно уловила «пушкинскую материю».
    «На тонких эротических ножках…» ворвался Пушкин… в данном случае в Ташкент!

      [Цитировать]

  • Фото аватара vitali.gambar@mail.ru:

    Был приятно удивлен, прочитав сообщения, некоего Арслана, и всякую ерунду про Ленинград и посещения мастерской Аникушина. А главное что Канада дала мне все, что я хотел (вот уж бред) Канада не Советский Союз, здесь никто ни кому, ни чего бесплатно не дают. Нужно за все платить, и очень большие деньги. Бюст Пушкина я установил в Монреале возле собора Петра и Павла, это мой подарок городу и русскоязычной общине. Это первый памятник А.С Пушкина на канадской земле. Я русский художник, автор пяти памятников. В Канаде нахожусь только потому, что моя дочь Стефания Гамбарофф учиться в Монреальском университете Конкордия на отделение скульптуры. Виталий Гамбаров, Санкт-Петербург, Россия.

      [Цитировать]

  • Фото аватара александр махнёв:

    ну конечно лейла я знаю что вы много пишете о пушкине. это кстати больше даже не о нём, а о вас говорит)
    одного вот вы наверняка не знаете: тэг махнёва на этом сайте находится в одном ряду с тэгом пушкина)))))

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лейла Шахназарова:

    Если это намек, то ваши материалы я читала и даже, если помните, оставила восхищенный комментарий под «Рудником текучего рубина»…

      [Цитировать]

  • Фото аватара александр махнёв:

    да нет лейла какие намёки. я сам сей факт в связи с вашей статьёй случайно обнаружил))))

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.